Основные причины конфликта чацкого с фамусовским обществом. В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Основные причины конфликта чацкого с фамусовским обществом. В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Янв 28 2011

Комедия «Горе от ума» была закончена Грибоедовым в тысяча восемьсот
двадцать четвертом году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни
автора ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии
переписывалась от руки, и списки распространялись по России. К моменту
первых театральных постановок «Горе от ума» зрители знали текст комедии
наизусть. «Горе от ума», как политическая , сразу же была воспринята
правильно и получила высокую оценку декабристов. Прочитаны первые страницы …Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о Чацком?А в последствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с
первых же страниц заинтересовала меня.

Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме
своего опекуна Фамусова,друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью,
получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка
вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре
юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали
серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно,
самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти
годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и
любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению
жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года …И вот наш герой
снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно
любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой
девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий
весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь
Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.

Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его
отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не
любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина.
Она способна на лож, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно,
отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может
почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов
встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между
ними постоянно происходят столкновения.

В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным
претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником
самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником
«свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о
человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная
идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности,
о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и
бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным,
их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.
Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот
строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых.
Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит
в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.

Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев,
Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем
обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает,
издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как
к его размышлениям отнесутся окружающие.
Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он
хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду.
Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.

Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как
выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает
у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне
близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.

Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, -
олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести,
на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит
ему предательский удар: сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю,
что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но
нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница
прекрасного пола и вдруг…. такая подлость! Выдумка о сумасшествии
Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все
повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают
перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой
фразы: по их мнениям сумасшедший - значит «вольнодумец». Все пытаются
установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: «Чай, пил не по
летам»,но Фамусов твердо уверен:

Ученье - вот чума,
Ученость – вот

причина….
Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием». Полковник
Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и
просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А школы сохранят так: для больших оказий.

А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он
ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой
свободолюбивый . И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, -
возводит на него гнусною клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем
сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как
то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.

И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий
оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и
горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но смело горничная
намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут
Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет
ничего завидного», что влюблен он в неё « по должности», « который кормит и
поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого: «Вот я
пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник -
Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый»,
убежденный в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь своё
суждение иметь », но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело
пожить».

И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала
случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена,
унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе
силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её
ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может.
Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его
безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так
как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему.
Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в
любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по свету,
где оскорбленному есть чувству уголок ».

А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней! Но Чацкий,
причислив её к миру своих врагов, убежден, что «другой найдется
благонравный низкопоклонник и делец». Может быть, прав наш герой. Ведь
Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не
принесла бы человеку, имеющему определенное мнение о крепостном
праве, просвещении, службе. Недаром декабристы видели в Чацком своего
единомышленника.

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не
безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая
характерна для фамусовского общества, погубившего её.
Комедия «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной
культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной
силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое
отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так
часто встречаются и в нашей жизни.

Главный герой комедии учит нас быть непримиримыми ко всему низкому и
пошлому, учит быть честными, добрыми и принципиальными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » О конфликте Чацкого с фамусовским обществом. . Литературные сочинения!

В чём своеобразие конфликта Чацкого с «фамусовским обществом»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Показать текст целиком

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, но разрешена к печати лишь в 1831 году, уже после смерти Грибоедова. Конец 10-х – начало 20-х годов 19 века – это время возникновения тайных обществ, основной программой которых было освобождение крестьян, уничтожение самодержавия, утверждение русской национальной самобытности в искусстве. Это время, когда в России происходит конфликт между прогрессивным и консервативным дворянством. И этот основной конфликт эпохи царствования Александра 1 нашел отражение в пьесе Грибоедова. Само понятие «конфликт» заключает в себе воспроизведение острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Так в чем же проявляется своеобразие конфликта главного героя с «фамусовским обществом»?

Завязкой сюжета пьесы является приезд Чацкого, который вернулся на родину после двух лет путешествия по Европе, полный жажды деятельности и соскучившийся по любимой. В завязке определяется конфликт - столкновение интересов Чацкого, влюбленного и добивающегося ответа, и Софьи, для которой Чацкий - угроза ее любви к Молчалину. Развитие действия связано с активностью Чацкого, ищущего ответа на вопрос, кто может быть избранником Софьи. А кульминацией - намеренно пущенный Софьей слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». Этому слуху поверили все без исключения, и потому любовный конфликт обретает общественную силу. В развязке комедии Чацкий узнает о том, кто его соперник, и о том, что для всех он безумен. И происходит слияние частного, любовного конфликта с гражданским, социальным.

Между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений . Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Ярким представителем фамусовского общества является сам Фамусов. По своему общественному положению он - богатый чиновник, занимающий видное место в Москве.

В службе он считает главным служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными - вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек , желающему служить:

А дядя! Что твой князь? Что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб…

…Упал он больно, встал здорово.

Взгляд же на службу Чацкого совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служение не лицам, а делу, целью службы ставит заботу об общем благе, а не личные материальные интересы:

Кто служит делу, а не лицам…

Честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Разные взгляды у Фамусова и Чацкого на

В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина) , и молодёжь (Софья, Молчалин) . Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а так же положению в обществе. Идеалами для них служат такие люди, как Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать» . Все характерные черты чинопочитания того времени ярко выражены в образе Молчалина: он молчалив, боится высказывать свое мнение, ищет расположение у всех, чей чин выше его собственного, ради того, чтобы стать важным чиновником, он готов на многое. Для Чацкого главным человеческим качеством является богатый духовный мир. Он общается с теми, кто ему действительно интересен и не заискивает перед гостями дома Фамусова. Цель жизни для Павла Афанасьевича и ему подобных – карьера и обогащение. Кумовство – обычное явления в их кругах. Светские люди служат не на благо государства, а ради личной выгоды, это подтверждает заявление полковника Скалозуба: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. Чацкий же не желает служить «лицам» , именно ему принадлежит высказывание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» . Александр Андреевич – прекрасно образованный человек. Он три года провел за границей, что изменило его мировоззрение. Чацкий – носитель новых, революционных идей, но именно всё новое и прогрессивное пугает фамусовское общество, а источник «вольномыслия» эти люди видят в просвещении: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мыслей. Общество увидело в Чацком человека, перечащего основным моральным устоям, именно поэтому слух о его сумасшествии так быстро распространился, и никому не составило труда в него поверить. Фамусов из самого светлого и чистого чувства сумел извлечь выгоду: для своей дочери он избрал в мужья Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы» . Понятно, что при таком отношении, о настоящей любви говорить не приходится. Чацкий много лет сохранял искренние чувства к Софье. Вернувшись в Москву, он надеялся на взаимность, но Софья оказалась под сильным влиянием общества её отца, а также, начитавшись французских романов, она нашла себе «и мужа-мальчика, и мужа-слугу» Молчалина, а он, в свою очередь, с помощью Софьи собирался получить очередной чин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека Единственный раз мнения Фамусова и Чацкого совпадают в вопросе о влиянии иностранцев на Россию, но у каждого на то свои причины. Чацкий говорит, как истинный патриот, он противник «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам, ему противно слушать речь людей фамусовского общества, где господствовало «смешенье языков: французского с нижегородским» . Фамусов негативно относится к иностранцам лишь потому, что он отец, и его дочь может ненароком выйти замуж за какого-нибудь француза. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим» . Он верит, что будущее принадлежит его собратьям по духу.

1. История создания комедии «Горе от ума».
2. Причина разногласий между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
3. Бессмертие комедии А. С. Грибоедова.

А. С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в начале XIX века. В те годы на смену порядкам екатерининской эпохи стали приходить новые веяния, появились в русском обществе иные люди, с передовыми взглядами, желающие служить своей стране, не требуя за это ни званий, ни наград. Это было связано, безусловно, с тем патриотическим подъемом, который испытало русское общество после Отечественной войны 1812 года. Это привело передовую часть дворян в 1825 году на Сенатскую площадь с требованиями предоставления гражданских свобод и подписания конституции.

В центре комедии Грибоедова стоит такой человек. В его облике, поведении, даже в фамилии современники угадывали реальное лицо — П. Я. Чаадаева. Он был философом-западником, за прогрессивные взгляды и критику современных ему порядков Чаадаева объявили сумасшедшим. Итак, противостояние Александра Чацкого и фамусовского общества составляют основной общественно-политический конфликт пьесы.

Чацкий — это молодой человек, он образован и имеет свое собственное мнение на многие очень серьезные проблемы своего времени. Два года Александр Андреевич провел за границей, там он познакомился с передовыми идеями современности, видел, как живут люди в других странах. И вот он в Москве, в среде людей высшего света, в доме своего дяди, московского «туза» Фамусова. Чацкий влюблен в дочь Фамусова, Софью, с которой они вместе выросли. Детская привязанность перерастает со временем в серьезное чувство. Чацкий искренне рад встрече с Софьей и сразу начинает объясняться ей в своих чувствах. Он еще не знает, что пока его не было, Софья увлеклась Молчалиным, секретарем отца. Поэтому она холодна с Чацким и даже недовольна его пылкостью и страстностью. Чацкий растерян, он не может понять причину такого отношения к себе. Дальнейшее развитие событий определяется попытками Чацкого узнать, кто же является счастливым соперником: Молчалин или Скалозуб. Но любовный конфликт Чацкого и Софьи только внешний, который впоследствии вскрывает конфликт более глубинный, общественно-политический.

Видя этих людей, общаясь с ними, Чацкий не может понять, почему Софья не замечает в них того, что так явно видно ему. Ситуация накаляется, и Чацкий произносит свои знаменитые монологи. В первую очередь, это монолог о стариках, о так называемых «судьях», законодателях мод, которые «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Другой — о засилии всего иностранного, о «рабском, слепом подражании», о «чужевластьи мод». Чацкий гневно вопрошает:

Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли,
в родстве,
Великолепные соорудя палаты...

Но пламенные речи Чацкого остаются без поддержки, более того, его выпады встречают протест, враждебность, глухое непонимание. В конце концов он остается совершенно один против враждебно настроенного фамусовского общества. Да еще и Софья пустила слушок, что Чацкий не в себе.

А. С. Грибоедов показывает читателям не только тех, кто не принимает позицию Чацкого и вступает с ним в открытую борьбу, но и тех, кто не в состоянии бороться с несправедливостью, чья воля парализована. К таким героям относится Горич, бывший сослуживец и друг Чацкого. Но Горич женился, попал «под каблук жены» и покорно несет свое бремя, хотя понимает, что опустился: «Теперь я, брат, не тот». Когда Чацкого объявили сумасшедшим, Горич не желает этому верить, но открыто противоречить общему мнению он не решается. Чацкий оказался в одиночестве. Его обличительные монологи повисли в воздухе, никто ему не сочувствует, и весь его «мильон терзаний», как сказал И. А. Гончаров, на первый взгляд, нам кажется тщетным. Но это не так. А. С. Грибоедов в образе своего главного героя показал наметившиеся в русском обществе перемены, зарождение у передовых людей эпохи желания стать полезными обществу, заботиться о всеобщем благе, а не только о личном благополучии.

Комедия А. С. Грибоедова показывает нам жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее сложности, противоречивости и неоднородности. Автор реалистически изображает типы той эпохи несмотря на некоторые романтические черты главного героя. Писатель поднимает извечные проблемы в пьесе — взаимоотношения между поколениями, противоречие между личным и общественным благосостоянием, эгоистическим началом в человеке и его бескорыстной готовностью помогать людям. Поэтому это произведение актуально и сейчас, в начале XXI века, потому что помогает разобраться в современных проблемах, которые практически не отличаются от жизненных коллизий эпохи А. С. Грибоедова.



просмотров