Тесты психология развития и возрастная психология. Тест по возрастной психологии и психологии развития Пройти тесты по возрастной психологии

Тесты психология развития и возрастная психология. Тест по возрастной психологии и психологии развития Пройти тесты по возрастной психологии

а) развитие б) идентификация

в) социализация г) приспособление

  1. Понятие "зона ближайшего развития" предполагает что:

а) обучение должно идти впереди развития

б) обучение должно идти наравне с развитием

в) обучение должно идти позади развития

г) обучение должно ориентироваться на нравственность

  1. Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающийся созреванием или перестройкой частных процессов и основными психологическими изменениями личности, называется:

а) основной деятельностью

б) опережающей деятельностью

в) ведущей деятельностью

г) взрослением

  1. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:

а) феноменами роста

б) феноменами взросления

в) ведущей деятельностью

г) новообразованиями

  1. Возрастными психологическими кризисами называют:

а) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими изменениями внешности

б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

в) периоды резкого изменения отношения к родителям

г) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психоэндокринными изменениями

  1. Сжатое во времени повторение в онтогенезе элементов филогенеза называется:

а) развитие б) обучение

в) рекапитуляция г) интериоризация

  1. Метод лонгитюдного исследования предполагает:

а) исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени

б) исследование различных людей на протяжении длительного времени

в) длительную обработку результатов исследования

  1. Понятие «возраст» в отечественной психологии включает:

а) социальную ситуацию развития

б) ведущую деятельность



в) новообразования

г) все вышеперечисленное

  1. Согласно психоаналитическим теориям развития, на латентной стадии либидо:

а) проецируется б) регрессирует

в) сублимируется г) исчезает

  1. Р. Сирс считал, что центральным компонентом научения является:

а) зависимость б) подкрепление

в) наказание г) все вышеперечисленное

  1. Э. Эриксон считал, что развитие завершается в:

а) 16 лет б) 18 лет

в) 21 год г) продолжается всю жизнь

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу и принятие предписанной традициями соответствующей половой роли называется:

а) половое созревание

б) половая интериоризация

в) половая идентификация

г) половая потребность

  1. Л. С. Выготский создал закон:

а) метаморфоза

б) неравномерности детского развития

в) развития высших психических функций

г) все вышеперечисленные

  1. "Комплекс оживления" разделяет:

а) период новорожденности и младенчества

б) период младенчества и раннего детства

в) подростковый и юношеский период

г) периода зрелости и пожилой возраст

  1. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является:

а) учеба б) развлечения

в) хобби г) игра

  1. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлением подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:

а) реакцией компенсации

б) реакцией гиперкомпенсации

в) реакцией оппозиции

г) реакцией эмансипации

  1. Реакция эмансипации характерна для:

а) младенцев б) престарелых

в) зрелых лиц г) подростков

  1. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется:

а) акцентуация характера

б) сила воли

в) акселерация

г) темперамент\

Вопросы к экзамену

1. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.

2. Психологическая готовность к школьному обучению.

Билет №2

1. Проблемы психологии возрастного развития.

2. Личностное и эмоциональное развитие младшего школьника.

Билет №3

1. Источники, движущие силы и закономерности психического развития.

2. Развитие познавательной сферы и общения в младшем школьном возрасте.

Билет №4

1. Методы исследования в возрастной психологии.

2. Развитие учебной деятельности младшего школьника.

Билет №5

1. Биогенетические и социогенетические концепции детского развития.

2. Адаптация к обучению младшего школьника.

Билет №6

1. Психоаналитические теории детского развития.

2. Подростковый возраст. Чувство взрослости.

Билет №7

1. Когнитивный подход к изучению развития.

2. Личность подростка. Новообразования.

Билет №8

1. Теория культурно – исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

2. Проблемы общения в подростковом возрасте.

Билет №9

1. Периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину и Д.И. Фельдшетейну.

2. Развитие интеллектуальной сферы в подростковом возрасте.

Билет №10

1. Кризисы в психическом развитии ребенка.

2. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.

Билет №11

1. Врожденные формы психики и поведения.

2. становление и развитие личности в ранней юности.

Билет №12

1. Беспомощность человеческого младенца, длительный период его зависимости от людей.

2. Формирование мировоззрения в юности.

Билет №13

1. Новорожденность: общая характеристика возраста.

2. Проблема юношеского самоопределения.

Билет №14

1. Новорожденность: ведущая деятельность, новообразования.

2. Профессиональное самоопределение старшеклассника.

Билет №15

1. Новорожденность: когнитивное, личностное и эмоциональное развитие.

2. Понятие взрослости.

Билет №16

1. Комплекс оживления.

2. Критерии взрослости.

Билет №17

1. Младенческий возраст: общая характеристика возраста.

2. Кризисы на этапе взрослости.

Билет №18

1. Младенческий возраст: ведущая деятельность, новообразования.

2. Психологическая характеристика этапов взрослости.

Билет №19

1. Младенческий возраст: коллективное, личностное и эмоциональное развитие

2. Возраст и проблемы смысла жизни.

Билет №20

1. Кризис одного года.

2. Пожилой возраст.

Билет№21

1. Раннее детство: развитие предметно – орудийной деятельности.

2. Возрастные границы и виды старости.

Билет №22

1. Личностное и эмоциональное развитие в раннем детстве.

2. Личностное развитие в поздние периода жизни.

Билет №23

1. Развитие общения и речи в раннем детстве.

2. Особенности познавательной сферы людей позднего периода жизни.

Билет №24

1. Развитие познавательной сферы в раннем детстве.

2. Особенности социальных контактов людей позднего периода жизни.

Билет №25

1. Эгоцентризм детского мышления.

2. Жизненный путь личности.

Билет №26

1. Кризис трех лет.

2. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.

Билет №27

1. Личностное и эмоциональное развитие дошкольника.

2. Проблемы психологии возрастного развития.

Билет №28

1. Развитие речи и общения в дошкольном детстве.

2. Методы исследования в возрастной психологии.

Билет №29

1. Когнитивное развитие дошкольника.

2. Биогенетическое и социогенетические концепции детского развития.

Билет №30

1. Кризис семи лет.

2. Когнитивный подход к изучению развития.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1989.

3.Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

4.Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

5.Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4.- М.: Педагогика, 1984.

6.Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

7.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.

8.Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т.6. - М.: Педагогика, 1984.

9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

11. Выготский Л.С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - М.: 1981.

14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.

15. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М.: Владос, 1998.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

20. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - N 6.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.

23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.

24. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: 1960-2002, любое издание.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

27. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.

28. Эриксон Э. Идеентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

(?) социальный

(?) психологический

(?) энергетический

(?) субъективный

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

(?) биологический

(?) хронологический

(?) профессиональный

(?) социальный

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

(?) тоническая

(?) рефлексивная

(?) кинетическая

(?) регулятивная

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

(?) эволюционизм

(?) детерминизм

(?) функционализм

(?) эгоцентризм

6. История индивидуального развития личности – это

(?) жизненный цикл

(?) жизненный путь

(?) образ жизни

(?) стиль жизни

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) метаморфозы

(?) неравномерности возрастного развития

(?) биогенетический

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) социализация

(?) ассимиляция

(?) фрустрация

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

(?) эмоция

(?) операция

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные

(?) особенности

(?) новообразования

(?) кризисы

(?) свойства

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) кризис развития

(?) новообразование развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

(?) развитие

(?) совершенствование

(?) созревание

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

(?) обучение

(?) усвоение

(?) тренировка

(?) научение

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

(?) механический

(?) психологический

(?) деятельностный

(?) биологический

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) готовности

(?) упражнения

(?) смежности во времени

(?) подкрепления

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

(?) икрогенез

(?) филогенез

(?) антропогенез

(?) онтогенез

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

(?) учение

(?) научение

(?) обучение

(?) усвоение

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

(?) жизненный стиль

(?) жизненный цикл

(?) время жизни

(?) жизненный путь

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

(?) сензитивность

(?) вариативность

(?) компенсаторность

(?) преемственность

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

(?) анаболизм

(?) аффект

(?) стресс

(?) катаболизм

21. Активное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) организация

(?) социализация

(?) ассимиляция

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) самонаблюдение

(?) близнецовый метод

(?) метод обобщения независимых характеристик

(?) метод тестирования

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) биогенетический

(?) метаморфозы

(?) готовности

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

(?) двойственной

(?) рефлексивной

(?) неустойчивой

(?) маргинальной

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

(?) эстроген

(?) тестостерон

(?) адреналин

(?) соматотропин

26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это

(?) личностная рефлексия

(?) адекватное общение

(?) высокая чувствительность

(?) социальный интеллект

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

(?) Монтенем

(?) Спинозой

(?) Декартом

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

(?) групповая деятельность

(?) интимно-личностное общение

(?) деловое общение

(?) коллективное взаимодействие

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

(?) самооценка

(?) мотивация

(?) рефлексия

(?) самосознание

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

(?) тестостероном

(?) соматотропином

(?) адреналином

(?) эстрогеном

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

(?) самовоспитания

(?) эмансипации

(?) самопознание

(?) саморегуляции

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

(?) Л.И. Божович

(?) Л.С. Выготского

(?) В.Вунда

(?) Ст.Холла

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

(?) акмеология

(?) нейрофизиология

(?) психология

(?) геронтология

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

(?) интимность

(?) креативность

(?) рефлексия

(?) мудрость

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

(?) биологическим

(?) идеальным

(?) социальным

(?) зоосоциальным

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

(?) черной желчи

37. Эмоции отражают

(?) действительность

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы, вызывающие стресс, называют

(?) стрессорами

(?) причинами

(?) агентами

(?) предпосылками

39. Аффекты

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

(?) переживаний

(?) инстинктов

(?) потребностей

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) наклонности

(?) характер

(?) способности

44. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

45. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»

(?) ведущая деятельность

(?) социальная ситуация развития

(?) сензитивный период

Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.

детская

Общая

Экспериментальная

Сравнительная

В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …

самосознание

Произвольность

Активность

Характер

В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …

родители

Соседи

Учителя

Сверстники

Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …

самосознания и личности

Познавательных интересов

Интеллекта

Общения со сверстниками

Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.

критические

Стабильные

Эволюционные

Разрушительные

В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …

констатацию и формирование

Формирование и развитие

Констатацию и коррекцию

Наблюдение и констатацию

В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.

дрессуру

Научение

Навык

Поведение

Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.

общей

Генетической

Педагогической

Дифференциальной

Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.

сюжетно-ролевая

Предметно-манипулятивная

Предметно-ролевая

Компьютерная

В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …

новых впечатлениях

Пище

Безопасности

Признании

Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.

умственной

Эмоциональной

Волевой

Бессознательной

В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.

мышления

Памяти

Восприятия

Характера

Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …

интимно-личное общение со сверстниками

Учебная деятельность

Ролевая игра

Исследовательская деятельность

Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.

внутренний

Внешний

Функциональный

Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.

сенсорным

Аффективным

Моторным

Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.

психогенетическому

Биогенетическому

Социогенетическому

Двухфакторному

Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …

Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева

А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова

П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова

Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.

двигательный

Физиологический

Интеллектуальный

Эмоциональный

Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …

второй половине XIX века

Второй половине ХХ века

Первой половине XIX века

Первой половине ХХ века

Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …

интеллектуальная рефлексия

Аналитическая деятельность

Способность к обобщению

Синтезирующая функция

Некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или самости как всеобщности, называются …

измерениями

Плоскостями

Областями

Компонентами

Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …

обобщений

Понятий

Терминов

Знаков

Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …

неравномерность развития

Зигзагообразность развития

Тенденцию к устойчивости

Переход стадий развития в уровни

Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …

ритуализацию

Интеграцию

Кризис

Взаимозависимость

Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …

операциональная концепция Ж. Пиаже

Прагматическая функциональная психология У. Джеймса

Теория проб и ошибок Э. Торндайка

Ассоциативная психология Д. Гартли

Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.

словесно-логическому

Оперативно-действенному

Словесному

Логическому

Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к

общению со сверстниками

Общественно-полезной деятельности

Профессиональному самоопределению

Поиску смысла жизни

Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.

раннего

Дошкольного

Подросткового

Младшего школьного

Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …

Ч. Кули

Г. Зиммелем

Дж. Морено

По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.

фаллической

Оральной

Анальной

Генитальной

По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.

идеальные

Реальные

Простые

Сложные

По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …

своеволием

Упрямством

Негативизмом

Деспотизмом

Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.

захватывание

Восприятие

Ощупывание

Осознание

Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …

«что будет, если?»

«как это возникло?»

«что должно быть?»

«как могут быть достигнуты цели?»

Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …

созревание

Рост

Развитие

Становление

Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …

социогенетического подхода

Биогенетического подхода

Персоногенетического подхода

Концепции конвергенции двух факторов

Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …

оппозиции

Отказа

Имитации

Компенсации

Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.

младенческом

Раннем

Дошкольном

Подростковом

Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.

объектом

Предметом

Целью

Задачей

Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.

эпигенетической

Индивидуальной

Аналитической

Гуманистической

Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …

социальной ситуацией развития

Возрастным новообразованием

Динамикой развития возраста

Условием психического развития

Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.

юношеском

Младшем подростковом

Младшем школьном

Старшем подростковом

Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …

эмансипации

Оппозиции

Имитации

Группирования

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …

особым типом отношений «ребенок – учитель»

Интимно-личностным общением со сверстниками

Формированием соподчинения мотивов

Рождением «жизненной перспективы»

Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.

инициативой

Автономией

Доверием

Трудолюбием

Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …

младенчестве

Раннем детстве

Возрасте игры

Зрелости

Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

латентной

Локомоторно-генитальной

Ранней взрослостью

Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …

обучение

Саморазвитие

Наследственность

Среда

Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …

объективным

Субъективным

Целостным

Наблюдаемым

Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …

непосредственности

Рассудительности

Самостоятельности

Чувствительности

Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …

память

Внимание

Воображение

Восприятие

Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.

негативной

Позитивной

Латентной

Промежуточной

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.

горькой конфеты

Эмоционального выгорания

Этической речи

Аномального поведения

Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …

интеллект

Инстинкт

Дрессура

Поведение

Самооценка младшего школьника отличается …

недифференцированностью

Дифференцированностью

Парциальностью

Непоследовательностью

Мышечно-анальной

Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …

негативизмом

Упрямством

Строптивостью

Своеволием

Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …

интеллекта

Самостоятельности

Воли

Эмоциональности

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.

среды

Социума

Семьи

Культуры

Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.

личностную

Интеллектуальную

Двигательную

Эмоциональную

Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …

преформизмом

Нативизмом

Антропологизмом

Дуализмом

Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …

Дж. Локку

А. Гезеллу

В. Штерну

С. Холлу

Целью формирующего эксперимента является …

изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования

Выявление наличного уровня психологического явления или качества

Сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях

Тестовое обследование детей

Центральной задачей младшей школы является формирование …

«умения учиться»

Практических навыков чтения

Практических навыков письма и счета

Межличностных отношений

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …

построение жизненных планов на будущее

Возникновение стержневых личностных интересов

Аффект неадекватности

Чувство взрослости

Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.

операционная

Мотивационная

Инструментальная

Функциональная


Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

(?) социальный

(?) психологический

(?) энергетический

(?) субъективный

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

(?) биологический

(?) хронологический

(?) профессиональный

(?) социальный

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

(?) тоническая

(?) рефлексивная

(?) кинетическая

(?) регулятивная

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

(?) эволюционизм

(?) детерминизм

(?) функционализм

(?) эгоцентризм

6. История индивидуального развития личности – это

(?) жизненный цикл

(?) жизненный путь

(?) образ жизни

(?) стиль жизни

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) метаморфозы

(?) неравномерности возрастного развития

(?) биогенетический

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) социализация

(?) ассимиляция

(?) фрустрация

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

(?) эмоция

(?) операция

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные

(?) особенности

(?) новообразования

(?) кризисы

(?) свойства

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) кризис развития

(?) новообразование развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

(?) развитие

(?) совершенствование

(?) созревание

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

(?) обучение

(?) усвоение

(?) тренировка

(?) научение

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

(?) механический

(?) психологический

(?) деятельностный

(?) биологический

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) готовности

(?) упражнения

(?) смежности во времени

(?) подкрепления

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

(?) икрогенез

(?) филогенез

(?) антропогенез

(?) онтогенез

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

(?) учение

(?) научение

(?) обучение

(?) усвоение

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

(?) жизненный стиль

(?) жизненный цикл

(?) время жизни

(?) жизненный путь

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

(?) сензитивность

(?) вариативность

(?) компенсаторность

(?) преемственность

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

(?) анаболизм

(?) аффект

(?) стресс

(?) катаболизм

21. Активное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) организация

(?) социализация

(?) ассимиляция

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) самонаблюдение

(?) близнецовый метод

(?) метод обобщения независимых характеристик

(?) метод тестирования

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) биогенетический

(?) метаморфозы

(?) готовности

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

(?) двойственной

(?) рефлексивной

(?) неустойчивой

(?) маргинальной

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

(?) эстроген

(?) тестостерон

(?) адреналин

(?) соматотропин

26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это

(?) личностная рефлексия

(?) адекватное общение

(?) высокая чувствительность

(?) социальный интеллект

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

(?) Монтенем

(?) Спинозой

(?) Декартом

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

(?) групповая деятельность

(?) интимно-личностное общение

(?) деловое общение

(?) коллективное взаимодействие

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

(?) самооценка

(?) мотивация

(?) рефлексия

(?) самосознание

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

(?) тестостероном

(?) соматотропином

(?) адреналином

(?) эстрогеном

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

(?) самовоспитания

(?) эмансипации

(?) самопознание

(?) саморегуляции

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

(?) Л.И. Божович

(?) Л.С. Выготского

(?) В.Вунда

(?) Ст.Холла

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

(?) акмеология

(?) нейрофизиология

(?) психология

(?) геронтология

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

(?) интимность

(?) креативность

(?) рефлексия

(?) мудрость

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

(?) биологическим

(?) идеальным

(?) социальным

(?) зоосоциальным

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

(?) черной желчи

37. Эмоции отражают

(?) действительность

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы, вызывающие стресс, называют

(?) стрессорами

(?) причинами

(?) агентами

(?) предпосылками

39. Аффекты

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

(?) переживаний

(?) инстинктов

(?) потребностей

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) наклонности

(?) характер

(?) способности

44. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

45. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»

(?) ведущая деятельность

(?) социальная ситуация развития

(?) сензитивный период

1. Установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет :

а) констатирующий эксперимент;

б) наблюдение;

в) формирующий эксперимент;

г) тестовое обследование.

2. Гипотеза о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, и эти виды деятельности, чередуются в развитии, принадлежит:

а) Д.Б. Эльконину;

б) К. Бюлеру;

в) Л.С. Выготскому;

г) Ст. Холлу.

3. Согласно Э. Эриксону, задача молодости – формирование :

а) интеграции;

б) автономии;

в) идентичности;

г) интимности.

4. Интериоризация – это :

а) преобразование структурной предметной деятельности в структуру внутреннего плана;

б) защитный механизм личности;

в) получение извне, переработка и хранение информации;

г) интуиция.

5. К симптомам кризиса трех лет, описанным Э. Келлер, не относятся:

а) упрямство;

б) деспотизм;

в) надменность;

г) своеволие.

6. Основные черты, какого процесса описывает Д. Б. Эльконин: «Отделение действия от предмета, использование одного предметов в качестве заместителя другого, воспроизведение и узнавание в своих действиях действий взрослого»:

а) предметная игра

б) сюжетная игра

в) ролевая игра

г) подражание.

7. Согласно биогенетической теории, человек онтогенезе:

А) в более короткой стадии проходит все стадии филогенеза;

Б) находится под влиянием биосоциальных факторов;

В) повторяет ритмы развития те же, что и в эмбриогенезе;

Г) не развивается при сенсорной депривации.

8. Научно-исследовательские задачи возрастной психологии заключаются:

А) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения общих знаний и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;

Б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;

В) в исправлении дефектов в психическом развитии;

Г) в осуществлении психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.

9. Лонгитюдный метод исследования предполагает:

А) специальную организацию ситуации исследования;

Б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;

В) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;

Г) обучающее влияние на процессы развития.

10. Э. Геккель явился основателем подхода к развитию психики:

А) психоаналитического;

Б) нормативного;

В) биогенетического;

Г) культурно – исторического.

11. Стадии развития личности по Фрейду, где зоной сосредоточения либидо является рот, язык, зубы:

А) оральная;

Б) латентная;

В) генитальная;

Г) фаллическая.

12. На какой стадии, по Фрейду, формируется супер-эго?

А) генитальная;

Б) латентная;

В) фаллическая;

Г) анальная.

13. Эго – идентичность предполагает :

А) Переход от принципа удовольствия к принципу реальности;

Б) идентификацию себя с окружающими людьми;

В) чувство устойчивости и не прерывности «я»;

Г) подчинение моральным требованиям социума;

14. Открытие эгоцентризма детского мышления принадлежит :

А) Л.С. Выготскому;

Б) Д.Б. Эльконину;

В) Э. Эриксону;

Г) Ж. Пиаже.

15. Движущей силой психического развития, по Л.С. Выготскому, является:

А) культурная среда;

Б) обучение;

В) зона ближайшего развития;

Г) научение.

16. Социальная ситуация развития в период новорожденности – это:

А) ситуация необходимых отношений между ребенком и взрослым;

Б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);

В) ситуация совместной деятельности со взрослым;

Г) ситуация общения со взрослым.

17. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:

А) младенчестве;

Б) раннем детстве;

В) новорожденности;

Г) дошкольном возрасте.

18. На разработку, какой концепции большое влияние оказали идеи И.П. Павлова:

А) концепция бихевиоризма;

Б) теория рекапитуляции;

В) концепция конвергентности;

Г) нормативный подход;

19. Изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды называются:

А) созреванием;

Б) адаптацией;

В) развитием;

Г) ростом.

20. Расстоянием между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития Л.С. Выготский назвал:

А) зоной роста;

Б) зоной ближайшего развития;

В) зоной конфликта;

Г) зоной развития.

21. Какую стадию Э.Эриксон назвал временем психосексуального моратория;

А) анальная стадия;

Б) фаллическая стадия;

В) латентная стадия;

Г) генитальная;

22. По теории Э.Эриксона, осознание реализованности главного дела жизни входят понятие:



А) мораторий;

Б) эго- идентичность;

В) эго-интеграция;

Г) отчуждение.

23. По теории Ж.Пиаже, развитие мышления, в первую очередь, обусловлено:

А) биологическими законами;

Б) социальными факторами;

В) внутренней мотивацией;

Г) иерархией потребностей.

24. По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении и развития высших психических функций в качестве:

А) источника развития;

Б) условия развития;

В) основы обучения;

Г) основы деятельности.

25. Уровень актуального развития по Л.С. Выготскому, характеризует :

А) итоги, успехи развития;

Б) перспективы развития;

В) условия развития;

Г) цикл развития.

26. На какой стадии по Эриксону у ребенка формируется автономность:

А) мышечно-анальное;

Б) локомоторно - генитальная;

В) орально-сенсорное;

Г) латентная.

27. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце 19 века:

А) как ветвь сравнительной психологии;

Б) как ветвь экспериментальной психологии;

В) как ветвь дифференциальной психологии;

Г) как ветвь социальной психологии;

28. З. Фрейд в качестве стадий психического развития ребенка

выделяет:

А) переход удовольствия с начала процесса на конец;

Б) показатели физического развития;

В) зону сосредоточения либидо;

Г) модус органа;

29. В основе концепции и Ст. Холла лежит:

А) собственное экспериментальное исследование развития;

Б) теория поэтапного формирования умственных действий;

В) работа Ж. Пиаже «Психология интеллекта»;

Г) биогенетический закон Геккеля.

30. Какой закон развития, введенный Л.С. Выготским, утверждает, что каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития:

А) закон метаморфозы;

Б) закон гетерохронности;

В) закон неравномерности;

Г) закон организации.

31. К проблемам возрастной психологии не относятся:

А) изучение особенностей дизонтогенеза;

Б) научное обоснование возрастных норм;

В) выявления актуальных и потенциальных возможностей человека;

Г) научное прогнозирование развития индивидуума.

32. Метод «поперечных срезов» применяется к индивидам:

А) смешанных групп;

Б) разных возрастных групп;

В) одной возрастной группы;

Г) без учета возраста.

33. С точки зрения хронологии психические функции развиваются в следующем порядке:

А) ощущение – восприятие – представление – память – мышление;

Б) ощущение – восприятие – память – мышление – представление;

В) восприятие – ощущение – память – мышление – представление;

Г) представление – память – восприятие – ощущение – мышление.

34. К числу биогенетических теорий относится:

А) концепция рекапитуляции;

Б) бихевиоризм;

В) генетическая теория;

Г) эпигенетическая теория.

35. Развитие с точки зрения А. Гезелла это:

А) интеграция;

Б) интериоризация;

В) адаптация;

Г) периодизация.

36. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций имеет возрастные границы:

А) 0 -2 года;

Б) 2 – 7 лет;

В) 7 – 11 лет;

Г) 11 – 14 лет.

37. В конце сенсомоторной стадии развития (по Ж. Пиаже) у детей появляются:

А) символические игры и речь;

Б) эгоцентризм;

В) антропоморфизм;

Г) артификализм.

38. Какой из этих законов не относятся к концепции Л.С. Выготского:

А) развития высших психических функций;

Б) метаморфозы детского развития;

В) неравномерности детского развития;

Г) развития речевого поведения.

39. Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме :

А) игровой деятельности;

Б) учебной деятельности;

В) коммуникативной деятельности;

Г) трудовой деятельности.

40. Ребенок охотнее согласится участвовать в исследовании если:

А) ему обосновать важность исследования;

Б) за отказ может последовать наказание;

В) его стимулировать поощрением и наградой;

Г) он не знает об этом исследовании.

41. Исторически первым методом исследования в возрастной психологии является:

А) эксперимент;

Б) наблюдение;

Г) анкетирование.

42. Если подставить ладонь к ступням новорожденного, то малыш будет упираться в эту ладонь. Этот рефлекс называется:

А) безусловный рефлекс;

Б) рефлекс Мора;

В) рефлекс опоры;

Г) рефлекс Робинзона.

43. К концу первого года жизни у ребенка формируется:

А) ассоциативная память;

Б) механическая память;

В) опосредованная память;

Г) логическая память.

44. Ведущей деятельностью на протяжении младенчества выступает:

А) эмоционально – непосредственное общение ребенка и взрослого;

Б) игровая деятельность;

В) предметная деятельность;

Г) учебная деятельность.

45. К концу первого года жизни у ребенка формируется:

А) внутренняя речь;

Б) пассивная речь;

В) автономная речь;

Г) эгоцентрическая речь.

46. Появление высших форм интеллекта и организации познавательной деятельности, а также перестройка самосознания характерны для:

А) юности;

Б) подросткового возраста;

В) младшего школьного возраста;

Г) дошкольного возраста.

47. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:

А) ролевая игра;

Б) учение;

В) самоутверждение;

Г) предметно-манипулятивная деятельность.

48. Интеллектуальный спад более характерен для:

А) подросткового возраста;

Б) геронтогенеза;

В) юности;

Г) зрелости.

49. С чем связана мотивация игры младшего дошкольника:

А) с самим процессом игры;

Б) с социальными запросами;

В) с результатами игры;

Г) с желанием общения.

50. В младшем школьном возрасте у детей преобладает:

А) зрительная память;

Б) образная память;

В) логическая память;

Г) эпизодическая память.

51. Внимание в подростковом возрасте развивается :

А) определяя развитие мышления;

Б) независимо от мышления;

В) параллельно с мышлением;

Г) под влиянием мышления.

52. В раннем детстве в центре сознания (по Выготскому) находится:

А) мышление;

Б) восприятие;

В) ощущение;

Г) воображение.

53. Ярко выраженный произвольный характер память приобретает:

А) в младшем школьном возрасте;

Б) старшем школьном возрасте;

В) в дошкольном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

54. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается:

А) формирование индивидуального стиля мышления;

Б) в накоплении знаний;

В) в формировании формальных операций;

Г) в формировании абстрактного мышления.

55. Переходной фазой между активной и пассивной речью является:

А) эгоцентрическая речь;

Б) внутренняя речь;

В) автономная речь;

Г) внешняя речь;

56. В каком возрасте основным видом мышления является наглядно- действенное:

А) младенчество;

Б) раннее детство;

В) дошкольный возраст;

Г) младший школьный возраст.

57. Какую форму создания образов воображения используют дети в раннем детстве:

А) гиперболизация;

Б) схематизация;

В) агглютинация;

Г) типизация.

58. В каком возрасте память становится опосредованной :

А) преддошкольный;

Б) младшей школьной;

В) дошкольной;

Г) подростковый.

59. В подростковом возрасте (по Ж. Пиаже) формируется мышление :

А) абстрактное;

Б) гипотетико-дедуктивное;

В) логическое;

Г) наглядно – действенное.

60. В раннем детстве ведущим видом памяти является :

А) логическая;

Б) эмоциональная;

В) механическая;

Г) смысловая.

61. Интеллект остается относительно сохранным в старческом возрасте, если:

А) человек образован и социально активен;

Б) человек не переутомляется интеллектуальной деятельностью;

В) человек достигает эго – интеграции до старости;

В) нет правильного ответа.

62. Снижение интеллектуальной активности в подростковом возрасте обусловлено:

А) кульминацией физического и полового развития;

Б) сменой ведущей деятельности;

В) нестабильностью социального статуса;

Г) все ответы верны.

63. Конкретное и ситуативное восприятие характерно для этапа:

А) раннее детство;

Б) дошкольный возраст;

В) младший школьный возраст;

Г) подростковый возраст.

64. Какая мотивация выходит на первый план в иерархии мотивов младшего школьника:

А) познавательная;

Б) социальна;

В) общения;

Г) достижения.

65. В каком возрасте эмоциональное переживание приобретает обобщенный характер и формируется способность сосредоточивать внимание на мало интересных вещах:

А) младший школьный возраст;

Б) дошкольный возраст;

В) подростковый возраст;

Г) юношеский возраст.

66. В каком возрасте ребенок начинает играть :

А) новорожденность;

Б) младенчество;

В) ранее детство;

Г) дошкольный возраст.

67. Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет:

А) трудовая деятельность;

Б) интимно личностное общение;

В) учение;

68. Комплексом оживления называется:

А) реакция, выражающаяся в улыбке и общей активизации при появлении матери;

Б) появлении хватательных движений;

В) крик ребенка при рождении;

Г) указательный жест.

69. Предметная деятельность в жизни ребенка появляется в:

А) пубертате;

Б) младенческом периоде;

В) младшем школьном возрасте;

Г) раннем детстве.

70. Первым типом игры, появляющемся в раннем детстве, является:

А) игра – исследование;

Б) игра - конструирование;

В) сюжетная игра;

Г) ролевая игра.

71. Наличие должного уровня потребности в достижении успехов, самооценки и уровня притязаний относится к:

А) мотивационной готовности детей к обучению;

Б) личностной готовности детей к школе;

В) речевой готовности детей к учению;

Г) интеллектуальной готовности детей к учению;

72. Умение оперировать гипотезами появляется в:

А) молодости;

Б) юношеском возрасте;

В) младшем школьном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

73. Общее интеллектуальные способности в старшем школьном возрасте формируются за счет:

А) специальных способностей;

Б) все ответы верны;

В) познавательных способностей;

Г) коммуникативных способностей.

74. Более всего индивидуальные особенности психическом развитии проявляются в:

А) младшем школьном возрасте;

Б) подростковом возрасте;

В) юношеском возрасте;

Г) дошкольном возрасте.

75. Восприятие сверстников младшем школьном возрасте в большей степени зависит от:

А) мнение сверстников;

Б) установок учителя;

В) мнения старших школьников;

Г) суждения родителей.

76. Внимание младших школьников легче отвлекается при:

А) выполнении сложных заданий

Б) выполнении простых заданий;

В) выполнении заданий повышенной сложности;

Г) выполнении творческих заданий;

77. Взрослый впервые выступает как образец поведения в:

А) младшем школьном возрасте;

Б) раннем детстве;

В) дошкольном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

78. Раннее детство охватывает границы:

А) от 1 до пяти лет;

Б) от 0 до двух лет;

В) от 3 до семи лет;

Г) от 1 до трех лет.

79. Впервые половая идентификация и самоидентификация происходят в:

А) раннем детстве;

Б) дошкольном возрасте;

В) младшем школьном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

80. Произвольное поведение формируется в:

А) преддошкольном возрасте;

Б) младшем школьном возрасте;

В) дошкольном возрасте;

Г) подростковом возрасте;

81. Основным новообразованием младшего школьного возраста является:

А) произвольность внутренний план действия, рефлексия;

Б) иерархия мотивов;

В) возникновение первичных представлений о себе;

Г) комплекс « взрослости».

82. Внимание в подростковом возрасте:

А) неравномерно;

Б) подчинено логическому мышлению;

В) все ответы верны;

Г) колеблется в течение дня.

83. Для эмоцианально – волевой сферы подростков характерно:

А) высокая саморегуляция;

Б) появление психологических защитных механизмов;

В) колебания настроения;

Г) все ответы верны.

84. Мышление в подростковом возрасте:

А) гипотетико-дедуктивное;

Б) логическое;

В) абстрактное;

Г) все ответы верны.

85. Стадия формирования формальных операций характерна для … возраста:

А) дошкольного;

Б) младшего школьного;

В) подросткового;

Г) юношеского.

86. У подростков самооценка зависит:

А) от критики со стороны значимых взрослых;

Б) постоянно завышенная самооценка;

В) самооценка зависит от оценки референтной группы;

Г) все ответы верны.

87. Новообразование чувство взрослости возникает в … возрасте:

А) младшем школьном;

Б) юношеском;

Г) подростковом;

Г) дошкольном.

88. Для юношеского возраста характерно:

А) стремление к свободе, самореализации;

Б) полностью сформирован социальный статус;

В) резкая смена настроений;

Г) нет верных ответов.

89. «Эго – идентичность» формируется в возрасте:

А) детском;

Б) юношеском;

В) старости;

Г) зрелости.

90. Юношеский возраст можно охарактеризовать как процесс:

А) установления интимно – личностных отношений с противоположным полом;

Б) индивидуализации познавательной сферы;

В) формирование специальных способностей;

Г) все ответы верны.

91. Для периода зрелости характерно:

А) неравномерность и гетерохронность развития;

Б) прекращение личностного развития;

В) неспособность к активной деятельности;

Г) все ответы верны.

92. В период ранней зрелости:

А) активно формируется профессиональный статус, идет создание семьи и определение своего пути в жизни;

Б) происходит жизненное самоопределение;

В) происходит кризис семейных отношений;

Г) человек подводит итоги того, чего уже добился.

93. Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет:

А) отрицательная реакция на требования взрослых;

В) протест против жизненных порядков;

Г) обесценивание взрослых.

94. В каком периоде появляется иерархия мотивов :

А) в раннем школьном;

Б) подростковом;

В) в дошкольном;

Г) в юности.

95. Какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте:

А) познавательные;

Б) нравственные;

В) социальные;

Г) мотив достижения.

96. Что такое социальная готовность к школьному обучению:

А) потребность общаться с другими людьми и соподчинять интересы;

Б) устойчивая иерархия мотивов;

В) конформность и рефлексия;

Г) готовность достигать поставленных целей в общении.

97. Что или кто в основном определяет мнение подростка:

А) родители;

Б) референтная группа;

В) телевидение;

Г) нравственные ценности.

98. Как в общем можно охарактеризовать подростковый период :

А) период окаменелости;

Б) период неустойчивой психики;

В) период самостоятельности;

Г) период депрессии.

99. Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность – это:

А) эго-интеграция;

Б) эго- идентичность;

В) супер-эго;

Г) ассимиляция.

100. Фраза дошкольника «когда я вырасту, я буду писать и читать большие книги», свидетельствует о:

А) стремлении к познавательной активности;

Б) намерении ждать, когда он вырастет;

В) стремлении быть не зависимым и самостоятельным;

Г) умении ребенка прогнозировать.

101. Процесс, в ходе которого индивидуум делает социальные правила и нормы частью своего Я, - это:

А) адаптация;

Б) индивидуация;

В) интернализация;

Г) интеграция.

102. Основным мотивом в дошкольном возрасте является мотив:

А) достижения;

Б) одобрения;

В) определения;

Г) соперничества.

103. Начиная понимать сущность отрицательного эталона, дошкольник, как правило:

А) сохраняет эмоциональный интерес к негативным поступкам;

Б) отрицает негативные поступки;

В) полностью идентифицируется с людьми, для которых характерны положительные формы поведения;

Г) старается подтвердить для себя, что эти отрицательные эталоны действительно отрицательны.

104. Для младшего школьника характерно формирование:

А) половой идентичности;

Б) самоуважения;

В) эго-идентичности;

Г) позитивного отношения к миру.

105. Наиболее значимой задачей средней взрослости является :

А) установление прочных связей со своей возрастной группой;

Б) нахождении конгениальной социальной группы;

В) усиление личностного аспекта супружеских отношений;

Г) установление связей с людьми различного возраста.

106. Неспособность ребенка мысленно встать на место другого – это:

А) эгоизм;

Б) эгоцентризм;

В) анимизм;

Г) антропоморфизм.

107. Потеря детской непосредственности происходит в период:

А) раннего детства;

Б) кризиса 7 лет;

В) кризиса 11 лет;

108. Максимализм в оценке окружающих характерен для:

А) подросткового возраста;

Б) юношеского возраста;

В) дошкольном возрасте;

Г) поздней взрослости.

109. Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, - это:

А) подростковый период;

Б) юношеский период;

В) период зрелости;

Г) период старости (геронтогенез).

110. Отделение ребенком себя от взрослого характерно для:

А) раннего детства;

Б) кризиса 1 года;

В) кризиса 7 лет;

Г) младшего школьного возраста.

111. Эмоциональный «уход» во внутренний мир, переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых лет, наиболее характерен для периода:

А) старости;

Б) кризиса 30 лет;

В) средней взрослости;

Г) подросткового возраста.

112. Кризис одного года является кризисом:

А) отношений;

Б) мировоззрения;

В) саморазвития;

Г) саморегуляции.

113. Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:

А) 35 – 40 лет;

Б) 20 – 35 лет;

В) 40 – 55 лет;

Г) 20 – 30 лет.

114. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте:

А) эмоциональное общение;

Б) учебная;

В) игровая;

Г) нет правильного ответа.

115. Самый важный личностный механизм, который формируется в дошкольном возрасте:

А) эмоциональная регуляция;

Б) соподчинение мотивов;

В) формирование самосознания;

Г) усложнение и осознание переживаний.

116. Типичные мотивы для дошкольного возраста – это:

А) стремление подражать взрослым;

Б) желание одобрения, похвалы;

В) все ответы верны;

Г) нравственные мотивы.

117. Общение как ведущая деятельность начинает выходить на первый план в:

А) старшем школьном возрасте;

Б) младшем школьном возрасте;

В) подростковом возрасте;

Г) дошкольном возрасте.

118. На какой стадии развития начинает формироваться воля:

А) младенчество;

Б) раннее детство;

В) дошкольный возраст;

Г) подростковый возраст.

119. В каком возрасте, по В.Джемсу, проходит «бескорыстная любознательность»:

А) после 40 лет;

Б) к 16 годам;

В) после 25 лет;

120. В каком случае старость сопровождается ощущением безысходности, ненужности и отчаяния:

А) небыли осуществлены фундаментальные задачи предыдущих возрастов;

Б) сопровождается всегда;

В) при достижении полной интеграции;

Г) у людей с проблемами в детстве.

121. В детстве для ребенка основным источником эмоциональных переживаний является:

А) общество сверстников;

В) социальная среда;

Г) он сам.

122. В младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает:

А) потребность в социальной компетенции;

Б) потребность в социальном соответствии;

В) становление самосознания;

Г) формирование мотивационной иерархии.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

  1. Возрастная психология в системе психологических знаний, ее предмет, объект, задачи.
  2. История становления и развития взглядов на возрастные особенности психики человека.
  3. Характеристика основных методов возрастной психология.
  4. Понятие возраста, основные структурные компоненты возраста. Проблема возрастной периодизации в психологии.
  5. Теории психического развития ребенка (общая характеристика, характерные особенности, одна на выбор подробно).
  6. Возрастная периодизация Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина.
  7. Соотношение обучения и развития, воспитания и развития в онтогенезе Л.С. Выгосткий о зонах актуального и ближайшего развития.
  8. Когнитивное развитие ребенка в разных возрастах. Концепция Ж.Пиаже.
  9. Развитие личности ребенка в разных возрастах. Концепция Э. Эриксона.
  10. Анатомо-физиологические и психологические особенности развития в младенческом возрасте
  11. Эмоциональное общение с близкими и его роль в психическом развитии младенца.
  12. Языковое развитие в детском возрасте.
  13. Общая характеристика раннего возраста.
  14. развитие личности ребенка в раннем детстве. Кризис 3-х лет.
  15. освоение предметных действий как основа психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет.
  16. Общая характеристика дошкольного периода.
  17. Роль игры в психическом развитии ребенка, виды игр.
  18. Развитие личности дошкольника.
  19. Мышление дошкольника.
  20. Психологическая готовность к школе и ее формирование.
  21. Психологические особенности младшего школьника, проблема адаптации к школе.
  22. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
  23. Учебная деятельность, основные характеристики, мотивы, трудности ее освоения.
  24. Психологические особенности подросткового возраста.
  25. Подросток и взрослые, особенности взаимоотношений.
  26. Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Референтная группа и ее влияние на развитие подростка.
  27. Особенности становления и развития идентичности подросткового возраста.
  28. Причины и характеристика кризиса подросткового возраста.
  29. Становление личности в раннем юношеском возрасте.
  30. Проблема становления профессионального самоопределения в ранней юности.
  31. Особенности развития эмоциональной сферы в юношеском возрасте.
  32. Роль семьи в психическом развитии ребенка.


просмотров