Стилистика как наука. План I. Предмет стилистики. II. Задачи и основные направления стилистики. III. Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами: - презентация. Презентация на тему "стилистика" Презентация на тему стилистика русского языка

Стилистика как наука. План I. Предмет стилистики. II. Задачи и основные направления стилистики. III. Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами: - презентация. Презентация на тему "стилистика" Презентация на тему стилистика русского языка


  • Научный стиль
  • Официально-деловой стиль.
  • Публицистический стиль.
  • Художественный стиль.
  • Разговорный стиль.

Научный стиль- это стиль, основной функцией которого является передача информации и доказательство ее истинности. Это стиль монографии (научного труда, разрабатывающего одну тему, один круг вопросов), статьи, доклада, реферата (краткого изложения содержания научной работы), аннотации (краткой характеристики книги, статьи), лекции и др.

Особенность стиля- точность, логичность речи, недопустимость экспрессивных средств.


Официально - деловой стиль- это стиль, основной функцией которого является информация. Это стиль официальных документов, законов, уставов, распоряжений, приказов, деловых бумаг и т. д.

Особенности стиля- предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.


Публицистический стиль- это стиль, основой функцией которого является информация и воздействие: публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Это стиль газетных и журнальных статей, материалов радио- и тележурналистики, лекций, речей выступающих на собраниях, митингах, съездах и т.д.

Особенности стиля- социальная оценочность, что проявляется в отборе фактов, в использовании экспрессивных языковых средств.


Художественный стиль- это стиль художественной литературы. В художественном стиле для создания образов используется все языковые средства.


Разговорный стиль- стиль обыденной речи.


Среди экспрессивных средств необходимо выделить следующие.

Лексика различной стилевой окрашенности : широко используется как торжественные слова (держава, воспрянуть), так и разговорная лексика (фразеологизмы- бить баклуши, медвежья услуга).

Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.


Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть по форме: яблоко (плод)- яблоко (глазное); по цвету: золотая вещь- золотая осень; по расположению: нос человека- нос лодки; по функции: дворник (работник)- дворник (стеклоочиститель у машины)

Найдите метафоры в предложениях.

1. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи.

2. Статные осины высоко лепечут над вами.

4. Воздух дрогнул кругом.

5. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток.

6. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.


Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть между:

  • предметом и материалом, из которого предмет сделан: не то на серебре- не золоте едал. (А.Грибоедов)
  • содержимым и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
  • действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит. (А. Толстой)
  • автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
  • между местом и людьми, находящимися на этом месте: Но тих был наш бивак открытый (М.Лермонтов).

Найдите метонимию в предложениях

1. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинною головою.

2. Здесь барство дикое без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.

3. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

4. Аудитория внимала каждому слову лектора.

5. Она сняла с себя все золото и положила в шкатулку.


Синекдоха - название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот- название целого употребляется вместо названия части. В синекдохе употребляется:

  • часть вместо целого : Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) Флаги- корабли;
  • единственное число вместо множественного : И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) ;
  • множественное число вместо единственного : Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин)

Найдите синекдоху в предложениях

1 . Единственная посетительница, высокая тонкая спина с длинными волосами, ругалась с местной работницей.

3. Все спит- и человек, и зверь, и птица.

4. Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба.

5. Только бесшабашная голова могла решиться на такое.

6. Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать.


Эпитет - художественное, образное определение: веселый ветер, мертвая тишина, седая старина. Эпитетом называют не только прилагательное, но и существительное- приложение: бродяга- ветер, старик океан, а также наречие, метафорически определяющее глагол: Петроград жил в эти ночи напряженно, взволнованно, бешено. (А. Толстой.)

Найдите эпитеты в предложениях

1. Я был освещен беспомощным солнцем сентября.

2. За плетнем в саду мирно похрапывал сторож.

4. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас.

5. Старик океан будто притих.

6. К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную.


Сравнение - уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается:

  • творительным падежом : Пыль столбом стоит в воздухе (Б. Горбатов.);
  • формой сравнительной степени прилагательного или наречия : Ты мне всех милее, всех дороже;
  • оборотами со сравнительными союзами : Внизу, как зеркало, лежит озеро;
  • лексически, при помощи слов подобный, похожий : Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Горький).

Найдите сравнения в предложениях

1. Сердце в вас встрепенется, как птица.

2. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный.

3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

4. У Якова глаза так и разогрелись, как уголья, и он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался.

5. Влажный ветерок изредка набегает легкой волной.


Перифраза - замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург.

Найдите перифразы в данных предложениях

1. Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без промедлений, сей же час позвольте познакомить вас.

2. Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем.

3. Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.

4. Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный.

5. Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец.

6. Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним.


Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа: в баснях и сказках трусость показывается в образе зайца, коварство- в обличии змеи.

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-то предмета, явления: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский.)

Найдите гиперболы в предложениях

1. Редкая птица долетит до середины Днепра.

2. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре.

3. Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру.

4. Ветер, ветер- на всем божьем свете.

5. Одни дома длиною до звезд, другие до луны.


Литота - образное выражение, содержащее неполномерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого- либо предмета, явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А. Грибоедов.)

Найдите литоты в предложениях

1. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

2. Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.

3. В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды.

4. Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов.


Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин.)

Найдите олицетворения в предложениях

1. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

2. Обвеян вещею дремотой полураздетый лес грустит.

3. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.

4. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, м георгины дыханьем ночи обожгло.

5. Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил.


Экспрессивный синтаксис и фигуры речи

Фигура речи - оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.

Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. (А. Пушкин.)

Найдите антитезу в каждом из данных предложений

1. Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю.

2. Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах.

3. И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости.

4. Смотрю в века, живу в минутах.

5. От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала.


Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления: Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь.) Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин.)

Найдите градацию в предложениях

1. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

2. Присягаю ленинградским ранам, первым разоренным очагам: не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам.

3. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.

4. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

5. Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье.

6. Все где-то что-то шуршало, ползло, пробиралось.


Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок: Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин.)

Найдите инверсию в предложениях

1. Ярем он барщины старинной оброком легким заменил.

2. Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.

3. Обеды задавал он отличные.

4. Руку мне подал на прощанье.

5. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

6. Тут сгорел мой приятель со стыда.


Риторический вопрос - стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.)

Многосоюзие - стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.)

Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.


Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона

1 . И невозможное возможно, дорога долгая легка.

2. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

3. Грохочет тишина, моих не слыша слов.

Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма

1. Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа.

2. Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури.

3. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.

4. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.


Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов.)

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)


Типы текстов : описание, повествование, рассуждение.

Основная цель описания - рассмотреть предмет, явление природы, состояние человека более внимательно, со всех сторон.

Цель повествования - рассказать о каком-то событии, показать героев.

Цель рассуждения - исследовать причины, следствия событий, явлений общественной жизни, дать оценку, высказать свою точку зрения по данному вопросу.


ТИПЫ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов: В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области.

Плеоназмы , то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент: ведущий лидер, жестикулировать руками.

Тавтология , то есть повторение сказанного иными словами: соединить воедино; удар внезапный и неожиданный.

Употребление штампов , то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением: красной нитью проходит тема.

Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций: стол стоит у окна. Кресло стоит в правом углу. Диван стоит у стены.

Смешение лексики разных стилей: Сережа возомнил себя самым сильным и дружит теперь со всякой шпаной.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правильно ли мы говорим? Cтилистика поможет

Семененко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы Квитокской СОШ № 1 (Тайшетский район Иркутской обл.) 2012 Автор работы:

Цель: Роль стилистики как науки. Повышение уровня речевой культуры. Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Любить родной русский язык. Уметь: Осуществлять речевой контроль. Редактировать текст. Создавать устные и письменные монологи- ческие и диалогические высказывания. Выразительно читать и рассказывать.

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит». (А.Пушкин) Наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств. Знакомьтесь: Стилистика.

Это стилистически неправильная речь. «Зубная боль» речи

Речь ясная и выразительная, логически стройная и убедительная, чистая и живая, понятная и интересная. Правильность речи – это основа рече- вой культуры, то есть умения владеть язы- ковыми нормами и использовать вырази- тельные средства языка. Правильная речь

Сильное кино А.Барто … И вот брат начал свой рассказ: -Они ползут, А он им – раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Она им – раз! Они ей – раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней заодно. Ух, сильное кино! Полминутки для шутки

Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормаль- ной речи незадачливого «героя»? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы поняли? Поговорим?

Найдите и исправьте 8 стилистических ошибок в рассказе ученика. «В одном…этом, как его…ну…поме- стье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и все его боя- лись…» «Красноречие»

1 . В одном из своих поместий (или имений). 2. Жил барин (избавимся от повтора поместье, помещик). 3. »Один помещик» лишнее один. 4. Слова этот, как его, ну – сорняки. 5 . У фамилии Троекуров есть синонимы: Кирила Петрович, он, этот барин. 6 . Здорово богатый – просторечие. Надо сказать: очень богатый. 7. Первый союз и не на месте. Выбросить 2-е он. 8. Самодур – характеристика помещика. Исправили?

« В одном…этом, как его…ну…поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хоте- лось, и все его боялись…» «В одном из своих имений жил помещик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись». Сравним

Кто такой редактор? Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи. (Редактировать – проверять и исправлять текст.) 1 . Воздвигнута поражающая своим великоле- пием овощная база. 2. Мы с сестрой громом аплодисментов встре- тили бабушку. 3. Поведением Кости была возмущена вся об- щественность класса. Будьте редактором!

1. Построена большая овощная база. 2. Мы с сестрой радостно встретили бабушку. 3. Класс был возмущён поведением Кости. Хорошо поработали!

Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слова из двух или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказы- вания – всё это принято относить к стилистическим ошибкам. Запомни!

1. Мы поражались его поразитель- ной памяти. 2. Ближайшего соперника он обо- гнал, но остальных обогнать ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а вскоре появились и все наши ребя- та. Будьте редактором!

1. Мы удивлялись его поразитель- ной памяти. (Ещё варианты?) 2. Ближайшего соперника он обо- гнал, но остальных опередить ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а вскоре – и все наши ребята. Молодцы!

Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это бедность, невыразитель- ность речи. Но они могут также вести к неясности, двусмысленности или же попросту искажать смысл сказанного или написанного: Вдали зеленеют купоросы (вместо кипарисы). Осторожно! Опасность!..

Из стихотворения «Рассказ школьного портфе-ля» (Ю.Тимянский). «Колидор», «дилектор», «маг а зин», «стакан ы », «секёт свекл у », «пекёт блины», «п о ртфель». Язык мой - друг мой?

Как правильно? Почему этот Пет я так говорит? От незнания норм литературного языка или в результате небрежного отношения к слову? Исправьте!

Физкультминутка «Правильно – неправильно» Ванька-встанька

ко р идор т а бурет звон и т клади (а не ложи!) крас и вее пове си ть св ё кла пе ч ёт, се ч ёт ср е дства обесп е чение коп и ровать фан е ра, шин е ль Говорите правильно!

Опасность, грозящая языку,- это искажение слов в результате невежества, неверного их упо- требления, неправильного ударения и произно- шения. Искалеченные таким образом слова засоряют язык. Важнейшее требование стилистики –правиль- ность, точность и ясность, т.е.полное соответст- вие слов тем понятиям, которые вы должны вы- разить. Искалеченные слова

Лаконизм (краткость, сжатость речи) «Краткость – сестра таланта». (А.Чехов) Плеоназм (лишние слова) На горизонте появились ледяные айсберги. Это интересно!

Найдите лишние слова. 1.Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2.Караван двигался по песчаным барханам. 3.Мы вновь возобновили с ними переписку. 4.Я не успел закончить до конца эту работу. 5.Моя автобиография уместилась на страничке. 6.Всадники уже приближались ближе к дерев- не. 7.На Камчатке много горячих гейзеров. Федот, да не тот

1.Сильно 2.Песчаным 3.Вновь 4.До конца 5.Моя 6.Ближе 7.Горячих Лишний Федот

Индивидуальная работа Будьте редактором!

Для домашней работы 1. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень. 2. В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян, бе- лок, львов и других хищников. 3. Рыбаки возвращались домой с богатым уло- вом. Они поймали семь окуней, пять караси- ков, четыре плотвички, маленького щенка и много разных других рыбок помельче. Полминутки для шутки

Чем стилистика поможет? Какова роль стилистики? Помогла ли вам эта наука? Правильно ли мы говорим? В чём нравственная роль стилистики? Конец - делу венец

Берегите наш язык!

Что значит «беречь» язык? От кого или от чего? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности?

И.С.Тургенев: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… » Писатели о русском языке

Берегите его! не портите! не искажайте! не засоряйте грубыми словами и штампами! наш язык – великое сокровище народа! Русский язык – живой организм

Избранное из книги «Песнь души» (стихи учащихся Невельской школы) Посвящаем…

«Берегите речь родную…» «Не забывайте обо мне! О речи правильной, хорошей…» «Россия моя самая лучшая! И язык в ней самый родной!.. » А.Спиридонова «Русский язык любим, Его навсегда сохраним!..» «Россия, русское слово! Как это нам, знакомо!» А.Матвеева

«Сохраним, сбережём и взлелеем тебя, Наша русская речь дорогая!..» И.Сандригайло «Русская речь – это наше богатство! Сколько красивых есть русских слов!..» «О русская речь, мы достойны тебя! Спасём нашу речь от любого огня!» О.Дроздова «Да разве можно Не любить родной язык!..» Л.Гончарова

«Русский язык знают везде, Даже в самой далёкой стране! На всю Россию славится он. Он – наш отец, а Земля – наш дом! На Земле мы живём, По-русски говорим, Наш русский язык Навсегда сохраним! Мы не забудем его никогда, Он нам поможет везде и всегда!» А.Матвеева

Д.С.Лихачёв: «… Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело … Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо». «Письма о добром и прекрасном»

Нам Стилистика нужна! И для нас она важна! Всех Стилистика научит, Правильности речи учит! Л.Семененко Нам Стилистика нужна!


Слайд 1

Стилистика

Слайд 2

Стили русского языка

Научный стиль- это стиль, основной функцией которого является передача информации и доказательство ее истинности. Это стиль монографии (научного труда, разрабатывающего одну тему, один круг вопросов), статьи, доклада, реферата (краткого изложения содержания научной работы), аннотации (краткой характеристики книги, статьи), лекции и др. Особенность стиля- точность, логичность речи, недопустимость экспрессивных средств. Официально- деловой стиль- это стиль, основной функцией которого является информация. Это стиль официальных документов, законов, уставов, распоряжений, приказов, деловых бумаг и т. д. Особенности стиля- предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики. Публицистический стиль- это стиль, основой функцией которого является информация и воздействие: публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Это стиль газетных и журнальных статей, материалов радио- и тележурналистики, лекций, речей выступающих на собраниях, митингах, съездах и т.д. Особенности стиля- социальная оценочность, что проявляется в отборе фактов, в использовании экспрессивных языковых средств. Художественный стиль- это стиль художественной литературы. В художественном стиле для создания образов используется все языковые средства. Разговорный стиль- стиль обыденной речи.

Слайд 3

Экспрессивные средства языка

Среди экспрессивных средств необходимо выделить следующие. Лексика различной стилевой окрашенности: широко используется как торжественные слова (держава, воспрянуть), так и разговорная лексика (фразеологизмы- бить баклуши, медвежья услуга). Тропы, то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.

Слайд 4

Виды тропов

Метафора- употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть по форме: яблоко (плод)- яблоко (глазное); по цвету: золотая вещь- золотая осень; по расположению: нос человека- нос лодки; по функции: дворник (работник)- дворник (стеклоочиститель у машины) Найдите метафоры в предложениях. 1) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. 2) Статные осины высоко лепечут над вами. 3) Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью. 4) Воздух дрогнул кругом. 5) Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток. 6) Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.

Слайд 5

Метонимия- употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть между: предметом и материалом, из которого предмет сделан: не то на серебре- не золоте едал. (А.Грибоедов) содержимым и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов) действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит. (А. Толстой) автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин) между местом и людьми, находящимися на этом месте: Но тих был наш бивак открытый (М.Лермонтов). Найдите метонимию в предложениях. 1) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинною головою. 2) Здесь барство дикое без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. 3) Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. 4) Аудитория внимала каждому слову лектора. 5) Она сняла с себя все золото и положила в шкатулку.

Слайд 6

Синекдоха- название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот- название целого употребляется вместо названия части. В синекдохе употребляется: часть вместо целого: Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) Флаги- корабли; единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов); множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин) Найдите синекдоху в предложениях. 1) Единственная посетительница, высокая тонкая спина с длинными волосами, ругалась с местной работницей. 2) Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение 3) Все спит- и человек, и зверь, и птица. 4) Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба. 5) Только бесшабашная голова могла решиться на такое. 6) Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать.

Слайд 7

Эпитет- художественное, образное определение: веселый ветер, мертвая тишина, седая старина. Эпитетом называют не только прилагательное, но и существительное- приложение: бродяга- ветер, старик океан, а также наречие, метафорически определяющее глагол: Петроград жил в эти ночи напряженно, взволнованно, бешено. (А. Толстой.) Найдите эпитеты в предложениях. 1) Я был освещен беспомощным солнцем сентября. 2) За плетнем в саду мирно похрапывал сторож. 3) Голос у него был довольно приятный и сладкий. 4) Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас. 5) Старик океан будто притих. 6) К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную.

Слайд 8

Сравнение- уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается: творительным падежом: Пыль столбом стоит в воздухе (Б. Горбатов.); формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты мне всех милее, всех дороже; оборотами со сравнительными союзами: Внизу, как зеркало, лежит озеро; лексически, при помощи слов подобный, похожий: Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Горький). Найдите сравнения в предложениях. 1) Сердце в вас встрепенется, как птица. 2) Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный. 3) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. 4) У Якова глаза так и разогрелись, как уголья, и он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. 5) Влажный ветерок изредка набегает легкой волной.

Слайд 9

Перифраза- замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург. Найдите перифразы в данных предложениях. 1) Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без промедлений, сей же час позвольте познакомить вас. 2) Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем. 3) Но чаще занимали страсти умы пустынников моих. 4) Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. 5) Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец. 6) Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним.

Слайд 10

Аллегория- иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа: в баснях и сказках трусость показывается в образе зайца, коварство- в обличии змеи. Гипербола- образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-то предмета, явления: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский.) Найдите гиперболы в предложениях. 1) Редкая птица долетит до середины Днепра. 2) Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. 3) Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру. 4) Ветер, ветер- на всем божьем свете. 5) Одни дома длиною до звезд, другие до луны.

Слайд 11

Литота- образное выражение, содержащее неполномерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого- либо предмета, явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А. Грибоедов.) Найдите литоты в предложениях. 1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 2) Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. 3) В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. 4) Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

Слайд 12

Олицетворение- наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин.) Найдите олицетворения в предложениях. 1) Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 2) Обвеян вещею дремотой полураздетый лес грустит. 3) Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. 4) Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, м георгины дыханьем ночи обожгло. 5) Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил.

Слайд 13

Экспрессивный синтаксис и фигуры речи Фигура речи- оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Антитеза- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. (А. Пушкин.) Найдите антитезу в каждом из данных предложений. 1) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю. 2) Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах. 3) И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости. 4) Смотрю в века, живу в минутах. 5) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала.

Слайд 14

Градация- стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления: Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь.) Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин.) Найдите градацию в предложениях. 1) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. 2) Присягаю ленинградским ранам, первым разоренным очагам: не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. 3) Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума. 4) Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. 5) Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье. 6) М все где-то что-то шуршало, ползло, пробиралось.

Слайд 15

Инверсия- стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок: Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин.) Найдите инверсию в предложениях. 1) Ярем он барщины старинной оброком легким заменил. 2) Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. 3) Обеды задавал он отличные. 4) Руку мне подал на прощанье. 5) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. 6) Тут сгорел мой приятель со стыда.

Слайд 16

Риторический вопрос- стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.) Многосоюзие- стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.) Оксюморон- стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание. Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона. 1) И невозможное возможно, дорога долгая легка. 2) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. 3) Грохочет тишина, моих не слыша слов.

Слайд 17

Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов.) Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма. 1) Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа. 2) Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури. 3) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака. 4) Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской. Парцелляция- такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)

Слайд 18

Типы текстов

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Основная цель описания- рассмотреть предмет, явление природы, состояние человека более внимательно, со всех сторон. Цель повествования- рассказать о каком-то событии, показать героев. Цель рассуждения- исследовать причины, следствия событий, явлений общественной жизни, дать оценку, высказать свою точку зрения по данному вопросу.

Слайд 19

Типы стилистических ошибок

Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов: В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент: ведущий лидер, жестикулировать руками. Тавтология, то есть повторение сказанного иными словами: соединить воедино; удар внезапный и неожиданный. Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением: красной нитью проходит тема. Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций: стол стоит у окна. Кресло стоит в правом углу. Диван стоит у стены. Смешение лексики разных стилей: Сережа возомнил себя самым сильным и дружит теперь со всякой шпаной.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Речевая ситуация - с кем говорим? – с одним человеком (1 -1) - со многими людьми (1 – много) - где? – в неофициальной обстановке (н/о) - в официальной обстановке (о/ о) с какой целью? – общение - сообщение - воздействие - изображение

3 слайд

Описание слайда:

Разговорный стиль С какой целью говорим? – общение, обмен мыслями, выражение чувств, передача информации. В какой обстановке? – неофициальная, непринуждённая. Речевые жанры –дружеская беседа, разговор, записки, частные письма. Языковые средства – разговорная и просторечная лексика. Стилевые черты речи – эмоциональность, образность, конкретность, простота.

4 слайд

Описание слайда:

Научный стиль С какой целью? – сообщение сведений, объяснение фактов. В какой обстановке? – официальная. Речевые жанры – статья, доклад, реферат, диссертация и т.п. Языковые средства – термины науки, профессиональные слова. Стилевые черты – логичность, объективность, точность, отвлечённость, обобщённость.

5 слайд

Описание слайда:

Официально – деловой стиль С какой целью? – сообщение, информация. В какой обстановке? – официальная (законодательство, делопроизводство, правовая деятельность). Речевые жанры – законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, справки, деловые бумаги: объявление, заявление, характеристика и т. п. Языковые средства – канцеляризмы, стандартные устойчивые обороты речи. Стилевые черты – точность, не допускающая иного толкования.

6 слайд

Описание слайда:

Публицистический стиль С какой целью? – сообщение и воздействие. В какой обстановке? – в официальной, через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), на митингах, собраниях. Речевые жанры – статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь. Языковые средства – общественно-политическая лексика. Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

7 слайд

Описание слайда:

Художественный стиль С какой целью? – изображение и воздействие. Речевые жанры – роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия. Языковые средства – всё богатство лексики. Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность, все возможности других стилей.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Из разговора перед районным ОВИР. Характерна ситуация общения, диалога, короткие и неполные предложения, инверсия, просторечия, обращение, образность – метафора - «тур горит», экспрессивность (восклицательная интонация, усилительная частица «да». 1. «- У меня тур горит, возьмите документы! - Не могу, милая, не начальник я уже –безработный. - Да кто такое выдумал?»

10 слайд

Описание слайда:

Газета «Комсомольская правда», 17 мая 2004 года. 2. В Вашингтоне прошла встреча министров иностранных дел «большой восьмёрки». По традиции она предшествует саммиту, который на этот раз пройдёт на острове Си-Айленд у берегов Джорджии. Глав МИД позвали в Белый дом, где Сергея Лаврова посадили по правую руку от Буша. Впрочем, это были скорее протокольные посиделки. Основные же темы повестки июньского саммита, на котором Путин встретится с лидерами других семи ведущих стран мира, министры обсуждали в своём кругу.

11 слайд

Описание слайда:

Из Словаря русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой Логичность, точность, последовательность изложения, подчёркнутая повтором, указательными словами; синтаксический параллелизм («Эти ограничения»..); сложная структура предложений (причастные обороты, придаточные, однородные члены, вводные слова); специальная лексика, термины. Текст эмоционально нейтрален. 3. Стилистические пометы в Словаре служат для характеристики той части словарного состава современного литературного языка, которая ограничена своём употреблении. Эти ограничения имеют различный характер и разные основания: а)ограничения, обусловленные принадлежностью слова к тем пластам лексики, которые находятся за пределами литературного языка или стоят на его границе (областные, просторечные слова); б) ограничения, обусловленные узкоспециальным характером терминов науки, техники, ремесла, искусства и т.п.

Слайд 2

Цель урока:

Формирование лингвистической и коммуникативной компетенции; совершенствование навыков связной речи; воспитание любви и уважения к русскому языку.

Слайд 3

Орфоэпический диктант.

Цемент, партер, созыв, баловать, свекла, квартал, дефис, жалюзи, эксперт, тотчас, вовремя, каталог, досуг, черпать, кухонный, засветло, клала, поняла, полила, прибыл, приняли, начали, звонит, звонишь, дозвонится, включим, поняв, понявший, наливший, красивее, шарфы.

Слайд 4

А1. В каком слове ударение на первом слоге?

1) сорит 2) заняла З) оптовый 4) значимость 1)квартал 2)крадут 3)черпать 4)звонишь 1) инсульт 2) засуха З) алкоголь 4) создала 1) звоним 2) оптовый З) (добрый) молодец 4) цемент 1)черпать 2)инсульт 3)звонит 4)квартал

Слайд 5

А1. В каком слове ударение на втором слоге?

1) торты 2) отбыла З) значимость 4) оптовый 1)щелкать 2)была З)налила 4)клеить 1) засмолит 2) наискось З) надолго 4) прибыло 1)тотчас 2)досуг З)вовремя 4)полила 1) загнутый 2) начали З) набок 4) прибывший

Слайд 6

Классификация функциональных стилей

1)научный стиль – это язык науки. Его значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях. Его особенность- терминологическая лексика.

Слайд 7

2)Разговорный стиль

Отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. В его основе лежит разговорная речь. Основной функцией является общение.

Слайд 8

3)Официально – деловой стиль.

Официальная переписка, правительственные акты, речи. Употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция).

Слайд 9

4)Публицистический стиль.

Выполняет функцию воздействия. Реализуется в средствах масовой информации. Это язык газет, радио, телевидения. Характерны слова с общественно-политическим значением.

Слайд 10

5)Художественный стиль.

Стиль художественной литературы. Я вляется инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи.

Слайд 11

Определите стиль речи. Директору школы № 937 Северо – Восточного округа Москвы Деевой Е. Д. ученика 11 «А» класса Афанасьева Н., проживающего по адресу: Москва, ул. Липовая, дом 11, корп.3, кв.46 заявление. Прошу освободить меня от занятий 10 февраля в связи с участием в городских соревнованиях по легкой атлетике. 8 февраля 2008 год. Афанасьев. А) официально-деловой; Б) художественный; В) публицистический; Г) научный.

Слайд 12

Определите стиль речи. Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников. А) разговорный; Б) художественный; В) публицистический; Г) научный.

Слайд 13

3. Определите стиль речи. Реформа орфографии 1918 г.приблизила письмо к живой речи (т.е.отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией. Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И. А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе. При этом надо подчеркнуть, что, во – первых, эти особенности были изестны и в конце XIX в.и что, во – вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы. А) разговорный; Б) художественный; В) публицистический; Г) научный.

Слайд 14

4. Определите стиль речи. Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. А) разговорный; Б) художественный; В) публицистический; Г) научный.

Слайд 15

Домашнее задание

Стр.383, п.112. упр.519, конспект урока.

Посмотреть все слайды



просмотров