Описание молчалина в горе от ума. Дать характеристику Молчалину: что говорят о нем другие герои, как сам себя характеризует (3 явл.3 действ.), как относится к Софье и Лизе, смысл поступков

Описание молчалина в горе от ума. Дать характеристику Молчалину: что говорят о нем другие герои, как сам себя характеризует (3 явл.3 действ.), как относится к Софье и Лизе, смысл поступков

Молчалин - один из наиболее запоминающихся образов в комедии «Горе от ума». Он наделен говорящей фамилией. Итак, о чем «молчит» этот персонаж?

Мы встречаемся с Молчалиным еще в самом начале комедии, когда узнаем, что у них взаимная любовь с Софьей, дочерью хозяина дома. Впрочем, в дальнейшем становится понятно, что взаимность любви существует лишь в воображении Софьи, а сам Молчалин не так прост, как кажется.

Жизненная позиция Молчалина наиболее полно раскрывается во время его диалога с Чацким. "Мне завещал отец: во-первых угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была" , - говорит Молчалин. И действительно, этот персонаж всегда сможет добиться того, чего хочет именно благодаря своей способности находить подход к людям. Его главная цель (как и любого представителя «фамусовского общества») - добиться высокого положения в обществе любыми средствами. И вот он, поняв, что в него влюблена дочь Фамусова, чтобы не оскорбить ее, разыгрывает романтичного и робкого влюбленного. Он знает, что Софья читает французские любовные романы и поэтому понимает, каким должен казаться при ней. И это действует: Софья восхищается его покладистостью, скромностью, мягкостью. Скромно он ведет себя и при Фамусове. Во время бала Молчалин всеми силами старается угодить Хрюминой, зная, что она занимает высокое положение в обществе («ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка»).

Однако интересно понаблюдать за тем, как меняется его поведение с другими людьми. Наедине со служанкой Лизой он становится грубо-развязным. С Чацким он беседует вежливо и подчеркнуто сдержанно, потому что понимает: Чацкий - нежеланный гость в этом доме и невыгодно оказывать ему почтение. Кроме того, Молчалин поражается тому, что Чацкий не знаком с одной знатной дамой - Татьяной Юрьевной. Это показывает, насколько важны связи и репутация для Молчалина (и насколько малое значение они имеют для Чацкого). Противопоставлены друг другу также желание Чацкого доказывать всем свою правоту и сдержанность Молчалина («в мои лета не должно сметь свои суждения иметь» ).

Если Чацкий оказался в этом обществе изгоем, то Молчалин чувствует себя здесь как рыба в воде. Не зря сказал Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете». Молчалин представляет собой такой типаж человека, который, к сожалению, востребован в любом обществе в любое время. Именно такие люди часто добиваются многое именно благодаря своему лицемерию. Поэтому на довольно популярный вопрос, что станет с Молчалиным после скандала в финале произведения и разоблачения, модно дать утвердительный ответ: все довольно быстро забудется и он будет продолжать жить в доме Фамусова как ни в чем ни бывало.

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить». Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Образ и характер Молчалина в комедии Горе от ума

Характерные черты Молчалина - стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - определяют особенности его речи. Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Он говорит преимущественно короткими фразами и слова подбирает в строгой зависимости от того, с кем говорит. В его языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать слова деликатные, не простонародные, прибавляет почтительно с: с бумагами-с, нет-с. Интонации его речи разнообразны, смотря по тому, с кем он говорит. К Фамусову, своему начальнику, он обращается с подчёркнутой почтительностью, к Хлёстовой - льстиво и вкрадчиво, с Софьей говорит с особой скромностью, с Лизой он не стесняется в выражениях. Особенно интересна его беседа с Чацким. Внешне Молчалин говорит с Чацким очень вежливо, но за этой вежливостью скрывается самодовольство преуспевающего чиновника; в его речах звучит насмешка над Чацким, которому «не дались чины», и стремление поучать: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам».

Манера Молчалина говорить с особой наглядностью подчёркивает всю низость его натуры.

    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...

    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И.А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила...

  1. Новое!

    Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 - нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных...

  2. «Молчалины блаженствуют на свете», – с горечью скажет Чацкий, которого «все гонят, все клянут». Комедия Грибоедова построена так, что Чацкого и Молчалина хочется сравнивать. Александр Андреевич Чацкий еще не появился в комедии, а о нем уже говорят:...

    Всякая комедия, как вид драматического произведения, предназначена для постановки на сцене. Следовательно, чтобы понять комедию лучше, чтобы разобраться в ее ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги...

Скромный и сдержанный, входит он в гостиную и подобострастно раскланивается. На лице его — угодливая улыбка, в манерах и движениях — мягкость, предупредительность, робость. Но это притворная робость. На самом деле у этого скромного человека — точный и безошибочный расчет. Войдя в гостиную, он тотчас оценивает обстановку. В углу, в глубоких креслах, сидит Хлестова, важная, влиятельная старуха, одного слова которой достаточно, чтобы упрочить или погубить чью-либо карьеру. Он подходит к ней и, почтительно склонившись, говорит с вкрадчивой улыбкой:
Ваш шпиц, прелестный шпиц; не более наперстка;
Я гладил все его: как шелковая шерстка.
«Спасибо, мой родной», — отвечает довольная старуха. Признательность ее обеспечена. Это — Молчалин, секретарь Фамусова, один из главных героев комедии.

Безродный, т.е. незнатный дворянин из Твери, пригретый Фамусовым, Молчалин явился в Москву, поставив перед собой одну цель — сделать карьеру. Явился он, вооруженный целой теорией карьеризма. Исходная позиция его — сознание своей незначительности и зависимости:

Ведь надобно ж зависеть от других …
В чинах мы небольших …
Тактика его — угодничество, подхалимство, лицемерие. Это тактика, перешедшая по наследству от отца, завещавшего ему угождать не только хозяину дома, начальнику, но даже «собаке дворника, чтоб ласкова была».

Основной аргумент его — опасность собственного мнения. Молчалин рассуждает так: а вдруг не угадаешь мнения начальства, «не попадешь в точку»? И он ставит себе правилом:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

У него есть и таланты: «Два-с. Умеренность и аккуратность». Молчалин оказался «деловым» человеком, ловким чиновником. Прошло всего три года со дня появления его в Москве, и он уже самодовольно заявляет:
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.
Три награжденья за три года — большая удача для начинающего чиновника.

Молчалин умело делает свою карьеру. Манера его держать себя обманывает всех окружающих. Неудивительно, что Софья его не разгадала. Молчалин обманывает ее и, принимая вид любовника — «по должности», «в угодность дочери такого человека», — в то же время ухаживает за Лизой. Поступок с Софьей — лучший показатель его полной беспринципности, холодной расчетливости.

У Молчалина ничего нет за душой, у него — один холодный расчет. Это не значит, что Молчалин не сделает карьеры. Чацкий говорит о нем:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Пока существуют Фамусовы, только подписывающие бумаги, Молчалины будут незаменимы. Фамусов, «по размышленью зрелом», вероятно, простит его. И снова Молчалин будет услужливо скользить в его гостиной:
Там моську вовремя погладит,
Тут впору карточку вотрет.
По-прежнему будет подкупать его лакейско-угодпивый язык и тон: «с бумагами-с», «да-с» , «нет-с» … А в Архиве своим чередом будут ему
идти чины и награды.
Образ Молчалина вызывает гадпивость и отвращение. Но Чацкий прав, говоря о живучести и распространенности зтого типа: Молчалины блаженствуют на свете. Имя Молчалина недаром стало нарицательным.

Вот он, на цыпочках и не богат словами. Молчалины блаженствуют на свете. А. С. Грибоедов Одна из любимых тем великих писателей XIX века - становление молодого че­ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен­ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове­ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня. Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее - че­ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина. По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре­тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой­ность Молчалина - искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника. Цель жизни Молчалина - сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи­нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться - лесть, низкопо­клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты. Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча­лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай. Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен­ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо­жение и поддержку влиятельных господ. Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина - приго­вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга­низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо­ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», - один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще­ния с фамусовским обществом. Молчалин не беспомощен и не смешон - по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко­торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле­нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну­жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос­сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не­сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди. Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так­тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности - и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

просмотров