Переписка курбского с иваном грозным. Допетровская русь Какие притеснения испытывал автор документа

Переписка курбского с иваном грозным. Допетровская русь Какие притеснения испытывал автор документа

Помогите плиииз!! Какие притеснения испытывал Иван Грозный? О каком ущербе государству говорит Иван Грозный? Укажите не менее трёх положений. Заранее спасибки. Как Жестоко я страдал из-за вас с юности и до конца последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний- получить царство без правителя.

Ответы:

Мне кажется, что твой вопрос содержит в себе ответ. Ты просто не внимательно его читал(а)

Похожие вопросы

  • Представь числа (по образцу)в виде произведения: 30=3×10 400=4×100 28000=28×1000 а нужно сделать: 4200=_____________ 670=_____________ 700=_____________ 47000=_____________ 1800=____________ 90=__________
  • информация о поговорках, пословицах,скороговорках
  • (3х+8)(4х-1)=(6х-3)(2х+6) Помогите пожалуйста!! Понятным почерком!!
  • Проведи необходимые замены, надпиши и добавь нужные слова. В НАЧАЛО ВТОРОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ДОЧКЕ ХОЗЯИНА. У нас в доме живёт пушистая кошка Катя. Мы с ней живём дружно. 2. (Вставить сюда предложение) Только ей я позволяю таскать меня за уши и садиться на меня верхом и т. д короче. Помогите пж!!!
  • указать какую роль играет анализируемый эпизод в идейном содержании всего произведения в эпиходе бабушкины пляски

Итак, проведенные Иваном Грозным реформы в первый период его царствования, имели широкий круг, отчетливую правовую направленность и должны были обновить все стороны московской жизни. Союз царя с митрополитом, тесное взаимодействие с церковными иерархами, тенденция к единению всех групп «благородных сословий», кристаллизация сословной структуры российского общества, формирование столичной бюрократии - все это вместе делало преобразования конца 40-х - начала 60-х годов комплексный, программный и структурный характер. Были сформулированы определенные направления и последовательность реформ, серьезным изменениям подверглись отношения и институты.

Однако, это не избавило Ивана Грозного от борьбы придворных партий за власть, что делало его власть зависимой от Боярской думы, от того, кому удалось одержать верх в данный момент борьбы. Поэтому возникает необходимость в сильной царской власти, а проведенные к этому моменту реформы, делали власть сословно-представительной монархией. По другим источникам, перед Иваном Грозным стояла задача не только быстрой централизации, усилению личной власти, но и избавление от боярско-княжеской оппозиции и боярских привилегий, уничтожению княжеской аристократии, переход удельных вотчин княжат к государю, борьба с остатками раздробленности.

Таким образом, Иван Грозный приходит к разрыву с политикой реформ, осуществлявшихся через Избранную раду, и вводит опричнину.

Причины разрыва:

1. Его личное мнение, что реформы, осуществлявшиеся Адашевым и Сильвестром, не только не укрепили царскую власть, но и «…стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести почти что равняли с нами…» . Иван IV, окрепнув как политик, жаждал немедленной самодержавной власти: «Но когда я стал подрастать, то не захотел быть под властью своих рабов…», его не устраивали темпы преобразований, которые отодвигали ее «приход» на будущее;

2. Самостоятельность взглядов и действий Адашева и Сильвестра, обвиненных Иваном Грозным в фактическом руководстве страной: «…и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало…»

3. Разногласия с Избранной радой по внешнеполитическим вопросам. Адашев и Сильвестр выступали против продолжения Ливонской войны, когда стала очевидна ее бесперспективность: «Как не вспоминать вечные возражения попа Сильвестра, Алексея Адашева и всех вас против похода на германские города, и как, из-за коварного предложения короля Датского, вы дали ливонцам возможность целый год собирать силы! …Если бы не ваше злобное сопротивление, то, с Божьей помощью, уже вся Германия была бы под православными» .

4. Наговоры членов первой жены царя после ее смерти, подтолкнувшие к обвинению Адашева и Сильвестра в отравлении царицы.

В итоге царь распустил Избранную раду и наложил «опалы» на своих старых советников - Адашева и Сильвестра.

Предпосылки введения опричнины:

1. Разрыв Ивана IV с Избранной радой и политикой реформ, стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, моральный авторитет церкви;

2. Ухудшение положения в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла, чего не могла обеспечить система местного управления;

4. Религиозные представления царя и народа: Иван Грозный все более верил в свою «богоизбранность», а к населению относился как к холопам: «А государю приходится сноситься с холопами и государю упрашивать своих холопов? До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных» . Эти взгляды усиливались настроением народа, который ожидал от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что опричнина была средством борьбы за единую, неделимую ничем неограниченную власть, борьба с изменниками и претендентами на царский престол, средством мести боярам, способом скинуть навязанное ему управление, наказать за преступления. Тем более что детские годы царя, наполненные унижением и обидами со стороны боярства, их борьбой за власть на глазах у малолетнего Ивана IV, а затем и раскол дворянства у постели больного царя, отказ присягать малолетнему царевичу Дмитрию во время болезни Ивана IV, резко обострили его подозрительность и всколыхнули в душе все негативное отношение к боярству, накопленное за годы детских лишений.

Это подтверждают и его собственные слова, обращенные в послании к князю Андрею Курбскому: «…как жестоко я страдал из-за вас с юности до последнего времени… Нас же … начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было… Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? …Что сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом… А всеми родами мы вас не истребляем, но изменников повсюду ожидает расправа и немилость…» .

Нельзя не учитывать и личные качества Ивана IV, о которых говорилось выше: его крайняя мнительность, жестокость, сочетавшиеся с умом и начитанностью, самомнением и веру в божественную природу власти. Смерть Анастасии, митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады, людей отчасти сдерживавших его необузданный характер, усилило влияние его противоречивой личности на ход событий русской истории XVI века.

Таковы, по мнению историков, и моему мнению, причины перехода Ивана Грозного к опричному террору.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразверстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Установите соответствие между событиями Гражданской войны и их датами

А) поход на Москву войск А.И. Деникина

Б) мятеж Чехословацкого корпуса

В) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму

Г) завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке

Какие три из перечисленных документов были приняты в 1920-х гг.?

2) резолюция «О единстве партии»

3) первая Конституция СССР

5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»

6) первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР

Расположите в хронологической последовательности исторические события

1) советско-финляндская война

2) подавление советскими войсками «Пражской весны»

3) советско-польская война

4) мятеж Чехословацкого корпуса

5) ввод советских войск в Афганистан

Какие три из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны?

1) борьба с космополитизмом

2) ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов

3) антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев

4) проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов

5) поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР

6) политика отказа от ротации (постоянной смены) партийных и государственных кадров

Часть С

1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили.

Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей».

Используя знания по истории, укажите имена: матери, отца, деда Ивана IV.

Какие притеснения испытывал сам Иван? О каком ущербе, нанесенном государству, он говорит? Укажите всего не менее трех положений.

2. Прочтите отрывок из исторического сочинения и кратко ответьте на вопросы

Из труда С.М. Соловьева.

«До вступления на престол … выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования… С первых же дней ее царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета… Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

Она восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились.

Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

О какой императрице идет речь в приведенном отрывке? Назовите годы ее царствования.

Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трех положений.

Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трех положений.

3. Прочтите отрывок из исторического исследования и кратко ответьте на вопросы

Фрагмент научного исследования «Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация».

«Критической точкой, в которой сфокусировался весь узел социально-экономических и политических противоречий, явилось восстание в Кронштадте… Политическая конъюнктура… заставила большевиков назвать это восстание антисоветским, хотя его нужно квалифицировать как антибольшевистское, поскольку политические лозунги восставших ограничивались требованием перевыборов Советов («Советы без коммунистов», «Власть Советам, а не партиям»).

Крепость большевистской диктатуры раскачивалась не только под ударами крестьянских выступлений. Политическая реальность, главным стержнем которой являлось растущее недовольство экономическим положением и военно-бюрократическими методами управления, разрушила еще один, довольно устойчивый, миф – уверенность большевистской власти в том, что поддержка рабочего класса, ее социальной опоры, гарантирована ей при любых условиях. Однако к осени 1920 г. тюрьмы обеих столиц были переполнены арестованными рабочими, участвовавшими в многочисленных забастовках и «волынках», требовавших немедленного улучшения материального положения. Затяжной топливный кризис и прошедшее в январе 1921 г. сокращение продовольственных пайков вызвали новый взрыв недовольства. Многотысячные забастовки рабочих охватили крупные промышленные центры. Страна летела в пучину хаоса, большевистская власть оказалась перед лицом угрозы быть сметенной в ходе раскручивавшегося нового витка гражданской войны».

Когда произошло восстание в Кронштадте? Кто в нем участвовал?

Укажите, какие три формы недовольства властью большевиков названы в тексте.

3) Чего требовали восставшие? Опираясь на документ и свои знания по истории, назовите не менее трех требований.

Напишите пропущенное слово (термин)

Применявшаяся в годы НЭПа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежавших государству, называется ___________________.

Ключ к тесту

Часть А Часть В
1. – 1 2. – 3 3. – 3 4. – 2 5. – 3 6. – 4 7. – 4 8. – 1 9. – 1 10. – 1 11. – 4 12. – 4 13. – 4 14. – 2 15. – 1 16. – 3 17. – 3 18. – 4 19. – 4 20. – 2 1. – 21453 2. – 124 3. – 42351 4. – А3Б1В4Г5 5. – 42531 6. – 123 7. – 126 8. –- А3Б2В4Г1 9. - А3Б4В1Г2 10. – А5Б1В4Г2 11. – 235 12. – А3Б2В4Г5 13. - 236 14. – 43125 15. – 134

Часть С

Задание 1.

1. Ответ:

2. Ответ:

3. Ответ:

Задание 2.

1 Ответ:

2. Ответ:

3. Ответ:

Задание 3.

1. Ответ:

2. Ответ:

3. Ответ:

Задание 4.

Концессия – 2 балла.

1) Успенский и Архангельский соборы в Москве

2) церковь Троицы в селе Большие Вяземы, Успенский собор в Ростове

3) Смоленский собор Новодевичьего монастыря, церковь Спаса на Бору в Москве

4) церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор в Москве

31. Прочитайте отрывок из письма и определите его автора:

«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начер­тали на них имена своих родителей».

1) Иван III 2) Иван IV 3) Федор Иванович 4) Борис Годунов

К чему привело проведение реформы местного управления в середине XVI в.?

1) усиление власти бояр-вотчинников

2) проведение среди всего населения выборов в земства, ведавшие образованием, почтой и другими социальными вопросами

3) усиление влияния на местное управление специальных наместников царя из числа опричников

4) привлечение дворян, посадских людей и черносошных крестьян к управлению, сбору налогов и суду на местах

Какие изменения произошли в результате принятия решений Стоглавым собором?

1) церковные земли были переданы государству

2) были открыты церковные школы во всех городах России

3) были введены единые церковные обряды

4) была введена регулярная армия

Каковы были последствия введения «заповедных лет»?

1) крестьянам было разрешено уходить от хозяина только в Юрьев день

2) крестьянский переход запрещался даже в Юрьев день

3) вводился бессрочный сыск беглых крестьян

4) крестьянам на год разрешалось не платить подати

Какое событие произошло в 1514 г.?

1) к Московскому княжеству был присоединен Псков

2) войска московского князя взяли Смоленск

3) родился Иван IV Васильевич

4) построен храм Вознесения в Коломенском

Сборник житий святых, расписанных по месяцам, составленный митрополитом Макарием в XVI в.

1) «Домострой» 3) «Великие Четьи-Минеи»

2) «Стоглав» 4) «Златоструй»



Советами всея земли» называли

1) Земские соборы 3) заседания Боярской думы

2) церковные соборы 4) вечевые сходы

О формировании в России централизованного государства свидетельствует

1) победа русских войск на Куликовом поле 3) деление русских земель на губернии

2) возрастание политической роли церкви 4) создание системы приказов

Ливонская война привела к

1) распаду Ливонского ордена

2) получению Россией выхода в Балтийское море

3) получению Россией всей территории Ливонии

4) потере Россией Великого Новгорода

Введение Иваном Грозным опричнины (вторая половина XVI в.) привело к

1) отмене местничества 3) укреплению личной власти царя

2) отмене кормлений 4) окончательному закрепощению крестьян

Согласно указу о «заповедных летах» 1581 г.

1) крестьянам запрещалось уходить от владельцев в течение объявленных лет

2) устанавливался единый срок для перехода крестьян

3) устанавливалось право помещиков судить своих крестьян

4) помещикам запрещалось продавать крепостных крестьян без земли


В итоге Ливонской войны (1558-1583) Россия потеряла

1) крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван-город

2) побережье Каспийского моря

3) Новгород и Псков

4) Смоленские и Черниговско-Северские земли

Что из названного относится к результатам реформ, проведенных Избранной радой в середине XVI в.?

1) хозяйственное разорение страны

2) обострение противоречий между представителями служилого сословия

3) ослабление центральной власти

4) укрепление вооруженных сил страны

На Руси к началу XVI в., в отличие от XIII в.

1) усилилась феодальная раздробленность

2) появился титул «Государь всея Руси»

3) уменьшилась феодальная зависимость крестьян

4) власть князя ограничивалась Боярской думой

Реформы Избранной рады и политика опричнины были направлены на

1) установление деспотизма



2) создание сословно-представительной монархии

3) ликвидацию остатков феодальной раздробленности

4) усиление позиций аристократии

1.[..] Выше я обещал подробно рассказать, как жестоко я страдал из-за вас в юности и до последнего времени. Это известно всем (ты был еще молод в те годы, но, однако, можешь знать это): когда по Божьей воле, сменив порфиру на монашескую рясу, наш отец, великий государь Василий, оставил это бренное земное царство 1 и вступил на вечные времена в царство небесное предстоять пред Царем царей и Господином государей, мы остались с род-ным братом, святопочившим Георгием 2: мне было три года, бра-ту же моему год, а мать наша, благочестивая царица Елена, осталась несчастнейшей вдовой, словно среди пламени нахо-дясь: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные на-роды – литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы 3 , и от вас, изменников, пришлось претерпеть разные невзгоды и печали – князь Семен Бельский и Иван Ляцкий 4 , подобно тебе, бешеной собаке, сбежали в Литву 5 , и куда только они не бегали, взбесившись, – и в Царьград, и в Крым, и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных 6 . Но, слава Богу, ничего из этого не вышло – по Божьему заступничеству и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и по молитвам наших родителей все эти замыслы рассыпались в прах как заговор Ахитофела 7 . 2. Потом изменники подняли против нас нашего дядю, князя Андрея Ивановича 8 , и с этими изменниками он пошел было к Новгороду (вот кого ты хвалишь и называешь доброжелателями, готовыми положить за нас душу!), а от нас в это время отложились и присоединились к князю Андрею многие бояре во главе с твоим родичем, князем Иваном, сыном князя Семена 9 , внуком князя Петра Головы Романовича, и многие другие. Но, с Божьей помощью, этот заговор не осуществился. Не то ли это доброжелательство, за которое ты их хвалишь? Не в том ли они за нас свою душу кладут, что хотели погубить нас, а дядю нашего посадить на престол? Затем же они, как подобает изменникам, стали уступать нашему врагу, государю литовскому, наши вотчины, города Радогощь, Стародуб, Гомель 10 , – так ли доброжелательствуют? Если в своей земле некого подучить, чтобы погубили славу родной земли, то вступают в союз с иноплеменниками – лишь бы навсегда погубить землю!
    3. Когда же суждено было по Божьему предначертанию родительнице нашей, благочестивой царице Елене, переселиться из земного царства в небесное 11 , остались мы со святопочившим в Боге братом Георгием круглыми сиротами – никто нам не помогал; оставалась нам надежда только на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых молитвы, и на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе, и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделили. А ведь делал это дед твой, Михаило Тучков 12 . 4. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились 13 ; тех же, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе 14 . А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея, и на этом дворе его люди, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора Мишурина 15 , ближнего дьяка при отце нашем и при нас, и, опозорив его, убили; и князя Ивана Федоровича Бельского и многих других заточили в разные места; и на церковь руку подняли: свергнув с престола митрополита Даниила 16 , послали его в заточение; и так осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать. 5. Нас же с единородным братом моим, в Бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет – ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. 6. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалование, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние. А известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая зеленая на куницах, да к тому же на потертых; так если это и было их наследство, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги. А о казне наших дядей что и говорить? Всю себе захватили. Потом напали на города и села, мучили различными жестокими способами жителей, без милости грабили их имущество. А как перечесть обиды, которые они причиняли своим соседям? Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки, от всех брали безмерную мзду и в зависимости от нее и говорили так или иначе, и делали. 7. Так они жили много лет, но когда я стал подрастать, то не захотел быть под властью своих рабов; и поэтому князя Ивана Васильевича Шуйского от себя отослал, а при себе велел быть боярину своему князю Ивану Федоровичу Бельскому 17 . Но князь Иван Шуйский, собрав множество людей и приведя их к присяге, пришел с войсками к Москве 18 , и его сторонники, Кубенские 19 и другие, еще до его прихода захватили боярина нашего, князя Ивана Федоровича Бельского и иных бояр и дворян и, сослав на Белоозеро, убили 20 , а митрополита Иоасафа 21 с великим бесчестием прогнали с митрополии. Потом князь Андрей Шуйский 22 и его единомышленники явились к нам в столовую палату, неистовствуя, захватили на наших глазах нашего боярина Федора Семеновича Воронцова, обесчестили его, оборвали на нем одежду, вытащили из нашей столовой палаты и хотели его убить. 8. Тогда мы послали к ним митрополита Макария 23 и своих бояр Ивана и Василия Григорьевичей Морозовых передать им, чтобы они его не убивали, и они с неохотой послушались наших слов и сослали его в Кострому; а митрополита толкали и разорвали на нем мантию с украшениями, а бояр толкали в спину. Это они-то – доброжелатели, что вопреки нашему повелению хватали угодных нам бояр и избивали их, мучили и ссылали? Так ли они готовы душу за нас, государей своих, положить, если приходят на нас войной, а на глазах у нас сонмищем иудейским захватывают бояр, а государю приходится сноситься с холопами и государю упрашивать своих холопов? Хороша ли такая верная воинская служба? Вся вселенная будет смеяться над такой верностью! Что и говорить о притеснениях, бывших в то время? Со дня кончины нашей матери и до того времени шесть с половиной лет не переставали они творить зло 24 ! 9. Когда же нам исполнилось пятнадцать лет, то взялись сами управлять своим царством 25 , и, слава Богу, управление наше началось благополучно. Но так как человеческие грехи часто раздражают Бога, то случился за наши грехи по Божьему гневу в Москве пожар, и наши изменники-бояре, те, которых ты называешь мучениками (я назову их имена, когда найду нужным), как бы улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка, княгиня Анна Глинская, со своими людьми и слугами вынимала человеческие сердца и колдовала, и таким образом спалила Москву 26 и что будто мы знали об этом их замысле. 10. И по наущению наших изменников народ 27 , собравшись по обычаю иудейскому, с криками захватил в приделе церкви великомученика Христова Димитрия Селунского нашего боярина, князя Юрия Васильевича Глинского; втащили его в соборную и великую церковь и бесчеловечно убили напротив митрополичьего места, залив церковь кровью, и, вытащив его тело через передние церковные двери, положили его на торжище, как осужденного преступника. И это убийство в церкви всем известно, а не то, о котором ты, собака, лжешь! 11. Мы жили тогда в своем селе Воробьеве 28 , и те же изменники подговорили народ и нас убить за то, что мы будто бы прячем от них у себя мать князя Юрия, княгиню Анну, и его брата, князя Михаила 29 . Как же не посмеяться над таким измышлением? Чего ради нам самим жечь свое царство? Сколько ведь ценных вещей из родительского благословения у нас сгорело, каких во всей вселенной не сыщешь. Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы, гневаясь на своих рабов, спалить свое собственное имущество? Он бы тогда поджег их дома, а себя бы поберег! Во всем видна ваша собачья измена. Это похоже на то, как если бы попытаться окропить водой колокольню Ивана Святого 30 , имеющую столь огромную высоту. Это – явное безумие. В этом ли состоит достойная служба нам наших бояр и воевод, что они, собираясь без нашего ведома в такие собачьи стаи, убивают наших бояр, да еще наших родственников? И так ли душу свою за нас полагают, что всегда жаждут отправить душу нашу из мира сего в вечную жизнь? Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом последовать не хотят! Что же ты, собака, гордо хвалишься и хвалишь за воинскую доблесть других собак-изменников? 12. Господь наш Иисус Христос сказал: «Если царство разделится, то оно не сможет устоять» 31 , кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобными распрями? Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается – это для тебя неважно; ты, оказывается, не только не укрепляешь храбрость, но сам ее подрываешь. И выходит, что ты – ничтожество; в доме ты – изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь укрепить храбрость в самовольстве и в междоусобных бранях, а это невозможно. 13. Был в это время при нашем дворе собака Алексей Адашев 32 , ваш начальник, еще в дни нашей юности, не пойму каким образом, возвысившийся из телохранителей; мы же, видя все эти измены вельмож, взяли его из навоза и сравняли его с вельможами 33 , надеясь на верную его службу. Каких почестей и богатств не удостоили мы его, и не только его, но и его род! Какой же верной службой он отплатил нам за это, расскажем дальше. Потом, для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра 34 , надеясь, что человек, стоящий у престола Господня, побережет свою душу, а он, поправ свои священнические обеты и право предстоять с ангелами у престола Господня, к которому стремятся ангелы преклониться, где вечно приносится в жертву за спасение мира агнец Божий и никогда не гибнет, он, еще при жизни удостоившийся серафимской службы, все это попрал коварно, а сперва как будто начал творить благо, следуя Священному Писанию. Так как я знал из Божественного Писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей, а не по неведению; он же, желая власти, подобно Илье жрецу 35 , начал подобно мирским людям, окружать себя друзьями 36 . 14. Потом собрали мы всех архиепископов, епископов и весь священный собор русской митрополии 37 и получили прощение на соборе том от нашего отца и богомольца митрополита всея Руси Макария за то, что мы в юности возлагали опалы на вас, бояр, также и за то, что вы, бояре наши, выступали против нас; вас же, бояр своих, и всех прочих людей, за вины все простили и обещали впредь об этом не вспоминать, и так признали всех вас верными слугами. Но вы не отказались от своих коварных привычек, снова вернулись к прежнему и начали служить нам не честно, попросту, а с хитростью. Так же и поп Сильвестр сдружился с Алексеем 38 , и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными: вместо духовных, стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами, а мелких детей боярских по чести вам уподобляли. 15. Мало-помалу это зло окрепло, и стали вам возвращать вотчины, и города, и села, которые были отобраны от вас по уложению нашего деда, великого государя, и которым не надлежит быть у вас, и те вотчины, словно ветром разметав, беззаконно роздали 39 , нарушив уложение нашего деда, и этим привлекли к себе многих людей. И потом ввели к нам в совет своего единомышленника, князя Дмитрия Курлятева 40 , делая вид, что он заботится о нашей душе и занимается духовными делами, а не хитростями; затем начали они со своим единомышленником осуществлять свои злые замыслы, не оставив ни одного места, где бы у них не были назначены свои сторонники, и так во всем смогли добиться своего. Затем с этим своим единомышленником они лишили нас прародителями данной власти и права распределять честь и места между вами, боярами, и взяли это дело в свое ведение и усмотрение, как вам заблагорассудится и будет угодно, потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, – все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими. 16. Так было и во внешних делах; во внутренних же, даже малейших и незначительнейших, вплоть до пищи и сна, нам ни в чем не давали воли: все было по их желанию, на нас же смотрели, как на младенцев. Неужели же это «противно разуму», что взрослый человек не захотел быть младенцем? Потом вошло в обычай: если я попробую возразить хоть самому последнему из его советников, меня обвиняют в нечестии, как ты сейчас написал в своей нескладной грамоте, а если и последний из его советников обращается ко мне с надменной и грубой речью, не как к владыке и даже не как к брату, а как к низшему, – то это хорошим считается у них; кто нас послушается, сделает по-нашему, – тому гонение и великая мука, а если кто раздражит нас или принесет какое-либо огорчение, – тому богатство, слава и честь, а если не соглашусь – пагуба душе и разорение царству! И так жили мы в таком гонении и утеснении, и росло это гонение не день ото дня, а час от часу: все, что было нам враждебно, усиливалось, все же, что было нам по нраву и успокаивало, то уничтожалось. Вот какое тогда сияло православие! Кто сможет подробно перечислить все те притеснения, которым мы подвергались в житейских делах, во время путешествий, и во время отдыха, и в церковном предстоянии, и во всяких других делах? Вот как это было: они притворялись, что делают это во имя Бога, что творят такие утеснения не из коварства, а ради нашей пользы. 17. Когда же мы Божьей волей с крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан двинулись на безбожный народ казанский 41 , и по неизреченному Божьему милосердию одержали победу над этим безбожным народом, и со всем войском невредимые возвращались восвояси, что могу вспомнить о добре, сделанном нам людьми, которых ты называешь мучениками? А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука Всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился. Вот каково доброжелательство тех людей, о которых ты говоришь, и так они душой за нас жертвуют – хотят выдать нас иноплеменникам! 18. Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, Свое милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника – сына Дмитрия 42 ; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более – души свои и присягу нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего отдаленного родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира 43 . Говорит ведь древнее изречение, хоть и мирское, но справедливое: «Царь царю не кланяется, но когда один умирает, другой принимает власть» 44 . Вот каким доброжелательством от них мы насладились еще при жизни, – что же будет после нас! Когда же мы по Божью милосердию все узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всем потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию 45 и уподобляли ее всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали. 19. А после этого собака и давний изменник, князь Семен Ростовский 46 , который был принят нами в думу не за свои достоинства, а по нашей милости, изменнически выдал наши замыслы литовским послам, пану Станиславу Довойно с товарищами 47 , и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей; мы же, расследовав это злодейство, наказали того, но милостиво. А поп Сильвестр после этого вместе с вами, злыми советниками своими, стал оказывать этой собаке всяческое покровительство и помогать ему всякими благами, и не только ему, но и всему его роду. И так с тех пор для всех изменников настало вольготное время, а мы с той поры терпели еще больше притеснений: ты также был среди них: известно, что вы с Курлятевым хотели втянуть нас в тяжбу в пользу Сицкого 48 .
20. Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за нее порицал 49 ; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, – все это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией 50 ? Из-за одного лишь неподобающего слова! Молитв, хождений к святым местам, приношений и обетов о душевном спасении и телесном выздоровлении и о благополучии нашем, нашей царицы и детей – всего этого по вашему коварному умыслу нас лишили, о врачебной же помощи против болезни тогда и не вспоминали. И когда пребывая в такой жестокой скорби и не будучи в состоянии снести эту тягость, превышающую силы человеческие, мы, расследовав измены собаки Алексея Адашева и всех его советников, нестрого наказали их 51 за все это – на смертную казнь не осудили, а разослали по разным местам, поп Сильвестр, видя, что лишились всего его советники, ушел по своей воле, мы же его с благословением отпустили, не потому, что устыдились его, но потому, что я хочу судиться с ним не здесь, а в будущем веке, перед агнцем Божьим, которому он всегда служил, но, презрев, по коварству своего нрава, причинил мне зло; в будущей жизни хочу с ним судиться за все страдания мои душевные и телесные. Поэтому и чаду его я до сих пор позволил жить в благоденствии, только видеть нас он не смеет.

просмотров