Юрий любимов - биография, информация, личная жизнь. Юрий Любимов: биография, личная жизнь Каталин кунц жизнь после смерти юрия любимого

Юрий любимов - биография, информация, личная жизнь. Юрий Любимов: биография, личная жизнь Каталин кунц жизнь после смерти юрия любимого

Однажды Юрия Любимова спросили: «Про вас говорят, что вы были страшным бабником. Это правда?» Режиссер отрицать не стал: мол, влюблялся не раз. Но сказал, что на нескромные вопросы он не отвечает и говорить о дамах не любит. Скрыть романы в театральном мире практически невозможно. О них можно лишь забыть за давностью лет, ведь мэтру театра уже 95.

Она звалась Галиной. Или Ларисой? Сейчас свидетели тех страстей путаются в показаниях. Обе актрисы были красавицами. Служили они, как и Юрий Любимов, в Театре Вахтангова и обе были Пашковы. Сестрички.

Галина, старшая, слыла конкуренткой артистки Людмилы Целиковской, любимицы Сталина. Зрительницы Вахтанговского театра делились на «целикисток» и «пашкисток». Их стычки порой доходили до рукопашных боев. Мужчины тоже были от них без ума.

Юрий Любимов играл на сцене в паре с Галиной Пашковой в спектакле «Ромео и Джульетта». Но шекспировские страсти кипели не только на сцене.

– У Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых, – выдала не так давно сердечную тайну режиссера актриса Елена Корнилова.

Сам Юрий Петрович об этом факте своей биографии не обмолвился ни разу. По словам той же Корниловой, тому есть причина. И весьма пикантная. Как поведала актриса одному из столичных изданий, Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой…

Но в начале 50-х Юрий Петрович, когда ему уж минуло 40 лет, остепенился и женился – на балерине по имени Ольга. Ее девичью фамилию сейчас уж никто и не вспомнит. Позже, разведясь с Любимовым, она вышла замуж за известного музыканта, дирижера Юрия Силантьева. В браке с Любимовым она родила сына Никиту. Но семейное счастье продолжалось недолго: Юрий Петрович принялся ухаживать за примой театра Людмилой Целиковской. Ее популярность была фантастической. Ходит легенда, что даже на фронтах Великой Отечественной солдаты шли в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» Женщины, подражая ей, шили платья, как у Целиковской, делали прическу под «Люсеньку». Про нее говорили: «Три миллиона мужчин не могут ошибаться». Ее засыпали цветами поклонники, причем высокопоставленные.

В одном интервью Любимов уверял, что из-за романа с ним разрушился ее брак с Каро Алабяном – знаменитейшим архитектором, построившим Театр Советской армии. Говорил, будто ему на выходе из театра преградили дорогу молодчики и, намекая на его близость с Целиковской, грозились избить. Предупреждали: «Хорошенько подумай!» А он им сказал: «Вы дол…бы – поняли? Стыдно такими вещами-то заниматься!»

Хотя поговаривали и другое: что Любимов, заведя роман с Целиковской, попросту пытался утешиться. Ведь Ольгу, жену, у него отбил Юрий Силантьев. Он стал другом семьи, когда Любимов работал с ним вместе в Ансамбле песни и пляски НКВД.

Ольга, взяв сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Впрочем, понять, кто говорит правду, а кто нет, сейчас уже невозможно.

Сама Целиковская и ее родственники не раз подчеркивали, что Любимов поддержал актрису в тяжелое время, когда ее муж Каро Алабян умер. Дескать, лишь тогда между ними и зародилась любовь. Утверждали, будто он был влюблен в Целиковскую еще со времен учебы в Щукинском училище. Но некоторые злословили: он женился на Целиковской по расчету, ведь именно благодаря ее авторитету ему, малоизвестному в то время вахтанговцу, дали возможность создать Театр на Таганке.

– Мое первое воспоминание после смерти папы: мы поехали отдыхать на море вместе с Любимовым, – вспоминал сын актрисы Александр. – Сначала он вошел в нашу жизнь на правах маминого товарища и потом стал жить в нашей квартире. И отношения вообще, особенно первое время, были очень хорошие.

И в то же время Александр Алабян признавал:

– На мой взгляд, Любимов – достаточно эгоистичный человек, который по-настоящему любит только себя. Не только ко мне – и к своему сыну Никите, который заходил к нам, он не проявлял человеческого тепла. Тем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру.

В жизни Театра на Таганке Целиковская не была сторонним наблюдателем. И по признанию многих современников тех событий, она была автором многих идей легендарных постановок, они рождались на кухне в ее доме. Целиковская сочиняла инсценировки для спектаклей Таганки. Она скромно называла их «болванками». К тому же она всячески оберегала мужа от нападок чиновников.

– Все эти господа, власти предержащие, они тоже всегда склоняли перед ее именем голову, – рассказывала актриса Людмила Максакова. – Это было волшебное имя. Был случай, когда она позвонила Юрию Петровичу, ему в очередной раз устраивали какую-то выволочку, очередную проработку, его нет и нет. И она, чувствуя, что уже время затягивается, стала нервничать, позвонила, секретарше сказала: «Соедините меня немедленно» с каким-то высоким чином, ей не смогли отказать. Она сказала: «Мой Юрий там? Немедленно домой. Не унижайся, Юрий, купи по дороге бутылку можайского молока. Немедленно домой».

Юрий Петрович высоко ценил супругу, но и тогда не мог устоять перед красивыми женщинами. Одной из них была Елена Корнилова. Лишь недавно она рассказала об этом тайном романе. И что удивительно: призналась, что жалеет о нем. Говорит, воспоминания о близости с Любимовым вызывают в ней острую боль…

В 1974 году Целиковская стала бабушкой. В театре для нее наступило время возрастных ролей. Людмила Васильевна все больше ощущала, что муж отдаляется.

– Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же – совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами, – сетовала она.
Любимова как раз постигла новая страсть. К молодой венгерке.

– Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, – утверждает Корнилова.

По словам Любимова, битья посуды и криков не было.

– Ничего плохого о Людмиле сказать не могу, – говорил Юрий Петрович. – Для нее наш разрыв стал большим горем, трагедией. Она уже была в летах, да и мне тогда годков набежало порядком – без пяти минут пенсионер.

– Они с Юрием Петровичем прожили почти 20 лет, а расстались в одночасье, – вспоминала одна из подруг Целиковской. – Она поняла, что он увлечен, и не стала бороться за то, чтобы остаться вместе, считала это совершенно ненужным. И показала: «Вот Бог, вот порог». В один вечер. Она только его спросила: «Ты почему так поздно? Она приехала, и ты ходил ее провожать домой?» Он сказал: «Да, она остановилась в гостинице, я ее должен был проводить». И все.

Любимов объясняет свой поступок просто:

– Влюбился я в Каталин. Она, знаете, у меня какая – боевая венгерка… Это человек неумолимый… Что там декабристские жены – она не только коня на скаку остановит, но и танк…

Едва он стал жить с Каталин, многие почувствовали перемены в характере Любимова.

– Как только Любимов познакомился с Каталин, все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А доброту он всегда проповедовал в своем творчестве. По-моему, у Каталин – озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали, – рассказывает Корнилова.

– Мама отдала Любимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее и, когда мама умерла, даже не пришел на похороны, – вздыхает Александр Алабян. – Хотя из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение – раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать...

…Каталин работала в Обществе советско-венгерской дружбы. Устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И однажды ей удалось пригласить в Будапешт Театр на Таганке.

– У меня возникла очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми, – признавалась Каталин.

Она была тогда замужем, Любимов тоже был несвободен, живя с Целиковской. Но Каталин почувствовала: он к ней отнесся с очень большой симпатией.

Они часами бродили по Будапешту. А уехав в СССР, он стал ей звонить. Каждый день. Уезжая за границу, старался лететь через Будапешт и останавливался там на несколько дней. Поженились они в 1978 году. Через год у них родился сын Петр. Любимова не хотели выпускать в Венгрию, чтобы он не мог увидеть сына. Каталин перебралась в Москву. Потом – эмиграция.

Каталин, как и Целиковская, не осталась в стороне от театральных дел мэтра. В недавнем конфликте Юрия Любимова с актерами Театра на Таганке и в последующем его уходе оттуда, по мнению многих, виновата она же, его жена. Говорят, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся им за работу 16 тысяч $…

Но это уже другая история.

Не так давно Любимова спросили, что он чувствует, когда мимо него проходят 18-летние девчонки в мини-юбках.

– Прилив бодрости! – ответил, не раздумывая, режиссер. – На молодых приятно смотреть, особенно когда всё не чересчур, а то наденут джинсы, которые того и гляди упадут с бедер… Я все-таки за то, чтобы штаны покрепче держались…

Не испугался он и вопроса, может ли сейчас испытать эротические волнения.

– Эту тему я развивать не стану, – сказал он. – Важно, что могу!

Кстати

Никита Любимов , сын режиссера от первого брака, сильно страдал, что отец от него отвернулся, женившись на Каталин. После окончания Литературного института талантливый парень нигде не мог устроиться на работу. Никто не хотел брать к себе сына «врага народа». С большим трудом ему удалось найти только место дворника в одном из театров… Сейчас ему 62 года, он на пенсии, пишет стихи.

Петр Любимов получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии, работал в строительной компании. А потом счел, что его долг – помочь отцу. До недавнего времени работал с отцом в Театре на Таганке.

Если короля играет свита, то и мужчину делают окружающие его женщины. Юрий Любимов был и талантлив, и харизматичен. Возможно, еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы.

Каталин Кунц - все для победы

Полтора года назад в Большом театре устроили открытую репетицию оперы "Князь Игорь" в постановке Любимова. Юрий Петрович вышел на сцену, как король: ухоженный, несмотря на свой солидный возраст, стильно одетый, с элегантной тросточкой в руках. Его цветущий вид совсем не вязался с тем обстоятельством, что за несколько месяцев до этой встречи Любимов впал в кому. Каталин наравне с врачами смогла вывести его из практически безнадежной ситуации. На протяжении почти сорока лет она всегда была рядом. Вот и на той репетиции стояла у Любимова за спиной. Она попросила журналистов близко не подходить к Юрию Петровичу и вообще на него... не дышать в прямом смысле слова. Говорили, что причиной его болезни был грипп. Поэтому надо было оберегать Любимова от микробов и вирусов. Во время короткого интервью она несколько раз протирала антисептиком микрофон и руки Любимову. И когда заметила в глазах мужа усталость, сразу оборвала ненасытных журналистов.

Так защищать Любимова, беречь его силы, здоровье, отсекать ненужные, по ее мнению, контакты может только очень любящая женщина. Да, Каталин - жесткий человек, ее в театре боялись. Но, как признают старожилы Таганки, такого порядка и дисциплины, как при ней, в театре никогда не было.

СПРАВКА "КП"

Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда Театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала "Фильм, театр и музыка". В 1978 году Любимов - ему тогда был 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Петр (сейчас ему 35 лет).

Людмила Целиковская - мозговой штаб Таганки

В отличие от Каталин предыдущая жена Юрия Любимова - блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию Театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара в значительной степени режиссер обязан именно ей.

Как говорят, именно она познакомила Любимова с правильным кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом.

Именно Целиковская помогла Любимову стать Любимовым.

СПРАВКА "КП"

С Целиковской Любимов познакомился в Театральном училище имени Щукина. Она училась на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре им. Вахтангова, вместе снимались в кино. В начале 60-х стали жить в гражданском браке. И расстались после 15 лет любви и дружбы, когда Любимов закрутил роман с венгерской журналисткой Каталин.

Ольга Ковалева - потерянная любовь

В конце 40-х годов Любимов женился на балерине Ольге Ковалевой, которая в 1949 году родила ему сына Никиту. Но ушла от Любимова к дирижеру Юрию Силантьеву.

Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор, - где служили отец, Юрий Любимов, а мама в нем танцевала. После войны Любимов перешел в Театр им. Вахтангова. Мама сидела с маленьким ребенком, а Юрий Петрович снимался, играл на сцене. Он был очень популярным, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто она взяла Никиту и уехала с ним в Абхазию. А позже вышла замуж за моего отца.

РОМАНЫ

Сколько увлечений случилось с Юрием Любимовым за его долгую 97-летнюю жизнь, сказать сложно, но два его романа были страстными и продолжительными.

Сестры Пашковы

Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в Театре Вахтангова. Сестры Пашковы - Галина и Лариса. Обе были красавицами, обе популярны. Любимов разрывался между ними...

Елена Корнилова

Актриса Театра на Таганке, которую с Любимовым связывали не только рабочие отношения.

Это были 13 лет счастья и страдания одновременно, - рассказывает Елена Корнилова. - Он был несвободен, я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. Все сходили по Любимову с ума.

Другие скажут, что он ещё был режиссером, от которого артисты много раз пытались избавиться, но связи Любимова были крепки. Жил он долго, богато и счастливо.

Известность к Любимову пришла в 60-ые, поскольку у него была идея театра-балагана. Собственно, это была не его идея, а Брехта. Любимов успешно её позаимствовал. Идея великолепна, поскольку позволяет создать эффект - поют, маршируют, декламируют. Брехт специально развил идею балагана, поскольку писал для пролетариев громко, талантливо и доходчиво. А пролетарские театры в 20-ые на хороших актеров денег не имели. Про Брехта не скажу ничего дурного - он был, действительно, великолепен. Он учитывал, с кем приходилось работать. Создавал спектакли, где эффект больше зависил от режиссера, чем от подбора актеров.

Вся проблема с Любимовым была в том, что народ менялся. В 60-ые годы идея театра-балагана воспринималась хороши. Потом, кстати, никому балаган особой славы не принес. Как ни пиарили Константина Райкина в 80-ые и 90-ые, всё равно особой славы он не стяжал. Другой народ, другое время.

Любимову повезло с Высоцким. Именно он сделал Таганку популярным театром. Высоцкий умер в 80-ом, а в 84-ом Любимов не выдержал необходимости поддерживать популярность театра и уехал за границу. Поработал во Франции и успеха не стяжал. В итоге переехал в Израиль с огромным понижением в зарплате и снова успеха не стяжал. В итоге вернулся в Россию. Тоже успеха не стяжал. Ему просто нечего было сказать миру.

Любимов - классический образчик еврейского псевдо искусства в России. Много воплей о том, что русские его плохо понимают, а на проверку в Израиле выясняется, что евреи его тоже не понимают.

5 октября 2014 года на 98 году жизни умер театральный режиссер Ю.Любимов. Как известно, об умерших говорят хорошо или молчат. Мы не будем говорить о нём ничего как о личности, но, поскольку «либеральные» политические силы в своё время сделали из этого режиссера «кумира», проанализируем его исключительно как символ ушедшей эпохи. Для этого приведем статью, которую публиковали в 2011 году - тогда она называлась «Конвульсии шестидесятничества им. "Ансамбля песни и пляски НКВД"». Сегодня мы изменили её название на «Смерть шестидесятничества...»

«Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им»

Разгоревшийся летом 2011 года конфликт между диктатором режиссером, присваивающим себе деньги и бесправными актерами Театра на Таганке имеет более глубокую основу, чем это кажется на первый взгляд.

Режиссер, который несколько десятков лет тому назад являлся «кумиром поколения» не захотел выплачивать гонорары своими актерами. А актеры, которые с советских времен сносили диктаторский стиль «режиссерского театра», не захотели больше мириться со своим рабским положением. Старейшие артисты труппы утверждают, что эти финансовые разногласия стали лишь поводом для открытого конфликта, а проблема уже существует не первый год. Это не первые «имиджевые гастроли», за которые они не получает деньги, при том, что все гонорары уходят руководству театра. Но в это раз терпение лопнуло. Актеры потребовали выплатить им гонорары за гастроли в Чехии, которые предусматривались организаторами, но до актеров не дошли.

Фабула

«Перед репетицией актеры пригласили Любимова … и вежливо что-то стали говорить. Это было, в общем-то, не наше дело, мы не прислушивались поначалу. Но потом они повторили свою просьбу, мы услышали, как Любимов отказывается, но на третий раз Юрий Петрович как-то грубо сказал: “Ладно, идите, все вы получите". Каталин Кунц-Любимова сказала: “Что ты с ними разговариваешь, это же русское быдло". Но Юрий Петрович сказал отдать деньги, она бросила артистам конверт и послала матом », - рассказала переводчица Анна Евсина .

Появилась и аудиозапись части конфликта, которую сделал актер Сергей Трифонов . На попытки актеров завести разговор о задолженности, Любимов их перебивает и призывает «сесть и молчать». На жалобу артистов о том, что они не получили ни копейки, Любимов отвечает, что у них «неправильная информация». Его жена Каталин Кунц обвинила актеров в том, что они «поступают не по закону», и высказала мнение, что коллектива театра не существует. При этом Любимов советует жене «не разговаривать с хамами», а актеру говорит: «Вы для меня человек, которого мне не нужно для театра». В конце Любимов пообещал выдать актерам деньги, но заявил, что они «позорятся в чужой стране». «Не вам выдавали эти деньги! Не вы их добыли, а я вам их добыл! », — кричти 93-летний режиссер. Характерно, что при этом Любимов и его жена называют русских актеров… «оккупантами» - из-за событий «пражской весны» 1968 года…

Юрий Петрович Любимов

актер и театральный режиссер, создатель и руководитель театра на Таганке. Родился в 1917 году в Ярославле - городе, откуда начал свою карьеру Ю.Андропов . Отец - русский, мать - по распространяемой Любимовым легенде - являлась «склонной к чтению» цыганкой . В 1934 Юрий принят в Студию МХАТ, в 1936 году перешел в Щукинское театральное училище (при театре им. Вахтангова ), которое закончил в 1940 году и был призван в армию. Во время Великой Отечественной с 1941 по 1946 год служит артистом Ансамбля песни и пляски НКВД, основанным в 1939-м Лаврентием Берия . Кроме Любимова с ансамблем сотрудничали и драматург Н.Эрдман , и многие другие будущие шестидесятники .

С 1946 по 1964 год являлся ведущим артистом театра Вахтангова . В 1952 году становится лауреатом Сталинской премии. Здесь же в 1959 году он ставит «оттепельскую» пьесу А.Галича/Гинзбурга «Много ли человеку надо». Через пару лет Любимов становится преподавателем «Щуки». В 1963 году он ставит со студентами училища спектакль «Добрый человек из Сезуана » Б.Брехта , с которого и началась история Театра на Таганке в 1964 г, где он поставит 38 спектаклей.

Театр молодому режиссеру удается открыть с помощью его тогдашней жены Людмилы Целиковской , обладавшей не только талантом актрисы, но и громадными связями по её трём предыдущим бракам. Нужно отметить, что благодаря многогранному таланту Целиковской, составлявшей инсценировки повестей и романов, были созданы и лучшие спектакли театра. Именно она добилась приема у Косыгина, на котором ей удалось получить для мужа театр. Позже к Косыгину Любимов обращался по многим вопросам - даже тогда, когда ему нужна была особая ткань для занавеса . И всегда получал разрешение.

Алексей Николаевич Косыгин

Нужно помнить, что именно он стоял не только во главе крайне неудачных экономических реформ 1965 года , разработанных Е.Либерманом , но он стал фактически и крестным отцом перестройки.

После дефолта США в 1971 году и понимания, что капиталистическая система терпит крах, началась операция по её спасению. 2 марта 1972 года в Вашингтоне состоялся доклад Римского клуба «Пределы роста ». Уже 6 марта 1972 года от Римского клуба посылается приглашение к участию советским представителям. Операция по дезинтеграции СССР началась. Начинаются первые контакты ученых (акадмики Капица , Богомолов , Федоров ) и чиновников СССР с Римским Клубом. Вводится термин «устойчивое развитие » (sustainable development) на его основании происходит создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС , октябрь 1972) и Международный институт системного анализа. Весной 1974 г. состоялось первое заседание ИФИАС в СССР. В тоже году состоялся доклад Римского клуба «Человечество на перепутье ». В нем развивалось понятие «золотой миллиард» и использовалась новая методика анализа и расчета сложных систем, созданная М.Месаровичем (Кливленд, США), и названная им «теория многоуровневых систем ». Мир в этой модели был разделен на 10 региональных подсистем, что теоретически позволяло решать проблемы одних регионов за счет других.

В 70-е годы из советской пропаганды полностью исчезает лозунг «догнать и перегнать», при том, что объёмы производства СССР по отношению к США в эти годы всё равно росли.

В СССР открывается , ставший кузнецей мондиалистских кадров. Его возглавил зять Косыгина Джермен Гвишиани , сын генерала НКВД, который стал представителем мондиалистских оганизаций в СССР. Через него до членов Политбюро доводились пояснения по поводу действий этих организаций. Окружение М.Горбачева оказалось насквозь пропитано мондиалистскими воззрениями.

Вот краткий список людей работающих в свое время в этом институте: С.Шаталин , Б.Мильнер , П.Авен , Е.Гайдар , В.Данилов-Данилян , А.Д.Жуков , М.Зурабов , А.Шохин , А.Вавилов , А.А.Нечаев , Г.Х.Попов , А.Чубайс , Е.Ясин . Из-под крыла Института Системных Исследований вышел и одиозный Б.Березовский и другие .

Вся история номенклатуры

Это борьба за свои социально-экономические гарантии (как метко подметил А.Фурсов ). В 1953 году со смертью «отца народа» номенклатура прежде всего обеспечила себе гарантию физического существования - на первом же пленуме партии было решено, что члена ЦК можно арестовать только с разрешения ЦК. После этого номенклатура стала решать уже вопросы социальных и экономических гарантий. Так началась либерализация по-советски . Функцией этой либерализации было такое явление, как «шестидесятничество». Оно было отчасти побочным явлением, субпродуктом номенклатуры, но при этом действовало немного дальше, чем требовалось самой номенклатуре. Но отрывать это явление от самого процесса ни в коем случае нельзя. Политически номенклатура боролась за физические и социально-экономические гарантии своего существования под знаменем возвращения к «ленинским нормам». Что они из себя представляли?

Ленинский режим был классическим олигархическим режимом, в отличие от сталинского, который можно назвать как абсолютистский, а самого Сталина определить как создателя Советской Империи. Не «стандартной» империи, поскольку абсолютизм Сталина опирался не на традиционную власть «божьей милостью» и не на «священную и неприкосновенную» частную собственность, а на идею коммунистического равенства. При этом права коммунистической олигархии (или номенклатуры), были не гарантированны.

Обратите внимание на лейтмотив шестидесятников - как писал Окуджава : «и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной » - фактически отражавший декларируемое номенклатурой возвращение к «ленинским нормам». Но эти нормы можно определить, как олигархические - коллективное руководство страной ограниченной группой людей и все, что не было связано со Сталиным . И здесь шестидесятники работали абсолютно в унисон с либеральной номенклатурой. При этом самими шестидесятниками декларировалось некое противостояние «консервативной власти» и «либеральной интеллигенции». Но, на самом деле, была консервативная фракция номенклатуры (и ее консервативная интеллигенция - например журнал «Октябрь») и была либеральная фракция номенклатуры (со «своей» интеллигенцией - журнал «Новый мир»). Две фракции номенклатуры вели борьбы между собой, выясняя отношения с помощью двух фракций интеллигенции, не вступая при этом в непосредственное столкновение между собой, подобно противостоянию Советского Союза и США в то время - борьба была, но непосредственного контакта двух стран в ней практически не было. В мифологии шестидесятников же этот процесс подан, как противостояние «либералов-интеллигентов» с «консерваторами-номенклатурщиками».

Советская интеллигенция никогда не была самостоятельной социальной группой. Она всегда транслировала интересы своей фракции номенклатуры. Либеральная часть номенклатуры, после снятия Хрущева, в период «брежневского застоя» решила свои проблемы социально-экономических гарантий, через остановку ротации кадров - единственно возможную в тех идеологических рамках. Горбачевский термин «застой», изначально подразумевал именно отсутствие ротации кадров, а не остановку в экономическом развитии. Брежневский период «застоя» - это период правления олигархического строя.

Либеральная часть партноменклатуры

позволяла Любимову практически все. Соответственно и использовала его в своих целях. Так театр на Таганке стал «островом свободы в несвободной стране» - писал Н.Эйдельман . В члены худсовета ввели ученого П.Капицу, писателей А.Твардовского , Н.Эрдмана , Ю.Трифонова , А.Вознесенского , Е.Евтушенко , Б.Ахмадулину , Б.Окуджаву ; театральных критиков Б.Зингермана , К.Рудницкого , А.Аникста ; композиторов А.Шнитке , Э.Денисов , кинорежиссеры С.Параджанова , Э.Климова и других. Театр на Таганке стал инструментом либерализации.

Вторым покровителем Любимова стал его «земляк» Ю.Андропов, не до конца проясненная фигура руководителя КГБ (1967-1982 гг) и Генсекретарь ЦК КПСС (1982-1983 гг). Известно, что в созданном по инициативе Андропова 5-м (идеологическом) управлении КГБ был образован «отдел по борьбе с враждебной сионистской деятельностью ». Знающие люди говорили, что этот отдел выполнял противоположные функции.

К середине 70-х Таганку активно продвигают за рубежом. В 1976 в Югославии спектакль «Гамлет» с В.Высоцким получает Гран-при. В 1975 году на сцене миланского La Scala Любимов ставит свой первый оперный спектакль. «Не совсем традиционно» для «железного занавеса»? С тех пор Любимовым было поставлено около 2 десятков спектаклей в парижской Гран-Опера, лондонском Ковент-Гардене, театрах Гамбурга, Мюнхена, Тель-Авива, Бонна, Неаполя, Болоньи, Турина, Будапешта.

В 1976 году в 59-летнем возрасте на гастролях в Венгрии он знакомится с венгерской переводчицей еврейского происхождения Каталиной Кунц, которая моложе его на 30 лет. Любимов разводится с Целиковской и женится на Кунц в Будапеште.

В начале 1980-го театр получает новое шикарное здание. В том же году умирает Высоцкий. Его похороны в затихшей в ожидании готовящихся провокаций Олимпийской Москве превращаются в шествие, напугавшее ЦК. Спектакль его памяти запрещают, как и следующую (1982) постановку Любимова - «Борис Годунов», зато позволяют выезд в Англию для постановки «Преступления и наказания». В феврале 1984 умирает Андропов. Уже через месяц - в марте 1984 года после ряда скандальных интервью западной прессе Любимова освобождают от должности худрука театра, а через месяц лишает его и советского гражданства. Указ подписан Генсекретарем ЦК К.Черненко .

И такой подарок на Западе не упускают. Для подрыва имиджа СССР Любимов мгновенно получает израильское и венгерское гражданство, кроме того, ему дают много работы... Спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии получает театральные премии. Любимову заказывают постановки «Бесов» в Лондоне, «Пир во время чумы» (1986) и «Мастера и Маргариту» (1988) в Стокгольме. Но его популярность на Западе постепенно падает. На волне перестройки в том же году Любимов возвращается в Москву и восстанавливает «Бориса Годунова» и «Владимира Высоцкого». В 1989 году Горбачев возвращает Любимову гражданство. После этого Любимов ставит еще с десяток спектаклей, но они уже не пользуются былой популярностью. В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки » и заняла часть здания, выходящую на Садовое кольцо, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старой части здания.

Сегодня Любимов заявляет

что уйдет из театра 15 июля, потому что «не желает работать с актерами, срывающими репетиции ради денег». Он кричит, что ставит спектакли и не желает никому объяснять, что ему для этого нужно, сводя все к «высокой планке искусства театра на Таганке » (заметим, что в Чехии играли все того же "Доброго человека из Сезуана", что и в 1964 году).

«Мы уже привыкли к таким жестам Юрия Петровича. Это не первый и даже не десятый раз. Думаю, очередная попытка привлечь внимание к своей персоне… Непонятно, куда уходят деньги от аренды помещений театра - например, театр сдает якобы за копейки площадь "Кулинарной лавке братьев Караваевых". Но мы этих денег не видим. Все якобы идет в фонд Юрия Любимова ». Артисты театра считают, что нормальной обстановки в театре не будет до тех пор, пока театром фактически руководит жена Любимова Каталин Кунц. «Она давно взяла бразды правления в свои руки, а Любимова подмяла под себя целиком, он действует только по ее указке. Каталин - человек не очень здоровый, да еще с дурным характером » - заявил народный артист России Феликс Антипов . Он сказал, что у актеров нет претензий к художественному руководству театром, но, по их мнению, совмещать должность главного режиссера и директора театра, как это делает Любимов, нельзя.

Пока актеры составили свое требование : «Просим расторгнуть трудовой договор с заместителем директора театра Каталин Кунц-Любимовой, разделить должности художественного руководителя и директора театра, создать художественный совет и назначить директора, предварительно согласовав кандидатуры с коллективом театра. Оформить данное решение в соответствии с законом и направить его в департамент культуры города Москвы ».

Актеры Таганки пытались рассказать о конфликте с режиссером в помещении театра, но «уволившийся» Любимов приказал не пускать их на порог. Потому пресс-конференцию им пришлось давать на улице.

Громогласно объявив о своем уходе Юрий Любимов подписал приказ об увольнении двадцати актёров театра и нескольких технических работников , работавших по срочным договорам. Артисты считают, что это - начало «чистки» в театре, и данная ситуация только подтверждает их уверенность в том, что Любимов уходить не намерен. Но он просто выродился в банального кооператора, который в принадлежащем государству театру и его здании позволял себе бесконтрольно нанимать и увольнять актёров, платя им столько, сколько ему заблагорассудится.

Скандал в театре на Таганке

является последней предсмертной судорогой шестидесятничества. После перестройки шестидесятники стали не нужны. Все что они могли делать - производить идеологию - искусство ансамбля песен и плясок НКВД. Советская система могла позволить себе чистое искусство, она производила мифы и идеологию, но не товары и услуги. Все шестидесятники активно подрывали эту систему и в 80-е и 90-е активно занялись любимым и знакомым делом: участвовали в разных политических движениях, производили и потребляли идеологию. Но в либерализме никакая идеология не нужна, кроме идеологии потребления. И шестидесятникам сегодня просто нечего делать, они вымирают.

Глист не может жить долго, умертвив тело, от которого он питался.


Каталин Любимова, жена Юрия Петровича Любимова, как-то призналась, что для неё роль любящей и понимающей жены была не менее значима, чем роль матери. Она говорит, что никогда не была матерью-наседкой, которая заботится только о детях. На протяжении долгих тридцати шести лет Каталин была верной помощницей во всех творческих начинаниях Любимова.

Идеальная жена

Юрий Петрович до конца своих дней не переставал заниматься делом всей своей жизни - театром. Хотя он и говорил, что устал от творчества в условиях окружающей нестабильности, но тут же признавался, что намерен работать над постановкой спектаклей до последнего дня своей жизни, как человек, которому дорога его профессия.

Жена Юрия Любимова Каталин работала в Театре на Таганке до момента его ухода оттуда. Никакой официальной должности она не занимала, но помогала в руководстве хозяйственными делами в качестве волонтёра. Рабочий день обоих супругов продолжался по десять-двенадцать часов.

Готовила для мужа Каталин Любимова тоже сама. Ещё до начала рабочего дня она успевала сходить в магазин, чтобы купить для дорогого мужа овощей, из которых главным образом состоял рацион питания всей их семьи - Каталин считала, что жареные и копчёные продукты питания могут неблагоприятно отразиться на здоровье Юрия Петровича.

Секреты счастья

Ещё в семье существовало правило, которое установила Каталин: когда Любимов отдыхал, то тревожить его по любым вопросам запрещалось. Она запрещала сыну шуметь и играть в такие игры, которые могли бы нарушить покой отца.

Больше всего Юрий Любимов ценил в семейной жизни именно покой и уют. Сам он никогда не отвечал на вопросы журналистов о личной жизни, следуя правилу «мой дом - моя крепость».

На вопросы о ревности Каталин отвечает, что всегда была очень ревнивой, но старалась не давать воли своим эмоциям, и никогда не ревновала мужа без повода. Она признаётся, что всегда следила за тем, чтобы и другие люди не нарушали прав её мужа и его спокойствия.

Курить - здоровью вредить

Единственное условие, которое поставила Каталин Кунц Любимову, когда выходила за него замуж - он непременно должен был бросить курить. В то время Юрий Петрович выкуривал до трёх пачек в день, что, конечно же, неблагоприятно сказывалось на его здоровье. Каталин поставила вопрос ребром: если хотите быть со мной - о пагубной привычке нужно забыть.

Юрий исполнил это пожелание и больше никогда не притрагивался к сигаретам.

Неукротимая Катерина

Возможно, что именно тогда и появилось прозвище «Неукротимая Катерина», которым Любимов наделил свою супругу. Сама же она говорит, что согласна с этим прозвищем, поскольку действительно отличается невероятно сильным характером, благодаря которому смогла пережить и годы странствий по миру, и непростые времена в нашей стране. Но она с достоинством прошла через все испытания, помогая и мужу в осуществлении его творческих замыслов, и сыну Петру, заботясь о том, чтобы тот получил достойное образование. Переезжая из города в город и из страны в страну, Каталин Любимова старалась создать хотя бы видимую стабильность для своей семьи. Она всякий раз перевозила с собой на новое место жительства какие-нибудь предметы мебели и домашнего обихода. А если этого сделать не получалось, то она долго бегала по магазинам в поисках похожих вещей. Это помогало создать ощущение того, что никакого переезда не было.

Тяжёлое время

Одним из самых сложных периодов жизни режиссёра и его жены были несколько дней после смерти Владимира Высоцкого. В Москве проходила Олимпиада и правительство дало указание похоронить артиста как можно незаметнее, чтобы не создавать волнений среди народных масс. Но Юрий Петрович не мог допустить, чтобы всенародно любимого артиста похоронили без должных почестей, не дав многочисленным почитателям его творчества возможности попрощаться с ним. Пришлось обегать множество кабинетов высокопоставленных лиц. Во время таких визитов, Каталин ждала своего мужа в машине. По её настоянию, в автомобиле всегда находился также врач, ведь Любимов часто выходил из таких кабинетов в предынфарктном состоянии.

Сын Юрия и Каталин Любимовых. Биография Петра Юрьевича

Говоря о детях, Каталин Любимова признаётся, что по её мнению, самое главное для ребёнка - это тёплый, доброжелательный климат внутри семьи. При поддержке понимающих родителей, единственный сын супружеской четы не только успешно получил школьный аттестат, но и впоследствие не потерял интерес к образованию и окончил университет в Кембридже. А ведь школьные годы мальчика проходили не в самых лёгких условиях: за десять лет учёбы он сменил более двадцати пяти школ в Америке и в Европе.

Бывало, что за один учебный год ему приходилось учиться в пяти учебных заведениях. Нелёгкие условия только укрепили его любовь к родителям. И когда после окончания университета перед молодым специалистом открылись большие перспективы в строительном бизнесе на западе, он счёл нужным отложить на некоторое время собственную карьеру и переехать в Москву, чтобы помогать отцу и матери в работе в театре.

Любовь и свобода

Каталин Любимова никогда не препятствовала мужу в его творческой деятельности. Она всегда была с ним, где бы ему ни приходилось работать: он ставил спектакли в театрах США, Англии, Италии и многих других стран. Она признаётся, что когда Юрия Петровича попросили вернуться в Советский Союз, то он спрашивал у неё совета как поступить. Поскольку она понимала, как много значит для её супруга Театр на Таганке, то сказала, что ему нужно поехать на родину. Вместе с этим, Каталин никогда не вмешивалась в творческие дела театра и в дела, касающиеся его руководства. Когда в начале 2010-х годов в театре начались бесконечные пересуды и выступления против режиссёра, которые привели к его увольнению по собственному желанию, она говорила, что не хочет влезать в дела, которые её не касаются, предоставив мужу самому распоряжаться своей судьбой.

Она говорит, что её долг состоял в том, чтобы заботиться о создании домашнего уюта и заботе о благоустройстве помещения театра. Часто ей приходилось ложиться спать только в три часа ночи. На вопрос: «Как вы выдерживали такой бешеный ритм жизни?», она отвечает просто: «Я любила своего мужа. В этом весь секрет».

Встреча, изменившая всю жизнь

Познакомились они в середине семидесятых годов. Тогда Театр на Таганке был на гастролях в Венгрии. Ещё до знакомства молодая венгерская сотрудница отдела советско-венгерских отношений успела посмотреть два спектакля из репертуара театра. На неё, как и на многих других венгерских театралов, эти спектакли произвели огромное впечатление. Все представления проходили при полном аншлаге. Иногда было просто невозможно достать билет. Люди были готовы прибегать к различным ухищрениям, вплоть до висения на люстрах, чтобы посмотреть спектакль знаменитой труппы. Каталин ужасно обрадовалась, когда её направили работать переводчиком режиссёра этого театра - Юрия Петровича Любимова. В список её обязанностей входило, в том числе и смягчение острых, неполиткорректных, с точки зрения венгерского правительства, высказываний Любимова. Каталин на тот момент была замужем. Её муж, крупный учёный, некоторое время жил вместе с Каталин в Москве. Во время этого визита в Советский Союз она и выучила русский язык. А любовь к русской литературе привил ей отец, который настоятельно порекомендовал ей прочитать русских классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя и многих других.

Юрий Петрович тоже на момент знакомства состоял в браке. Его женой была актриса театра и кино Людмила Целиковская.

Когда Театр на Таганке вернулся в Москву из венгерских гастролей, Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита», который посвятил Каталин.

Свадьба и рождение сына

Судьба распорядилась так, что через два года Юрий Петрович и Каталин поженились. Регистрировать брак пришлось в Венгрии, поскольку в Советском Союзе для этого было множество препятствий. По протекции высокопоставленных лиц Венгрии, которым очень нравилось творчество Любимова, его новая жена была направлена в Москву в качестве корреспондента журнала, посвящённого театру и кино. Венгерской журналистке и театральному режиссёру приходилось ютиться в маленькой однокомнатной квартире.

Через год у них родился сын, которого назвали Петром в честь отца Юрия Петровича. Рожать Каталин решила в Венгрии. Любимову с большим трудом удалось получить разрешения на выезд в Венгрию. Ему хотели отказать, объясняя отказ тем, что он недавно уже был в Венгрии на гастролях. Но благодаря помощи венгерского посла, Юрия Петровича всё-таки выпустили. Через некоторое время семья в составе теперь уже трёх человек вернулась в Москву.

Моменты счастья

Эти короткие три года до отъезда за границу Каталин вспоминает как удивительное и очень счастливое время. Тогда ей довелось познакомиться с интереснейшими людьми своего времени, которые входили в число близких друзей Юрия Петровича: Альфредом Шнитке, Сергеем Капицей и его семьёй, Андреем Вознесенским и многими другими. Но это счастливое время, к сожалению, длилось недолго. Уже через три года семья Любимовых вынуждена была покинуть Россию на долгие восемь лет. Юрия Петровича пригласили поставить в Лондоне спектакль «Преступление и наказание». Из Советского Союза режиссёра выпустили, но вернуться обратно не позволили, лишив его гражданства. Власти ему припомнили и инцидент с похоронами Высоцкого, и прочие неприятные поступки своенравного режиссёра.

Странствия

С этих пор и начались долгие странствия семьи по разным странам. Каталин вспоминает это время как ужасно тяжёлое, но вместе с тем и очень плодотворное. Для Юрия Петровича открылась возможность самому выбирать, какие спектакли ставить, а какие нет, с какими театрами заключать контракт, а с какими нет. Творческой свободы было гораздо больше, чем в Советском Союзе. Сразу два государства дали ему гражданство: Венгрия, с которой его связывала давняя творческая дружба и Израиль, куда Любимов был приглашён в качестве режиссёра одного из драматических театров. Каталин говорит, что была счастлива некоторое время пожить в Иерусалиме, в окружении людей своей национальности. Каталин Любимова, как уже было сказано, не возражала и когда мужу предложили вернуться на родину.

Где сейчас Каталин Любимова и чем она занимается?

В последние несколько месяцев она принимает активное участие в организации мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Любимова.

Планируется провести целый ряд разнообразных мероприятий, которые будут интересны как профессионалам в области театрального искусства (среди них лекции о специфике режиссуры мастера), так и многочисленным поклонникам творчества выдающегося режиссера и актёра. Одним из главных событий юбилейной программы было очередное вручение премии Юрия Любимова. Эта премия учреждена еще при жизни артиста. Ей награждаются не только театральные режиссеры и актёры, и не только деятели искусства вообще, а люди, которые достигли высокого профессионализма в любой отрасли человеческой деятельности. Мысль о создании такого рода премии показалась знаменитому режиссеру интересной. Премия актуальна в настоящее время по той причине, что примеров подобных премий, которыми могут быть награждены люди, чья деятельность не связана с искусством, крайне мало по сравнению с огромным количеством театральных, музыкальных и кинематографических наград.

Любимов и время

С августа 2017 года в Москве проходит экспозиция под названием "Любимов и время". Непосредственное участие в организации выставки принимала Каталин Любимова. Она так объясняет название выставки: творчество Юрия Петровича Любимова можно рассматривать только в контексте времени, в которое ему довелось жить. Он был свидетелем или непосредственным участником почти всех значимых событий из истории России двадцатого века: был ровесником Октябрьской Революции, участвовал в Великой Отечественной Войне, был выслан из страны, во время Перестройки его гражданство было восстановлено и так далее, и так далее. Также выставка построена на проведении параллелей между историческими событиями и фактами из биографии Любимова. А биография Каталин Любимовой навсегда связана с биографией её мужа. Она и сегодня доказывает свою любовь к нему, участвуя в мероприятиях, проводящихся в его память. Она и сейчас служит делу своей жизни - способствовать творчеству Юрия Любимова. И это прибавляет ей бодрости и жизненной силы, несмотря на солидный возраст (Каталин Любимова его не скрывает, в прошлом году она отметила семидесятилетие).


Юрий Любимов был женат четыре раза, при этом отличался частой сменой привязанностей и симпатий. Однако с 1976 года и до конца его дней рядом с ним была венгерская журналистка Каталин Кунц. Ее обвиняли в чрезмерном влиянии на супруга, в попытках рассорить режиссера с актерами театра на Таганке, скандальности и неуживчивости. Но при этом никто не сомневался в том, что для Юрия Любимова она стала идеальной супругой, благодаря которой он дожил до весьма преклонных лет.

Внезапная любовь


Первая их встреча произошла в 1976 году в Будапеште, куда театр на Таганке вместе с режиссером приехал на гастроли с двумя своими лучшими спектаклями: «Десять дней, которые потрясли мир» и «Гамлет» с Высоцким в главной роли.


Каталин, как сотрудница Общества советско-венгерской дружбы, везде сопровождала знаменитого режиссера в качестве переводчика и личного помощника. По ее воспоминаниям, страсть их накрыла с первой же минуты знакомства. Невероятное мужское обаяние Любимова просто потрясло Каталин. Но она была замужем, а он – женат. И они оба были настолько загружены работой, что время у них было только на обмен пылкими взглядами, да редкие встречи вне чужих глаз.


Режиссер бывал в гостях у девушки, в которую тоже влюбился почти мгновенно. Во время ужина рядом был муж, который все понимал, но надеялся, что с отъездом Любимова у супруги все пройдет. Нужно лишь пережить это, как простуду. Не прошло.

После отъезда Любимова Каталин стала ждать его звонков, замирая у телефона. Каждая новая встреча была, как удар молнии. Им обоим пришлось осознать тот факт, что они теперь не в состоянии жить друг без друга.

Неприветливая Москва


Она приехала в Москву в 1978 году в качестве корреспондента журнала «Фильм, театр, музыка». Нельзя сказать, что столица приняла ее с распростертыми объятиями. Ей звонили, угрожали, требовали оставить Любимова в покое и вообще убраться из города. Но любовь придавала Каталин сил, а Любимову – вдохновения. Они расписались в 1978 году в Будапеште, через год у них родился сын Петр.


Бытовало мнение, что Каталин стала невольной причиной изгнания Юрия Любимова из страны и лишения его гражданства. Однако все началось тогда, когда Любимов поднял шум вокруг смерти Владимира Высоцкого. Это по его настоянию похороны народного любимца прошли со всеми приличествующими почестями. А потом запретили постановку Любимова в память о Высоцком, за ней были запрещены «Борис Годунов» и «Театральные танцы» по Булгакову.


В то время его постоянно вызывали на проработку в ЦК, в Министерство культуры. И каждый раз она терпеливо ждала его под подъездами учреждений. В машине с врачом, потому что состояние его после подобных посещений было удручающим.

Поводом же стало интервью режиссера лондонской «Таймс». Из вполне невинных ответов раздули дело до антисоветской пропаганды, и фактически запретили въезд на Родину.

Неукротимая Катерина


Он часто называл ее неукротимой Катериной. Каталин действительно производила впечатление урагана в своем стремлении облегчить жизнь супруга и избавить его от людей, которые, как она считала, вредят ему и плохо влияют на состояние его здоровья.


Они много колесили по миру, и везде она пыталась создать ему комфортные условия для жизни и творчества. Приезжая в новую страну, она бросалась на поиски таких же вещей, которые были в их предыдущем жилище. Ей казалось, что она создает хотя бы видимость постоянства, которым и не пахло в жизни.


Она считала своим долгом обеспечить своему гениальному супругу надежный тыл. Иногда выдержка и хладнокровие отказывали ей. Взрывная и очень ревнивая по натуре, она с трудом выносила постоянное присутствие красивых женщин в окружении режиссера. Они всегда появлялись с ним рядом, в надежде получить роль или завоевать сердце кумира. Бывало, она просто не обращала на них внимания, а бывало, просила импресарио избавить Любимова и себя от присутствия некоторых, особенно надоедливых особ.

Возвращение


Они поселились в Иерусалиме, куда Юрия Любимова пригласили в качестве режиссера театра «Габима». Их обоих просто обезоружил теплый прием, который оказали им в Израиле. О режиссере и его семье трогательно заботились, стараясь создать необходимые условия для работы. А затем его стали звать в Россию. Разве мог он не поехать на родину? А потом он остался в Москве, в надежде на то, что его талант и опыт помогут восстановить былую славу театра на Таганке. Правда, условий для этого специально никто не создавал, и Каталин стала метаться между мужем и 8-летний сыном, который оставался за рубежом.


Когда она прилетела в Москву на 80-летие супруга, то была шокирована тем, в каких условиях ему приходится работать, была поражена отсутствием возле него действительно преданных людей. Позже она приняла решение приехать в Москву и помогать ему. Ее обвиняли и называли злым гением, а она просто трудилась без усталости и пощады к самой себе. И хотела, чтобы все остальные трудились с такой же самоотдачей. Если она не получала того, что хотела, то делала все, чтоб избавиться от необязательных и ненадежных людей.


Она до последнего дня была рядом с мужем. А на вопрос, откуда у нее столько сил, чтобы справляться со всеми трудностями, отвечала, что она просто очень любит своего мужа.
Он скончался 5 октября 2014 года. Его вдова с момента смерти супруга возглавляет Фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова.

Гениальность режиссера Юрия Любимова стала основой его мужского обаяния. Марина Зудина тоже когда-то оказалась под влиянием необыкновенного таланта



просмотров