Ознакомление с художественной литературой Чтение сказки «Снегурочка» (подготовительная группа). Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "снегурочка" Старшая группа чтение русской народной сказки снегурочка

Ознакомление с художественной литературой Чтение сказки «Снегурочка» (подготовительная группа). Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "снегурочка" Старшая группа чтение русской народной сказки снегурочка

НОД по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка».

(Комплексно речевое занятие)

Цель: Развитие прознавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:

  1. Развивать интерес к русским народным сказкам;
  2. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки и при описании иллюстраций к сказке;
  3. Обогащать активизировать словарь по теме «Зима»;
  4. Формировать речевые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности;
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, учить сопереживать, эмоционально отражать в речи;
  6. Формировать умение целостно воспринимать сказку, понимать ее содержание.

Оборудование: хрестоматия, иллюстрации к сказке, предметные картинки по теме «Зима», презентация.

Ход НОД.

1 - Ребята, а вы любите слушать сказки? (Да )

Сегодня мы познакомимся с р.н.с. «Снегурочка», слушайте внимательно . Воспитатель читает сказку, сопровождая показом иллюстраций к сказке в презентации.

2. - А теперь, послушайте, пожалуйста, загадки и отгадайте их. А отгадки, спрятались в сказке, с которой я вас познакомила.

1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег )

2. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима )

3. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка )

Молодцы, правильно. Ребята скажите, пожалуйста, в какое время года появилась Снегурочка? (Зимой. )

А как она появилась? (Дед и баба слепили её. )

Почему её назвали снегурочкой? (Потому что она сделана из снега .)

Какая была снегурочка? (Смышленая, послушная, приветливая, беленькая, пригожая, хорошая, успешная, приятная .)

Почему Снегурочка грустила, когда весеннее солнышко стало согревать землю? (Потому что она была сделана из снега, а снег в тепле начинает таять )

Как вы думаете, это грустная сказка или веселая? Почему? (Ответы детей. )

Засиделась детвора, теперь и отдохнуть пора.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зима

Мы сегодня на горе,

Ну а горка во дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто поближе,

В горку мчимся мы бегом,

Ну а с горки – кувырком.

4. Беседа «Зима»

Что происходит в природе зимой?

Какую одежду носят зимой?

Какие зимние праздники вы знаете?

В какие игры вы любите играть зимой?

Какими видами спорта можно заниматься зимой?

Назовите зимние месяцы.

Какие еще времена года вы знаете, кроме зимы?

Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

^ Ход занятия

I. Организационный момент.

Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

Она не любит солнышко

И тёплый ветерок.

Зато приводит снежная

Метель её в восторг.

У бабушки и дедушки

Лишь зиму прожила,

А летом белым Облачком

На север уплыла. («Снегурочка».)

^ II.Пальчиковая гимнастика.

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Снегурочка - пальчиковое упражнение «Бантик».

Жаворонки - пальчиковое упражнение «Птички летят».

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».

^ III.Чтение сказки «Снегурочка».

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.


  • А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем!

  • Давай, - говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги прилади­ли, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, на­рисовал рот, глаза. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стрях­нула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка. Обрадова­лись старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песни запоёт - заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазе­ленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.


  • Что с тобой, дочка? - спрашивают старики. - Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?

  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, пти­цы прилетели. А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей в тень да холодок, а ещё лучше - дождичек.

Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Об­радовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.

А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегуроч­ка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату...

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:


  • Пойдём с нами, Снегурушка, в лес гулять, песни петь, пля­сать!
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:

  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы соби­рать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежа­ла она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Обернулись подружки - а Снегурки нет.

Стали они кликать её:


  • Ay, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось...

^ IV .Игра «Один - много».

Зима - зимы. Туча - тучи.

Сугроб - сугробы. Венок - венки.

Окно - окна. Облако - облака.

Ком - комья. Песня - песни.

Костёр - костры. Жаворонок - жаворонки.

V ^ .Игра «Назови ласково» .

Разноцветный венок - разноцветненъкий веночек.

Белое облако - беленькое облачко.

Чёрная туча - чёрненькая тучка.

Весёлые подружки - весёленькие подруженьки.

Зелёная трава - зелёненькая травушка.

^ VI .Игра «Сосчитай».

2 зимы, 5 зим. 2 тучи, 5 туч.

2 сугроба, 5 сугробов. 2 венка, 5 венков.

2 окна, 5 окон. 2 облака, 5 облаков.

2 кома, 5 комьев. 2 песни, 5 песен.


  1. костра, 5 костров. 2 жаворонка, 5 жаворонков.

^ VII .Игра «Слова наоборот».

Горе - радость. Холодный - горячий.

Старость - молодость. Умный - глупый.

Веселье - грусть. Радоваться - горевать.

Зима - лето. Смеяться - плакать.

Холод - жара. Тепло - холодно.

Старый - молодой. Быстро - медленно.

Весёлый - грустный. Можно - нельзя.

Зимний - летний.


  1. ^ Игра Слова -родственники».
Снег, снежок, снежочек, снеговик,

Снегурочка, снежинка, снежный.

Костёр, костерок, костерочек, кострище.


  1. ^ Развитие общей моторики «Весна».
От сосулек звон, звон!

(Хлопки в ладоши.)

Просыпайся клён, клён!

(Хлопки в ладоши.)

Растопился снег, снег!

(Приседание.)

Ручейки в бег, в бег!

(Бег по кругу.)

Гром шагает топ, топ!

(Ходьба.)

Почки слышно хлоп, хлоп!

(Хлопки в ладоши.)


  1. Беседа по сказке «Снегурочка».
Вопросы:

  • Расскажите, как старик со старухой лепили Снегурочку?

  • Любили ли старик со старухой Снегурочку?

  • Какой была Снегурочка?

  • Как менялось настроение Снегурочки с приближением весны?

  • Куда пряталась Снегурочка от солнца?

  • Чему радовалась Снегурочка?

  • Куда позвали подружки Снегурочку?

  • Что делала Снегурочка в лесу с подружками?

  • Для чего разложили в лесу костер?

  • Чем закончилась сказка?

  1. Выполнение задания.
Задание. Продолжи логический ряд.

Секунда, минута,... (час).

День, неделя, месяц... (год).


  1. ^ Игра «Четвёртый лишний».
Град, дождь, туман, зима.

Нос, рот, пирог, глаза.

Снег, зима, весна, лето.

Цветы, грибы, снежинки, ягоды.


  1. ^ Знакомство детей с пословицами.
Русая коса - девичья краса.

Хорошие дети - отцу и матери утешенье.


  1. ^ Итог занятия.

  • (Хо­рошие дети отцу и матери в радость.)

Тема: СКАЗКА ^ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»

Ход занятия


  1. Организационный момент.

  • Отгадайте, о какой сказке мы будем сегодня говорить на занятии:
Рыбку он ловил хвостом

И лису спасал потом.

Вёз до дома на спине.

Кто? Скажите, быстро мне.

(«Лисичка-сестричка и волк».)


  1. ^ Пальчиковая гимнастика.
Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

Волк - пальчиковое упражнение «Волк»

Рыбка - пальчиковое упражнение «Рыбка».

^ III. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:


  • Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, ле­жит себе, как мёртвая.


  • Вот будет подарок жене, - сказал дед, взял лисичку и по­ложил на воз, а сам пошёл впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбрасила всю рыбу и сама ушла.

  • Ну, старуха, - говорит дед, - какой воротник привёз я тебе на шубу.
-Где?

Там, на возу, и рыба, и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ру­гать мужа:


  • Ах ты?.. Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в куч­ку, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк:


  • Здравствуй, кумушка!

  • Здравствуй, куманёк!

  • Дай мне рыбки!

  • Налови сам, да и ешь.
-Я не умею.

  • Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» - думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:


  • Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка - кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, - думает, - уж я тебе отплачу, кумушка!» А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, гд е бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вы­мазалась и бежит. А волк ей навстречу:


  • Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

  • Эх, куманёк, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

  • И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка- сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

  • Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

  • Что ты, кумушка, говоришь?

  • Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.

  • Так, кумушка, так!..

^ IV. Игра «Один - много».

Рыба - рыбы. Хвост - хвосты.

Пирог - пироги. Прорубь – проруби.

Дорога - дороги . Коромысло - коромысла.

Шуба - шубы. Ведро - вёдра.


  1. ^ Игра «Назови ласково».
Румяный пирог - румяненький пирожок.

Узкая дорога -узенькая дорожка.

Пушистый хвост - пушистенький хвостик.

Полное ведро - полненькое ведёрочко.


  1. ^ Игра «Сосчитай».
2 рыбы, 5 рыб. 2 хвоста, 5 хвостов.

2 пирога, 5 пирогов. 2 проруби, 5 прорубей.

2 дороги, 5 дорог. 2 коромысла, 5 коромысел.

2 шубы, 5 шуб. 2 ведра, 5 ведер.


  1. ^ Игра «Слова наоборот».
Зима - лето. Здоровый - больной.

Друг - враг. Живой - мёртвый.

День - ночь. Хвалить - бранить.

Награда - наказание. Примерзать - оттаивать.

Хитрый - простодушный. Шептать - кричать.

Голодный - сытый. Тепло - холодно.


  1. Игра «Слова-родственники».
Лиса, лисичка, лиска, лисонька, лисий.

Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбный.

Волк, волчок, волчата, волчонок, волчий.

^ IX .Развитие общей моторики «Лиса».

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост,

(Показать руками, какой у лисы острый нос.)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

(«Оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь.)

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

(Величаво идут, поворачивают голову вправо, влево)

Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь

И тихонько затаюсь.

(Тихонько крадутся, затем садятся, пригибаются.)

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

(Вскакивают, «хватают» и уносят добычу.)

^ X.Игра « Слова-друзья».

Плестись - тащиться.

Смекнул - догадался.

Браниться - ругаться.

Колотить - бить.

Горевать - расстраиваться.

Хитрить - обманывать.

Стянуть -украсть.

Швырнуть - бросить.

^ XI.Беседа по сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Вопросы:


  • В какое время года происходит действие в сказке?

  • Кого обхитрила лиса в начале сказки?

  • Расскажи, как лиса обхитрила волка в первый раз.

  • Расскажи, как лиса обхитрила волка во второй раз.

  1. Отгадывание загадок.
Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима.)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лёд.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Лиса.)

Три братца

Пошли на речку купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

(Вёдра с коромыслом.)

XIII .Знакомство детей с пословицами.

Хитрость хитростью побеждают.

^ Хитрость и сметка бьют зверя метко.

На вид простак, а в душе хитряк.

XIV .Итог занятия.


  • Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Хитрый простодушного всегда обманет.)
Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы

На тему: «Работа над сказкой «Снегурочка» для детей подготовительной группы.

Г.Воркута 2016

Цель: интеграция работы над русской народной сказкой «Снегурочка»

Обучающие:

– формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение, активизировать устную речь, расширять активный словарь: упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов, глаголов;

Развивающие:

– развивать у детей связную речь, мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук, творческие способности, расширять кругозор;

Формирование эмоционально-волевой сферы общения

Воспитательные:

– воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», сказки «Девочка Снегурочка» в обработке В. Даля, рассматривание иллюстраций к сказкам, наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.

Методы и приемы:


  1. Наглядные: показ картинок по теме, ИКТ (экран)

  2. Словесные: беседа, вопросы, проблемная ситуация, чтение, загадки

  3. Практические: экспериментирование с водой
Работа над словарем: снегоуборочная, печальная, угрюмая, сияющая.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

2. Приемы активизации практической деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей: показ картинок с приметами зимы, комментирование, продуктивная деятельность (аппликация, использование наглядности.

4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, музыкальное сопровождение.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД: ИКТ - проектор, иллюстрации к сказке, «символы сказки» (снежинка, огонь, облако, «шкатулка сказок), фломастеры, пластилин; картинка Снегурочки, солнца, огня; картины «Времена года» с изображением Снегурочки, картинки «эмоции», листы бумаги (А5) с нарисованным кругом.

Планируемые результаты:

Умение образовывать прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать;

Умения детей действовать самостоятельно;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Воспитание нравственных качеств;

Умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;

Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

Расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности:

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в продуктивной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

5. Сопереживает.

6. Эмоционально реагирует.

7. Соподчиняет мотивы.

8. Проявляет волевое усилие.

9. Аргументирует самооценку.

Интеграция с образовательными областями:

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация

Художественно-эстетическое.

Музыкальное развитие

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть.

Организационный момент:

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для этого нам потребуется внимание, память, воображение, умение слушать, будем развивать речь и мышление.

– Чтобы узнать, куда отправимся, нам нужно решить кроссворд, а для этого отгадать загадки

1. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

2. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (Колобок)

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4. На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому. («Заюшкина избушка»)

5. Я - богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)

6. Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовётся … (Бабою-ягой)

Отгадки открываются в кроссворде одновременно с картинками на экране.

– Молодцы, кроссворд решили. Посмотрите, а в кроссворде у нас получилось новое слово. Кто сможет прочитать слово, выделенное красным. (сказка)

– Сегодня мы отправимся в сказку. Закройте глаза, попробуем попасть в сказку. (Звучит музыка. Педагог достает «шкатулку сказок».)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

– Что же в нашей сказочной шкатулке?

Педагог достает «символы сказки»: изображения снежинки, огня, облака.

– Какая это сказка? Кто догадался? («Снегурочка»).

На доске выставляются иллюстрации к сказке.

– Кто написал сказку «Снегурочка»? (Это русская народная сказка, ее сложил русский народ).

– Назовите героев этой сказки. (Снегурочка, старик, старуха)

– Почему старик и старуха так назвали свою дочку? (Сделали из снега).

– Подберите слова, родственные слову «снег».

(снежный, снежинка, снегопад, снежок, снежочек, снеговой, снеговик, снегоочиститель, снегоуборочная, бесснежная, подснежник, Белоснежка, снеговал).

– Почему произведение называем сказкой? (Снегурочка ожила)

– Какой вид сказки? (волшебная)

– Давайте вспомним, как произошло это волшебство, как оживала Снегурочка. Кто хочет побыть Снегурочкой?

(Выбирается девочка, которая изображает все действия Снегурочки. Педагог читает отрывок сказки, как ожила Снегурочка, дети договаривают слова-действия).

– Вот и ожила наша Снегурочка. «Смотрят старики, не налюбуются».

– А как выглядела Снегурочка? Какой дочкой она выросла?

Дети дают описание Снегурочки, близкое к тексту, с опорой на иллюстрацию.

– Всегда ли была Снегурочка такой веселой? (Нет).

– Давайте посмотрим, как менялось настроение Снегурочки. Достаньте в большом конверте картинки и изображения настроения Снегурочки. Поставьте нужное настроение /изображение лица: веселое, грустное, печальное, удивленное

Дети работают в парах.

– Давайте проверим. (Открывается картинка зимы на экране)

– Зимой Снегурочка – (весёлая, радостная, счастливая, смеющаяся, улыбающаяся)

(На экране открывается картинка весны)

– Весной Снегурочка – (грустная, задумчивая, молчаливая)

(На экране открывается картинка лета)

– Летом Снегурочка – (печальная, горько плачущая)

(На экране открываются все 3 картинки)

– Чем теплее становилось, чем сильнее пригревало солнышко, тем грустнее и печальнее становилась Снегурочка. Отчего зависело настроение Снегурочки? (От времени года)

– Сейчас какое время года? (зима)

– Значит у Снегурочки какое настроение? (веселое)

– И мы с вами повеселимся, отдохнем вместе с елочкой.

Физкультминутка про елочку /видео/.

– Попробуйте при помощи картинок показать, что происходило в сказке со Снегурочкой. Достаньте картинки из коробочки, поставьте их в ряд, как вам кажется, что было сначала, что потом, а картинки – это помощники- подсказки.

Дети работают в парах.

– Давайте кратко расскажем сказку по нашей схеме.

Старик со старухой решили слепить из снега дочку.

А девочка ожила. И стала Снегурочка расти не по дням, а по часам; каждый день все красивее становится.

Но вот пришла весна, солнышко стало пригревать, и Снегурочка все печальнее становится, все молчаливее.

Как-то раз пошла Снегурочка в лес с подружками. Стали подружки через костер прыгать, и Снегурочка прыгнула. И вдруг растаяла, превратилась в белое облачко.

– Кто из вас догадался, а зачем еще картинка снежинок?

– Как вы думаете, может быть у сказки продолжение?

– Снегурочка не исчезла бесследно, она может снова появиться на земле следующей зимой. А летом она может появиться?

– Какой процесс в природе напомнила история Снегурочки? (круговорот воды в природе) показать опыт превращение воды в 3 состояния.

– А сейчас попробуйте сами придумать Снегурочку. Сделать ее такой, какой вы ее представляете. А чтобы пальчики ваши хорошо работали, давайте подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок.

Есть Снегурочка - краса,

Три медведя, Волк - Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

Практическая работа детей в сопровождении музыки: дети наклеивают готовые детали, выбирая цвет, форму; лицо рисуют фломастерами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Выставление работ на доске.

– Смотрите, какие красивые Снегурочки получились. На следующем занятии мы попробуем придумать продолжение сказки, и может она получится не такой грустной, и у сказки будет счастливый конец.

Подведение итогов:

– Наше путешествие в сказку подошло к концу.

«Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай».

Символы сказки мы положим в нашу сказочную шкатулку, еще вернемся к сказке «Снегурочка».

Рефлексия:

– Что открыли нового в этой сказке?

– Поднимите руку, какие задания оказались трудными на занятии. Почему?

– Какое было самое интересное задание? Чем оно вам понравилось?

Список литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.- 336 с.

2. Гаврина С. Е., Крутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М. : Гном-Пресс, 1998.

4. Шаехова Р. К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.

Речевое развитие в подготовительной группе.

«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи:

1 . Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом . Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

2 . Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.

4.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, лента для игры, микрофон, раскраска.

Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:

Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)

В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку, вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)

2 часть . Чтение сказки.

В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).

Беседа по содержанию:

Понравилась ли вам сказка?

- Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

Красивой получилась у стариков доченька?

А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках ?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе )

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

В. : Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

Во что, превратилась Снегурочка?

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике ).

А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

3.Физминутка (выполняется под музыку)

В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.

В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.

А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)

Подвижная игра «Заря – заряница».

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).

(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)

4.Д\И «Собери картинки правильно » Дети собирают картины по порядку.

В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)

  • Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как ? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
  • Работа в руках спорится – все удается, все получается
  • Неможется – нездоровится
  • Свечерело – наступил вечер
  • Стали кликать Снегурочку – звать

5.Рассказывание сказки по картинкам.

В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)

6.Драматизация.

В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.

7.Моделирование сказки символами.

В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?

А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

А как?

Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

8. Рефлексия.

Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)




просмотров