Волковское кладбище, музей-некрополь "литераторские мостки". Старый Питерский некрополь - "Литераторские мостки" Волковское кладбище какие литературные мостки захоронены

Волковское кладбище, музей-некрополь "литераторские мостки". Старый Питерский некрополь - "Литераторские мостки" Волковское кладбище какие литературные мостки захоронены

- «ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ», место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге (см. САНКТ ПЕТЕРБУРГ). Включает церковь Воскресения (1782 1885). Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г.… … Энциклопедический словарь

- (Расстанная улица, 30), музей некрополь, филиал Музея городской скульптуры (с 1935). Расположен в северо восточной части Волковского православного кладбища. Включает многочисленные исторические захоронения и перезахоронения, а также бывшую… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В.Г. Белинского был похоронен Н.А. Добролюбов. Здесь похоронены И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков Щедрин … Современная энциклопедия

Литераторские мостки - Музей некрополь Литераторские мостки. Музей некрополь Литераторские мостки. Могилы В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова. Санкт Петербург. Литераторские мостки (Расстанная улица, 30), музей некрополь, филиал Музея городской скульптуры (с 1935).… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- («Литераторские мостки») место погребения многих русских и советских писателей, революционно общественных деятелей, учёных на Волковом кладбище в Ленинграде. В 1861 рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. С этого… … Большая советская энциклопедия

Литераторские мостки - совр. часть Волкова кладбища в Петербурге, ставшая мемориальной в сов. время. Здесь, в бедной части кладбища, у церкви и рядом с деревянной дорожкой (мостки), возле могил В. Белинского (1848), Н. Добролюбова (1861) с 1870 х гг. возникла… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, учёных на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков… … Энциклопедический словарь

Литераторские мостки - Литер аторские мостк и (на Волковом кладбище в Петербурге) … Русский орфографический словарь

Литераторские мостки - (на Волковом кладбище в Петербурге) … Орфографический словарь русского языка

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Жанета (изд. 2011 г.) , А. И. Куприн , Куприн Александр Иванович. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. D 1890 1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии. Как… Категория: Худ. на английском языке Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Жанета , А. И. Куприн , Куприн Александр Иванович. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. D 1890–1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии. Как… Категория: Художественная литература и сопутствующая тематика Серия: Издатель:

В тот же самый день, когда я дошел до станции Волковская, я ещё успел до наступления темноты посетить самую интересную часть Волковского кладбища, под названием "Литераторские мостки".
Времени до наступления полных сумерек было действительно в обрез и я очень торопился, идя пешком от жд станции до этого места.
А вообще нравится чем-то мне эта местность под названием - Волково. Вроде и центр недалеко, но как-то всегда тут малолюдно и загадочный дух обитает в этих местах. Старые кладбища, которые расположены фактически в лесу и речушка создают ощущение, что ты находишься где-то на самой захолустной окраине Питера.
Кстати чем-то мой родной киевский Сырец, где я вырос, напоминает мне Волково.

"Литераторские мостки" - участок на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.
1. Главные ворота, построенные в 19 веке.

2. Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (эта могила не сохранилась). В 1848 году здесь был захоронен публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов. (Из Викимапии).

На полный обзор кладбища не претендую, но кое-что удалось сфотографировать. Правда снимки в связи со временем года и дня вышли совсем неважные.

3. Церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Нынешний свой вид после многочисленных перестроек приобрела в 30-е годы 19 века.

4. В 1935 году "Литераторские мостки" были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

5. Изобретатель первого русского (советского) тепловоза Я.М.Гаккель.

7. На некоторых памятниках с трудом что-то можно прочесть.

11. Могила видного русского историка Н.И. Костомарова. Автор многотомного издания "Русская история в жизнеописаниях её деятелей", исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины.

14. Муж сестры Ленина Анны Ильиничны - Елизаров. Видный большевистский деятель. Умер в 1919 году.

15. Мать семейства Ульяновых. Ильича-Мария Александровна Ульянова-Бланк (1835-1916).
Для тех кто из молодых не знает, это мама Ленина (Ульянова) Владимира Ильича.

16. Две сестры Ленина. Ольга Ильинична, умершая от тифа совсем молодой. И Анна Ильинична Ульянова -Елизарова. (1864-1935). Анна прожила достаточно долго по меркам той эпохи.

Мемориал Ульяновым возвели в начале 50-х годов прошлого века по заказу Совета министров.

17. Крестовский Всеволод Владимирович (1840—1895) поэт и прозаик, литературный критик.

19. Балерина Ваганова (1879—1951)

20. Легендарная Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, тоже похоронена тут. (1910—1975)

21. Лесков Николай Семёнович (1831—1895) писатель. Недавно могилу полностью отреставрировали и немного перестроили.

23. Современное захоронение.

25. Гаршин Всеволод Михайлович (1855—1888) писатель.

26. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826—1889) писатель.

27. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) теоретик и пропагандист марксизма.

28. Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) литературный критик, публицист.

29. Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) литературный критик.

30. Гончаров Иван Александрович (1812—1891) писатель.

32. Перечислены известные кинофильмы, музыку к которым сочинил Андрей Петров.

33. Это фото не нуждается в комментариях.

34. И пожалуй это тоже. Поколение выросшее в СССР прекрасно знает этого актёра.

Тут я фотоаппарат переключил на другой режим и вроде стало получаться немного лучше, потому что сумерки стремительно наступали.

36. Соловьёв-Седой Василий Павлович (1907—1979) композитор

37. Копелян Ефим Захарович (1912—1975) актёр. Я думаю все помнят его голос за кадром в культовом сериале "Семнадцать мгновений весны".

39. А вот могила этого скульптора меня сильно озадачила. И вы уже наверно поняли почему. Впрочем он умер в 1992 году, на заре украинской самостийности и тогда этот символ ещё не ассоциировался у подавляющего большинства русских людей с чем-то плохим.

40. С другой стороны герб Санкт-Петербурга.

42. Знаменитый академик Павлов. Нобелевский лауреат, физиолог.

43. Выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог.

44. Эта могила тоже не нуждается в комментариях.

45. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) художник.

На фото: Церковь святого праведного Иова на Волковском кладбище Петербурга.

От в сторону отходит Литовский, по которому доберемся до Волковского кладбища в Санкт-Петербурге , где обрели вечный покой многие творцы русской литературы периода ее расцвета.

Волковское кладбище


Волковское кладбище , или, как его иногда называют, Волково. Его площадь превышает 26 гектаров, оно разделено речкой Волковкой на две части — православное и лютеранское.

Православная часть Волковского кладбища была устроена в 1756 году по указу Сената. Изначально это место предназначалось для захоронения бедных и не отличалось особой благоустроенностью. Дорожек никто не делал, могилы буквально лепились друг к другу... Лишь в 1780-е годы кладбище начали приводить в порядок. К этому времени одна из двух стоящих здесь деревянных церквей сгорела, другая пришла в ветхость. Новый каменный храм Воскресения Словущего на месте уничтоженного огнем возвели по проекту архитектора И.Е. Старова в 1785 году. Десять лет спустя разобрали обветшавшую церковь Спаса Нерукотворного. К концу XIX столетия здесь было уже четыре церкви — вышеупомянутая Воскресенская, Спаса Нерукотворного на месте прежней деревянной (1837-1842, архитекторы Ф. И. Руска и В. И. Беретти), Всехсвятская (в народе — «Пономаревская», по фамилии жертвователя, 1850—1852, архитектор Ф. И. Руска) и святого праведного Иова (1885-1887, архитектор И. А. Аристархов). В начале прошлого века появился и пятый храм — Успенский, выстроенный по проекту А. П. Аплаксина.

Две из пяти кладбищенских церквей — Успенская и Всехсвятская — погибли в советские годы. Храм Спаса Нерукотворного — представительный, с могучим пятиглавием — исказили до неузнаваемости, передав под цех завода художественного литья «Монументскульптура». Воскресенский — закрыли, так закрытым он и простоял 2006 года, когда его вернули верующим. И только в церкви святого праведного Иова никогда не прекращались богослужения.

«Литераторские мостки»


После революции досталось и некрополю — как и многие другие кладбища по всей России, он не раз подвергался налетам вандалов и гробокопателей. Но уже в 1935 году часть некрополя, ввиду ее высочайшей исторической ценности, превратили в подразделение Государственного музея городской скульптуры — музей «Литераторские мостки ».

Почему мостки? Во-первых, мостки — в самом прямом смысле этого слова. Грунтовые дорожки в сырую погоду, частую для Петербурга, превращались в непролазную грязь, и, чтобы по ним можно было ходить, эти дорожки накрывали дощатыми настилами — мостками.

Ну а происхождение слова «литераторские» в названии кладбища, скорее всего, вопросов не вызовет. Здесь хоронили русских литераторов. Первым был А. Н. Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» (умер Александр Николаевич в 1802 году, могила его не сохранилась). Памятниками истории числятся захоронения М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. А. Блока.

Впрочем, не только писатели нашли последний приют на «Литераторских мостках», но и другие знаменитые деятели русской культуры. В том числе и советской эпохи. Назовем химика Д.И. Менделеева, путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая, балерину А. Я. Ваганову, актера Е. 3. Копеляна, художника К. С. Петрова-Водкина. Всех не перечислить... Если к некрополям вообще применимо словосочетание «историческое сокровище», то «Литераторские мостки» — как раз оно и есть.

Хотя... Надо полагать, музеефикации в советское время поспособствовали не столько великие литераторы, сколько великие, по меркам историографии тех лет, революционеры. На Волковском погребены В. И. Засулич, Г. В. Плеханов, мать В. И. Ленина М. А. Ульянова и его сестры Анна и Ольга.

Всего на территории музеефицированного некрополя находится около полутысячи надгробных памятников. По сей день на «Литераторских мостках» хоронят выдающихся петербуржцев — деятелей науки и искусства.

устраивайтесь поудобнее, рассказ о Литераторских Мостках займет определенное время, но он несомненно достоен внимания истинных тафофилов...

для начала немного истории:

Литераторские мостки являются частью Волковского кладбища и располагаются в его северо-восточной стороне. Это кладбище было основано в 1756 году по указу Сената и названо по располагавшейся рядом Волковой деревне (в то время эта территория находилась за чертой города). Название "мостки" происходит оттого, что в 18 веке на кладбище было довольно грязно и на дорожки между могил укладывали доски - мостки. Существовали Цыганские, Немецкие, Духовные мостки и другие. Вообще, в 18 веке на Волковском кладбище хоронили преимущественно крестьян и городскую бедноту. В 1802 году здесь был похоронен опальный литератор А. Н. Радищев (к сожалению, могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву" была утеряна еще в 19 веке). В 1848 году на так называемых Надтрубных мостках был погребен известный литературный критик В. Г. Белинский , в 1861 году рядом с ним похоронили Н. А. Добролюбова , а в 1868 году - Д. И. Писарева . Так была создана традиция хоронить литераторов вблизи могилы Белинского. Рядом с дорожкой, ведущей к этим могилам, впоследствии были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры, науки, литературы и искусства 19-20 веков.


В 1850х годах проведена перепланировка некрополя. Постепенно название "Надтрубные мостки" сменилось на "Литераторские", которое затем распространилось на всю прилегающую территорию кладбища.

С 1933 года кладбище официально считается закрытым, однако редкие захоронения здесь проводятся и в наше время. Так, например, здесь был похоронен М. В. Маневич - глава комитета по управлению государственным имуществом, убитый в 1997 году.

С 1935 года Литераторские мостки является филиалом Государственного музея городской скульптуры, в ведении которого находятся также музейный некрополь Александро-Невской лавры. На сегодняшний день на Литераторских мостках можно увидеть около 500 надгробных памятников, имеющих большую историческую и художественную ценность. В некрополе располагается и погребальное место семьи Ульяновых, где похоронены мать В. И. Ленина и его сестры.

На Литераторских мостках похоронены: писатели и поэты Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, В. Г.Белинский, И. А. Гончаров, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. А. Блок, В. А. Рождественский; ученые В. М. Бехтерев, Д. И.Менделеев, А. Ф. Иоффе, И. П. Павлов, Н. Н. Павлов, А. С.Попов; путешественник-географ Н. Н. Миклухо-Маклай; композиторы П. И. Чайковский, С. М. Майкапар, В. П. Соловьев-Седой; художники и архитекторы И. И. Бродский, А. С. Никольский, А. И. Куинджи, К. С. Петров-Водкин.

Пара легенд/мифов, связанных с кладбищем:


  1. В начале 1990-х годов активно обсуждали предложение о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучшее, чем Литераторские мостки в Петербурге, где похоронены родственники вождя мирового пролетариата, предложить было трудно. 20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалась ложной. Но для того, чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

  2. Растанная улица: в Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Волковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников. На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершими. Поэтому и улица в последствии стала называться Растанной. На улице также находился трактир “Расстанье”, который и мог дать название улице…(via “Легенды и Мифы Санкт-Петербурга” Н.А. Синдаловский)

рассказ rakshas "а о нашем походе:

"Литераторские Мостки, как я уже говорил, понравились нам чрезвычайно. Во-первых, там, как и на лютеранской части Смоленского кладбища, похоронены в основном серьезные люди под солидными надгробиями. Никаких ржавых труб или сгнивших досок, только большие, добротные кресты и внушительные каменные монументы. Во-вторых, там проложены удобные, предназначенные для прогулок дорожки, идти по которым было бы удовольствием даже в обычном дышащем жизнью парке. И в-третьих, за кладбищем организован надлежащий уход, что просто таки совершенно удивительно, особенно на контрасте со Смоленкой. Мусор на кладбище отсутствует как класс, листья и ветки с деревьев собраны в аккуратные кучи и приготовлены к ритуальной кремации вдали от могил. Никаких гопников и бродяг на кладбище встречено не было, вместе с нами прогуливались люди вполне чинного и интеллигентного вида.

Идиллическая прогулка была нарушена только одним неприятным эпизодом, да и тот в результате комичного своего завершения не оставил негативных эмоций.

На Литераторских Мостках мы встретили мента потрясающей степени тупоумия. Мы неспешно гуляли по кладбищу, где, как потом выяснилось, запрещена фотосъемка, периодически снимая красивые надгробия. Остановились возле особо примечательного креста, marielf настроилась его запечатлеть, расчехлила технику и погрузилась в процесс выстраивания гениальной композиции. Я стоял рядом, греясь на солнышке, и обозревая окрестности, и вдруг увидел, что к нам по дорожке бежит, пыхтит и свистит какой-то придурок в фуражке. Я предупредил об этом увлекшуюся marielf , она убрала фотоаппарат, и мы спокойно пошли дальше. Тут "фуражка" таки добегает до нас и закатывает истерику: "Вы что не видите, что я к вам бегу, я к вам обращаюсь, здесь снимать нельзя и т.д.".

Мы совершенно спокойно ему отвечаем, что его видим, снимать прекратили, запрещенность съемки осознали. Однако его, видимо, разозлило наше равнодушие к его персоне, и он сказал что-то в духе: "Ну что ж, будем засвечивать пленку/отбирать фотоаппарат". И тут marielf меня убила. Она достала свой маленький сотовый и на глазах мента с умным видом нажала там пару кнопок, типа она на телефон снимала и теперь удаляет снимки!!! Мент довольно крякнул и ушел. Я стоял в шоке, не веря своим глазам и ушам. Мент же сам видел, как marielf снимала здоровенным фотоаппаратом, к которому была привинчена гигантская вспышка. Честно говоря, никогда не представлял, что бывают настолько тупые люди, что им можно так легко запудрить мозг парой быстрых непонятных фраз и ловкостью рук. Эта история заставила меня предположить наличие скрытых сверхспособностей у одного из смотрителей данного комьюнити."

В этот раз мы обратимся к двум социальным явлениям, которые (на первый взгляд) не имеют между собой ничего общего, — похоронам и революции. На деле процесс прощания и погребения может многое «рассказать» о культуре страны, характере эпохи и даже общественных настроениях. История Литераторских мостков как нельзя лучше отражает эту взаимосвязь.

Литераторские мостки не являются отдельным кладбищем. Это малая часть петербургского Волковского кладбища.

Официально оно было основано указом Сената от 11 мая 1756 года. Как и в случае с другими погостами, современное название появилось значительно позже места. В начале оно именовалось «Кладбище Адмиралтейской стороны, что у деревни Волково». Своим появлением Волковское обязано крайне суеверной императрице Елизавете Петровне. В книге Наума Синдаловского «История Петербурга в преданиях и легендах» можно найти историю о том, что государыня терпеть не могла всё, что было связано со смертью, напоминало о неизбежном исходе или с ним ассоциировалось. Елизавету также пугал и специфический трупный запах, возникавший вокруг кладбищ из-за того, что мертвецов во времена её правления хоронили неглубоко. Именно поэтому она повелела закрыть все кладбища в городской черте и отвести им места на окраине Петербурга. Эта участь коснулась и кладбища при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе, в которой любила бывать императрица. Вместо церковного погоста и появилось то кладбище, которое теперь мы знаем как Волковское.






Кладбище было открыто летом 1756 года и первое время не приносило доходов. За полгода его существования там было погребено более 800 человек, однако это были бедные люди, и плата за места для них оставалась мизерной, если вообще была. Жители Ямской слободы считали, что кладбище устроено на их земле, поэтому и платить за неё не нужно. О благоустройстве кладбища также не было речи – хоронили «как придется», без всякого принципа и порядка, выбирая наиболее приглянувшееся место для копки могилы. Не приносили денег и церковные обряды. Первая церковь – Спаса Нерукотворного Образа – была заложена в год основания кладбища и построена к 1759 году. Но причт не получал денег за свои труды, а жил на подаяния. Впрочем, и служба священников оценивалась неоднозначно. Впоследствии епархия отмечала некачественную работу, сутяжничество и падение доходов. Положение на кладбище начало меняться в конце XVIIначале XIX века, когда число погребаемых возросло до пяти тысяч в год. К этому времени кладбище получило дополнительную землю, были построены несколько новых каменных церквей. С расширением границ кладбища проходило и его благоустройство. Именно тогда и появились мостки – доски и плиты, которыми устилали дорожки кладбища. Некоторые названия дорожек сохранились до сих пор и являются свидетелями старого уклада, хотя многие ориентиры, давшие эти названия, давно утрачены. Литераторские же мостки когда-то именовались куда более тривиально – Надтрубными.

Литераторские мостки занимают северную часть кладбища и отделены от других участков оградой (это стоит учитывать тем, кто хочет добраться туда от метро «Волковская» и пройти через православный участок). Мы попадаем туда через главные ворота, раньше они назывались Святыми в честь иконы Спасителя с неугасимой лампадой. Сейчас этот участок кладбища в буквальном смысле представляет собой городскую карту на могильных камнях. На перечисление знаменитых имен погребённых не хватит, пожалуй, десятка страниц (автор не поленился посчитать страницы в справочнике А. Кобака и М. Приютко – 23 страницы и 485 имен погребённых, не считая утраченных могил). Название «литераторские» закрепилось за этим участком Волковского кладбища во второй половине XIX века, после того, как последний приют здесь нашли знаменитые писатели и публицисты, почитаемые революционно настроенной молодежью. Похороны или панихиды на Литераторских мостках становились демонстрациями, а кладбище объединило и революционеров слова, и революционеров дела.

Александр Радищев

Начнём мы с потерянной могилы писателя и государственного деятеля Александра Радищева, он же, по выражению Екатерины II , «бунтовщик хуже Пугачёва». Самый известный революционер страны Владимир Ленин, ставил Радищева в один ряд декабристами и разночинцами, хотя писатель был скорее невольным революционером. Идти непосредственно против власти в планы его вряд ли входило. За своё главное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», которое, мягко скажем, не было одобрено императрицей, Александр Радищев отправился в сибирскую ссылку.


Окончательное «прощение» от властей он получил после восшествия на престол внука Екатерины – Александра I. Однако насладиться полной свободой и возвращением всех званий Радищев практически не успел. Он скончался в сентябре 1802 года, в возрасте 53 лет. Могила писателя была утеряна, однако считается, что он был похоронен недалеко от Воскресенской церкви. В 1987 году на её стене установили памятную табличку, а практически напротив храма – небольшую стелу, заменяющую могилу писателя.

Виссарион Белинский

Пожалуй, именно с Белинского началась та самая «революционно-литературная» традиция на Волковском кладбище. Похороны знаменитого литературного критика прошли незаметно.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

«Это были литературные похороны, не почтенные, впрочем, ни одной литературной и ученой знаменитостью. Даже ни одна редакция журнала (за исключением редакции «Отечественных записок» и только что возникшего «Современника») не сочла необходимым отдать последний долг своему собрату, который честно всю жизнь отстаивал независимость слова и мысли, всю жизнь энергически боролся с невежеством и ложью… Из числа двадцати, провожавших этот гроб, собственно литераторов было, может быть, не более пяти-шести человек», — писал спустя десятилетие издатель Иван Панаев.

Больше того, из его же воспоминаний мы узнаем, что неизвестно даже, кто установил на могиле памятник, кто ухаживает за ней и кто приносит цветы: «Даже могила Белинского была отыскана, и, к изумлению друзей его, на этой могиле оказалась плита и камень с надписью: «Виссарион Григорьевич Белинский, скончался 26 мая 1848 года». Два года тому назад жена и дочь Белинского, проездом через Петербург, нашли на его могиле свежие венки и цветы… Кем положен этот камень? Кто украшает эту могилу цветами?… По крайней мере мы, друзья Белинского, не можем; дать на это ответа…» Собственно, «поиск» могилы критика был связан со смертью человека, которого похоронят с ним рядом, и их имена станут в каком-то смысле неотделимыми друг от друга.

Николай Добролюбов

«Добролюбов похоронен на Волковом кладбище, рядом с Белинским; там есть ещё и третье свободное место, «но нет еще для него человека в России», — сказал Николай Чернышевский, бросая последнюю горсть земли на скромную, но славную могилу», — так писали в газетной статье, посвященной похоронам литературного критика, поэта Николая Добролюбова.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Добролюбов умер будучи совсем молодым человеком – ему было 26 лет, когда туберкулез окончательно сразил публициста. Однако за недолгую жизнь он успел стать популярным автором, получить признание, равно как и оставить свой след в «протестной» российской истории: под маской литературной критики скрывалась критика совсем иного рода. На его похоронах выступали Некрасов и Чернышевский, по случаю печальной церемонии были также собраны деньги для «отправляющегося из Петербурга». Так в печати был обозначен Михаил Михайлов, осуждённый на каторгу за прокламацию «К молодому поколению». Собственно, к этому моменту в российской истории похороны были, пожалуй, самым легальным способом демонстраций, выражения общественного недовольства (и одновременно – почтения усопшему). Так, в 1868 году за речь на похоронах критика Дмитрия Писарева в ссылку отправился писатель Дмитрий Гирс, в Петропавловскую крепость за другую памятную речь посадили издателя Флорентия Павленкова. После смерти Добролюбова Волковское кладбище стало местом для протестов – демонстрации собирались на годовщины смерти критика. Десятилетняя годовщина была отмечена встречей десятков студентов на панихиде и прошла относительно спокойно, хоть и под пристальным надзором властей. А вот «добролюбовская» демонстрация 1886 года (на 25-летнюю годовщину) закончилась разгоном её участников и после – ссылками. Несколько тысяч студентов пришли на кладбище почтить память литератора, однако полиция не допустила их к могиле. Собравшимся разрешили отправить «делегатов», чтобы возложить венок. Возмущенные студенты в итоге отправились на Невский проспект, где демонстрации положили конец правительственные силы. В этом «митинге» принимал участие и Александр Ульянов, который, спустя год, был осужден на смерть за попытку покушения на императора Александра III. История этого покушения, как отметил в обвинительной речи обер-прокурор Неклюдов, началась для подсудимых у ворот Волковского кладбища.

Эту историю стоит закончить ещё одной заметкой о похоронах Добролюбова, авторства агента Третьего отделения: «Вообще вся речь Чернышевского, а также и Некрасова, клонилась, видимо, к тому, чтобы все считали Добролюбова жертвою правительственных распоряжений и чтобы его выставляли как мученика, убитого нравственно, одним словом, что правительство уморило его. Из бывших на похоронах двое военных в разговоре между собою заметили: «Какие сильные слова; чего доброго, его завтра или послезавтра арестуют»».

Иван Тургенев

«Я желаю, чтоб меня похоронили на Волковом кладбище, подле моего друга Белинского; конечно, мне прежде всего хотелось бы лечь у ног моего «учителя» Пушкина; но я не заслуживаю такой чести», — такие слова Тургенева приводит его друг, историк Михаил Стасюлевич.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Знаменитый русский писатель умер от рака во Франции в сентябре 1883 года. С парижского вокзала поезд с телом писателя провожают не менее знаменитые французские коллеги с поминальными речами. Однако российские власти на родине Тургенева всячески старались избежать народных проводов по пути следования траурного поезда. Ещё больше не хотели они произнесения памятных речей в честь усопшего. Министр внутренних дел Вячеслав Плеве приложил все усилия, чтобы избежать «депутаций» на станциях Варшавской железной дороги. «Можно подумать, что я везу тело Соловья-разбойника», вспоминал всё тот же Стасюлевич. На Варшавском вокзале в Петербурге траурный поезд встречала заранее сформированная депутация, а в последний путь писателя провожали около 400 тысяч человек. Власти, конечно же, ожидали беспорядков, однако похороны прошли спокойно. «Были мобилизованы большие отряды явных и тайных агентов для участия в процессии и назначен усиленный наряд полиции на кладбище, на которое с утра погребения уже никто не допускался, — и заготовлен «на случай потребности» полицейский резерв. На могиле были допущены лишь те речи, которые предварительно «будут заявлены» градоначальнику», — писал Анатолий Кони в своих воспоминаниях.

Могила Тургенева находилась недалеко от Спасской церкви, пожелание писателя было выполнено только после установления советской власти, когда началась «реорганизация» кладбищ и прах Ивана Сергеевича был перенесен на Литераторские мостки. Однако, как отметили авторы тематической статьи «Петербургского некрополя», «примечательно, что издания, откликнувшиеся на кончину писателя, подчеркивали: Тургенев погребен рядом с Белинским – таковым воспринималось современниками любое место на Волковском кладбище».

Герман Лопатин

В книге Юрия Давыдова «Глухая пора листопада» есть эпизод, в котором после похорон Тургенева глубокой ночью к могиле приходит некий господин Моррис – с кладбища ему приходится в буквальном смысле бежать от преследования двух филёров, дежуривших на Волковском и поджидавших таких вот ночных визитёров. Этим странным господином оказывается революционер Герман Лопатин.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

В наши дни это имя практически забыто, но в конце XIX века этот господин был вполне известен по многим причинам. Друг не только Тургенева, но и Маркса, он занимался переводом «Капитала». Он же пытался освободить из ссылки Чернышевского (и он же, кстати, успешно помог бежать из ссылки философу Петру Лаврову). В середине 80-х Лопатин примкнул к возрождённой «Народной воле», которая давно потеряла былую славу и теперь возглавлялась тайным агентом Сергеем Дегаевым. Благодаря последнему многие революционеры (среди них – знаменитая Вера Фигнер) оказались в Петропавловской крепости. Лопатин был неоднократно осужден, но, конечно, самым известным стал «лопатинский процесс» — особенно горький для революционера, поскольку основой обвинения во многом стал архив, найденный у Лопатина. Двоим подсудимым на этом процессе также вменяли убийство главы политического сыска Георгия Судейкина. Лопатина приговорили к смертной казни, которую впоследствии заменили на заключение в Шлиссельбургской крепости, в которой революционер провел 18 лет. Герман Лопатин умер в 1918 году в Петропавловской больнице. Его скромную, по меркам Литераторских мостков, могилу можно найти на так называемой «Площадке народовольцев», где также покоятся революционер Михаил Новорусский и политик Василий Панкратов.

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина

На Литераторских мостках есть место, которое стоит особняком среди других захоронений. Это мемориал семьи Ульяновых – могилы матери Владимира Ленина Марии Александровны, его сестер Анны и Ольги, а также зятя Марка Елизарова.


фото: Сергей Калинкин / ИА «Диалог»

Мемориал занимает самый большой участок – около 30 квадратных метров. Современный мемориал создали скульптор Матвей Манизер и архитектор Валериан Кирхоглани. Комплекс примечателен правда не столько художественной ценностью, сколько возникающим на протяжении десятилетий обсуждением вокруг его будущего. Не далее, как в этом апреле, в Госдуму был внесен законопроект с предложением правового механизма для захоронения Владимира Ленина. Авторы законопроекта, правда, не уточняли, где именно нужно захоронить вождя, но задолго до этого Литераторские мостки называли наиболее подходящим местом. В частности, за погребение Ленина на Волковском выступал мэр города Анатолий Собчак, в 2005 году эта идея вновь была высказана – режиссером Никитой Михалковым. В 2009 году одно из городских монархических общественных движений даже провели акцию в поддержку захоронения Ленина на Литераторских мостках. Однако идея пока не нашла поддержки как у властей, так, видимо и у работников петербургского Музея городской скульптуры.

«Хотите, чтобы его все время выкапывали? Хотите, чтобы мы каждое утро начинали с поисков тела: где оно сегодня?» — цитировал в 2005 году «КоммерсантЪ» заведующего филиалом «Литераторские мостки».

Как бы ни сложилась дальше судьба Литераторских мостков, мы должны помнить, что «с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб». Эти слова публициста Григория Елисеева, без цитирования которых не обходится ни один существующий материал о Литераторских мостках, пожалуй, являются самыми точными в отношении того, как мы должны смотреть на историю этого кладбища.

Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»



просмотров