Правила оформления выпускной квалификационной работы бакалавра

Правила оформления выпускной квалификационной работы бакалавра

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Вологодский государственный университет

по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ для студентов очной, очно-заочной

(вечерней) и заочной форм обучения

(выпуск 4)

123 с.

В пособии даны общие методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ , курсовых проектов/работ для студентов всех направлений подготовки и специальностей очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения в ВоГУ.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

Составители:

Тритенко А.Н., канд. техн. наук, профессор;

Сафонова О.В., начальник отдела управления качеством;

Дурягина Н.В., специалист по УМР 1 кат. отдела управления качеством.

Рецензенты:

Фролов А.А. канд. технических наук, декан факультета производственного менеджмента и инновационных технологий ВоГУ

Берсенева Л.А., канд. филологических наук, зам. директора педагогического института ВоГУ по учебно-воспитательной работе

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВКР/НКР

Титульный лист

Введение

Основная часть

Заключение

Оформление списка использованных источников

Оформление приложений

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА

Общие требования

Структурные элементы ВКР, КП/КР

Нумерация глав, пунктов, подпунктов

Нумерация страниц

Иллюстрации и их нумерация

Примечания и сноски

Формулы и уравнения

Оформление цитат

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Коды кафедр

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примеры библиографических записей

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Форма титульного листа ВКР для технических и естествен-

нонаучных направлений/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Форма титульного листа ВКР для экономических и гумани-

тарных направлений/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Форма титульного листа ВКР для направлений

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Форма титульного листа ВКР для социально-экономических

и технических специальностей, реализуемых в МТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Форма листа задания на ВКР для технических направле-

ний/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Форма листа задания на ВКР для естественнонаучных

направлений/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Форма листа задания на ВКР для экономических и

гуманитарных направлений/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Форма листа задания на ВКР для направлений

/специальностей, реализуемых в педагогическом институте

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Форма листа задания на ВКР для технических специально-

стей, реализуемых в МТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Форма листа задания на ВКР социально-экономических

специальностей, реализуемых в МТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Форма листа аннотации

ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Форма отзыва

ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Форма отзыва на ВКР для технических и социально-

ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Форма рецензии

ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Форма рецензии на ВКР для технических и социально-

экономических специальностей, реализуемых в МТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 18. Форма титульного листа курсового проекта/работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 19. Форма титульного листа курсового проекта/работы (МТ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 20. АКТ/СПРАВКА* о внедрении результатов выпускной ква-

лификационной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 21. АКТ/СПРАВКА* о внедрении результатов выпускной ква-

лификационной работы – магистерской диссертации

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ (далее ВКР), курсовых проектов/работ для студентов очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Вологодский государственный университет» разработаны в соответствии с действующими нормативными документами, ГОСТ на текстовую документацию.

Авторы благодарны коллегам из ВоГУ за активное участие в обсуждении содержания и приложений настоящих методических рекомендаций. Выражаем признательность заведующему кафедрой конституционного, международного права и политологии, кандидату философских наук, доценту Л.Г. Мориной, профессору кафедры отечественной истории, доктору исторических наук, доценту Т.М. Димони, кандидату сельскохозяйственных наук, доценту кафедры геоэкологии и инженерной геологии А.С. Новоселову, кандидату филологических наук, доценту Л.А.Берсеневой, кандидату технических наук, доценту И.А. Рахимовой, начальнику отдела анализа и контроля учебного процесса и социальной работы со студентами УМУ Г.Ю. Мустаевой, заведующей справочно-информационным отделом НБ ВоГУ Т.Ф. Чудновской за внимательный просмотр рукописи, важные замечания и предложения, позволившие улучшить качество этого пособия.

Авторы надеются, что данное пособие будет полезно обучающимся, коллегам, работающим в сфере образования, и будут признательны всем, кто сочтет возможным и целесообразным дать свои предложения по его улучшению.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

В настоящих МР реализуются положения следующих документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ГОСТ 1.1-2002 Международная система стандартизации. Термины и определения.

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандарты организаций. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 9327-60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы.

ГОСТ 2.051-2013 ЕСКД . Электронные документы. Общие положения.

ГОСТ 2.053-2013 ЕСКД . Электронная структура изделия. Общие положения.

ГОСТ 2.102-2013 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов.

ГОСТ 2.111-2013 ЕСКД. Нормоконтроль.

ГОСТ 2.201-80 ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов.

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы.

ГОСТ 2.502-2013 ЕСКД. Правила дублирования.

ГОСТ 2.612-2011 ЕСКД. Электронный формуляр. Общие положения.

ГОСТ 2.702-2011 ЕСКД. Правила выполнения электрических схем.

ГОСТ Р 7.0.4-2006 СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ Р 7.0.47-2008 Формат для представления на машиночитаемых носителях словарей информационных языков и терминологических данных. Содержание записи.

ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД у. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994) СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.

ГОСТ 7.32-2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 7.76-96 СИБИД. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения.

ГОСТ 7.80-2000 СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.

Положение о выпускных квалификационных работах. Утверждено приказом ректора от 29.10.2015 №07.01 – 35/0966 (на основании решения Ученого совета от 29 октября 2015 г. протокол №3).

Положение о выпускных квалификационных работах по программам подготовки специалистов среднего звена. Утверждено Приказом ректора от 29.10.2015 № 07.01-35/0966 (на основании решения ученого совета от 29 октября 2015 г. Протокол № 3).

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В МР использованы следующие термины и определения:

ВКР бакалавра – самостоятельное и логически завершенное теоретическое и (или) экспериментальное исследование, или прикладная разработка с решением задач технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

ВКР специалиста – самостоятельное исследование, связанное с решением научно-практических задач, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, фактического материала, аргументированные обобщения и выводы, или прикладную работу, связанную с решением задач технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использование разнообразных методов, в т.ч. инновационных.

ВКР магистра - законченная теоретическая и (или) экспериментальная научно-исследовательская работа, содержащая всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования, выполненная самостоятельно с решением задач актуальной научно-технической проблемы, определяемой спецификой направления подготовки и выбранной магистерской про-

граммой направления подготовки с разработкой новых подходов, использованием разнообразных методов, в т.ч. инновационных.

Выполнение ВКР является заключительным этапом обучения на соответствующем уровне образования и имеет своей целью:

- расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научной, технической, производственной, экономической или орга- низационно-управленческой задачи;

- развитие навыков, приобретение соответствующих общекультурных, общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций, выполнение самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований, оптимизация проектно-технологических и экономических решений;

- развитие способностей обработки, анализа и систематизации результатов теоретических и инженерных расчетов, экспериментальных и научных исследований в оценке их практической значимости и возможной области применения;

- приобретение умения представления и публичной защиты результатов своей исследовательской деятельности.

Дипломный проект – комплексное решение проектных, конструкторскотехнологических и технико-экономических вопросов по разработке заданной темы, проблем безопасности жизнедеятельности/экологичности проекта.

Дипломная работа – научно-теоретические и экспериментальные исследования объектов, устройств, технологических процессов с целью оптимизации их уровня, характеристик, создания новых структур и методик их расчетов.

ВКР по программам подготовки специалистов среднего звена – исследование, выполняемое в течение учебного семестра студентом под руководством преподавателя, направленное на:

Расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении кон-

кретных теоретических и практических задач по избранной специальности в предстоящей профессиональной деятельности;

- приобретение соответствующих общих и профессиональных компетенций, развитие навыков принятия самостоятельных решений, выяснение уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе;

- развитие способностей обработки, анализа и систематизации информации;

- приобретение умения представления и публичной защиты результатов своей проектной/исследовательской деятельности.

Курсовой проект – самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра студентом под руководством преподавателя, направленная на освоение и решение проектных, технологических, конструк- торско-технологических и др. вопросов.

Курсовая работа – самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра студентом под руководством преподавателя, направленная на освоение и решение теоретических, методологических, научно-практических проблем в социальной, экономической, политической и др сферах.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Вологодский государственный университет

по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ для студентов очной, очно-заочной

(вечерней) и заочной форм обучения

(выпуск 4)

123 с.

В пособии даны общие методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ , курсовых проектов/работ для студентов всех направлений подготовки и специальностей очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения в ВоГУ.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

Составители:

Тритенко А.Н., канд. техн. наук, профессор;

Сафонова О.В., начальник отдела управления качеством;

Дурягина Н.В., специалист по УМР 1 кат. отдела управления качеством.

Рецензенты:

Фролов А.А. канд. технических наук, декан факультета производственного менеджмента и инновационных технологий ВоГУ

Берсенева Л.А., канд. филологических наук, зам. директора педагогического института ВоГУ по учебно-воспитательной работе

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВКР/НКР

Титульный лист

Введение

Основная часть

Заключение

Оформление списка использованных источников

Оформление приложений

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА

Общие требования

Структурные элементы ВКР, КП/КР

Нумерация глав, пунктов, подпунктов

Нумерация страниц

Иллюстрации и их нумерация

Примечания и сноски

Формулы и уравнения

Оформление цитат

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Коды кафедр

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примеры библиографических записей

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Форма титульного листа ВКР для технических и естествен-

нонаучных направлений/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Форма титульного листа ВКР для экономических и гумани-

тарных направлений/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Форма титульного листа ВКР для направлений

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Форма титульного листа ВКР для социально-экономических

и технических специальностей, реализуемых в МТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Форма листа задания на ВКР для технических направле-

ний/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Форма листа задания на ВКР для естественнонаучных

направлений/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Форма листа задания на ВКР для экономических и

гуманитарных направлений/специальностей

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Форма листа задания на ВКР для направлений

/специальностей, реализуемых в педагогическом институте

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Форма листа задания на ВКР для технических специально-

стей, реализуемых в МТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Форма листа задания на ВКР социально-экономических

специальностей, реализуемых в МТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Форма листа аннотации

ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Форма отзыва

ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Форма отзыва на ВКР для технических и социально-

ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Форма рецензии

ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Форма рецензии на ВКР для технических и социально-

экономических специальностей, реализуемых в МТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 18. Форма титульного листа курсового проекта/работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 19. Форма титульного листа курсового проекта/работы (МТ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 20. АКТ/СПРАВКА* о внедрении результатов выпускной ква-

лификационной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 21. АКТ/СПРАВКА* о внедрении результатов выпускной ква-

лификационной работы – магистерской диссертации

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ (далее ВКР), курсовых проектов/работ для студентов очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Вологодский государственный университет» разработаны в соответствии с действующими нормативными документами, ГОСТ на текстовую документацию.

Авторы благодарны коллегам из ВоГУ за активное участие в обсуждении содержания и приложений настоящих методических рекомендаций. Выражаем признательность заведующему кафедрой конституционного, международного права и политологии, кандидату философских наук, доценту Л.Г. Мориной, профессору кафедры отечественной истории, доктору исторических наук, доценту Т.М. Димони, кандидату сельскохозяйственных наук, доценту кафедры геоэкологии и инженерной геологии А.С. Новоселову, кандидату филологических наук, доценту Л.А.Берсеневой, кандидату технических наук, доценту И.А. Рахимовой, начальнику отдела анализа и контроля учебного процесса и социальной работы со студентами УМУ Г.Ю. Мустаевой, заведующей справочно-информационным отделом НБ ВоГУ Т.Ф. Чудновской за внимательный просмотр рукописи, важные замечания и предложения, позволившие улучшить качество этого пособия.

Авторы надеются, что данное пособие будет полезно обучающимся, коллегам, работающим в сфере образования, и будут признательны всем, кто сочтет возможным и целесообразным дать свои предложения по его улучшению.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

В настоящих МР реализуются положения следующих документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ГОСТ 1.1-2002 Международная система стандартизации. Термины и определения.

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандарты организаций. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 9327-60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы.

ГОСТ 2.051-2013 ЕСКД . Электронные документы. Общие положения.

ГОСТ 2.053-2013 ЕСКД . Электронная структура изделия. Общие положения.

ГОСТ 2.102-2013 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов.

ГОСТ 2.111-2013 ЕСКД. Нормоконтроль.

ГОСТ 2.201-80 ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов.

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы.

ГОСТ 2.502-2013 ЕСКД. Правила дублирования.

ГОСТ 2.612-2011 ЕСКД. Электронный формуляр. Общие положения.

ГОСТ 2.702-2011 ЕСКД. Правила выполнения электрических схем.

ГОСТ Р 7.0.4-2006 СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ Р 7.0.47-2008 Формат для представления на машиночитаемых носителях словарей информационных языков и терминологических данных. Содержание записи.

ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД у. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994) СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.

ГОСТ 7.32-2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 7.76-96 СИБИД. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения.

ГОСТ 7.80-2000 СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.

Положение о выпускных квалификационных работах. Утверждено приказом ректора от 29.10.2015 №07.01 – 35/0966 (на основании решения Ученого совета от 29 октября 2015 г. протокол №3).

Положение о выпускных квалификационных работах по программам подготовки специалистов среднего звена. Утверждено Приказом ректора от 29.10.2015 № 07.01-35/0966 (на основании решения ученого совета от 29 октября 2015 г. Протокол № 3).

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В МР использованы следующие термины и определения:

ВКР бакалавра – самостоятельное и логически завершенное теоретическое и (или) экспериментальное исследование, или прикладная разработка с решением задач технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

ВКР специалиста – самостоятельное исследование, связанное с решением научно-практических задач, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, фактического материала, аргументированные обобщения и выводы, или прикладную работу, связанную с решением задач технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использование разнообразных методов, в т.ч. инновационных.

ВКР магистра - законченная теоретическая и (или) экспериментальная научно-исследовательская работа, содержащая всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования, выполненная самостоятельно с решением задач актуальной научно-технической проблемы, определяемой спецификой направления подготовки и выбранной магистерской про-

граммой направления подготовки с разработкой новых подходов, использованием разнообразных методов, в т.ч. инновационных.

Выполнение ВКР является заключительным этапом обучения на соответствующем уровне образования и имеет своей целью:

- расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научной, технической, производственной, экономической или орга- низационно-управленческой задачи;

- развитие навыков, приобретение соответствующих общекультурных, общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций, выполнение самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований, оптимизация проектно-технологических и экономических решений;

- развитие способностей обработки, анализа и систематизации результатов теоретических и инженерных расчетов, экспериментальных и научных исследований в оценке их практической значимости и возможной области применения;

- приобретение умения представления и публичной защиты результатов своей исследовательской деятельности.

Дипломный проект – комплексное решение проектных, конструкторскотехнологических и технико-экономических вопросов по разработке заданной темы, проблем безопасности жизнедеятельности/экологичности проекта.

Дипломная работа – научно-теоретические и экспериментальные исследования объектов, устройств, технологических процессов с целью оптимизации их уровня, характеристик, создания новых структур и методик их расчетов.

ВКР по программам подготовки специалистов среднего звена – исследование, выполняемое в течение учебного семестра студентом под руководством преподавателя, направленное на:

Расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении кон-

кретных теоретических и практических задач по избранной специальности в предстоящей профессиональной деятельности;

- приобретение соответствующих общих и профессиональных компетенций, развитие навыков принятия самостоятельных решений, выяснение уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе;

- развитие способностей обработки, анализа и систематизации информации;

- приобретение умения представления и публичной защиты результатов своей проектной/исследовательской деятельности.

Курсовой проект – самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра студентом под руководством преподавателя, направленная на освоение и решение проектных, технологических, конструк- торско-технологических и др. вопросов.

Курсовая работа – самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра студентом под руководством преподавателя, направленная на освоение и решение теоретических, методологических, научно-практических проблем в социальной, экономической, политической и др сферах.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-

К выпускной квалифицированной работе предъявляются строгие требования. Дипломная работа должна быть оформлена исключительно по ГОСТу. Далее рассмотрим, как оформить диплом по ГОСТу.

В первую очередь необходимо обратить внимание на:

  • Цвет шрифта. Он должен быть исключительно чёрным.
  • Выделение. По ГОСТу выделять главы и разделы нельзя. Подпункты же можно выделять только полужирным шрифтом, а не курсивом.
  • Объём. Многие ВУЗы требуют определённое количество страниц. Всё зависит от факультета и специальности студента. Как правило, минимальный объём дипломной работы – 60 страниц. Примечания и приложения в это количество не входят. В основном страницы считаются от содержания до библиографического списка. Максимальный объём необходимо уточнять на своей кафедре.
  • Номера страниц. Они проставляются исключительно внизу по центру арабскими цифрами 11 размером кегля. Нельзя нумерацию проставлять слева, справа или вверху. Обязательно нужно учесть, что первая страница начинается с титульного листа, но не нумеруется. Также не нумеруются страницы с оглавлением и библиографическим списком.
  • Переносы строк. Как правило, слова переносятся сами. Однако, бывают исключения. Например, после заголовка. Нельзя переносить строки кнопками «Tab» или «пробел», так как впоследствии работа будет выглядеть неаккуратно.

Весь проект должен быть написан (напечатана) на листе А4. Плюс ко всему, нужна только односторонняя печать, так как работа потом скрепляется.

Строгие требования предъявляются и к таким параметрам:

  • шрифт. Необходимо выбирать «Times New Roman». Размер шрифта для текста и подзаголовков должен быть 14 кегль, а заголовки первого уровня 16 кегль. Второй уровень оформляется – 15, а третий – 14 кегль.
  • интервалы. По ГОСТу предусматривают полуторный интервал.
  • поля. Так как слева диплом скрепляется, с этой стороны отступ полей должен быть 2 см. Отступ верхнего и нижнего поля – 2 см, а правого – 1 см.

Однако, есть ВУЗы, которые отходят от стандартов ГОСТа, тогда такие мелочи нужно уточнять у своего научного руководителя. Сам текст лучше всего выравнивать по ширине.

Как оформить титульный лист

Титульный лист – основная часть диплома, благодаря которому составляется мнение комиссии. Поэтому нужно оформить его аккуратно и красиво по всем стандартам ГОСТа. Необходимо учитывать главные аспекты:

  • Придерживаться правильных размеров полей (верхнее и нижнее по 2 см., левое – 2 см., а правое – 1,5 см.
  • печатать чёрным цветом, 14 шрифтом;
  • выравнивать текст по центру (кроме информации, расположенной справа). Это данные студента и научного руководителя.

Пример оформления титульного листа

Как правильно оформить содержание (оглавление) в дипломе

По данному оформлению ещё с 2001 года установлен ГОСТ 7.32, где указано, что заголовок содержания пишется прописными (заглавными) буквами. Содержание состоит из введения, названия глав, параграфов, заключения, использованной литературы, приложения. Оформить содержание диплома не сложно, главное придерживаться необходимых ГОСТов.

Согласно ГОСТу 2.105 нужно писать слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» или «СОДЕРЖАНИЕ» заглавными буквами. Однако, есть последняя версия ГОСТа за 2001 год 7.32, по которому нет чётких указаний по оформлению содержания. Поэтому, автор может на своё усмотрение выбирать размеры букв..

Пример по оформлению содержания в дипломной работе

Содержание…2
Введение…3
1.Теоретические основы бухгалтерского учёта в розничной торговле…5
1.1 Понятие и особенности в розничной торговле…5
1.2 Что входит в затраты торгового предприятия…8
1.3 Как оформляется товар…10
2. Деятельность бухгалтерского учёт на предприятии ИП Калининой А. С…25
2.1 Экономическая характеристика организации…25
2.2 Первичные документы движения товара…35
2.3 Учёт расходов по продажам…45
3.Оценка финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского баланса…56
3.1 Внутренний аудит расходов на продажу…56
3.2 Анализ расходов по продажам…62
3.3 Рекомендации по совершенствованию учёта…69
Заключение…80
Список использованной литературы…83
Приложения

Название глав авторы печатают исключительно заглавными буквами и подчёркивать, предложения недопустимо, можно только выделить полужирным. Заголовки и подзаголовки выравниваются по центру страницы и в конце предложения точка не ставится. Если же в заголовке имеются два предложения, тогда их нужно разделять точкой.Заголовки – чёткое и краткое название, которое объясняет, о чём написан текст. Это содержание, введение, структурная часть (главы и подпункты), заключение, список используемых источников. Оформление глав и подзаголовков в сжатой, лаконичной форме – это важно, так как у комиссии часто возникают вопросы именно по этим пунктам.

Каждую главу нужно начинать с новой страницы и печатать шрифтом Times New Roman 16 кеглем. Также, в главах необходимо использовать нумерацию, но при структурных элементах можно заголовки не нумеровать.

При оформлении используется три стиля написания глав и подпунктов:

Разрешается делить главы на параграфы, а те, в свою очередь, на подпункты. Подпункты выделяются номерами, которые состоят из номера главы и параграфа, которые должны отделяться точкой. Например, 2.2.1 – практическая деятельность первичных документов движения товаров. Здесь первая цифра “2” – номер главы, а 2.1 – параграфа.

Название параграфа и его подпунктов нельзя начинать с новой страницы. Для этого существует абзацный отступ в 1,5 или 1.7 мм. Также, как и в других заголовках, точка в конце предложения не ставится, а текст начинается с новой строки.

Как оформить рисунки в дипломе

Рисунки в дипломной работе могут быть графиками, диаграммами, иллюстрированными примерами и т. д. В ГОСТе 7.32-2001 прописано, что к иллюстрациям обязательно нужны ссылки на источник. Также графические материалы располагаются после текста и подписываются. Ниже рассмотрим, как оформить рисунки в дипломе.

Изображения обязательно нужно нумеровать арабскими цифрами. Сюда же входит номер главы, параграфа, подпункта. Например, рисунок относится ко второму параграфу, тогда первая цифра ставится «2». Затем подсчитывается, какой порядковый номер иллюстрации. Например, 2.3, где «2» – номер главы, а «3» – номер рисунка по счёту.

Снизу рисунок подписывается и выравнивается по центру строки. В конце подписи точку ставить не нужно. Слово «Рисунок» пишется полностью, а “РИС.” подписывать недопустимо.

Образец оформления рисунков и диаграмм


Оформление таблиц в дипломе

Сравнивать показатели нужно при помощи таблиц, которые могут располагаться как в тексте, так и вынесены в раздел приложений. По всему тексту должны размещаться ссылки на таблицы, как указано в ГОСТе 7.32-2001.

Таблицы размещаются сразу после текста, где указана ссылка и обязательное условие – сквозная нумерация таблиц. Сначала ставится номер раздела, а затем порядковый номер таблицы. Цифры разделяются точкой. Например, Таблица 3.4, где «3» – номер главы или раздела, а «4» – порядковый номер таблицы.

Таблицы, которые находятся в приложении, нумеруются арабскими цифрами отдельно. Первая буква означает название приложения (Б.2). Слово «Таблица» сокращать нельзя. Само название таблицы пишется сверху, выравнивая по левому краю и без отступа, как показано на примере ниже. Точка в конце названия не ставится.

Если таблица большая и не помещается на страницу, тогда стоит её перенести. В этом случае внизу не проводится горизонтальная линия, так как переносится на следующую страницу. Также название пишется только над первой частью таблицы, а на второй странице пишется, например, «Продолжение таблицы 3.4».

Большая таблица, где находится много строк и столбцов может делиться на части, но нужно следить, чтобы рамки не выходили за границы. Если так получилось, что таблица выходит за формат листа А4, тогда и боковые стороны разрешается делить. Только стоит следить, чтобы часть, которая была в предыдущей строке, повторилась.

Согласно ГОСТу 7.23-2001 названия строк и столбцов в таблице начинаются с заглавной буквы, а в подзаголовках все буквы строчные. Точку можно ставить только в том случае, если есть сокращение. Также нельзя заголовки и подзаголовки строк (столбцов) разделять косыми линиями.

Если таблица рассчитывалась студентом, тогда под ней нужно указывать, по каким данным производились расчёты.

Образец оформления таблицы

Таблица 3.2 – Оценка платежеспособности организации


Образец оформления таблицы с подзаголовками

Таблица 3.3 – Показатели затрат на изготовление изделий, составляющих группу А продукции


Как в дипломной работе оформлять формулы и уравнения

При сложных математических расчетах всегда приводятся формулы или уравнения. Поэтому студентам необходимо знать, как в дипломе их правильно оформлять. Согласно ГОСТу 7.32-2001, формулы и уравнения пишутся в отдельной строке, а между ними и текстом должны быть отступы как сверху, так и снизу.

Иногда уравнение не умещается в одну строчку. В таких случаях его нужно перенести на следующую строку после математического знака. Это могут быть: деление, умножение, равно и т. д.

У формул должна быть сквозная нумерация, где указывается номер раздела или просто порядковый номер формулы внутри этого же пункта, который ставится исключительно арабскими цифрами в круглых скобках.

Под формулами должно даваться последовательное объяснение для символов или коэффициентов. Вначале строки пишется слово «где». Например, дана формула:

F = m*g (3.4) (1)

где, F – сила;

m – масса;

g – ускорение свободного падения.

По ГОСТу 7.32-2001 разрешается формулы прописывать вручную, но только чёрной пастой.

Как оформлять ссылки на источники

Указывать ссылки на источник нужно в обязательном порядке, так как студент, который в дипломной работе указывает прочитанную литературу, показывает свои знания и навыки в данной области. Поэтому по ГОСТам 7.82-2001 «Библиографическое описание электронных ресурсов» и 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» есть требования, согласно которым нужно внутри текста давать ссылку на источник информации.

Также необходимо предоставить номер страницы, формулы, изображения, откуда бралась информация. Например, , где «3» означает порядковый номер из библиографического списка, «35» – страница, откуда предоставлена информация и «5» – номер таблицы. Как видите, ссылка находится в квадратных скобках.

Оформление перечислений: маркированные и нумерованные списки

Маркированные и нумерованные списки должны быть в дипломе, так как благодаря им, работа студента выглядит более аккуратно и эстетично. Перечисления любого вида могут быть в каждом разделе, и даже в подпунктах.

Если в перечислениях стоит маркированный список, тогда ставится точка с запятой, а нумерованный с точкой в конце каждого предложения. Если в предыдущей строке стоит точка с запятой, предложение ниже начинается со строчной буквы. Соответственно, после точки слово в новой строке начинается с заглавной буквы.

Оформление заключения

Объем итогов не должен превышать 3 страницы А4. Здесь нужно написать выводы, итоги о проделанной работе. Научные исследования должны присутствовать не только в самом тексте, но и в конце. Шрифт и его размер менять не стоит.

Поля и интервалы в заключении должны быть такие же, как и во всей дипломной работе. Здесь уже не нужно вставлять таблицы, графики и другие иллюстрации. В 3 страницы нужно вложить мысли из каждого раздела.

Оформление приложений

Приложения – дополнительная часть к дипломной работе. Это наглядные материалы, по которым виден труд автора. Согласно ГОСТу 7.32-2001 по всему тексту должны указываться ссылки на приложения и при этом они должны быть пронумерованы, чтобы было на что ссылаться во время работы над дипломом.

Приложения не обязательно продолжать в дипломе, так как согласно ГОСТу 7.1-2003 их можно выпускать отдельным самостоятельным документом.

Приложения начинаются с нового листа А4, на котором по центру сверху написано «ПРИЛОЖЕНИЕ». Как видно, слово пишется исключительно заглавными буквами русского алфавита. Название самого приложения можно обозначать латинскими буквами или арабскими цифрами, если это уместно по смыслу. Каждое приложение должно начинаться с нового листа.

Если в документе только одно приложение, тогда его обозначают буквой «А». Например, «ПРИЛОЖЕНИЕ А». Нумеруются дополнительные страницы обычными арабскими цифрами. Приложения должны быть прописаны так, как и текст, то есть, у них могут быть пункты и подпункты.

Оформление списка литературы: структура библиографического списка

Преподаватели обращают особое внимание на использованные источники и их оформление, ведь за неверное написание, комиссия может снизить оценку на своё усмотрение. Чтобы этого не произошло, необходимо очень внимательно подойти к оформлению библиографического списка.

По ГОСТу 7.80-2000 изучаются общие требования к заголовку и полному описанию источников. ГОСТ 7.82-2001 рассказывает, как описывать библиографию электронных ресурсов, а ГОСТ 7.05-2008 – общие правила и требования по библиографическим ссылкам.

Последовательность источников в библиографическом списке

Как правило, источники использованной литературы пишутся в алфавитном порядке и если источники состоят из нормативных актов, тогда их указывают перед библиографическим списком.

Итак, библиографический список состоит из:

  1. Нормативных актов.
  2. Конституций РФ.
  3. Научной и учебной литературы.
  4. Справочной литературы.
  5. Иностранной литературы.
  6. Электронных носителях. Это диски, дискеты, флеш-накопители и т. д.

После актов пишется литература в алфавитном порядке, а затем печатная периодика. Электронные ресурсы указываются в самом конце библиографического списка.

Имя автора или название источника: что указывать вначале описания

Перед описанием любой цитаты нужно указывать имя автора, а если их несколько, тогда достаточно написать только одного. Если авторов больше четырёх, то сначала пишется название, а затем, после косой линии перечисляются авторы, начиная с фамилии.

Оформление названия источников

Главное заглавие может быть альтернативным. Такое название может быть совмещено с союзом «или». Например, Ботаника или наука о цветах.

Материал обозначается в квадратных скобках и пишут его после главного заглавия с большой буквы. Например, Бухгалтерский учёт и аудит [Текст]. Область источников разделяется точкой и тире. Если же необходимо дать сведения, касающиеся заглавия, тогда перед описанием нужно ставить двоеточие.

Сначала пишется основное заглавие источника, а затем в квадратных скобках указывается общее обозначение материала . Параллельное заглавие пишется после знака равно «=», а сведения, которые относятся к заглавию после «:» (двоеточия). Первые сведения об ответственности указываются после одной косой линии «/». Дальнейшие сведения пишутся после точки с запятой «;».

Область издания источника

Сведения об источнике информации нужно писать в такой же самой формулировке и последовательности, какая прописана в этой использованной литературе. Также нельзя забывать и про область издания, где первые сведения пишутся через одну косую линию «/», а параллельные сведения указываются после знака равенства «=». Вся последующая информация пишется после точки с запятой «;».

Порядковый номер записывается арабскими цифрами или словами. Например, .-7-е изд.., .- Изд. 5-е, .- 3-я ред. Область или город издания включают только сведения, которые относятся к конкретному выпуску. Записываются они исключительно после основных сведений, касающихся данного источника. Например, .- Изд. 3-е/перераб. Со 2-го изд. Е. В. Лысенко.

Как оформлять выходные данные

Сначала пишется место издания или распространения, а если их несколько, тогда нужно писать через точку с запятой «;». Имя издателя источника или распространителя указывается после двоеточия «:».

Любые сведения о функциях издателя (распространителя) нужно заключать в квадратные скобки «», дату издания можно указывать после запятой, а место изготовления данной литературы закрывать в круглые скобки «()». Имя изготовителя необходимо указывать после двоеточия.

Как оформлять область физических характеристик

Согласно ГОСТу 7.1-2003 нужно предоставить специфическое обозначение материала и его объём. После этого ставится двоеточие и предоставляются другие сведения о физической характеристике. Далее ставится точка с запятой «;» и пишутся размеры (объём) материала. Плюс «+» ставится перед сведениями о сопроводительном материале.

Оформление области серии

Основное заглавие серии пишется в круглых скобках, а параллельное заглавие указывается после равенства «=». Сведения, которые относятся к заглавию, пишутся после двоеточия «:» и при этом первые сведения пишутся после косой линии, а последующие после точки с запятой «;».

Как оформлять многотомные издания

Том – это отдельная физическая единица и его можно обозначать: выпуск, сборник или часть. Если литература состоит из нескольких томов, тогда описывается общее заглавие.

В случае, когда у тома нет общего заглавия, все части называются по-разному и постоянно меняются, тогда основное заглавие – постоянная часть. В данных выходных нужно указывать первый том и последний, а разделять их должно тире.

Оформление периодических изданий

Сначала пишется основное заглавие, а потом, в квадратных скобках общее обозначение материала. Параллельное заглавие указывается после знака равенства, а предоставленные сведения, которые касаются заглавия нужно писать после двоеточия.

Ставится одна косая линия и указываются первые сведения, а последующие через точку с запятой. Затем пишутся сведения про область издания со знаком равенства и указываются следующие за ними сведения. Дополнительная информация про издание пишется через запятую.

После области выходных данных ставится точка с запятой и дальше пишется следующее место издания, а после двоеточия пишется имя издателя, сведения о нём заключаются в квадратные скобки.

Как оформлять электронные источники (ссылки)

Ещё в 2001 году разработан ГОСТ 7.82, где указаны требования по оформлению электронных ресурсов. Это диски, интернет, дискеты и другие носители электронной информации. В начале пишется общее название материала, затем через знак равенства параллельное заглавие. Далее ставится двоеточие и указывается информация, касающаяся источника.

После знака тире пишется место, где выпустили источник, а после двоеточия указывается имя издателя (распространителя) в круглых скобках. Далее ставится точка, тире и основное заглавие серии, а после равно параллельное заглавие. Затем после двоеточия указываются сведения, которые касаются конкретного источника и ставится косая линия, после которой пишутся сведения об ответственности.

Библиографический список: пример

Список использованных источников


В статье описано, как должен быть оформлен диплом по соответствующим ГОСТам. Именно они помогут разобраться во всех тонкостях. Тем более, если учитывать, что это последний проект студента и его необходимо не только защитить, но и правильно оформить.

Как правильно оформить диплом по ГОСТУ обновлено: Июль 11, 2017 автором: Научные Статьи.Ру



просмотров