Основные черты русского национального характера. Русский национальный характер

Основные черты русского национального характера. Русский национальный характер

Развернуть оглавление...

1) Русские очень агрессивны , количество убийств (даже с “палочной” статистикой), даже с запретом огнестрельного оружия и на 100.000 человек подтверждает это.

По тянутой перетянутой статистике в России В ДЕСЯТЬ раз больше убийств на 100.000 человек, чем в соседней гейропе.

Статистика говорит, что в России 9,2 убийств на 100.000, а до 2010 было не падайте 24 убийства на те же 100.000, знаете почему такая разница? Потому что кому-то пришла золотая мысль в голову разделить предумышленные убийства и убийства в результате нападения. Но все легко проверяется, само МВД нам расскажет:


2) Русские обожают хамить
и мат считают частью своего величия и своей культуры. Любой спор с русскими кончается переходом на личности – почитайте комменты под этим постом или любым его перепостом в интернете – вы узнаете много “интересного” именно об авторе поста, а не о его теме.
Переход на личности в любом споре – это одна из золотых скреп русского человека, по сути любой спор с русским заканчивается тем, что он найдет (или придумает) какое-то ваше личное качество, которое станет самым разгромным аргументом в споре. Если вы еврей, школьник, предатель, эмигрант, нищеброд… Как вы можете спорить о чем угодно?.. Стиль спора


3) Русский менталитет застрял в рабовладельческом строе русские полностью зависят от барина, они за него врут, они за него могут умереть. Слово раб Slave eScLAVE в европейские языки пришло от того, что именно слав яне чаще всего были рабами.
Подчинение и безоговорочно принятие позиции властей – вот особенность русских:
Никто не проводил референдум нужен ли России Крым. За три дня до олимпиады ни один русский не считал отсутствие Крыма в России какой-либо значимой проблемой.
Но барин проснувшись сутра принял решение – и рабы его дружно поддержали.
Весь крупный бизнес разно или поздно начинает принадлежать барину (НТВ, Юкос, Евросеть, Вконтакте, Башнефть).

Русские не сопротивляются потому что с раннего детства выучились быть беспомощными:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Выученная_беспомощность


4) Русские очень инфантильны они не умеют нести ответственность и принимать решения за себя им всегда нужен пинок от начальства:
Артиллеристы, Сталин дал приказ.
Партия сказала надо.
План Путина
и так далее…
Все решения за русских принимает взрослый барин.
Скажите, что русский человек сделал сам без приказа сверху?

Социальный контракт русских с властью очень прост. Власть снимает с русского любую ответственность за что угодно, но взамен требует абсолютную лояльность и подчинение. Узнаете? Это классические отношения “родители – несовершеннолетние дети”.

Вот, классический пример робости русских перед властью, “Сын за отца не в ответе”, русские реально власть считают за родителей , русские не представляют как вообще возможно нести ответственность за свою власть:


Когда ты спрашиваешь русского – зачем Россия воюет на Донбассе русский ответит, что Америка бомбила Ирак и Афганистан* а в Европе Крестовые походы были и в США негров линчуют, значит и нам можно.
От ответа на вопрос зачем воюет Россия русский уйдет или начнет придумывать сказки про бендеровцев, базы НАТО в Крыму и фашистов или вообще сделает вид, что не знает ничего об участии России. Точь в точь как школьник, у которого домашнее задание “бандит отобрал”, а “варенье котик съел” и вообще Петров тоже курит за гаражами, а его не ругают!
(* Кстати после бомбардировок у Ирака и Афганистана ВВП вырос в 4,5 и 8 ,5 раз соответственно).
Переключить ненависть русских с Украины на США, а с США на ИГИЛ, а с него на Турцию – вопрос нескольких дней, как барин скажет – так ненавидеть и будем.

всего 17% россиян способны к критическому мышлению: http://maxpark.com/community/4765/content/6062815

4.1) “Переводной дурак”.
Если русский нашел кого-то, кто более виноват чем он, то русский автоматически считает себя полностью невиновным.


5) Власть для русских – неприкосновенна.
Инфантилизм народа + рабовладельческий строй дают абсолютную гарантию бессменности любой власти. Смена власти в России за последние сто лет произошла дважды оба раза когда в стране был голод.
Проблемы меньшего масштаба русские будут с гордостью терпеть. Зачем нужны выборы русские искренне не понимают и всегда выбирают тех же самых.
Русские вожди из власти уходят из-за переворотов или на тот свет, по решению народа – никогда .


5.1 Русские не солидарны между собой, только с властью и только по указке власти.

Русские никогда не поддерживают чужой протест без указания и одобрения власти. Ни одна фабрика не забастует из солидарности с другой, русский не понимает зачем это, ведь у нас-то все хорошо, а начнем протестовать и нам платить перестанут. Когда Француз проходя мимо митинга крикнет пару лозунгов в поддержку – русский обойдет любой митинг и пикет по другой стороне дороги, как бы чего не вышло.

6) Русские никогда и ни в чем не виноваты.
У любого события в России есть свое объяснение. Разруха, тупые законы, нищета, смертность, алкоголизм, вооруженные конфликты, стагнация, криминал, злая Америка, злая гейропа, умершая наука и медицина, нищенские пенсии – русские все это могут объяснить за несколько минут, и еще за пару минут объяснить, что с этим надо сделать и кого наказать. У всех этих вещей есть глубокие причины, объединяет эти причины только одно – они НИКАК не связаны с самими русскими!

Но советский человек мыслит иначе - у него все виноваты, кроме него самого. Ему свойственно причудливое сочетание непомерной гордыни и комплекса неполноценности. Он нередко двуличен, он может бояться начальства и одновременно презирать его.
http://lenta.ru/articles/2016/01/16/homosoveticus/


6.1) Русские не извиняются и не несут ответственности.
И любое извинение считают унижением. Даже в ситуации, когда русский понял что был не прав – извинения не будет, вместо этого русский вам предоставит свое оправдание. В неловких ситуациях не рассчитывайте на то, что русский извинится, лучше он трижды объяснит вам почему именно вы виноваты.
Нет ничего кроме мифологически-религиозных моментов, за что русский человек нес бы хоть какую-то ответственность. Дороги, пенсии, налоги, зарплаты – русские не понимают и не представляют, как это может зависеть от них.
6.2) Русские не благодарят, а за добро платят ненавистью.
Владелец магазина кормит нищих пенсионеров, пенсионеры на него подали заявление в прокуратуру – почему так мало хлеба дает?


7) Воровство и обман это часть менталитета русских.

Настолько крепкая, что тюрьма, логичное продолжение воровства, у многих русских считается закономерным событием в жизни как и армия. От тюрьмы да от сумы , слышали? Думаете в Европе тоже от тюрьмы не зарекаются?

Ежегодные потери от коррупции России больше ТРИЛЛИОНА. 1.000.000.000.000 рублей.
Это продолжение инфантилизма. Русские, как дети, не умеют думать и нести ответственность за свои дела на шаг вперед, за них барин думает, а когда барин не может – начинается раздрай, воровство и пьянство.

Нигде в мире нет такого количества поговорок, оправдывающих воровство.
Тихо спиздил и ушел, называется нашел. итд…


8) Русским нравится подчиняться
Детский сад, школа, армия – и в результате получается абсолютно натренированный на подчинение шаблонный крепостной, который уже много лет как отвык оспаривать решения начальства и думать своей головой. А если почему-то не отвык того в норму приведут другие “тебе больше всех надо, самый умный тут штоле?”
8.1) Конформистом быть проще чем либералом.
Всегда. У русских всегда есть согласие с властью. С любой властью. За неделю до революции 85% поддерживали старого правителя через неделю после революции 85% будут поддерживать нового правителя. Как уже говорилось выше – за три дня до олимпиады ни один русский не считал отсутствие Крыма в России какой-либо значимой проблемой.



9) Русские не верят, что где-то может быть лучше и не верят в справедливость
У этого явления даже название есть – обратный карго культ. Русские искренне верят в то, что если они живут плохо – значит весь мир живет еще хуже.

Любой папуас–людоед уверен, что белые люди не могут не есть людей.

Просто они их очень осторожно и незаметно едят и этот факт виртуозно скрывают.


9.1) Русские искренне уверены, что везде на свете одинаково плохо

Поразительно, но большинство комментариев под этим постом касались именно этого пункта. Несколько сотен человек не думая сказали, что “ все то же самое можно сказать про любую другую нацию ”. Это тот самый “переводной дурак” из пункта 4.1

Но рекордная статистика убийств, ежедневное и повсеместное хамство, любовь к подчинению, мечты о войне, разруха, острая нужда во враге и еще два десятка пунктов дальше – это черты только русских , у других наций такого нет вообще!

Испанцы, финны, австралийцы, чилийцы – они все разные, они все не ангелы, но ни у кого нет такого гремучего коктейля из всех этих пунктов.
А пока четверть россиян считают Россию лидером мировой экономики (Россия – это 2% мирового ВВП)


9.2) Слово демократия для русских – синоним проблем. Как и либерализм.
Власть народа и права человека для русских – практически ругательные выражения. Почему? Может потому что крепостные больше всего не любят тех, кто хочет лишить их крепостного права?

9.3) Русские не верят в существование объективной истины

…русским тяжело дается усвоение того, что же такое “объективная истина”. В глубине души многие русские искренне сомневаются в ее существовании. Субъективное мнение русского человека о реальности и есть для него сама реальность. http://www.bbc.com/russian/blogs/2016/06/160601_blog_pastoukhov_russian_character


10) Русские не хотят жить лучше им нравится терпеть невзгоды.
Православие, учит жить в бедности и покорности, образование говорит, что интересы страны важнее интересов людей, мужики, которые бреются топором и открывают консервы зубами – считаются героями, русские искренне считают жизнь в бедности и лишениях – благодетелью.



При этом Россия – богатейшая страна на этой планете , русские уверены, что надо не жить, а выживать, только так сохранится духовность.
Если бы России нужен был девиз – он был бы: “
”.

10.1 Коллективный нарциссизм и реваншизм.
Не имея повода гордиться своими личными достижениями русские гордятся достижениями Российской Империи и СССР, но эти достижения рассыпались в труху за 20 лет с развала совка, и нарциссизм превратился в ожидание реванша. Именно по этому русские так болезненно горды своими “сатанами”, “булавами”, “тополями” и “искандерами”,но не продолжительностью жизни, пенсиями или туризмом.


11) Русским нужен враг.
Враг – это одновременно и стимул и оправдание для русских. Любую свою проблему русские свалят на врага, в подъезде враги англо-саксы нассали. Любое достижение будет совершено по указу барина и на зло врагу. Сами для себя русские ничего не делают, все равно барин отберет.



12) Русские мечтают о великой войне .
Потому что отлично понимают, что жить в мире у них получается плохо, вся их слава и все их достижения связаны только с войной. Крым все спишет да нам живется плохо, это все потому что война, первая мировая, вторая мировая, холодная, против США и всей планеты.
Россия живет из войны в войну и тем самым оправдывает свое нищенское существование.

Вся история России состоит из трех этапов – подготовка к войне, война, восстановление после войны.



13) Русские готовы умереть за родину, но не хотят за нее жить.
Это искусственно созданное в XXI веке явление, такая нация выращивается властью специально для траты ее в войнах. Алкоголь, наркотики, бытовые убийства, бандитизм – это все наглядные проявления готовности русских умирать и неумения русских жить за Родину.



14) Русские не ценят жизнь – продолжительность жизни в России за последние 50 лет выросла на ОДИН ГОД , когда вся планета(от Нигерии до Швейцарии) за эти же годы набрала плюс 15 лет!


14.1) Русским территория важнее людей Большая страна важнее живых сограждан. Русские пожертвуют скорее жизнями людей, чем территорией страны. Главное богатство России – не люди, а земля – это тоже наследство крепостного строя, когда человек был привязан именно к земле и потеря земли была равносильна голодной смерти. Крым разменяли на санкции, два года пенсий, и презрение всей планеты.


15) Русским не интересно 76% Россиян никогда не были за границей России. 70% россиян не владеют ни одним иностранным языком .

Наука и образование в России практически исчезли. Наука испаряет бюджетные деньги, из образования люди бегут в продавцы и зарабатывают больше. Россия XXI века совершила ровно два открытия мирового уровня. Первое – открытие 117 и 118ого элементов таблицы Менделеева на еще советском оборудовании, второе сделал Григорий Перельман, который в России жил на мамину пенсию, но уехал в Швецию жить.

Русские не учатся и не хотят, почему? Потому что потратив 6-8 лет на дополнительное образование русский будет зарабатывать столько же сколько продавец, а иногда даже меньше.
Эмиграция из России – естественный этап человека, который хочет развиваться.


16) Русские любят врать , они не имеют своего мнения или готовы им поступиться по первому же намеку властей. Особенно любят они врать не для себя, но во благо барина, это доказанный факт:


17) Чтобы понравится русским – надо их уничтожать – больше всего они любят тех, кто больше всего уничтожил русских. Самый уважаемый правитель русских – Сталин, при нем Россия потеряла больше всего своих жителей как в числовом так и в процентном исчислении. Ленин, Сталин, Петр I – при них же Россия несла самые большие потери. Русские считают унижение – заботой. Часто бьют жен, детей, животных.



18) Русские не доверяют никому кроме односельчан своего круга общения, им русские могут доверять безоговорочно. Незнакомым, иностранцам и другим национальностям русские не доверяют. Чего им у себя не сиделось, украсть наше добро пришли? Из-за недоверия между работодателем и работником в России сложилась ситуация, когда воровать выгоднее, чем работать.



19) Русские очень обидчивые и театрально оскорбляются по любому поводу, они считают это частью своей духовности. Вот прямо сейчас вместо того, чтобы усмехнуться в бороду многие русские уже строчат гневные комменты даже не дочитав до конца.
Девочка сфотографировалась сидя на мемориальной плите, ну глупая, бывает, девчонки станцевали на фоне памятника? Выдали 15 суток! Русские изойдут на ярость желчь и ругань.
Пусси станцевали в храме? Пол страны приняло это как личное оскорбление.

Гугл находит двадцать миллионов ответов на запрос “оскорбил Россию” и в двадцать три раза меньше на запрос “insulted USA”.

Русские свято уверены, что весь остальной мир почему-то хочет их погубить.


20) Русские обожают русофобию . Они носят ее на знаменах. Как только русских упрекают в чем-то – они тут же у наслаждением мазохиста начинают жаловаться на русофобию. Русский хамит тебе, переходит на личности, ты его упрекнешь – все! Ты русофоб, не дал себя обматерить русскому человеку. Русофобом стать очень просто – достаточно упрекнуть русского в чем-то, от чего он не сможет увернуться или придумать себе оправдание. Ведь если бы ты любил Россию – ты бы не стал спрашивать про Крым.



21) Русские обожают судить о незнакомых им вещах и Русские обожают учить вас жить. Любой русский – специалист по любому жизненному вопросу, он отлично знает когда вам надо выходить замуж, родить ребенка, когда вам надо набрать несколько кило и почему вашему ребенку лучше пойти в армию, а не в университет. Просто начните разговор об этом и вам объяснят что вы все делаете неправильно.
Любой русский вам подробно расскажет почему американцы захватили Афганистан, Ливию, Ирак и Сирию. Подробно с деталями, правда вы автоматически станете русофобом если скажете, что в Ливию и Сирию Америка не вторгалась.

21.1) Русские не сомневаются, они всегда правы.
Сомнение для русских – это признак слабости и неправоты, а совсем не основной принцип критического мышления . Русские всегда уверены в своей правоте, “ на самом деле ” – очень важный оборот в риторике русских. С его помощью они изменяют реальность в свою пользу, смотрите “На самом деле Крым всегда был русским, на самом деле луна сделана из сыра”

Позовите меня когда русский скажет “я не знаю”, хочу посмотреть на это.


22) Русские ненавидят соседей . Кто не с нами – тот под нами. Да фактически любой, у кого точка зрения отличается от точки зрения барина – становится врагом.



Это особенность крепостного права, когда все крепостные обязаны были принимать мнение барина или быть битыми на конюшне. Любой, кто поссорился с барином обретал себе врагами всех его крепостных. Иногда даже других Россиян ненавидят:

22.1) Ненависть – это русская национальная идея.
https://youtu.be/LPL1FwccdrY

23) Современные русские довольно глупы и катастрофически плохо образованы . Это специфичное явление XXI века, власть специально уничтожила образование, глупые крепостные только на пользу барину, власть разваливает систему среднего образования с завидным усердием. В топ500 университетов мира – всего два русских.




24) Русские любят назначать себе “великих” врагов , принцип очень простой – величие врага передается и русским. У них же враг САМА Америка и Европа, должно быть они очень могучие, раз до сих пор существуют с такими-то врагами. Помните басня такая была у Крылова?

Басня повествует о Слоне, которого ведут по улицам и Моське (собаке- мопсе ), которая Слона облаивает. На замечание другой собаки о том, что Слон даже не замечает ярости Моськи, Моська возражает, что её авторитет у собак возрастает от лая, так как, атакуя Слона, она выглядит сильной и бесстрашной.

Русский скажет, что собачка – это Россия, а котик это их враг, такой у них патриотизм, но мы-то понимаем (Россия это 2% мирового ВВП)


25) Русские искренне считают себя незаменимыми.
Они уверены что Европу от фашизма спасли именно русские, все остальные страны 6 лет войны только ждали, когда же русские их спасут. Россия уверена, что ее санкции разорят Европу, ну или хотя бы ее фермеров(экспорт продовольствия из Европы вырос на 5%, 4,8 млрд евро ).
Русские уверены, что без их газа если не вся планета – то Украина точно замерзнет(Дания выработала 140% необходимой энергии ветряками ), а без духовности изойдет на людоедство, бородатых женщин и однополые браки. Русские могут всему миру “темно сделать”, если разом закроют глаза.



26) Русские искренне могут любить делать зло.
Тут и добавить нечего, русские могут одобрять воров, бандитов, людоедскую власть. Если полюбить зло - с ним не нужно будет бороться. Если искренне любить барина, уничтожающего братский народ – то уже не надо сомневаться в необходимости войны с братским народом.

26.1) Ловушка Шендеровича. Или высмеивание нормальности

Простейший и омерзительнейший прием унижения людей придуманный и применяемый только русскими, нигде кроме я его не видел. Как только обнаруживается, что человек делает что-то хорошее – окружающие начинают его чморить за это хорошее , пытаясь коллекктивно затащить его в общее “говно”. Условно говоря – человек перевел старушку через улицу, после этого весь русский коллектив с ухмылками будет спрашивать каждый день:

Ооо, смотрите, наш любитель старушек пришел, и как, много старушек перевел сегодня, добродетель ты наш?

Его будут травить до тех пор пока человек не откажется от мысли переводить старушек через дорогу. Эта ловушка найдена и описана Виктором Шендеровичем: http://echo.msk.ru/blog/shenderovich/1768880-echo/

26.2) 44% россиян считают что жертва насилия виновата сама

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115864


27) Русские не доносят даже на преступников.
И это легко объясняется, в связи с русской тягой к сумасшедшей власти любая провинность наказывалась и продолжает наказываться у русских в разы хуже самого нарушения. Кража мешка картошки может привести к двум годам колонии даже сейчас, просто потому что русские брутальны, и обожают барина.
27.1) Русским важно наказание, но не исправление или компенсация.
Простые примеры – русские тюрьмы, которые больше похожи на камеры пыток. Приговоры, которые подразумевают годы унижения, мучений и НУЛЬ компенсации пострадавшим (почему бы эти же годы человеку не работать и отдавать %). Сколько тысяч чиновников получили 7 лет условно и штраф в сто тысяч за кражу миллионов рублей? Но зато наказаны! Наказание важнее!



28) Русские боятся перемен и боятся совершать ошибки
До сих пор русские живут в монархии и крепостном праве. Слово реформы для них – своеобразное ругательство. Русский предпочтет ничего не делать с гордым видом, чем ошибиться так, чтобы это увидели окружающие.


29) Русские обожают чморить
Чем больше ты ругаешь чужие ошибки – тем меньше люди смотрят на твои. Психологическая защита проекция. Во всех русские видят свои негативные качества и осуждают их максимально громко. Именно “гейропа” озабоченная, хотя именно Россия абсолютный лидер по запросам “анальный секс” и “задница” на порносайтах.

Но не обязательно же они все геи!

Это совершенно стандартная реакция русского человека на эту картинку – “но ведь и женщины тоже могут участвовать в этом!” А это значит что у нас геев нет и содомия уже не содомия!

Удивительно что “как бы случайно” русские в один голос “не понимают” что если объекты А принадлежат к общности Б, то чем больше общность Б – тем больше объектов А в ней можно встретить при естественных условиях.
Это примитивное логическое заключение просто недопустимо для русского человека!
Если рыба живет в реке – то чем больше река – тем больше в ней рыбы? Логично? Нет, это река одной рыбы, только одной правильной рыбы!

Все любители анального секса в России только гетеросексуальны и точка! А русская же пословица “у кого что болит – тот о том и говорит ” в этом случае, конечно же, неприменима.

Бритва Оккама говорит, что не надо придумывать какие-то отмазки, когда ответ очевиден, как в этом случае.




30) Личное знакомство/отношение может заменить объективную оценку ситуации
Губернатор ворующий у детских домов это плохо, но если русский учился с этим губернатором в одном классе, или в поход в 1984ом ходил – то это уже не так плохо. Личные отношения заменяют русским объективную оценку. В Кущевской те, кто лично знал цапков оправдывают их: http://m.vedomosti.ru/politics/articles/2016/01/20/624781-kuschevka

31) Шаблонное мышление(в процессе написания )
Любой враг русских должен быть простым и понятным, пендос, либераст, хохол, жид, гейропеец.
В любой дискуссии русские попытаются впихнуть вас в один из этих трафаретов, весь мир русского должен быть однозначно прост и понятен, для внесения ясности можно использовать план Даллеса, молот ведьм, масонский заговор и планы Америки по захвату Новосибирска, но все должно и обязано быть однозначно.


В качестве заключения:

Вы спросите откуда такая русофобская мразь как я взялась-то? Что за адская сатана породила такого ублюдка…?
Да я сам русский как куст ракиты над рекой, вырос и учился среди пролетариата, в октябрята из-за плохого поведения не приняли, в пионер. лагеря я с вами ходил я это все отчасти про себя написал.
Все эти черты так или иначе я в себе нашел.

Зачем я это написал? Вата не читайте, затем что любое лечение начинается с диагноза. Если вы болеете чем-то похожим, знайте – это лечится, нужно где-то лет пять жизни в нормальном обществе чтобы прочно понять что можно легко жить и без тридцати пунктов выше.

Хотите избавиться от этого ментального балласта? Пока вы живете среди таких же людей вы не сможете этого сделать, как невозможно бросить пить среди алкоголиков. Заменяйте общество и вы измените себя. Правда вернуться после этого в Россию жить у вас уже не получится.

P.S. Да, русофобия – это боязнь русских, русофобом был генерал выпрыгнувший в окно с криком “русские идут”, русофобы – те, кто снимает фильмы про страшную русскую мафию, а отсутствие веры в Россию и в русских – это русоскептицизм. Чисто для расширения кругозора.

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить. Федор Тютчев.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Сергей Есенин.

Кто такие эти странные русские, и по каким странным законам они живут?

В чём особенность русского характера, и почему нигде в мире не существует даже подобной ментальности?

Почему поведение русского человека за границей настолько узнаваемо, и по какой причине нас либо обожают, либо ненавидят, но никогда не остаются просто равнодушными?

Все попытки правительства построить в нашем государстве , живущее строго по законам и сознательно соблюдающее их, провалились с оглушительным треском. Любые навязанные ценности западного образца отторгаются нашими людьми, как инородное тело.

В чём причина? Ведь на этих принципах стоит и процветает уже много лет вся Западная Европа и Америка.

Вместе с этим революционные идеи Ленина и , не имеющие аналогов нигде в мире и не поддерживаемые больше никакими странами, были восприняты на ура, и за какие-то два десятилетия перевернули государственный строй, создав принципиально иное по своим механизмам существования общество.

Что это было? Утопическая идея, прижившаяся в атипично мыслящем социуме?

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Федор Тютчев.

Вера в жизни русского человека всегда занимала особенное место, но при этом мы всегда толерантно относились к иноверцам. В России всегда уживалось множество национальностей, и каждая имела своё вероисповедание.

Русский характер всегда был загадкой для любого иностранца. Совершенно нелогичные поступки - эта странная склонность к разудалому лихачеству, показной, ничем не объяснимой щедрости, доходящей до расточительства, любовь к роскошным дорогим вещам, пусть на один день, пусть без гроша в кармане, словно это его последний день, а потом взять и отдать всё кому-нибудь, да хоть первому встречному - нет, это невозможно понять.

Страшная, жестокая преступность, тотальная коррупция и воровские законы, которые соблюдаются лучше уголовного кодекса - что это, тоже особенности национального характера или тупик, в который зашла целая страна?

Может ли стать настолько «своим» наш человек за границей, чтобы чувствовать себя счастливым?

Чем обусловлен русский характер - наследственностью, климатом, социальным строем или условиями ландшафта?

Исчерпывающие и самые неожиданные ответы читаем далее…

Национальный характер. Горячая кровь холодных степей

Русский характер - это психологический портрет целого народа, менталитет государства, и даже не одной России. Частично он присутствует в каждом российском человеке, это те черты, которые нас объединяют, делают похожими, создают ту основу, на базе которой мы понимаем друг друга чуть лучше, чем люди с другим менталитетом.

Формирование национального характера происходило на протяжении многих веков, фундаментом для этого послужила особенная геополитика одного из великих вождей прошлого - Чингизхана.

Уникальное сочетание бескрайних степей и непроходимых лесов создало предпосылки для возникновения уретрально-мышечного менталитета, который и составляет основу русского характера.

Видовая роль представителя уретрального вектора - это вождь, глава племени, его задача - сохранение живого вещества стаи, продвижение его в будущее или освоение новых земель.

Непредсказуемое стратегическое мышление, полное отсутствие страха и высокая выносливость - это те свойства, которые обеспечивают осуществление его видовой роли.

Высший ранг, первое право на поклёвку, заданное природой, не может быть оспорено или подвержено сомнению. Любой, кто посягнёт на его первенство, моментально узнает, что такое уретральный львиный гнев. В стае может быть только один вожак, когда появляется второй, всё решает смертельная схватка, исход которой либо смерть одного из них, либо изгнание. Побеждённый в лучшем случае уходит искать свою стаю.

Сам он не подчиняется никому и не признаёт никаких ограничений, имея врождённое чувство милосердия и справедливости. Беспощадный к чужим и самый толерантный к своим, он прощает всё, кроме преступлений против стаи, за это он наказывает тут же - жестоко и беспощадно.

Интересы стаи для него имеют высшую ценность, личные интересы всегда глубоко вторичны. Его наслаждение в отдаче, в реализации его животного альтруизма. Именно поэтому коммунистические идеи построения идеального общества, где все работают на благо страны, получая столько, сколько необходимо для жизни, оказались настолько близки сердцам русских людей.

Самый щедрый и бескорыстный, он отдаст последнюю рубаху тому, кому она нужнее. Этим он удовлетворяет свои потребности в отдаче, получает своё удовольствие. Шуба с барского плеча, дорогие подарки и баснословные чаевые - всё это и есть проявление уретральной щедрости, своеобразное свидетельство его высшего ранга, его статуса.

Отсюда и любовь к славе и роскоши - у вождя должно всё быть самое дорогое, шикарное и неповторимое, но при этом он совершенно не собирается всё это хранить, беречь или копить. Это мелочи, пусть и царские, но по сравнению с его целями и ценностями всё это пустяки, которые он может отдать любому встречному, когда захочет.

Риск - благородное дело!

Это выражение, характерно только для русских. У вождя не может быть страха. Он всегда первым бросается в схватку, первым идёт в атаку, покоряет новые неизведанные горизонты, совершает поступки, на которые больше никто не способен. Для этого он рождён, за ним идёт вся стая, у него нет и быть не может другого пути. Только за флажки, только вперёд, вопреки здравому смыслу, логике или опыту. Ограничения, правила, законы это для других, у него есть цель и больше ничего не имеет значения. И эта цель - сохранить стаю, пусть даже ценой собственной жизни, цель всё равно важнее.

Только представитель уретрального вектора способен принять решение идти на таран или броситься на амбразуру, как поступали Герои Великой Отечественной войны, защищая Родину, своих людей, даже ценой собственной жизни.

Русский мужик - человек простой

Непроходимая тайга и другие лесные массивы России - самое родное и близкое место для представителей мышечного вектора: только они безошибочно ориентируются и чувствуют себя вполне комфортно среди густых лесов.

Свойства мышечного вектора являются базовыми для всех живых существ, поэтому они просто растворяются в желаниях других векторов, усиливая их.

Характерное для мышечного вектора восприятие себя только неотделимой частичкой общего коллективного «мы» и настороженное отношение к чужим поразительно смешивается с уретральной щедростью, толерантностью и гостеприимством, превращаясь в так называемую ксенофобию наоборот. Это проявилось нашей необъяснимой любовью к иностранцам, для которых мы всегда накрывали пышный стол, организовывали праздники, дарили подарки, отдавали в жёны самых красивых девушек.

Именно благодаря этому свойству в нашей огромной стране мирно уживались самые разнообразные народности со своей культурой, традициями и религиями.

Мышечный человек никогда не возьмёт больше, чем ему необходимо для жизни, у него просто нет такой потребности и такого желания, а в сочетании с уретральным альтруизмом он скорее отдаст своё, чем возьмёт лишнее. , именно мышечный народ готов был работать на благо Родины практически бесплатно всю свою жизнь.

Мы так всегда и жили - по зову души

Очевидны причины, по которым звуковая идея Ленина и Троцкого, продвигаемая вперед уретральными комиссарами и нашедшая отклик во внутреннем мире каждого русского человека, за такое короткое время принесла столь значимые результаты и кардинально изменила облик страны.

Близкие уретральному менталитету такие ценности анального вектора как честность, порядочность, дружба, уважение к старшим, к традициям прошлого получили широкое распространение и стали общепринятыми, особенно в анальную фазу развития человечества, которая завершилась с окончанием Великой Отечественной войны.

С переходом в ещё недавно считавший себя советским русский человек попал в противоречивую ситуацию.

С одной стороны, уретральный менталитет как был, так и остаётся, но вместе с этим новые ценности современного общества являются резко контрарными такому менталитету.

Основа всех свойств кожного вектора - это ограничения, которые абсолютно не могут быть восприняты в уретральном менталитете. Любые законы, правила, предписания, являющиеся обязательными механизмами регуляции кожного общества, отторгаются русским характером, в основе которого неограниченный ничем уретральный менталитет.

Кожная фаза развития человечества, как и любая другая, является неизбежной для всех, в том числе и для русских. Судить о том, что она плохая или хорошая, было бы неверно. Она продолжается, и Россия также живёт в мире потребления, высоких технологий и закона. Где-то коряво, где-то по-своему, но мы научаемся-таки адаптировать ландшафт в таких странных для нас условиях. Это и есть развитие, движение вперёд, эволюция своего рода, преодоление препятствий.

Бескрайнюю степь невозможно оградить забором, это просто невозможно. Заставить вождя подчиняться - ещё более невозможно. Он скорее погибнет в смертельной схватке, но не склонит голову, тем более перед каким-то кожником, который по природе имеет ранг значительно ниже вождя. Такое поведение противоречит всей уретральной натуре. Плевать хотел он на какие-то кожные законы. Закон - это его слово! Так задано природой, так он ощущает себя и просто не может жить по-другому.

Его уретральные законы самые правильные, так как в их основе настоящее милосердие и справедливость без тени личной выгоды, только во благо стаи, по этой же причине они полностью противоречат логичным и рациональным кожным ценностям и не могут быть поняты.

Представители уретрального вектора, не получившие до окончания пубертата достаточного развития свойств, а часто наоборот, избиваемые дома и загоняемые в школьные рамки, бегут из дома в поисках своей стаи, которую находят на улице, среди беспризорников. Воспринимая мир враждебным, каким он был всё детство, они научаются защищаться от него и защищать свою стаю, живя по собственным законам и превращаясь в криминального авторитета.

Воровские законы при всей своей жестокости справедливы, но они справедливы для первобытного общества, для животной стаи и являются, собственно, проявлением архетипичной программы уретрального вектора.

В котором воспитываются чувства милосердия, справедливости и ответственности за других, воспринимает своей стаей весь социум и способен как никто другой привнести в него общественно полезные блага.

Представители западного кожного менталитета, находясь рядом с русскими, подсознательно ощущают свой более низкий ранг из-за имеющегося у нас уретрального менталитета. Он проявляется в любом случае, даже если речь идёт о человеке с кожным вектором, который, казалось бы, имеет все шансы гармонично вписаться в развитое общество потребления. Западный человек получает огромный стресс от того, как русские тратят деньги, ведь для него экономия - приоритет, рациональное логическое мышление во всём, в которое никак не вписываются уретральные привычки. Многих западных женщин покоряет страстная, щедрая русская натура, но вместе с этим настораживает необъяснимое поведение и алогичные жизненные решения, а мужчин унижает положение низшего ранга рядом с вождём, даже если все эти моменты не имеют яркого проявления в поведении.

Непонимание поведения русских за границей обусловлено особенностями национального характера, которые просто не могут быть поняты в кожном обществе из-за значительной отдалённости врождённых свойств. Только осознание собственной природы и качеств другого человека даёт возможность гармоничного общения с представителем любого вектора или менталитета, так как не бывает плохих или хороших векторов, всё зависит от уровня развития и степени реализации свойств каждого конкретного человека.

Общество с уретральным менталитетом - именно отсюда возьмёт своё начало следующая фаза развития человечества, в основе которой будет духовный альтруизм. Что нас ждёт, читайте в следующей статье.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Н. А. Бердяев и Н. О. Лосский.
Оба мыслителя, будучи религиозной ориентации, на первое место ставили религиозность русского человека, которую считали внутренне ему присущей и из которой закономерно вытекали все частные нравственные свойства русской души, прежде всего перманентное - постоянное и непрерывное - искание абсолютного добра.

Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948) в качестве общих основных признаков русского характера отмечал его противоречивость (двойственность, антиномичность) и ярко выраженную аполитичность, негосударственность русского народа . Именно первый из этих признаков обусловливает сложность понимания особенностей русской души и именно в понимании этой противоречивости находится разгадка загадки русской души .
Бердяев однозначно говорит: «Подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую её противоречивость». Противоречивость - и это главное - ведёт к тому, что Россия живёт «неорганической жизнью», в ней отсутствует целостность и единство.
В этой же связи Бердяев замечает: «Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано. Здесь скрыта тайна русской истории и русской души. Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала ещё, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере. Та же антиномичность проходит через всё русское бытие»

По поводу второго основного признака русского характера Бердяев говорит: «Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю…»
. И в то же время, по Бердяеву: «Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; всё в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлён к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему всё в своё орудие» Впрочем, в процитированном нет противоречия по существу, ибо в первом случае имеется в виду механика управления (и в этом отношении - всё верно: мы никогда не стремились к качественному управлению страной, призывая для этого дела разного рода иностранцев, в начальный период становления русского государства - варягов, в петровскую и послепетровскую эпоху - всяких «немцев»), а во втором - реальная практика создания государства, которая характеризовалась успешной экспансией в разные стороны света, прежде всего - на восток.

Важнейшее свойство характера русского народа - терпимость к инородцам , что Бердяев отмечает следующими словами: «Россия - самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства.
Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство.
Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации.
Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других.
В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам.
Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им, как нечистью… Национален в России именно её сверхнационализм, её свобода от национализма; в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира. Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в её особенном духе»

Русский народ плохо поддаётся политической организации.
Это происходит по причине того, что «Россия - страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды. Россия - самая не буржуазная страна в мире; в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе» .
И в то же время: «Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива, так погружена в материю, так покорно мирится со своей жизнью.
Все наши сословия, наши почвенные слои: дворянство, купечество, крестьянство, духовенство, чиновничество, - все не хотят и не любят восхождения; все предпочитают оставаться в низинах, на равнине, быть «как все»
. Такого рода свойство русского человека приводит к тому, что в нашей стране до сих пор отсутствуют хорошо развитые политические институты, которые создавали бы эффективно функционирующее гражданское общество. Впрочем, отдельные элементы гражданского общества, хоть и с большим трудом, очень медленно, но начали зарождаться в России в последние годы царского правления, то есть в эпоху конституционной монархии, но всё это было полностью загублено большевистским переворотом, в результате которого бразды правления в стране взяла политическая элита, в то время как основная масса населения оставалась сугубо индифферентной в части проявления социальной инициативы (что отражено в хорошо известном правиле советского человека, а именно: «не высовываться»).

Бердяев отмечает в качестве негативной черты русского характера его чрезмерное самомнение , в связи с чем говорит, что Россия - это «страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обречённое на гибель. Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение. Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный. «Русское» и есть праведное, доброе, истинное, божественное. Россия - «святая Русь». Россия грешна, но и в грехе своём она остаётся святой страной - страной святых, живущих идеалами святости… Россия почитает себя не только самой христианской, но и единственной христианской страной в мире… Церковный национализм - характерное русское явление. Им насквозь пропитано наше старообрядчество». Однако к этому мнению выдающегося философа следует подходить с осторожностью, имя в виду, что в данном случае имеет место тонкая грань между действительно чрезмерным самомнением, что не есть хорошо, и возможной недооценкой своей национальной роли в формировании мировой системы нравственных отношений, что вполне соответствует духовной потенции православного русского народа.

Бердяев говорит, что «Россия - фантастическая страна духовного опьянения, страна хлыстов, самосожигателей, духоборов, страна Кондратия Селиванова (основатель скопческой секты, существовавшей во второй половине XVIII столетия в Орловской губернии - В. Н.) и Григория Распутина, страна самозванцев и пугачёвщины. Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными её очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука её не знает утоления. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворённость ничем временным, относительным и условным. Все дальше и дальше должно идти, к концу, к пределу, к выходу из этого «мира», из этой земли, из всего местного, мещанского, прикреплённого… Героически настроенная интеллигенция шла на смерть во имя материалистических идей. Это странное противоречие будет понято, если увидеть, что под материалистическим обличием она стремилась к абсолютному. Славянский бунт - пламенная, огненная стихия, неведомая другим расам» [там же, сс. 9–10]. Отмеченные гениальным философом свойства русского характера, думается, не могли не привести к идее русского космизма и также вполне закономерно была подхвачена русскими рождённая в вольнодумной Франции такая же «сумасбродная» - трудно пока понимаемая - идея солидаризма.

Наиболее глубоко рассматриваемую тему Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) развил в своей книге «Характер русского народа», впервые опубликованной во Франкфурте-на-Майне в Издательстве НТС «Посев» в 1957 г., переизданной в Москве Издательством «Ключ» в 1990 г., а затем в качестве статьи с этим же названием - в журнале «Вопросы философии» в 1996 г. (№ 4), откуда и цитируется. Этот философ подчёркивает, что русская идея есть христианская идея, а потому и характер русского человека как христианина формируется под влиянием православной морали, ориентированной на поиск и несение добра, любви и правды, «на первом плане в ней - любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…» [см. названный источник, с. 41]. В этой связи Н. О. Лосский отмечает исключительную роль религиозных подвижников - монастырских «старцев», к которым люди шли для поучения, утешения и благословения, в поиске ответов на многие жизненные вопросы, как самые простые - материальные, бытовые-семейные, так и возвышенные - нравственно-духовные, в том числе о смысле своего существования, о Царствии небесном, о значении церковных праздников и о прочих премудростях.

В числе особо ценных свойств русского человека философ отмечает чуткое восприятие чужих душевных состояний, из которого вытекает живое общение даже малознакомых людей друг с другом. По этому поводу он пишет: «У русского народа высоко развито индивидуальное личное и семейное общение. В России нет чрезмерной замены индивидуальных отношений социальными, нет личного и семейного изоляционизма. Поэтому даже иностранец, попав в Россию, чувствует: «здесь я не одинок» (конечно, я говорю о нормальной России, а не о жизни при большевистском режиме). Пожалуй, именно эти свойства есть главный источник признания обаятельности русского народа, столь часто высказываемого иностранцами, хорошо знающими Россию» [там же, с. 42].

С отмеченным свойством тесно связан феномен открытости русской души, которым, в свою очередь, обусловлена искренность русского человека. По этому поводу Лосский пишет: ««Жизнь по сердцу» создаёт открытость души русского человека и лёгкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, без внешней привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают из чуткой естественной деликатности» [там же]. Как видно из цитированного, русскому человеку совершенно чуждо повседневное - так сказать, бытовое - лицемерие, наличие маски вежливости (как у тех же американцев, у которых всегда - «рот до ушей», но при этом зачастую - «камень за пазухой», или, если и не камень, то элементарная холодность, сплошное равнодушие). У русского человека всё «на роже» написано. Вот откуда та, почти всеми - и отечественными наблюдателями, и иностранцами - отмечаемая угрюмость советского - да и постсоветского - человека: чему основной массе советских людей, а сегодня большинству россиян, было и есть радоваться-то?

К числу первичных основных свойств русского народа, как считает Лосский, принадлежит могучая сила воли, производной которой является страсть как сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленная на любимую или ненавидимую ценность. Естественно, чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и ещё большая страстность в жизни религиозной. Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности. В качестве примера, подтверждающего наличие у русских людей последнего свойства, профессор напоминает факт самосожжения многих тысяч старообрядцев во времена реформаций патриарха Никона, наиболее известным среди которых был протопоп Аввакум.

Таким же было, по мнению Лосского, и русское революционное движение, которое также изобилует примерами политической страстности и могучей силы воли. Начиная с народовольцев, которые были одержимы в своей идее о необходимости установления в обществе социальной справедливости - создания на земле Царства Божьего, но без Бога (!?), и заканчивая большевиками-ленинцами. По поводу второго он пишет: «Несгибаемая воля и крайний фанатизм Ленина вместе с руководимыми им большевиками, создавшими тоталитарное государство в такой чрезмерной форме, какой не было, и даст Бог, не будет больше на земле» [там же].

При этом Лосский также отмечает, что в русском народе имеет место и противоположное сильной воле и целеустремлённости свойство, а именно всем знакомая «обломовщина», та леность и пассивность, которая превосходно изображена Гончаровым в романе «Обломов». В этом вопросе он солидарен с мнением Н. Добролюбова, который так объясняет природу «обломовщины»: «…Русскому человеку свойственно стремление к абсолютно совершенному царству бытия и вместе с тем чрезмерная чуткость ко всяким недостаткам своей и чужой деятельности. Отсюда возникает охлаждение к начатому делу и отвращение к продолжению его; замысел и общий набросок его часто бывает очень ценен, но неполнота его и потому неизбежные несовершенства отталкивают русского человека, и он ленится продолжать отделку мелочей. Таким образом, обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека - стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности…» [там же].

К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, Лосский относит любовь к свободе и высшее выражение её - свободу духа. А тот, кто обладает свободой духа, склонен проявлять сомнение во всякой истине и подвергать испытанию всякую ценность, причём, не только мыслью, но даже и на опыте. Вследствие свободного искания правды русским людям бывает трудно столковаться друг с другом. Поэтому в общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства. Одна из причин, по убеждению Лосского, почему в России выработалась абсолютная монархия, иногда граничащая с деспотизмом, заключается в том, что трудно управлять народом с анархическими наклонностями, ибо такой народ предъявляет чрезмерные требования к государству [там же].

Все исследователи рассматриваемого вопроса отмечают в качестве непременного свойства души русского человека - его доброту, в связи с чем они говорят, будто русская душа имеет женскую природу, по выражению Бердяева, вечно-бабью. Однако Лосский с этим не согласен, он говорит о сочетании в русском характере доброты и мужества, что представляется абсолютно верным. По этому поводу он пишет, что «русский народ, особенно великоросская ветвь его, народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен; но в нём особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью» [там же].

Со свойством доброты этот выдающийся философ связывает наличие в характере русского человека ещё одного замечательного человеческого качества - отсутствия злопамятности, которое имеет место во всех слоях общества. Лосский отмечает, что «нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается, и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему» [там же].

В полном соответствии с присущей русскому человеку противоречивостью свойство доброты в его характере сопровождается наличием отрицательного свойства - необходимостью лгать во имя добра. Лосский это объясняет так: «Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира и добрых отношений с людьми во что бы то ни стало» [там же].

Наряду с добротой, у русского человека имеет место немало проявлений и прямо противоположного свойства - жестокости. При этом Лосский отмечает, что существует много видов жестокости и некоторые из них могут встречаться, как это ни парадоксально, даже в поведении людей, вовсе не злых по своей природе. Многие отрицательные стороны поведения крестьян Лосский объясняет чрезвычайной нищетой их, множеством обид и притеснений, переживаемых ими и ведущих их к крайнему озлоблению. Особенно возмутительным он считал тот факт, что в крестьянском быту мужья иногда жестоко избивали своих жён, чаще всего в пьяном виде.

Из трудов Бориса Петровича Вышеславцева (1877–1954; кстати, члена НТС) тематический характер носит сделанный им в 1923 г. на одной из философских конференций в Риме доклад под названием «Русский национальный характер», в котором профессор отметил, что «мы [русские] интересны, но непонятны для Запада и, может быть, поэтому особенно интересны, что непонятны; мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера» [см. Б. П. Вышеславцев. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6, с. 113]. В названной работе философ, отмечая, что характер народа проявляется на бессознательном уровне, в подсознании людей, составляющих тот или иной народ (особенно русских, в душе которых «область подсознательного занимает исключительное место» [там же]), обращает внимание на возможность проникновения в это подсознание, так сказать подсмотреть, о чём реально, без умалчивания о негативном и излишнего приукрашивания позитива, думает в массе своей народ. Это можно сделать, по мнению Вышеславцева, через анализ содержания народного эпоса, через сказки и былины, придуманные народом (в том числе используемые им в целях воспитания подрастающего поколения, что особенно социально-политически важно), в которых, как во сне у человека, непроизвольно выражаются сокровенные мысли, глубоко запрятанные, внутренние чаяния-мечтания народа. Притом, как положительные в нравственном отношении, так и не очень.

Приводя примеры из русских сказок, Вышеславцев определяет наиболее свойственные черты характера русского народа, которые выступают в виде его страхов и заветной мечты. Так, по наблюдению философа, русский народ боится бедности, ещё более - труда, но больше всего некоего «горя», под которым понимается «не внешняя судьба греков, покоящаяся на незнании, на заблуждении», у русских «это собственная воля, или скорее какое-то собственное безволие». Но есть ещё один страх в сказках русского народа, страх более возвышенный, чем страх лишений, труда и даже «горя» - это страх разбитой мечты, страх падения с небес [там же].

Анализируя состав бессознательных мечтаний русского народа, представленных в национальных сказках, Вышеславцев отмечает наличие в них всей гаммы желаний, от самых возвышенных до самых низких, от самых низменных житейских желаний, обосновываемых пресловутым «экономическим материализмом», до представлений о своём желанном будущем, в основе которых лежат заветные мечты русского идеализма [там же]. Так, лодырь Емеля-дурачок, самозабвенно мечтающий, сидя на печи, о быке печёном и молочных реках с кисельными берегами, - отнюдь не отрицательный герой известных наших сказок. Таких реально существующих персонажей на Руси, действительно, весьма немало. Именно эти мечтатели-бездельники и «рванули» всей толпой на большевистский зов в 1917 году. Именно они, обуреваемые заветной мечтой, навеваемой им многими, по большому счёту, порочными в нравственно-политическом отношении сказками, мечтающие о том, чтобы всё у них было не в результате упорного труда, а «по щучьему велению, по моему хотению», поддались на организованный большевиками соблазн всё отобрать у других - в их понимании, у мироедов-богатеев - под марксистским лозунгом о благости «экспроприации экспроприаторов». В последнем случае, как можно легко видеть, мы имеем пример склонения русского человека к любимой им крайности: осознания порочности несправедливого во многих случаях распределения материального достатка с практическими способами обеспечения социальной справедливости с помощью самого лёгкого приёма - «отнять и поделить», а не путём настойчивого совершенствования общественных отношений.

Весьма показательным является ещё один пример отрицательного свойства, рассматриваемый Вышеславцевым. Этот пример касается, к сожалению, важнейшего нравственного императива православного человека - его религиозности, или, точнее, отношения к религиозным святыням, которые однажды, в пылу безудержной обиды русского человека на что-то или кого-то, таковыми вдруг не становятся (опять же, тот самый случай проявления психологической крайности в характере русичей). Речь идёт о доблестном Илье Муромце, который, будучи «смертельно» обиженным тем, что князь Владимир не позвал его на свой «званый пир», начал расстреливать стрелами купола и «чудесные кресты» на киевских церквях. Как замечает философ, «вот вам вся картина русской революции, которую в пророческом сне увидела древняя былина. Илья Муромец - олицетворение крестьянской Руси, устроил вместе с самой отвратительной чернью, с пьяницами и бездельниками, настоящий разгром церкви и государства, внезапно он стал разрушать всё, что признавал святыней и что защищал всю свою жизнь» [там же, с. 116]. Далее следует вывод о том, что в этой былине ясно виден весь русский характер: несправедливость была, но реакция на неё совершенно неожиданна и стихийна. Это не революция западно-европейская, с её добыванием прав и борьбою за новый строй жизни; это стихийный нигилизм, мгновенно уничтожающий всё, чему народная душа поклонялась, и сознающий притом своё преступление. Это не есть восстановление нарушенной справедливости в мире, это есть неприятие мира, в котором такая несправедливость существует. Вот этого пророческого предупреждения, совершенно ясно высказанного в русском былинном эпосе, не поняла русская монархия, чем и обрекла себя на неминуемый крах.

Также показательно в части отражения одной из особенностей характера русских людей отмечаемое Вышеславцевым их стремление перенестись в своих сказках «за три моря, в иное царство, в иное государство». Как отмечает философ-аналитик, это есть, наверное, «главная и самая красивая мечта русского народа». И хотя в сказках эта мечта чаще всего достаточно прозаическая: в большинстве случаев это - стремление заполучить свою Василису Премудрую, которая, опять же, обеспечит Ивану-царевичу лично счастливую и социально беспроблемную, а Иванушке-дурачку - что в русских сказках бывает чаще - безбедную и бездельную жизнь. Однако в сказочных путешествиях «за три моря» содержится и нечто более возвышенное, а именно стремление к новому, неизведанному. У наиболее мыслящих представителей русского народа это однажды выразилось в мечте о космосе, который не просто «за тремя морями», а гораздо дальше и недоступнее, а потому ещё более заманчив.

О характере русского народа хорошо сказал ещё один великий русский философ-государствовед Иван Александрович Ильин (1883–1954): «Родина не есть то место на земле, где я родился, произошёл на свет от отца и матери, или где я “привык жить”; но то духовное место, где я родился духом и откуда я исхожу в моём жизненном творчестве. И если я считаю моей родиной - Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух - мой дух; его судьба - моя судьба; его страдания - мое горе; его расцвет - моя радость.

Вот что думает и чувствует настоящий патриот, говоря о своей родине: «Народ мой! Я рождён из твоих недр плотию и духом. Во мне горит тот самый дух, который горел в моих предках. Во мне живёт и меня водит тот инстинкт народного самосохранения, который вел тебя через дебри и муки твоей истории”… “Вздох моего народа есть мой вздох; и стон моего народа есть мой стон. Я силён его силою и эту силу я отдаю ему и за него. Я связан с ним в единое мы. Я верую в его духовную мощь и в его творческие пути. Я сам творю так, как он; с ним молюсь и работаю, с ним созерцаю и мыслю; мечтаю иметь все его достоинства и болею о его слабостях и несовершенствах. Его национальный интерес есть мой, личный. Я радостно приобщаюсь к его славе, и терзаюсь в дни его крушения и позора. Его друзья - мои друзья. Его враги - мои враги. Ему принадлежит моя жизнь. Его язык есть мой язык. Его земная территория - есть моя территория, и армия, верная ему - есть моя родная армия. Я не избирал его, ибо это он сам родил меня из недр своих. Но, будучи рождён им, я избрал его и принял его в последнюю глубину моего сердца. И потому я верен ему; и верен именно ему - во всех положениях, трудностях и опасностях жизни. Этого чувства я не могу питать сразу к двум народам. Нельзя человеку иметь двух матерей, или исповедовать две различные веры. И если народ мой велик и многообразен и принял в себя струи многих кровей, - то всякая из этих кровей может и должна найти своё крещение в его духе; и всякая из них призвана связать свою судьбу с его судьбою, и мыслить, и чувствовать себя в духовном тождестве с ним»…» (И. Ильин. За национальную Россию. Манифест русского движения, п. 15 - Любовь к Родине).

С этим багажом - набором классических, искони присущих русским людям положительных и отрицательных свойств характера души, мы встретили XX век. Именно наличие данных свойств обусловило происхождение тех событий и дел, которые сопутствовали русскому народу и которые делал русский народ на протяжении последующего столетия. Они определили дальнейшую нашу судьбу вплоть до сегодняшних дней, толкнув нас и в страшный социальный эксперимент - строительство уродливого социалистического общества, и выведя на самые отчаянные высоты человеческой мысли и дела - именно мы, русские, первыми из землян вышли в Космос, реализовав свою же, исконно русскую, идею освоения Вселенной (во втором случае мы стали поистине гагаринцами во всём - и в теории, и в практике, пройдя путь от абстрактной мечты Николая Федоровича Фёдорова-Гагарина, зародившейся в середине XIX столетия, до реального полёта в космос первого землянина - Юрия Алексеевича Гагарина, через столетие после этого, 12-го апреля 1961 года). Для того чтобы идти дальше, необходимо рассмотреть факторы формирования характера русского человека и что с ним сделала советская действительность.

Ученые не первое десятилетие спорят о том, как же выглядит русский человек. Они изучают генетические типы, внешние черты, папиллярные узоры и даже гематологические особенности групп крови. Одни делают выводы, что предки русских славяне, другие утверждают, что ближе всего к русским по генотипу и фенотипу расположены финны. Так где же истина и какой антропологический портрет имеет русский человек?

Первые описания внешности русских людей

Людей издревле интересовало происхождение человеческого рода, попытки исследовать эту область предпринимались неоднократно. Сохранились древние записи путешественников и ученых, которые подробно конспектировали свои наблюдения. Имеются в архивах записи и о русских людях, их внешних и поведенческих особенностях. Особенно интересны высказывания иностранцев. В 992 году Ибн Фадлан, путешественник из арабских стран описывал совершенное тело и привлекательный внешность руссов. По его мнению, русские «…белокуры, красны лицом и белы телом».



Так выглядят национальные русские костюмы
Красотой русских восхищался Марко Поло, говоря о них в своих мемуарах как о простодушном и очень красивом народе, с волосами белого цвета.
Сохранились записи и еще одного путешественника – Павла Алепского. Согласно его впечатлениям о семье русских, в ней больше 10 детей с «белыми волосами на голове», которые «походят на франков, но более румяны…». Уделено внимание женщинам – они «красивы лицом и очень миловидны».



Усреднённая внешность русских мужчины и женщины/источник https://cont.ws

Характерные черты русских

В XIX столетии известный ученый Анатолий Богданов создал теорию о характерных чертах русского человека. Он говорил, что каждый вполне четко представляет себе облик русского. В подтверждение своих слов ученый приводил устойчивые словесные выражения из обихода людей – «чистая русская красота», «вылитый русак», «типичное русское лицо».
Мэтр отечественной антропологии Василий Дерябин доказал, что по своим признакам русские – типичные европейцы. По пигментации они средних европейцев – у русских чаще наблюдаются светлые глаза и волосы.



Русские крестьяне
Авторитетный антрополог своего времени Виктор Бунак в 1956-59 годах в рамках своей экспедиции изучил 100 групп великороссов. По итогам было составлено описание внешности типичного русского – это светлый шатен с голубым или серым цветом глаз. Интересно, что курносый нос был признан не типичным признаком – им обладают всего 7 % русских, а у немцев этот показатель – 25%.

Обобщенный антропологический портрет русского человека



Мужчина в национальном костюме.
Исследования, проведенные учеными с применением разных научных методов, позволили составить обобщенный портрет среднего русского человека. Для русского свойственно отсутствие эпикантуса – складки у внутреннего глаза, которая прикрывает слезный бугорок. В список характерных черт вошли средний рост, коренастое телосложение, широкие грудная клетка и плечи, массивный скелет и развитая мускулатура.
У русского человека правильный овал лица, преимущественно светлые оттенки глаз и волос, не слишком густые брови и щетина, умеренная ширина лица. В типичных внешностях преобладает горизонтальный профиль и переносица средней высоты, при этом лоб с небольшим наклоном и не слишком широкий, надбровье развито слабо. Русским свойственен нос с прямым профилем (он выявлен в 75% случаев). Кожа преимущественно светлая или даже белая, что отчасти объясняется малым количеством солнечных лучей.

Характерные типы внешности русских людей

Несмотря на целый ряд морфологических признаков, свойственных русскому человеку, ученые предложили более узкую классификацию и выделили среди русских несколько групп, каждая их которых имеет отличительные внешние черты.
Первая из них – нордиды. Этот тип относится к европеоидному типу, распространена в Северной Европе, в северо-западной России, к ней относится часть эстонцев и латышей. Внешности нордидов свойственны глаза голубого или зеленого цвета, продолговатая форма черепа, кожа розового оттенка.



Типы внешности русских
Вторая раса – уралиды. Она занимает среднее положение между европеоидами и монголоидами – это население Поволжья, Западной Сибири. У уралидов прямые или курчавые темные волосы. Кожа имеет более темный оттенок, чем у нордидов, цвет глаз – карий. Представители этого типа имеют плоскую форму лица.
Еще один тип русских называется балтиды. Их можно узнать по средней ширине лиц, прямым носам с утолщенными кончиками, светлым волосам и коже.
Понтиды и гориды – также встречаются среди русских. У понтидов прямые брови и узкие скулы и нижняя челюсть, высокий лоб, карие глаза, тонкие и прямые в светло- или темно-каштановые волосы, лицо узкое и вытянутое. Их светлая кожа хорошо воспринимает загар, поэтому можно встретить и светлокожих, и смуглых понтидов. Гориды имеют черты более резко выраженные, чем у балтидов, а пигментация кожи чуть темнее.



Русская свадьба в национальном стиле.
Существует множество мнений по поводу внешних черт, характерных для русских людей. Все они отличаются по критериям и морфологическим признакам, но, тем не менее, имеют ряд общих показателей. Проанализировав каждый тип, многие из нас найдут схожесть со своей внешностью и возможно, узнают о себе что-то новое.

Характер русского народа был сформирован преимущественно под влиянием времени и пространства. История и географическое положение нашей родины также внесли свои коррективы. Постоянная опасность от возможных набегов и войн сплотили людей, родили особый патриотизм, стремление к сильной централизованной власти. Климатические условия, надо сказать не самые благоприятные, заставили народ сплотиться, закалили особо крепкий характер. Огромные просторы нашей страны придали особый размах поступкам и чувствам русского человека. Хотя эти обобщения и условны, но все же можно выделить общие черты и закономерности.

Со времен своего возникновения Россия показала себя страной необычной, не похожей на других, что вызывало любопытство и придавало загадочность. Россия не соответствует шаблонам, не попадает ни под какие мерки, все в ней не схоже с большинством. И от этого ее характер, характер ее народа, весьма сложный и противоречивый, труден для понимания иностранцам.

В наши дни ученые и исследователи стали находить все большую роль национального характера в развитии общества в целом. Он является единой, целостной системой, обладающей иерархией черт и качеств, влияющих на образ мыслей и действий данной нации. Он переходит к людям от поколения к поколению, изменить его путем принятия административных мер довольно тяжело, но все-таки возможно, правда для масштабных изменений нужно большое количество времени и сил.

К русскому национальному характеру проявляется интерес не только за рубежом, но и мы сами пытаемся его понять, хотя проходит это не совсем успешно. Мы не можем понять свои поступки, объяснить некоторые исторические ситуации, хотя замечаем некоторую оригинальность и нелогичность в своих действиях и мыслях.

Сегодня в нашей стране происходит перелом, который мы переживаем с трудом и, на мой взгляд, не совсем верно. В XX веке произошла утрата многих ценностей, произошел упадок национального самосознания. И чтобы выйти из этого состояния, русский народ должен, прежде всего, разобраться в себе, вернуть прежние черты и привить ценности, искоренить недостатки.

Само понятие национального характера сегодня широко используется политиками, учеными, средствами массовой информации, писателями. Часто в это понятие вкладывается самый различный смысл. Ученые спорили о том, существует ли национальный характер на самом деле. И в наши дни признано существование определенных особенностей, характерных только для одного народа. Эти особенности проявляются в образе жизни, мысли, в поведении и деятельности людей данной нации. Исходя из этого, можно сказать, что национальный характер - это некоторая совокупность характерных лишь для одной нации физических и духовных качеств, норм деятельности и поведения.

Характер каждого народа весьма сложен и противоречив в связи с тем, что сложна и противоречива история каждого народа. Также немаловажными факторами являются климатические, географические, социальные, политические и иные условия, влияющие на становление и развитие национального характера. Исследователи считают, что все факторы и условия могут быть разделены на две группы: природно-биологические и социально-культурные.

Первая объясняет то, что принадлежащие к разным расам люди будут проявлять свой характер и темперамент по-разному. Тут же следует сказать, что тип общества, сформированный у того или иного народа также будет оказывать сильное влияние на его характер. Поэтому понимание национального характера какого-либо народа происходит через понимание общества, условий и факторов, в которых этот народ живет.

Также важно то, что сам тип общества определяется принятой в нем системой ценностей. Так, социальные ценности есть основа национального характера. Национальный характер является совокупностью важных методов регулирования деятельности и общения, созданных в соответствии с социальными ценностями, присущими данному народу. Поэтому, чтобы понять русский национальный характер, необходимо выделить ценности, характерные для русского народа.

В русском характере выделяются такие качества как соборность и народность, устремленность к чему-то бесконечному. Наша нация обладает веротерпимостью и этнотерпимостью. У русского человека постоянно есть недовольство тем, что есть на данный момент, он всегда хочет чего-то иного. Особенность русской души объясняется, с одной стороны, «витанием в облаках», а с другой - неумением совладать со своими эмоциями. Мы или сдерживаем их насколько это возможно, или выпускаем наружу разом. Может поэтому в нашей культуре так много душевности.

Наиболее точно особенности русского национального характера отражаются в произведениях народного творчества. Здесь стоит выделить сказки и былины. Русский мужик желает лучшего будущего, но реально что-либо делать для этого ему лень. Он лучше прибегнет к помощи золотой рыбки или говорящей щуки. Самый, наверно, популярный персонаж наших сказок - это Иван-дурак. И это неспроста. Ведь за внешне безалаберным, ленивым, ничего не умеющем делать сыном обыкновенного русского мужика скрывается чистая душа. Иван добрый, отзывчивый, смекалистый, наивный, жалостливый. В конце сказки он всегда оказывается в выигрыше перед расчетливым и прагматичным царским сыном. Поэтому народ считает его своим героем.

Чувство патриотизма у русского народа, как мне кажется, не вызывает сомнения. Издавна борьбу с захватчиками и оккупантами вели и старики и дети. Достаточно вспомнить Отечественную войну 1812 года, когда весь народ, вся армия просила дать битву французам.

Особого внимания заслуживает характер русской женщины. Огромная сила воли и духа заставляет жертвовать всем ради близкого ей человека. За любимым она может пойти хоть на край света, причем это не будет слепым и навязчивым следованием, как это принято в восточных странах, а это осознанный и самостоятельный поступок. Можно взять в пример жен декабристов и некоторых писателей и поэтов, отправленных в ссылку в Сибирь. Эти женщины весьма осознано лишали себя всего ради своих мужей.

Нельзя не сказать о веселом и задорном нраве, о чувстве юмора русских. Как бы ни было тяжело, русский человек всегда найдет место веселью и радости, а уж если не тяжело и все хорошо, то размах веселью обеспечен. О широте русской души говорили, говорят и еще будут говорить. Русскому человеку просто необходимо разгуляться на полную, произвести фурор, пустить пыль в глаза, хоть, пускай, для этого надо отдать последнюю рубаху.

С давних времен в русском характере не находилось место корысти, никогда материальные ценности не выходили на передний план. Русский человек всегда мог приложить огромные усилия во имя высоких идеалов, будь то защита Родины или отстаивание священных ценностей.

Суровая и нелегкая жизнь приучила русских довольствоваться и перебиваться тем, что есть. Постоянное самоограничение наложило свой отпечаток. Именно поэтому в наших людях не было распространено стремление к денежному накоплению и богатству любой ценой. Это было привилегией Европы.

Для русских очень важно устное народное творчество. Знающий пословицы, поговорки, сказки и фразеологизмы, отражающие действительность нашей жизни, человек считался образованным, по-житейски мудрым, обладающим народной духовностью. Духовность также является одной из характерных для русского человека черт.

В силу повышенной эмоциональности, нашим людям свойственна открытость, задушевность. Особенно ярко это проявляется в общении. Если взять в пример Европу, то там высоко развит индивидуализм, который всячески оберегается, у нас же, напротив, людям интересно что происходит в жизни окружающих, да и о своей жизни русский человек никогда не откажется рассказать. Сюда же, скорее всего, можно отнести и сострадание - еще одну очень русскую черту характера.

Наряду с положительными качествами, такими как щедрость, широта души, открытость, храбрость, есть одна, безусловно, отрицательная. Я говорю о пьянстве. Но оно не является чем-то, что шло рука об руку с нами на протяжении всей истории страны. Нет, это тот недуг, который мы подхватили сравнительно недавно и никак не можем от него избавиться. Ведь мы не изобретали водку, нам ее завезли только в XV веке, и она не стала тот час популярной. Поэтому говорить о том, что пьянство есть отличительная черта и особенность нашего национального характера нельзя.

Стоит еще отметить такую черту, которой одновременно и удивляешься, и восторгаешься - это отзывчивость русского народа. Она закладывается в нас с детства. Помогая кому-то, наш человек нередко руководствуется пословицей: «Как аукнется, так и откликнется». Что, в общем то, правильно.

Национальный характер не является статичным, он постоянно меняется по мере того, как меняется общество, и, в свою очередь, оказывает свое воздействие на него. Сложившийся в наши дни русский национальный характер имеет сходства с тем характером, что был когда-то раньше. Некоторые черты остались, некоторые утеряны. Но основа и суть сохранилась.



просмотров