Сергей тимофеевич морозов. Русские портсигары из карельской березы: как Сергей Морозов промыслы поднимал. «Только сейчас я могу быть уверен, что моей избраннице нужен именно я, а не мои капиталы»

Сергей тимофеевич морозов. Русские портсигары из карельской березы: как Сергей Морозов промыслы поднимал. «Только сейчас я могу быть уверен, что моей избраннице нужен именно я, а не мои капиталы»

Сгодня стало общим местом утверждение, что старообрядчество внесло большой вклад в сохранение и развитие русской культуры. Память услужливо называет фамилии: Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Солдатенков , - им же несть числа. Однако вклад каждого отдельно взятого старовера в культуру бывает удивителен и поучителен одновременно. Славу Сергея Тимофеевича Морозова несколько затмевает его брат Савва, о котором говорят и пишут чаще, чем о Сергее. Именно поэтому, восстанавливая историческую справедливость, хотелось бы немного рассказать о незаурядном человеке, которого мы назвали «адмирал культуры».

Сначала поясню название. Дело в том, что старообрядцы, многие из которых вышли из крепостного крестьянства, добились в жизни многого, что отмечалось государством званиями и чинами. Некоторые староверы, будучи попечителями богоугодных и учебных заведений, получили звание «почетного гражданина» города, кто-то получил личное дворянство. Высочайшего чина действительного тайного советника достигли только двое старообрядцев - Михаил Абрамович и Сергей Тимофеевич Морозовы . Действительный тайный советник - это гражданский чин второго класса по Табелю о рангах. Он соответствовал военным чинам генерал-аншефа и адмирала. Не каждый министр российского государства имел чин действительного тайного советника. Сергей Тимофеевич, удостоенный высокого чина, был настоящим «адмиралом культуры» в бурном житейском море.

С. А. Щербаков. Бюст С. Т. Морозова. Бронза

Надо сказать, что когда С. Т. Морозов приехал ко мне в фонд, я и не думала писать о нем никаких статей. Конечно, не сам он лично приехал, а в виде бюста, выполненного придворным скульптором мэра Москвы Салаватом Щербаковым. Сергей Тимофеевич встал в углу, как наказанный, переехав из музейного холла, который так и назвали - «морозовский». На мой вопрос «надолго ли?» главный хранитель с оттенком печали ответила: «Боюсь, навсегда». Теперь вы понимаете, что не написать о нем я не могла.

Любовь ко всему русскому, к русской культуре, истории, искусству прививалась Сергею с детства. Его отец, Тимофей Саввич, как большинство купцов-старообрядцев, был истовым ревнителем старины. Он состоял в Обществе любителей древней письменности. Сыновьям - Савве и Сергею - отечественную историю преподавал молодой тогда историк В. О. Ключевский. А рекомендован главе семейства он был не менее известным историком С. М. Соловьевым.

В начале 1860-х годов Т. С. Морозов ходатайствовал об учреждении художественно-промышленного музея при Строгановском училище художественного рисования. Он стал одним из попечителей музея, при этом участвовал в пополнении музейного собрания. Не удивительно, что сын, Сергей, увлекся живописью. Он был продолжателем отцовского дела, переняв эстафету и став не только членом совета Строгановского училища, но одним из деятельных организаторов и попечителей Кустарного музея в Москве. Но обо всем по порядку.

Сергей Тимофеевич предстает перед нами как легендарный герой, у которого не может быть точной даты рождения. Называют две даты - то ли 1860-й, то ли 1863 год. Доподлинно известно, что Сергей окончил юридический факультет и стал кандидатом права, проще говоря, юристом. Уже в студенческие годы у Сергея проявилась тяга к живописи, которая привела к дружбе с художником И. И. Левитаном. Дружба эта имела вполне зримые черты. В Большом Трехсвятительском переулке, в родовом владении Морозовых-Тимофеевичей, был построен дом-мастерская. Позже он подарен (!) художнику И. И. Левитану, который жил здесь с 1892 по 1900 годы. Сергей Тимофеевич снабжал художника красками, холстами, подрамниками, а также брал уроки живописи у Левитана, ездил вместе с ним на этюды. Левитан неоднократно бывал в морозовской усадьбе Успенское-Вяземское. Примечательно, что в усадьбе побывал и А. П. Чехов, но дом ему не понравился. Зная о тяжелой болезни Левитана, Сергей Тимофеевич дал ему деньги на лечение в Италии.

Упомянув об имении С. Т. Морозова, нельзя не сказать о том, как оно попало к нему. Село Успенское Звенигородского уезда куплено Сергеем Тимофеевичем у Н. А. Арапова. Село это очень древнее, известно со времен Ивана Калиты. В 1624 году вместе с селом Иславским имение принадлежало братьям Борису и Глебу Морозовым. После смерти последнего село отошло к его вдове Феодосье Прокопьевне Морозовой. Думается, что Сергей Тимофеевич выкупил село недаром, сделав его своей загородной усадьбой.

Возвращаясь к увлечению Сергея Морозова живописью, надо сказать о том, что он помогал и другим художникам, например, Валентину Серову. В мастерской в Трехсвятительском Серов написал известный портрет Левитана (1892). Благодаря помощи С. Т. Морозова смог окончить московское Училище живописи, ваяния и зодчества художник В. И. Соколов, талантливый ученик Поленова.

Впоследствии по рекомендации Морозова Соколов работал в земской мастерской Сергиева Посада. Но благотворительность Сергея Морозова простиралась куда шире. Художники из народной среды, кустари нуждались в помощи не меньше, а, может, и больше, чем профессиональные художники. Реформы 60-70-х гг. XIX века привели к большим переменам в Российской империи. Отмена крепостного права заставляла крестьян выживать и приспосабливаться к новым условиям. Кустарные промыслы, бывшие подспорьем земледельцу, становятся для некоторых крестьян чуть ли не единственным средством дохода. Именно в это время в среде русских передовых людей появляется интерес ко всему, что связано с проявлением национального начала в отечественной культуре. Российская интеллигенция начинает собирание и коллекционирование предметов крестьянского искусства.

В 1882 году в Москве прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка. Столичной публике впервые были представлены изделия ремесленников Московской и других губерний Центральной России. Критик В. Стасов так писал о ней:

«Из всех русских выставок, какие у нас до сих пор бывали, это самая великолепная выставка» .
Раздел кустарных промыслов имел огромный успех. Сергей Тимофеевич Морозов приобрел всю выставочную коллекцию изделий народных промыслов, которая и легла в основу будущего Кустарного музея.


Зал игрушки Кустарного музея. 1913 год

Сначала коллекция размещалась в съемных помещениях, не приспособленных для ее демонстрации. Но в 1903 году коллекция переехала на новый адрес - Леонтьевский переулок, 7. Дом в Леонтьевском в русско-византийском стиле был построен на средства С. Т. Морозова по проекту архитектора С. У. Соловьева. В 1911 году здание музея было расширено за счет пристройки для магазина. Музей стал не только центром кустарных промыслов, но и центром культурной жизни Москвы, выполняя научно-просветительскую функцию. Деятельность музея была направлена на оказание помощи и поддержки кустарям как носителям традиционной народной культуры. На личные средства С. Т. Морозова появились первые земские учебные мастерские - корзиночная близ станции Голицино в 1891 г., игрушечная в Сергиевом Посаде в 1892 г. Для этих и других мастерских Морозов строил здания, за свой счет командировал за границу специалиста для изучения техники лозоплетения.


Здание Кустарного музея. 1885 год

Московский вице-губернатор В. Ф. Джунковский в своих воспоминаниях писал:

«26 января Н. Ф. Рихтер довел до сведения собрания, что от почетного попечителя земского Кустарного музея С. Т. Морозова поступило заявление о новом крупном пожертвовании:

"Придя к убеждению в крайней необходимости организации широкой постановки кредита для возникающих в Московской губернии кустарных артелей, складочных, потребительно-складочных и других товариществ и думая, что потребность эта не удовлетворяется существующими в губернии учреждениями и едва ли будет удовлетворена предполагаемыми земскими кассами мелкого кредита, которые должны будут действовать в точных рамках нормального устава, я желаю прийти на помощь земству в деле организации кустарного кредита взносом 100 тысяч руб. ".
Далее С. Т. Морозов в своем заявлении указал условия, на которых он жертвует эту сумму, и в заключение выразил пожелание, чтобы выдача ссуд из фонда началась в течение наступившего 1910 г.

Н. Ф. Рихтер предложил собранию принять пожертвование на указанных условиях и выразить С. Т. Морозову глубочайшую благодарность, присвоив учреждаемому фонду имя С. Т. Морозова. Собрание единогласно без баллотировки приняло это предложение. Гласный H. H. Хмелев сказал по этому поводу обширную речь, в которой изобразил деятельность С. Т. Морозова по укреплению и поднятию кустарной промышленности, отметив, что Сергей Тимофеевич не только оказывал земству помощь в этом деле крупными пожертвованиями, доходившими в общей сумме до полмиллиона рублей, но и принимал самое живое участие в осуществлении мероприятий земства, влагая в это дело всю свою душу. Гласный предлагал поручить губернской управе при выражении глубокой благодарности Сергею Тимофеевичу отметить, что земское собрание не столько благодарит его за крупные денежные пожертвования, сколько за его личное участие в делах поднятия кустарной промышленности в губернии. Собрание единогласно приняло предложение H. H. Хмелева». В числе первых артелей, созданных при поддержке фонда имени Морозова, были Вяземское общество, объединение кустарей-лозоплетельщиков, Хотьковская артель резчиков.

Забота Морозова о московском Кустарном музее проявлялась не только в финансовой поддержке. Он, дабы снабжать ремесленников-кустарей образцами и рисунками, пополнял коллекцию музея памятниками прикладного искусства XVII-XIX веков, причем купленную на свои средства. К развитию Кустарного музея Сергей Тимофеевич привлекал также пожертвования членов своей семьи, в частности, своей матери, Марии Федоровны Морозовой. В 1916 году «Вестник кустарной промышленности» писал, что С. Т. Морозов «за время своей кустарной работы отдал на кустарное дело, вероятно, не один миллион рублей, а сколько отдал он ему души и мысли - это лучше нас в свое время сумеет оценить беспристрастный историк кустарного дела» .

О кустарном музее можно говорить долго. Не лишним будет сказать, что он продолжил работу и после Октябрьской революции, несколько трансформировавшись. В 1931 году на базе Кустарного музея был создан научно-исследовательский институт, с 1941 года именовавшийся НИИ художественной промышленности (НИИХП). Музей стал его структурным подразделением на правах отдела и получил название «Музей народного искусства». Позже его коллекции влились в фонды Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, где теперь и «живет» бюст С. Т. Морозова скульптора С. А. Щербакова.

В 1890-1900-е годы Морозов принимал активное участие в художественной жизни России. Он финансировал известный журнал «Мир искусства». Как попечитель Кустарного музея, был среди организаторов Выставки архитектуры и художественной промышленности нового стиля 1902 г. в Москве. В деле создания Музея изящных искусств (известный ныне как ГМИИ имени А. С. Пушкина) И. В. Цветаева поддержал, в том числе, и С. Т. Морозов, правда, не сразу. Когда пишут о создании Московского Художественного Театра, говорят о ключевой роли в его строительстве Саввы Морозова. Однако в состав «Товарищества для учреждения Общедоступного театра в Москве» вошел и его брат Сергей Тимофеевич, попав с братом в компанию К. С. Станиславского и В. И. Немирович-Данченко. Скульптор А. С. Голубкина исполнила по заказу Станиславского и Сергея Морозова знаменитый рельеф для фасада нового здания МХТ, который называется «Пловец» (1903, гипс тонированный). Не лишним будет сказать, что Голубкина сделала портрет самого С. Т. Морозова из гипса.


А. С. Голубкина. Рельеф «Пловец»

Сергей Тимофеевич оказывал финансовую помощь Обществу возрождения художественной Руси. Общество, существовавшее с 1915 по 1917 гг. под председательством А. А. Ширинского-Шихматова, ставило своей целью «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех своих проявлениях и дальнейшего преемственного развития в применении к современным условиям» . В него входили известные художники: И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, Н. К. Рерих, а также историк Н. П. Лихачев, министр А. В. Кривошеин и т. д. Кстати, последний был братом жены С. Т. Морозова, Ольги Кривошеиной. Увы, но Сергей Морозов женился очень поздно, уже в эмиграции. «Ему всегда казалось, - пишет Н. А. Филаткина, - что женщины ищут в общении с ним лишь материальных выгод, возможности удачно устроиться в жизни» . Примечательно, что Сергей Тимофеевич основал самый крупный в Москве (более 100 мест) родильный приют в Старо-Екатерининской больнице (ныне МОНИКИ, ул. Щепкина, 61/2). При этом у самого С. Т. Морозова в силу позднего брака детей не было.


А. С. Голубкина. Портрет С. Т. Морозова, 1902. Гипс тонированный

И еще один интересный факт из жизни. Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы, по воспоминаниям В. А. Гиляровского, участвовали в создании Русского гимнастического общества. На внесение их в состав учредителей оба отнеслись положительно, однако на просьбу о финансовой поддержке отреагировали по-разному: Савва отказал, а Сергей дал ссуду в 1 тысячу рублей под честное слово просителя. Ссуду через год вернули.

После смерти брата, в сентябре 1905 года, Сергей Тимофеевич был избран директором-распорядителем Никольской мануфактуры и пробыл в этой должности до 1917 года, когда в России стали активизироваться революционные настроения. После революции владения и имущество Морозовых были национализированы, а сам Сергей Тимофеевич жил и работал в качестве консультанта по кустарному делу в здании Кустарного музея. Директорство мануфактурой чуть не стоило Сергею Тимофеевичу свободы и жизни: по воспоминаниям орехово-зуевских старожилов, 54-летний С. Т. Морозов едва спасся бегством от преследующих его казаков в районе нынешнего лагеря «Луч». Несмотря на трудное время, в «Вестнике промысловой кооперации» в 1919 году Морозов публикует статью «Значение красоты в жизни человека и красота в кустарной промышленности». В 1925 году, по настоянию родственников, он уехал во Францию, где умер в 1944 году и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, расскажу о недавнем открытии, сделанном в 2014 году во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. На оборотной стороне одного из резных деревянных фризов, украшавших фасад крестьянской избы, была обнаружена полустертая надпись, сделанная музейными хранителями Кустарного музея в начале XX века: «Коллекцiя С. Т. Морозова № 1». На лицевой стороне фриза крупными буквами в высоком рельефе вырезано: «Упование мне Бог».


Фриз с надписью «Коллекцiя С. Т. Морозова № 1»

Сергей Тимофеевич Морозов 1860, Москва — 11 декабря 1944, Париж) — русский предприниматель из московской купеческой династии Морозовых, меценат, организатор московского Музея кустарных изделий. Потомственный почётный гражданин, коллежский асессор. Директор-распорядитель Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», однако «из-за своей нервной болезни не пожелал заниматься делом, а всецело отдался работе по Кустарному музею, на что тратил большие деньги, чтобы выдвинуть кустарное производство на надлежащую высоту по выработке и изяществу» .

Семья

Отец — Тимофей Саввич, купец 1-й гильдии, председатель правления Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», председатель Московского Биржевого комитета в 1868-1878. Мать, Мария Фёдоровна, урождённая Симонова, — дочь состоятельного московского купца-старообрядца.

Женился Сергей Тимофеевич уже пожилым человеком на Ольге Васильевне Кривошеиной, младшей сестре известного государственного деятеля А. В. Кривошеина. Детей у них не было.

Русская духовность - особая. Только русский может, умирая от голода, отдать другому единственный малый кусок хлеба. А уж если «кусков» у него много, если человек много трудится и много имеет, то отдавать - это было уже потребностью.

Семья купцов Морозовых была в России очень известна. У «Богородского первой гильдии купца» Саввы Васильевича Морозова (Саввы первого, потом род продолжился самым известным Морозовым - Саввой Тимофеевичем) было пятеро сыновей, от которых пошли четыре ответвления знаменитого морозовского дела. Тимофей Саввич стал владельцем Никольской мануфактуры, Елисей и Викула - Орехово-Зуевской, Захару Саввичу принадлежали Богородско-Глуховские фабрики, а Абраму Саввичу - Тверские.

Итак, по порядку. Савва Васильевич (1770–1860) был крепостным помещика Рюмина. Женившись и получив за женой приданое в пять золотых рублей, он открывает шелкоткацкую мастерскую. Трудился Савва очень тяжело, и только через 23 года ему удалось выкупить себя и всех пятерых сыновей из крепостной зависимости. Это обошлось ему в огромную сумму: 17 тыс. рублей ассигнациями.

Став свободным, он принимается за расширение дела. В 1825 году он основывает московскую фабрику, знаменитую затем «Морозовскую мануфактуру». Миткаль, ситец и бархат - замечательнейшего, высочайшего качества - прославили фамилию Морозовых, скажем без преувеличения, на века.

Число заводов и фабрик все множится, и к 1860 году, когда Савва скончался, он оставил сыновьям колоссальный капитал и целую промышленную империю.

Самым известным ответвлением семьи стали дети младшего сына Саввы - Тимофея Саввича (1823–1889), который был главным распорядителем капитала отца. Тимофей обладал буквально неистощимой энергией и деловой хваткой. Для производства ткани нужен был хлопок, и Тимофей скупал землю в Средней Азии и сам производил его, чтобы не зависеть от сторонних поставщиков.

Чтобы готовить хороших специалистов для своих фабрик, он учредил стипендии при Императорском техническом училище, так что окончившие курс инженеры могли стажироваться за границей. После этого Морозов принимал их на работу. Итогом таких планомерных действий стали 25 800 специалистов и переработка 250 тыс. пудов хлопка.

После смерти Тимофея Саввича его жена, Мария Федоровна, стала руководить фирмой и стала главой многочисленной семьи. За время ее правления капитал был увеличен почти в пять раз (до 29,346 млн рублей).

У Тимофея Саввича было пятеро детей. Старший сын - это и был тот самый знаменитый Савва Морозов (1862–1905), известный на весь мир как выдающийся меценат, один из основателей Московского художественного театра, друг К. Станиславского и М. Горького.

На создание легендарного нынче МХАТ он потратил более 300 тыс. рублей. Савва был очень одарен: он был блестящим инженером-химиком и талантливым руководителем. Он значительно улучшил условия труда рабочих своих мануфактур и их семей, строил для них бесплатные общежития, больницы, бани, а в Никольском - даже Парк народных гуляний. Но основополагающая идея Саввы - чтобы часть прибыли фабрики распределялась среди рабочих. Во время февральских волнений 1905 года он решил включить рабочих в число пайщиков. Но властная мать, которая была главной пайщицей и распорядительницей, отстранила его от управления. Савва сильно переживал, уехал в Ниццу на лечение. И все же его нервы не выдержали испытаний: 13 мая 1905 года Саввы Тимофеевича не стало.

Впрочем, было это самоубийством или Савве Тимофеевичу помогли покинуть этот мир, до конца осталось не выясненным. Все документы исчезли, обстоятельства, при которых произошло «самоубийство», крайне противоречивы и полны неувязок. Известно, что у Саввы были сложные отношения с актрисой Марией Андреевой, которая была ангажирована большевиками.

Именно она смогла внушить ему идею о том, что большевизм - это преобразующая, модернизационная, благотворная сила. Савва щедро ссужал своих новых знакомцев деньгами. Он давал деньги и на «Искру», «Новую жизнь» и «Борьбу», провозил типографские шрифты, прятал у себя «товарищей». Похоже, именно помощь большевикам сыграла фатальную роль в судьбе Саввы.

В 1921 году старший сын Саввы - Тимофей - предпринял попытку расследовать гибель отца, но сразу же был арестован и расстрелян. Младший, Савва, был отправлен в ГУЛАГ.

Но не всех детей постигла столь же трагическая участь. Сын Саввы Тимофеевича Сергей (1860–1944), как и отец, занимался меценатством - помогал деньгами Строгановскому училищу, поддерживал художников В. Поленова и В. Серова, стал одним из учредителей Музея изящных искусств на Волхонке (ныне Музей им. А. С. Пушкина) и создателем Кустарного музея. В 1925 г. покинул Россию и обосновался во Франции.

Интересна судьба жены одного из братьев - Абрама Абрамовича Морозова (в старообрядческой ветви семьи строго придерживались традиции называть детей ветхозаветными именами) - Варвары Морозовой. Варвара была принципиальна: считала, что тратить деньги нужно исключительно чтобы «лечить и учить народ». И она увлеченно этим занималась. На ее деньги были построены первая раковая клиника на Девичьем поле, богадельня и школа в Твери, здание тургеневской библиотеки-читальни у Мясницких ворот, в дальнейшем уничтоженное.

Все Морозовы были щедрыми жертвователями. Десятками тысяч рублей поощряли они деятелей культуры и искусства. Как мы уже говорили, Савва Тимофеевич (второй) поддерживал Московский художественный театр. Его брат Сергей Тимофеевич стал основателем Кустарного музея в Леонтьевском переулке в Москве. Морозовы субсидировали газеты «Голос России» и «Русское слово».

Сегодня в подмосковном городе Орехово-Зуево, который был вотчиной славного семейства, нет не то что памятника, но даже бюста Морозовым, ни одна улица не названа их именем. А ведь они трудились отнюдь не только для себя и оставили роскошное промышленное и художественное наследие. Но главное даже не в этом, а в том, что эта семья, как, впрочем, и семьи других русских меценатов, может служить примером трудолюбия, целеустремленности, уверенности и успеха.

Родился в деревне Зуево Богородского уезда Московской губернии. Внук основателя Морозовской династии Саввы Васильевича Морозова. Сын крупного текстильного фабриканта, основателя Никольской хлопчатобумажной мануфактуры старообрядца Тимофея Саввича Морозова и Марии Федоровны, урожденной Симоновой.

Начальное образование получил в 4-й московской гимназии. Затем учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, который закончил в 1885 году. Продолжил учебу в Кэмбридже в Англии, где изучал химию, собирался защищать диссертацию, но вернулся в Россию, чтобы возглавить семейное дело.

По возвращении принял управление семейной Никольской мануфактурой. Был директором Трехгорного пивоваренного товарищества в Москве, возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, был членом московского отделения Совета торговли и мануфактур и Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности. «За полезную деятельность и особые труды» награжден орденами Святой Анны 3-й и 2-й степеней.

С.В. Морозов – один из крупнейших меценатов Московского художественного театра, делу которого он посвящал много времени и души. Станиславский вспоминал: «Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но служившему ему со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды».

Савва Тимофеевич был женат на дочери богородского купца второй гильдии Г.Е. Зимина Зинаиде Григорьевне Зиминой. В первом браке она была за двоюродным племянником Морозова – Сергеем Викуловичем Морозовым, с которым развелась и через несколько лет вышла замуж за Савву Морозова. Их роман наделал много шуму в Москве, и вызвал бурю протестов в семье. Развод, женитьба на разведенной – страшный грех в старообрядческой среде. Тем не менее, Морозов настоял на своем и свадьба состоялась. Для любимой жены Савва Тимофеевич построил по проекту Ф.О. Шехтеля роскошный дом на Спиридоновке. Имел четырех детей: Марию – замужем за И.О. Курдюковым; Елену; Тимофея; Савву.

Купец Морозов оказывал всяческую поддержку революционным силам России: давал деньги на издание «Искры», нелегально провозил типографские шрифты, прятал от полиции революционера Баумана, сам доставлял запрещенную литературу на свою фабрику, но главное – оказывал немалую денежную помощь революционерам. Был близким другом М. Горького. К концу жизни пытался порвать связь с большевиками, пересмотрев свои политические взгляды.

В 1898 году состоялось знакомство Морозова с Марией Федоровной Желябужской, урожденной Юрковской – актрисой МХТ со сценическим псевдонимом Андреева. Это было последнее сильное увлечение Морозова, окончившееся для него трагическим разрывом – в 1904 году актриса Андреева стала гражданской женой М. Горького.

В 1905 году Савва Тимофеевич находился в глубочайшем душевном кризисе. По Москве ходили слухи о его сумасшествии. Семья решила отправить его во Францию. В Каннах в номере гостиницы 13 мая 1905 года в четыре часа пополудни Морозова нашли мертвым. Официальная версия - застрелился. В настоящее время существуют две версии того, что на самом деле произошло в Каннах: Морозов покончил с собой из-за травли со стороны большевиков, либо его убили сами большевики.

Тело перевезли в Москву и похоронили на старообрядческом Рогожском кладбище. В Москве же распространился слух, что гроб в землю опустили пустой, а Морозов жив и скрывается где-то в глубине России.

Немирович-Данченко оставил некое осмысление трагического конца Саввы Тимофеевича: «Человеческая природа не выносит двух равносильных противоположных страстей. Купец не смеет увлекаться. Он должен быть верен своей стихии, стихии выдержки и расчета. Измена неминуемо поведет к трагическому конфликту… А Савва Морозов мог страстно увлекаться. До влюбленности. Не женщиной - это у него роли не играло, а личностью, идеей, общественностью…. На революционное движение он … давал значительные суммы. Когда же в 1905 году разразилась первая революция и потом резкая реакция,- что-то произошло в его психике, и он застрелился».

С авва Морозов - один из богатейших людей Российской империи начала ХХ века, меценат и благотворитель. Чем он вошел в историю? Рассказывает Софья Багдасарова.

Савва Тимофеевич Морозов был представителем знаменитой династии купцов-старообрядцев. Миллионер управлял семейным предприятием - текстильной Никольской мануфактурой, а также другими компаниями и заводами. Крутой характер, мощный интеллект, великолепное образование (химия в Кембридже), медвежье телосложение, огромное состояние - Савва Морозов был весьма заметной фигурой в бизнесе начала ХХ века.

Его меценатство

Семья Морозовых прославилась как успехами в торговой деятельности, так и любовью к искусствам: например, его кузен Иван Абрамович собрал коллекцию импрессионистов, которой ныне гордятся Пушкинский музей и Эрмитаж . А Савва Тимофеевич предпочитал нематериальные ценности и в быту был очень прост: мог ходить в стоптанной обуви с заплатами, а из произведений искусства держал в кабинете только бюст Ивана Грозного работы Марка Антокольского.

Он заботился о своих рабочих (отменил штрафы, ввел пособия для беременных и т. д.), строил больницы, родильные приюты, жертвовал на издание книг. Симпатизируя революционному движению, он спонсировал издание газет «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба».

Самым важным, пожалуй, оказался его вклад в создание Московского Художественного театра (МХТ им. Чехова): на строительство его здания и прочие нужды Морозов потратил колоссальную сумму - около полумиллиона рублей.

Впрочем, если нужно было, Морозов разбирался и в изобразительном искусстве. Например, рельеф «Пловец», которым был украшен вход в МХТ, он заказал только что вернувшейся из Парижа Анне Голубкиной .

Его женщины

Женился Савва со скандалом, уведя жену у своего более бедного родственника Сергея Викуловича Морозова. Его супруга Зинаида была женщиной большого ума, как писали современники - «ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице». Морозов обожал ее и осыпал деньгами и подарками.

Для Зинаиды он построил роскошный особняк на Спиридоновке. Здание в псевдоготическом духе возвел Федор Шехтель, для которого это стало одной из ключевых работ. Интерьер особняка еще более вычурный, чем наружный облик, - недаром Зинаиду упрекали в дурном вкусе нувориша, а также злословили, что она позволяет себе на приемах делать шлейф у платья длиннее, чем у императрицы, а букет - роскошней, чем у великой княгини.

У супругов было четверо детей. Со временем их отношения охладели. Новой страстью Морозова в последние годы жизни стала одна из красивейших женщин России - актриса МХТ Мария Андреева. Которая вдобавок была спутницей жизни Максима Горького и одной из активных деятельниц революционного движения. Ее он тоже осыпал деньгами - только шли они не на жемчуга и бриллианты, а на подпольную деятельность.

Зинаида Морозова

Зинаида Морозова с дочерьми

Мария Андреева и Максим Горький в Репино

Мария Андреева

Его смерть

В 1905 году мать Саввы, официальная собственница Никольской мануфактуры, обеспокоенная его поведением и революционными взглядами, отобрала у него управление предприятием. Морозов замкнулся и перестал выходить в общество. Пошли слухи, что он сошел с ума. В апреле 1905 года консилиум, созданный для оценки его здоровья, постановил, что он находится в состоянии нервного расстройства, которое проявляется то в чрезмерном возбуждении, бессоннице и беспокойстве, то в приступах тоски и подавленном состоянии.

Морозов вместе с супругой отправился за границу на лечение. 13 мая в гостиничном номере в Каннах его нашли мертвым с браунингом в руке. Рядом была записка: «В моей смерти прошу никого не винить». Однако все члены семьи и многие друзья были уверены, что на самом деле Морозов был убит. Назывался и возможный мотив - его страховой полис на 100 тысяч рублей, оказавшийся у Андреевой. Новость о смерти промышленника привела к панике на бирже.

Похоронили Морозова по христианскому обряду, на старообрядческом Рогожском кладбище, рядом с предками, будто и не было справки из французской полиции о самоубийстве.



просмотров