Мимы на праздник. МИМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история Как выглядит мим

Мимы на праздник. МИМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история Как выглядит мим

На улицах крупных городов, да и не только крупных, часто можно встретить необычных и забавных уличных артистов с белыми лицами, одетых в полосатые тельняшки. Эти артисты - мимы. Они чем-то похожи на клоунов, но жанр представлений совершенно иной, и называется пантомимой. Чтобы понять, кто такой мим, стоит немного углубиться в историю этого необычного искусства.

История пантомимы

Это разновидность сценического искусства, которая уходит корнями в античную Грецию и Рим. В этом виде жанра художественный образ передается артистами без слов, только с помощью пластики тела. Понимание того, кто такие мимы, в ту эпоху и в наше время существенно отличается. Греки и римляне называли мимами уличных артистов, дающих массовые представления. В состав театра входили акробаты, фокусники и другие актеры, которые изображали сценки из повседневной жизни горожан и сопровождали их пением, танцами, сатирой.

После падения Римской Империи культура региона подверглась влиянию средневековых христиан. Однако мимы не исчезли, а лишь трансформировались в более приемлемый жанр. Их уличное искусство смешалось с традициями германских скоморохов и крестьянским фольклором. Позднее это искусство переняли и аристократичные артисты, переделав средневековый сатирический фарс в утонченную классическую комедию.

В 19-м веке пантомима переместилась с улиц на театральную сцену, и вопрос "Кто такой мим?" получил новый ответ: театральный актер с хорошим образованием и подготовкой. В странах советского лагеря, где пластическое искусство было представлено лишь классическим балетом, разрешенным компартией, пантомима быстро стала популярной. Однако в государствах Европы и Америки театральная пантомима осталась практически невостребованной: множество хореографических театров в этих странах заполнили нишу пластического искусства.

Актеры пантомимы

Кто такой мим? Актер пантомимы, который выражает эмоции и чувства через движения тела и характерную пластику рук, утрированную мимику лица. Чтобы лучше передать эмоции, артисты покрывают лицо своеобразным гримом. С помощью этих приемов единственный актер способен разыграть сложный сюжет и задеть тонкие душевные струны зрителей. Часто мимы дают простые представления, понятные даже маленьким детям. В этом случае пантомима очень похожа на клоунаду, но все действия производятся абсолютно без слов. Наиболее известные мимы: Чарли Чаплин, а также персонажи Пьеро и Арлекин.

Образ мима

Кто такой мим, по фото определить легче всего. Лицо актера скрыто под плотным слоем грима, традиционный наряд состоит из тельняшки, красного шейного платка, шляпы или берета. Часто мимы надевают пиджак, подражая Чарли Чаплину. Однако существует и другой стиль. Его представители не придерживаются стандартного образа, не используют грим и одеваются в произвольные костюмы, чтобы избежать стереотипного отношения зрителей. Неизменным остается лишь непревзойденное искусство пантомимы и молчаливое, но чрезвычайно эмоциональное представление.

Как стать мимом

Профессиональный мим - это актер, получивший соответствующее образование и посвятивший свою жизнь театру пантомимы. Однако каждый человек может открыть в себе талант и научиться этому удивительному искусству, чтобы развлечь родственников или знакомых. Для начала следует нанести грим. Покройте лицо белым тоном, черным карандашом выделите глаза и брови, а губы наведите красной помадой. Такой макияж необходим для того, чтобы придать образу определенные черты характера. В представлении мимы изображают сюжеты с невидимыми предметами, например, стеной - это один из наиболее известных приемов.

Итак, мим - это кто? Профессиональный актер театра пантомимы. Не стоит путать мимов с клоунами, так как эти два различных вида искусства.

История

Античность

Зародившись среди широких народных масс в разных местах Греции , этот фольклорный жанр получил впервые литературную обработку у греческих колонистов на юге Италии и в Сицилии ; это были веселые сценки с бойким диалогом, выхваченные из быта мелких ремесленников , поселян и близких к ним слоев (сравните заглавия Мимов: «Рыбак и поселянин», «Штопальщицы» и др.); их литературная обработка показывает интерес к этому массовому жанру и образованных верхов (недаром такие зрелища были приняты при дворах сицилийских «тиранов »). Широко развернулся этот жанр в эллинистическую эпоху Греции IV-III вв. до нашей эры. В это время мимы создаются не для сцены, а лишь для занимательного чтения и входят в орбиту интересов не только ремесленных, но и высших социальных слоев.

Мимы - Пантомима

Специалистом-мимографом был Геронд (или Герод), писавший «холиямбами » (часть его Мимов была найдена в Египте в ).

Если у Герронда по-видимому смазывается классовая заостренность Мимов, то у других мимографов этого периода мимы явно обращаются в орудие борьбы с господствующими классами (пародии на патетику трагического стиля, религию , вплоть до осмеяния жизни монархов , за что, например, мимограф Сотад поплатился жизнью).

Большое распространение мимы получили и в древнем Риме . Давно процветая на юге Италии и бытуя в Риме как низовой массовый театр, мимы прочно овладели сценой к концу II и в I в. до нашей эры, когда победы демократии заострили их как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. Известны литературно обработанные мимы сирийского раба Публилия и Децима Лаберия (I в. до нашей эры), которому покровительствовал опиравшийся на демократию диктатор Юлий Цезарь . Отражая быт мелких ремесленников (красильщиков, веревочников и др.), эти мимы часто направлены против господствующих классов - крупных землевладельцев и др. - иногда с резкой сатирой на религию. Самые скабрезные сюжеты были здесь преобладающими. Традиционным персонажем мима был дурак, осыпаемый всякой бранью; в текст часто врывался импровизационный элемент на злобу дня. Как классовый жанр низов римский мим и писался на языке этих слоев со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн. В I в. до нашей эры мим стал вытеснять «ателлану » .

Новые особенности характеризуют мима в эпоху цезаризма. Под эгидой государства, стремящегося отвлечь демократические слои от борьбы с господствующими классами, мимы расширяются в сложное представление, так называемую «мимическую ипотезу», которая дается в больших театрах и субсидируется правительством. Эти «ипотезы» были лишены прежней классовой заостренности мимов; это была написанная прозой вперемежку со стихами ультранатуралистическая авантюрная драма с превращениями, различными чудесами, пропитанная грубой эротикой и другими средствами для привлечения неприхотливого зрителя. Здесь выступали певцы, танцоры, даже дрессированные животные; актёры (в отличие от «ателлан») играли без масок, актрисы выступали часто совсем обнаженные, вызывая этим впоследствии нападки христианских писателей.

Период Средневековья и Ренессанса

Грандиозный социальный катаклизм V века нашей эры, положивший конец существованию Римской империи, не повлек за собой исчезновения римского мима. Его история продолжалась и в последующие века, отмеченные переходом от рабовладельческого строя к феодализму, от античной «языческой» культуры к средневековой христианской. Но остаточные формы римского мима получили в новой социальной обстановке качественно новый характер. По мере усиления в бывшей Римской империи её «варваризации», выражавшейся в «обратном» движении от сложной системы менового хозяйства к простым формам хозяйства натурального, постепенно отпадают материальные предпосылки для существования мимической ипотезы, этого последнего большого театрального жанра античности. Римские актёры, приспособляясь к новым хозяйственно-общественным условиям, растекаются по «варварским» странам, возвращаясь к исконному бродяжничеству. Через их посредство деформированные остатки римского М. просачивались в низовые слои городского и деревенского населения и усваивались крестьянским фольклором, в котором они обнаружили необычайную устойчивость.

Модерн Мимы

  • Ваграм Зарян / (фр. Vahram Zaryan ) - Франция

Ваграм Зарян / Vahram Zaryan spectacle ILYA

  • Джеймс Тьерри / (фр. James Therrée ) - Швейцария

Джеймс Терри / James Therrée 2010

Критика теории Эмиля Рейха

Вместе с тем традиции римских мимов несомненно сочетались в новых варварских странах с искусством местных германских певцов-скоморохов, скопов или глиманов. Только в результате усвоения и переработки туземными скоморохами «культурного наследия» римских мимов и образовалось типичное для феодального Средневековья жонглерство, окончательно оформившееся к в. и использовавшее опыт римских мимов в переработанном, «снятом» виде, а не путем непосредственной пересадки его на совершенно инородную в социальном и этническом отношении почву романо-германских государств.

Данная информация резко противоположна известной теории немецкого учёного Эмиля Рейха (нем. Reich, Emil ), выводившего непосредственно из римского мима все народно-комическое творчество средневековой и новой Европы, а также Азии и Африки. Видя в миме исконное зерно комического изображения обыденной жизни, одинаковое во всех странах в силу однородности быта порождающих его социальных низов, Рейх утверждал, что эта народно-комическая стихия лежит в основе всей мировой драмы, поскольку она не «классична», то есть не основана на сознательном подражании литературной драме античности.

Социалистическая теория

Согласно данной теории, мим имеет несомненное сходство как со средневековым фарсом, так и с «Учёной комедией» (итал. commedia dell’arte ). В обоих случаях мы имеем дело с явлениями социально разнородными: если средневековый фарс порожден социальной практикой низших классов феодального общества, то commedia dell’arte оформляет идеологию господствующего класса. Отсюда и различный характер связи этих жанров с мимами. В первом случае создатели фарса - ремесленники средневекового города - использовали для своего самодеятельного комедийного творчества традиционную технику скоморошьих действ, впитавших в себя «культурное наследие» римских мимов; одновременно с этим некоторые элементы мимов проникали в фарс из средневекового крестьянского фольклора, куда они были занесены теми же жонглерами раннего Средневековья.

Во втором случае, в «commedia dell’arte», происходит не стихийное проникновение фольклорно-игровых элементов в комедию, а сознательное использование этих элементов аристократическими артистами с целью стилизации «народного» комизма, использование, пронизанное тенденцией к освоению античных жанров для удовлетворения своих идеологических запросов. «Commedia dell’arte» ориентируется на ателлану и мимы не менее сознательно, чем «учёная» комедия, ориентировалась на пьесы Плавта и Теренция.

Библиография

  • Веселовский А. Н. Старинный театр в Европе. - М., 1870.
  • Гвоздев А. А., Пиотровский А. И. История европейского театра - М.: - Л.: 1931.
  • Magnin C., Les origines du théâtre moderne, v. I, 1838;
  • Petit de Julleville L., Les comédiens en France au moyen âge, 1889;
  • Allen P. S., The medieval Mimus, «Modem Philology», 1910, VIII.

См. также библиографию к статье «Commedia dell’arte»

См. также

  • Античный театр

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Перевальск
  • Перенос (типографика)

Смотреть что такое "Мимы" в других словарях:

    Мимы - (с греческого «подражания») у античных греков и римлян всякие сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально бытовой… … Литературная энциклопедия

    МИМЫ - (греч. mimos, от mimeomai подражаю). Древнегреческий фарс, для которого автор давал только одну тему, актеры же должны были сами импровизировать подробности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИМЫ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    Мимы - МИМЫ вид комедии у греков и римлян. Мимы возникли на почве народного творчества и представляли сначала импровизации (см. это слово). Сюжетами мимов служили обыкновенно события обыденной жизни (прелюбодеяния, мошенничества); знамениты римские… … Словарь литературных терминов

Работа наших артистов состоит из интерактивной импровизации с элементами интермедии (вставки из номеров и зарисовок, выполненных при участии зрителей).

Виды выполняемых интерактивных взаимодействий на встрече гостей ("welcome-зоне") , в раусе, при импровизации, а также на выставках и иных мероприятиях:

"Пластические зарисовки" :

Пластические зарисовки используются для первичного привлечения внимания с использованием реквизита (модели из шариков, шар для контактного жонглирования, "жонглирование" светом пальцев, взаимодействие со светящимся цветком и др. Артист выполняет различные элементы искусства пантомимы, привлекая внимание и собирая зрителей. Например: пантомимическая стеночка, иллюзия иного изолированного пространства, "походка Чарли Чаплина", "лунная походка Майкла Джексона", движение робота, ходьба заводной куклы и многое другое. Некоторые из элементов можно увидеть в видео: "Экзерсис мима "

"Пластические интерактивные пародии" :

Артист (мим, клоун) по-доброму копируя, выполняет действия, повторяя их за случайным прохожим/зрителем/просто стоящим человеком или выполняет их синхронно с ним. В данном взаимодействии ключевую роль играет умение и большой опыт наших артистов быстро подмечать и воспроизводить мелочи, характерные для определенного человека и воспроизводить их узнаваемо, но утонченно и с умеренным гротеском. (по-просту: "не пошло и не обидно")

"Моделирование из шариков" :

Артист (мим, клоун) моделирует фигурки из шариков (цветы, животные, сабли и иные предметы). Изготовив фигурку, мим выполняет с ней отточенные и подготовленные заранее манипуляции и зарисовки, что повышает ее ценность в глазах зрителя и она вручается, как настоящий подарок. (примечание: особенно это нравится детям, но и в взрослые в восторге от "цветов" и "собачек на поводке")

"Интерактив с прозрачным шаром для контактного жонглирования" :

Артист (мим, клоун) выполняет контактное жонглирование с шаром, сочетая это с элементами "изоляции". Применяя эти элементы, мим вовлекает во взаимодействие окружающих зрителей, что создает незабываемые ощущения у зрителя участие в интересном выступлении и своей сопричастности к искусству, формируя положительные эмоции и приятное впечатление. (изоляция -- иллюзия, используемая в пантомиме, зависания, невозможности сдвинуть, или наоборот стремления предмета куда-то с удержанием его, легкости тяжелого предмета и наоборот тяжести легкого и т.д.)

"Зарисовки с изоляцией воздушного шарика" :

Артист (мим, клоун) выполняет манипуляции с использованием воздушного шарика , который в одну секунду может оказаться, как "непосильной ношей", так и стремящимся вверх, улетающим объектом. На шарике мим может "отдохнуть", как-бы опираясь на него, может безуспешно тянуть его от "невидимой резинки" все время возвращаясь к исходному положению и т.д. (изоляция -- иллюзия, используемая в пантомиме, зависания, невозможности сдвинуть, или наоборот стремления предмета куда-то с удержанием его, легкости тяжелого предмета и наоборот тяжести легкого и т.д.)

"Интерактивный мини-мастер-класс по пантомиме" :

Артист пантомимы, тем или иным образом, предлагает зрителю, ставшему участником, выполнить/повторить за мимом какое-либо несложное движение, если у него получается, то задание может усложняется, это происходит до момента пока человек не достигнет предела своих возможностей и мим оценивает уровень пластики, как высокий аплодисментами, которые подхватывают зрители, и может вручить приз(если организатор предоставляет призы) В случае, если у выбранного человека не получается, или он стесняется, то мим изящно обыгрывает ситуацию, выводя зрителя из нелепой ситуации, как "все равно победителя" (иногда с поощрительным призом), и переключает внимание на себя или другого более раскрепощенного человека. Этот интерактивный мастер-класс всегда привлекает внимание окружающих, с интересом наблюдающих за тем, как кто-то соревнуется с мимом. Также с помощью данного взаимодействия мим всецело демонстрирует возможности пластики пантомимы, что никогда не остается без внимания. (Наши артисты также являются опытными преподавателями пантомимы)

"Интересное фото с артистом" :

Артист (мим, клоун), не только сам выполняет какую либо статичную зарисовку, но и также выстраивает людей, желающих сфотографироваться в интересные позы и обыгрывая их, даря веселые незабываемые сюжеты для оригинальных фото. (фото выполняется либо самими зрителями, либо фотографами организаторов мероприятия). В случае отсутствия фотоаппарата, мим может сыграть образ фотографа, который выставляя людей, "снимает" их "пфд-шным"(несуществующим) фотоаппаратом.

"Индивидуально разработанные зарисовки и взаимодействия" :

Наши артисты могут также выполнять специально разработанные интерактивные взаимодействия и номера, в зависимости от пожеланий заказчика. Эти взаимодействия в качестве реквизита могут содержать в себе различные предметы, которые хотел бы видеть заказчик. Например: в зависимости от тематики мероприятия мероприятия это могут быть: спец.средства работника ГИБДД (жезл и фуражка) автомобильная выставка/мероприятие в автосалоне; медицинские инструменты и элементы одежды (медицинская выставка); визитки/купоны/флаеры, бейдж на одежде артиста или промо-одежда, предоставленная организатором (универсально подходит к любой выставке); таблички с указанием мероприятия/номера стенда/имен заказчиков (свадьбы, дни рождения, выставки различной тематики); корзины/с фруктами или цветами/букеты/подарки (свадьбы, дни рождения, корпоративы, личные праздники и другое). (Предметы предоставляются заказчиком или заказываются у нас дополнительно по предварительной договоренности и предоплате).

МИМ - ма-лая фор-ма ан-тич-но-го ни-зо-во-го те-ат-ра; жанр ан-тич-ной дра-мы;
ак-тёр - ис-пол-ни-тель ми-ма;
в современном те-ат-ре - то же, что ак-тёр пан-то-ми-мы.

1) Ма-лая фор-ма ан-тич-но-го ни-зо-во-го те-ат-ра; жанр ан-тич-ной дра-мы. Ис-то-ки мима вос-хо-дят к VIII веку до н. э.; про-ис-хо-ж-де-ние мима ус-мат-ри-ва-ют в ми-мических тан-цах, бы-то-вав-ших в до-рий-ских ко-ло-ни-ях в Си-ци-лии. Письменную фик-са-цию мима свя-зы-ва-ют с име-на-ми Соф-ро-на и его сы-на Ксе-нар-ха, со-чи-няв-ших тек-сты для ми-мических по-ста-но-вок.

Мим пред-став-лял со-бой не-боль-шие им-про-ви-зи-рованные пред-став-ле-ния об-сцен-но-го со-дер-жа-ния на па-ро-дий-но-ми-фо-ло-гические или бы-то-вые сю-же-ты (бра-ко-со-че-та-ние бо-гов, суп-ру-же-ские из-ме-ны, сцен-ки из бы-та ре-мес-лен-ни-ков и др.; ти-пич-ны мо-ти-вы глум-ле-ния, пе-ре-драз-ни-ва-ния, по-бо-ев и т. п.). Мим вос-про-из-во-дил ха-рак-те-ро-ло-гические осо-бен-но-сти различных со-ци-аль-ных ти-па-жей (пас-ту-хов, зем-ле-дель-цев, сол-дат, ра-бов, па-ра-си-тов, свод-ни-ков, ге-тер и др.); от-ли-чал-ся на-ту-ра-ли-стич-но-стью и скаб-рёз-ным юмо-ром. Мимы со-чи-ня-лись рит-ми-зованной про-зой ли-бо в фор-ме про-зи-мет-ра; об-ла-да-ли диа-ло-гической струк-ту-рой, но тя-го-те-ли к мо-но-дра-ме, в ко-то-рой мо-но-лог главного ге-роя пе-ре-би-вал-ся ко-рот-ки-ми ре-п-ли-ка-ми или ми-мическим ком-мен-та-ри-ем других пер-со-на-жей.

Де-мо-кра-тич-ность мима, про-сто-та его сю-же-та и об-ще-дос-туп-ность язы-ка жес-тов обес-пе-чи-ли ему по-пу-ляр-ность в эпо-ху эл-ли-низ-ма. То-гда же из мима вы-де-ли-лась и по-лу-чи-ла са-мо-сто-ятельное раз-ви-тие так называемая пан-то-ми-ма (ми-мический та-нец на ми-фо-ло-гический сю-жет). В III веке до н. э. мим ут-вер-дил-ся в литературе как по-этический жанр: к не-му близ-ки не-ко-то-рые идил-лии Фео-кри-та и так называемые ми-ми-ям-бы Ге-ро-да - сцен-ки из го-род-ской жиз-ни с уча-сти-ем двух-трёх дей-ствую-щих лиц, ад-ре-со-ван-ные ско-рее обра-зо-ван-но-му слу-ша-те-лю, чем зри-те-лю из про-сто-на-ро-дья. То-гда же мим по-явил-ся в Ри-ме, где он со-еди-нил-ся с тра-ди-ция-ми ита-лий-ских музыкальных зре-лищ. В середины I века до н. э. мим на-чал вы-тес-нять ател-ла-ну на римской сце-не. Де-цим Ла-бе-рий при-внёс в по-эти-ку мима лич-ные вы-па-ды про-тив со-вре-мен-ни-ков, а Пуб-ли-лий Сир - мо-раль-ный эле-мент в ви-де нра-во-учительных сен-тен-ций. Наи-боль-шей по-пу-ляр-но-сти жанр мим дос-тиг в им-пе-ра-тор-скую эпо-ху. В это вре-мя мим ста-но-вит-ся боль-шой пье-сой (так называемая ми-мическая ипо-те-за) с за-ни-ма-тель-ным, час-то за-пу-тан-ным сю-же-том, в ко-то-рой тан-цы и ак-ро-ба-ти-ка пе-ре-ме-жа-ют-ся во-каль-ны-ми но-ме-ра-ми. Для рим-ско-го мима ха-рак-тер-ны зло-бо-днев-ность, иг-ра слов, по-ли-тические ал-лю-зии, аван-тюр-ные, эро-тические и ан-ти-хри-сти-ан-ские мо-ти-вы. Литературный мим ока-зал влия-ние на рим-ские пал-лиа-ту, са-ти-ру, бу-ко-ли-ку, ро-ман(влия-ние мима на ста-нов-ле-ние древ-не-ат-тической ко-ме-дии не до-ка-за-но).

Ис-пол-ни-те-ли мима пер-во-на-чаль-но но-си-ли зоо-морф-ные мас-ки, но со вре-ме-нем от-ка-за-лись от их ис-поль-зо-ва-ния; впер-вые в ан-тич-ном те-ат-ре при-об-ре-ла зна-че-ние ми-ми-ка ак-тё-ров. На-ря-ду с от-сут-стви-ем ма-сок, ко-тур-нов и хо-ра осо-бен-но-стью мима бы-ло уча-стие жен-щин-ак-трис (бы-ли мимы «муж-ские» и «жен-ские»). Сна-ча-ла мим ис-пол-ня-ли бро-дя-чие ак-тё-ры - фо-кус-ни-ки, ак-ро-ба-ты, жонг-лё-ры, вы-сту-пав-шие на де-ревянных под-мо-ст-ках; с IV века до н. э. - профессиональные труп-пы, да-вав-шие пред-став-ле-ния мима уже не толь-ко на го-род-ских и сель-ских пло-ща-дях, но так-же в ча-ст-ных до-мах и в ре-зи-ден-ци-ях пра-ви-те-лей. В Ри-ме по-ста-нов-ки мима шли на сце-нах городских те-ат-ров и суб-си-ди-ро-ва-лись го-су-дар-ст-вом; от-ли-ча-лись слож-ным сце-ническим оформ-ле-ни-ем и не-ог-ра-ниченным чис-лом дей-ст-ву-ющих лиц; в них не-ред-ко уча-ст-во-ва-ли де-ти и дрес-си-рованые жи-вот-ные. Не-смот-ря на от-лу-че-ние ак-тё-ров мима от церк-ви (452 год н. э.) и за-прет императора



просмотров