Семен александровский режиссер биография. Режиссер Семен Александровский: «Театр без привязки к месту — хорошая стратегия. Подробнее о создателях спектакля

Семен александровский режиссер биография. Режиссер Семен Александровский: «Театр без привязки к месту — хорошая стратегия. Подробнее о создателях спектакля

Семён Анатольевич Александровский родился в Перми в 1982 году.

С 1990 по 2002 год жил и учился в Израиле. Принимал участие в постановках молодежной театральной студии под руководством И.А.Мушкатина.

ОБРАЗОВАНИЕ:

Дипломный спектакль : "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана (2007 г.).

После окончания СПбГАТИ год проработал в Академическом Малом Драматическом Театре – Театре Европы Л.А.Додина в качестве актера.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ:

  • 2007
    - Выпустил свой первый спектакль по пьесе Юкио Мисимы "Мой друг Гитлер" в атриуме дома еврейской культуры "ЕСОД" в Петербурге.
  • 2008
    - Моноспектакль "История обыкновенного безумия" по собственной инсценировке прозы Чарльза Буковски. В моноспектакле Семен Александровский выступает в качестве актёра. Спектакль стал лауреатом международных фестивалей моноспектаклей "SOLO" (г.Москва) и "Монокль" (г.Санкт-Петербург).
    - В рамках Пермской театральной лаборатории "Пространство режиссуры" спектакль по пьесе Бориса Голлера "Мальчик у телефона" .
  • 2009
    - В Алтайском краевом театре драмы им. В.М.Шукшина постановка спектакля по пьесе Макса Фриша "Бидерман и поджигатели" .
    - В рамках Канской театральной лаборатории спектакль по пьесе Марка Равенхилла "Мать" . Спектакль стал участником фестиваля "Театральная весна" (актриса в роли Хейли получила специальный приз жюри), и "Фестиваля малых городов России" (актриса получила специальный приз жюри "Надежда").
    - В Санкт-Петербургском Академическом Драматическом театре В.Ф. Комиссаржевской спектакль "Вечер с бабуином" по пьесе Максима Кантора.
  • 2010
    - В Прокопьевском драматическом театре спектакль по пьесе Сергея Медведева "Парикмахерша" .
    - В Канском государственном драматическом театре спектакль по пьесе Юрия Клавдиева "Поросенок и Карасенок" .

УЧАСТИЕ В ЛАБОРАТОРИЯХ ПО СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ:

  • 2008, г.Пермь
    Пермская театральная лаборатория "Пространство режиссуры": "Мальчик у телефона" по пьесе Бориса Голлера.
  • 2009, г.Канск
    "Мать" по пьесе Марка Равенхилла.
  • 2010, г.Санкт-Петербург
    Вторая Молодежная театральная режиссерская лаборатория "ON.ТЕАТР": "Заполярная правда" по пьесе Юрия Клавдиева.
  • 2010, г.Саратов
    Творческая лаборатория "Четвертая высота. Дети во взрослом мире": "Дети Натана" по пьесе Ульриха Хуба.
  • 2010, г.Канск
    "Канская театральная лаборатория": "Война и мир" по пьесе Марка Равенхилла.
  • 2010, г.Псков
    "Драмдесант. Новая европейская драматургия": "Танец "Дели" по пьесе Ивана Вырыпаева.
  • 2011, г.Балаково
    Творческая лаборатория современной драматургии "Семинар по поддержке театров малых городов России. "Мастера": по пьесе Ильи Тилькина.

УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЯХ:

  • 2010, г.Красноярск
    Фестиваль современной драматургии "Драма. Новый код" ("ДНК"): "Фронтовичка" Анны Батуриной и "Запертая дверь" Павла Пряжко.

Карьера Режиссер, Режиссер-постановщик

Всего фильмов 8

Жанры драма, опера

Жанры драма опера

С 2002 по 2007 год учился на актерско-режиссерском курсе в Санкт-Петербургской Государственной Академии Театрального Искусства (СПбГАТИ), мастерская Льва Абрамовича Додина — дипломный спектакль «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана (2007 год).

Театральные постановки: свой первый спектакль Семен Александровский выпустил по пьесе Юкио Мисимы «Мой друг Гитлер» в Петербурге (2007). В 2008-м — моноспектакль «История обыкновенного безумия» по собственной инсценировке прозы Чарльза Буковски, где так же выступил актером. Спектакль стал лауреатом международных фестивалей моноспектаклей “SOLO” (Москва) и «Монокль» (Санкт-Петербург). 2009 год: в Алтайском краевом Театре драмы им. В. М. Шукшина — постановка спектакля по пьесе Макса Фриша «Бидерман и поджигатели».

В рамках Канской театральной лаборатории — спектакль по пьесе Марка Равенхилла «Мать», ставший участником фестиваля «Театральная весна» и «Фестиваля малых городов России 2010». В Санкт-Петербургском Академическом Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской — спектакль «Вечер с бабуином» по пьесе Максима Кантора. В Прокопьевском драматическом театре — спектакль по пьесе Сергея Медведева «Парикмахерша» (2010), ставший участником «Фестиваля малых городов России 2011». В Канском государственном драматическом театре — спектакль по пьесе Юрия Клавдиева «Поросенок и Карасенок». В Санкт-Петербургском театре «ON. ТЕАТР» — спектакль «Заполярная правда», по пьесе Юрия Клавдиева (2011).

Участие в лабораториях по современной драматургии: Пермская театральная лаборатория «Пространство режиссуры»: «Мальчик у телефона» по пьесе Бориса Голлера (2008, Пермь), «Канская театральная лаборатория»: «Мать» по пьесе Марка Равенхилла (2009, Канск), Вторая Молодежная театральная режиссерская лаборатория «ON. ТЕАТР»: «Заполярная правда» по пьесе Юрия Клавдиева (2010, Санкт-Петербург), творческая лаборатория «Четвертая высота. Дети во взрослом мире»: «Дети Натана» по пьесе Ульриха Хуба (2010, Саратов), «Канская театральная лаборатория»: «Война и мир» по пьесе Марка Равенхилла (2010, Канск), «Драмдесант. Новая европейская драматургия»:"Танец «Дели» по пьесе Ивана Вырыпаева (2010, Псков), Фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» («ДНК»): «Фронтовичка» Анны Батуриной и «Запертая дверь» Павла Пряжко (2010, Красноярск), Творческая лаборатория современной драматургии"Семинар по поддержке театров малых городов России. «Мастера»: «RELOAD (перезагрузка)» по пьесе Ильи Тилькина (2011, Балаково), Фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» («ДНК»): «Язычники» Анны Яблонской и «Бог щекотки» Николай Рудковский (2011, Красноярск), Творческая лаборатория современной драматургии «Фронотвичка» Анны Батуриной (2011, Кемерово), Творческая лаборатория современной драматургии «Вешалка» — «Ипотека и Вера, мать ее» Егор Черлак. (2011, Красноярск)

Режиссер Семен Александровский

«Ритм, ритм жизни», — ответила я автоматически, повинуясь логике вопроса.

«У предыдущего поколения была цель жизни, у нашего — дело жизни, у следующего за нами есть стиль жизни. А у вашего что?.. » — с вызовом спрашивала главный редактор Марина Дмитревская.

Ритм. Ритм, ритм, ритм.

И это не самокритика и уж точно не приговор поколению. Скорее, наоборот — это самая суть: жизни, театра. Не чувствуешь пульсации сегодняшнего дня — не можешь быть современным художником. Да, наше поколение не формулирует (боже упаси) цели, не посвящает себя одному делу (не несет крест и не отстаивает идеалы), а стиль меняет, как одежду, — по сезонам. Однако мы чувствуем ритм этой эпохи. И своему прошлому легко и беззлобно говорим «не верю»: темам, идеалам, интерпретациям, «зернам», «сверхзадачам», подтекстам. Просто потому, что все это воспроизведено в неверной кодировке, на устаревшем носителе, на катастрофически малом количестве оборотов в секунду.

Так я имею наглость утверждать.

Поэтому я пишу о режиссере, который нашел свой почерк как раз в тот момент, когда почувствовал ритм сегодняшнего дня.

Семен Александровский, выпускник последнего курса Льва Додина, больше известен на российских театральных просторах от Сахалина до Москвы, меньше — здесь, в Питере. Между тем в режиссерской Лаборатории «ОN. ТЕАТР» идет один из лучших его спектаклей — «Заполярная правда», поставленный по пьесе, а вернее — по мотивам пьесы Юрия Клавдиева.

Только вот стиль и театральный язык режиссера Александровского сформировались, кажется, не на питерской почве, а в процессе многочисленных читок и лабораторий, охвативших территорию «от Москвы до самых до окраин». Сложился феномен режиссера, который за неделю лабораторного времени может создать законченный по форме и по мысли спектакль. Так выросли показанный в этом году в Москве на спецпрограмме «Золотой маски» и названный лучшим среди постановок малой формы на фестивале «Ново-Сибирский транзит» спектакль «Ипотека и Вера, мать ее» Красноярского ТЮЗа и «Про коров» в сахалинском «Чехов-центре». Но и спектакли, сделанные за стандартный репетиционный период, существуют в той же логике, что лабораторные.

Семена Александровского, как и его однокурсника Дмитрия Волкострелова, можно условно записать в минималисты от театра, хотя это обобщение, скорее всего, ничего нам не даст. Будучи менее радикальным, чем его коллега и однокурсник, в своих постановках Александровский гораздо более театрален: не чужд игры с различными стилями и жанрами (как в «Ипотеке») и с пространством («Парикмахерша», «Утюги», «Иллюзии»). Но есть в его режиссуре жесткие принципы, уводящие от привычных схем драматического театра. Герои его спектаклей почти всегда существуют в монологе, находятся в своем отгороженном пространстве. Взаимодействие их происходит не через реакции и актерские оценки, а через режиссерский монтаж этих монологов, которые становятся контекстом друг для друга. Часто режиссер выстраивает ритм действия так, будто управляет актерами, находящимися на сцене, с помощью звукорежиссерского пульта.

В спектакле по последней пьесе Вадима Леванова «Про коров», посвященной будням провинциального телевидения, герои с их репликами, историями, языком возникали на сцене в свете прожектора и тут же исчезали, будто оборванные на полуслове. Узнаваемые, актерски заостренные типы (работники и зрители самарских «Новостей») мелькали, как телевизионные каналы, переключаемые рукой невидимого субъекта. Так несколько наивная, но драматическая история о попытках провинциальных репортеров спасти умирающих коров из разорившегося хозяйства намеренно дедраматизировалась.

Журналисты, которые, несмотря на звонки сверху и угрозы закрыть канал, выпускают материал про умирающих коров в эфир, зрители, которые объединяют свои силы для их спасения и утверждают, что никакой интернет не заменит им самарских новостей, — в спектакле Семена Александровского это прекрасный уходящий мир провинциального ТВ, которому верят, на которое надеются и которое пытается во что бы то ни стало оправдать ожидания граждан. Однако это телевидение с его местечковыми сюжетами и проблемами уже так далеко от нашей реальности, что герои пьесы из лиц действующих превращаются чуть ли не в статичный пейзаж.

«Заполярная правда» выросла из эскиза на режиссерской лаборатории «ОN. ТЕАТР» 2010 года. Драматург Юрий Клавдиев на основе документального материала, собранного в Норильске (городе, где самый высокий уровень ВИЧ-инфицированных и наркозависимых), написал вполне традиционную по структуре пьесу, в которой четверо «вичевых» молодых людей живут в заброшенном доме и строят свое идеальное общество, основанное на христианских ценностях. Если учесть, что зимой обычная температура в Норильске −40 0С, понятно, что это скорее социальная сказка, чем пьеса, основанная на документальном материале. Таким же сказочным казался и первый эскиз Александровского по этой пьесе. Героиня Алены Бондарчук, интеллигентка с ВИЧ, просвещала гопника (Семен Александровский) и завязавшую наркоманку (Динара Янковская), а хлюпик по прозвищу Ленточный червь (Евгений Серзин) читал им проповеди в духе Иисуса Христа. Всему этому режиссер как будто бы верил, предлагая верить и зрителю. Прошло полгода, и «Заполярная правда» превратилась в совсем иного рода действие.

«Про коров». Сцена из спектакля. «Чехов-центр» (Южно-Сахалинск).
Фото И. Расторгуевой

«Заполярная правда». Сцена из спектакля. «ON. ТЕАТР».
Фото Е. Беликова

Д. Янковская (Света). «Заполярная правда». «ON. ТЕАТР».
Фото Е. Беликова

Окончил режиссерский факультет СПбГАТИ в 2007 году (мастерская Л.А. Додина).
С 2006 по 2007 гг. работал актером в Санкт-Петербургском Малом Драматическом Театре – Театре Европы.
Постановки: «Мой друг Гитлер» Ю. Мисимы (проект «site-specific» в Санкт-Петербурге, 2007), «История обыкновенного безумия» по Ч. Буковски (Бар «Place» в Санкт-Петербурге, 2008), «Бидерман и поджигатели» М. Фриша (Барнаульский театр драмы им. В.М. Шукшина, 2009), «Мать» М. Равенхилла (Канский драматический театр, 2009), «Парикмахерша» С. Медведева (Прокопьевский драматический театр, 2010), «Заполярная правда» Ю. Клавдиева («ON.ТЕАТР», Санкт-Петербург, 2011), «Ипотека и Вера, мать ее» Е. Черлака (Красноярский ТЮЗ, 2011), «Утюги» А. Яблонской (Камерный театр, Челябинск, 2011), «Иллюзии» И. Вырыпаева (Драматический театр, Абакан, 2012), «Shoot/GetTreasure/Repeat» М. Равенхилла (совместно с Д. Волкостреловым, Театр Post, Санкт-Петербург, 2012), «Три дня в аду» П. Пряжко (в рамках фестиваля «Территория» – живые пространства, 2012), «Кратковременная» К. Стешика на Международном форуме театрального искусства «ТЕАРТ» (Минск, 2013), «Маскарад Маскарад» М.Угарова (театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург, 2013), «Присутствие». Спектакль о спектакле «Добрый человек из Сезуана» Ю.П.Любимова (Москва, Театр на Таганке, 2013), «Радио-Таганка» по документам о закрытии спектакля «Владимир Высоцкий» (Москва, Театр на Таганке, 2014), «Рисунки на потолке» (ТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург).

В Новосибирском драматическом театре «Старый дом» поставил спектакли «Ручейник, или Куда делся Андрей» (2012) и «Элементарные частицы» (2014).

Связанные материалы
  • «Элементарные частицы»: А кто не обломался?

    «Семен Александровский и Вячеслав Дурненков возвращаются в театр «Старый дом». Предыдущая их постановка «Ручейник, или куда делся Андрей?» стала первым постдраматическим экспериментом на новосибирской сцене. Новая работа - спектакль «Элементарные частицы» - стала еще более резонансным событием, так как помимо непривычной эстетики он цепляет зрителя также и выбором материала. Это «спектакль об Академгородке», - Дмитрий Королев рассказ ОКОЛО о своем видении спектакля.

  • «Элементарные частицы»: Искомая Z

    «Спектакль «Элементарные частицы» не об Академгородке, не только о нем. Это взрослое высказывание о советской цивилизации, о той плакатной утопии, которая сначала прогибалась под идеологическим партийным прессом, а потом сдалась под натиском общества безудержного потребления», – Яна Глембоцкая рассказала ОКОЛО о своей встрече с новым спектаклем Новосибирского драматического театра «Старый дом» в режиссуре Семена Александровского.



просмотров