Остробрамская икона божьей матери значение куда вешать. Икона остробрамская в чем помогает

Остробрамская икона божьей матери значение куда вешать. Икона остробрамская в чем помогает

ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

(Празднование — 29 декабря/8 января, а также 14/27 апреля в день памяти трех литовских мучеников)

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками, — Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери , в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской (это связано с тем, что икона является частью композиции Благовещения, и с легендой о древнем происхождении из Корсуни - древнерусское название Херсонеса). Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе «Острыми воротами» или «Острой Брамой» (от польск. «Брама» — ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы.

Остробрамские ворота с часовней над ними чудотворной Остробрамской иконой Божией Матери в Вильнюсе

С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Происхождение

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на предании о том, что икона чудесным образом появилась в Вильне — столице княжества Литовского, на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341—1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги «Древняя история литовского народа» имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: «Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ — подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена». Свидетельство каноника Лодзяты - наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Католики видят в Остробрамской иконе образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

Польская версия поддерживает гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз — Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными - Матерь Божия.

История

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Ольгерда тверской княжны Иулиании Александровны, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744г. снова помещена над воротами.

В 1812г. она пострадала при нашествии французов, а в 1829г. отреставри-ро-ва-на. По-сле за-кры-тия в 1832г. кар-ме-лит-ско-го мо-на-сты-ря, Те-ре-зин-ский ко-стел был пе-ре-име-но-ван в Остробрам-ский и остал-ся в ве-де-нии рим-ско-ка-то-ли-че-ско-го ду-хо-вен-ства.

Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий.

Иконография

Остробрамская икона Божией Матери относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках.

Икона написана темперой на двух соединенных дубовых досках размером 1,63 х 2 м и толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

Остробрамская икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона - барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

Позднее (в 1849 году) внизу иконы была помещена большая серебряная вота (дар, данный по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания) в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Виленская Остробрамская икона Божией Матери - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше. В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные.

Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих.

Кондак
Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся,Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне иприсно, и во веки веков. А минь.

Молитва иная Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»
О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никто же отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконеТвоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Соборней и Апостольстей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже напользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею.

Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. А минь.

Остробрамская икона Божией Матери January 3rd, 2011

Был период в моей жизни, когда я находилась в крайне нервном напряжении. С каждым днем напряжение и тяжесть росли и росли. В этот период ноги сами понесли меня в церковь. Там мой взор упал на Остробрамскую икону Божией Матери. Я смотрела на нее, и на душе становилось мирно и спокойно. Этот образ стоит сейчас в моем доме и приносит спокойствие.
Хочу возблагодарить Проведение за встречу с этим образом в период жизненных испытаний и рассказать немного о том, что удалось найти об образе Остробрамской иконы Божией Матери.

Как и наша московская Иверская, Остробрамская тоже на вратах – хранит город:
«Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!»
Своё название икона получила благодаря месту своего заступничества. Святой образ находится в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота в Вильнюсе.

Предания о происхождении образа
О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

1. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников, замученных Ольгердом в начале его княжения. В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.
После введения унии, православные иноки утратили, вместе с Троицкой обителью, и священную часовню Остробрамскую. Но при уничтожении унии (в 1839 году) древняя Троицкая обитель перешла опять в руки православных, а чудотворная икона осталась в руках католических монахов (кармелитов).
Существуют и два других православных предания о происхождении образа.

2. Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства.

3. По преданию икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. крепостной ограды города Вильны.

Образ Остробрамской иконы Божией Матери
В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись – хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим».
Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс со склоненной головой и опущенными глазами. На её лице выражение глубокого мира и умиленности. Ее руки скрещены на груди.
Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем. Открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой» (1849).
На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона Королевы Польши. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия – момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа – участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.
Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.
Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

Молитва иконе Божией Матери "Остробрамская"
О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти.
Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи.
Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.
Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.
Пресвятая Богородице, Спаси нас!

Празднование – 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников (Антония, Иоанна и Евстафия Виленских).

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345 - 1377) и тем самым способствовали просвещению древних русско-литовских земель (Черной Руси) светом Христовой Истины.
Князь Ольгерд был женат на православной Витебской княжне Марии Ярославне и при жизни супруги дозволял проповедь христианства. По просьбе княжны в Вильне была даже построена православная церковь. Но после ее смерти он стал открыто поддерживать жрецов-огнепоклонников, которые начали преследование христиан.
Два родных брата, придворные Нежило и Кумец, приняли от духовника княгини священника Нестора святое Крещение и получили имена Антоний и Иоанн. Вскоре князь заподозрил братьев в вероотступничестве, допросил их, и они исповедали себя христианами. Святые братья были заключены в темницу и целый год провели в неволе. Иоанн испугался предстоящих мучений и объявил, что исполнит все приказания великого князя. Обрадованный Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе.
Но Антоний не изменил Христу. Когда он отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким истязаниям. Иоанн вскоре раскаялся в грехе отступничества и также был заключен в темницу.
Толпы народа приходили к темнице, чтобы увидеть нового исповедника. Своей проповедью братья многих обратили ко Христу. Темница превратилась в христианское училище. Испугавшиеся жрецы требовали казни братьев, но теперь они уже не боялись временной разлуки. Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний после принятия Святых Тайн был повешен на дереве. Этот дуб, считавшийся язычниками священным, стал с тех пор поистине священным для православных литовцев и белорусов.
Множество народа также собиралось у стен темницы, где находился святой Иоанн. 24 апреля 1347 года по наущению язычников его удавили и мертвого повесили на том же дубе. Честные тела обоих мучеников были погребены христианами в церкви во имя святителя Николая Чудотворца.
Третьим страдальцем за веру Христову и просветителем литовцев стал родственник братьев Круглец, в крещении Евстафий. Любимый дружинник Ольгерда, он мог рассчитывать на прекрасное будущее. Но однажды и он подобно братьям-мученикам исповедовал себя христианином. Его тут же стали бить железными палками, но юноша не издал ни одного стона. Князь стал изощряться в пытках. Был лютый мороз. Ольгерд приказал раздеть мученика донага, вывести его на улицу и лить ледяную воду в уста. Но это не сломило духа святого. Тогда раздробили ему кости от подошвы до колен, вместе с кожей сорвали с головы волосы и отрезали уши и нос. Святой Евстафий переносил истязания с такой радостью и бодростью, что сами мучители поразились той Божественной силе, которая укрепляла его. После пыток мученик Евстафий был приговорен к смерти и повешен на том же дубе, где ранее приняли мученическую кончину святые Иоанн и Антоний.

Их подвиг имел громадное значение для всего Западного края. Виленский монастырь во имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи, стал оплотом Православия и мира в том крае. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни как самые драгоценные в Прибалтийском крае были взяты в сердце России – Москву.

Икона Божьей матери, находящаяся над Остробрамскими воротами в г. Вильнюсе (Литва), именуется Остробрамской (Островратной) и считается главной святыней города.

Ее почитают и поклоняются ей как православные, так и католики. Молитва Остробрамской Божьей Матери не раз совершала чудеса для людей различных вероисповеданий.

В храмах города Вильнюса в числе святынь, располагающихся на алтарях и стенах древних строений, находится несколько иконописных ликов.

Главным среди них является Остробрамский образ Божьей Матери (см. фото).

Один взгляд на него переворачивает весь внутренний мир человека и заполняет душу беспредельной радостью и упованием.

Многие христиане, и православные, и католики, стремятся хоть на несколько минут встретиться с ликом Остробрамской Божьей Матери в Литве и окунуться под Ее милосердный покров.

Свои ощущения, полученные в молитвенном созерцании Божественнейшего лика Матери, верующие люди проносят через всю дальнейшую жизнь, в чем помогает им благодать, подаваемая через чудотворный образ.

Существуют разные версии, иногда в виде красивых и загадочных легенд, пытающиеся объяснить происхождение образа Остробрамской Пресвятой Богородицы. Исторические свидетельства и документы, касающиеся города Вильне, прежней столицы литовско-русского государства, имеют достаточно много упоминаний об этом лике Божьей Матери.

Из них видно, что он был привезен из Крыма, а именно из Херсонеса Таврического (древн. Корсунь).

1341-1373 гг. Предположительно в этот период Остробрамский лик был доставлен великим Ольгердом, князем литовским, из военных походов против крымчан, которые были удачны и принесли много трофеев.
1431 г. Точно не известно, когда супруга Ольгерда отдала образ в новопостроенную церковь Живоначальной Троицы г. Вильне. Но в этом году о нем уже упоминается.
1498 г. Ввиду угрозы татарского нашествия была осуществлена закладка новых каменных стен, опоясывавших город. Чуть позже на одной из надвратных башен в Русском (Остром) конце был установлен образ Божьей Матери, приветствующий своим Ликом всех входящих в Вильне.
1495 г. В город была привезена цареградская икона «Одигитрия». Про Остробрамскую Божью Матерь на время забыли.
1596 г. Объявлена церковная уния. Троицкий монастырь, которому принадлежала часовня с чудотворным ликом, перешел к униатам. Образ был перенесен в один из православных храмов.
1609 г. Остробрамский лик забран униатами насильственным путем и перенесен обратно в часовню над воротами. Часовня передана на попечение базилианским монахам, поселившимся при Троицком храме.
1624 г. У Острых ворот основывается монастырь с костелом св. Терезии (кармелиты). Со временем часовня перешла к ним. Возобновилось почитание чудотворного лика.
1671 г. Кармелиты построили на месте старой новую часовню. Чудотворный лик они обратили внутрь города.
1714 г. Страшный пожар в Вильне. Икона была перенесена в Терезинский костел.
1744 г. Чудотворный образ, в связи с возобновлением часовни, вновь помещен над воротами.
Нач. 19-го века Спор между базилианами и кармелитами о праве владения чудотворным ликом. Папа Римский присудил оставить его кармелитам, так как они были наиболее близко расположены к часовне.
1832 г. Закрытие монастыря кармелитов. Терезинский костел перешел во владение белого римо-католического духовенства, а вместе с ним и икона.

Внимание! В наше время святой образ, как и прежде, находится на своем историческом месте. Христиане и люди других вероисповеданий при проходе через Браму обнажают голову. Многих из них останавливает молитва Остробрамской Божьей Матери, рождающаяся в верующих сердцах.

Иконография образа

Относится к редко встречающемуся иконографическому типу – Матерь Спасителя без младенца на руках. На Ее чудном лике мы видим глубоко мудрое смирение, скромность и девичью чистоту, – черты, наиболее присущие Пресвятой Деве. На голове прикреплена двуярусная корона – символ царского достоинства. От лика исходят светоносные лучи.

Икона выполнена темперой на двух скрепленных между собой досках, обработанных тонким слоем грунта, размер которых составляет 1,63 Х 2,0 м, а толщина – 2 см.

В 1812 году икона была основательно подпорчена французскими завоевателями. В 1829 году икона была реставрирована, при этом на ней появились некоторые новшества в католическом духе.

На иконе после снятия ризы для проведения реставрационных работ иконописцами была обнаружена древняя надпись, выполненная на славянском языке.

Это была песнь, прославляющая Богородицу: «Честнейшая Херувим…».

Когда-то, задолго до своего появления в Вильне, икона была составной частью композиции «Благовещение». Называлась она в то время Корсунской или Благовещенской.

Отсюда и пошла трактовка, что Дева Мария представлена в момент встречи Ее с архангелом Гавриилом. Но эта часть композиции, к сожалению, безвозвратно утеряна.

К тому же иконографическому типу относится чудотворный образ «Умиление», принадлежавший батюшке Серафиму и в настоящее время хранящийся в Москве. Островратный лик Богоматери почитается преимущественно в Литве, Польше, Украине, Белоруссии.

Молитвенная традиция

Остробрамская икона Божьей Матери, от чего защищает и чему учит нас Божественный лик? Нежный чудный образ Пречистой Девы Марии излучает из себя тепло и кротость.

Смотря на него, начинаешь понимать, что именно с такой душевной открытостью, чистотой и смирением Богородица встретилась с посланцем Божьим.

Дева Мария сложила на груди руки так, как их нужно складывать, подходя к святой чаше и готовясь принять в себя Господа.

Глядя на прекрасный образ Матери, постигаешь, какой прозрачности и чистоты должна достичь душа для осуществления близкой встречи с Богом, каким смирением надо обладать, – чему нам, православным христианам, нужно подражать.

Остробрамская икона Божьей Матери, в чем помогает христианам и другим обращающимся к ней людям, так это в том, чтобы сохранять мир и благоденствие в семьях, избегать всяческих раздоров и наветов бесовских.

Святой образ считается покровителем семейного очага и брака, хранительницей рода.

Чтобы защитить себя от всяческих бед и напастей, в доме просто необходима икона Остробрамская Богородица. Где вешать Лик Богоматери, решать нужно исходя из обстановки квартиры, многие делают это над входом в жилье.

Значение символики Остробрамского лика

Более поздний образ Остробрамской Божьей Матери имеет над Ее головой ореол в виде круга. Сияющий нимб Богородицы, между излучениями которого видны звезды и месяц, понуждают нас вспомнить слова из книги Откровения Иоанна Богослова «Явилось на небе великое знамение – Жена, облеченная в солнце. Под ногами Ее – луна, и на голове Ее – венец из 12 звезд».

Внизу иконы помещен серебряный полумесяц. На нем присутствует гравировка – надпись на польском языке, выражающее молитвенное прошение к Пресвятой Богородице.

В древности подобный символ (круг + полумесяц) встречается довольно часто в самых разных местах земного шара.

Круг является символом души, а также одним из символов проявления духовного существа из мира Бога.

Знак полумесяца, обращенного своими концами вверх, – означает человека, который достиг духовного совершенства еще при жизни.

Подобные знаки встречаются в архитектуре главных православных соборов Киевской Руси:

  • Спасо-Преображенской церкви на Берестове (Киев);
  • Дмитровского собора во Владимире;
  • Софийский собор в Киеве;
  • многих других церквях.

Наглядным примером возведения православных храмов с такой символикой в Киевской Руси служит киевский Собор Святой Софии.

Он был возведен в одиннадцатом веке по проекту, который рекомендовал князю Ярославу Мудрому прп. Агапит Печерский.

Святые отцы, в частности Максим Грек, объясняют происхождение полумесяца под крестом на православных храмах как символ победы христианства над мусульманством.

Некоторые религиоведы видят в православном полумесяце другое значение:

  • знак Византии;
  • символ царской власти;
  • якорь, как символ спасения (см. Евр. 6, 18-19);
  • церковный корабль;
  • Вифлеемская колыбель Иисуса;
  • стилизованный образ дракона как символ зла, попранного Христом;
  • евхаристическая чаша.

Важно! Необходимо помнить, что никакого отношения к мусульманской религии православный полумесяц не имеет.

Полезное видео

Подведем итоги

К Божьей Матери, в иконе Остробрамской прославляемой, можно обращаться с любой просьбой. Здесь важно иметь сокрушенное состояние духа, сознание своей недостойности и величия Царицы Небесной. В просьбах необходимо полагаться на волю Божью, Он лучше знает, что нам полезно, и доверяться Ему.

И если то, о чем молятся, послужит нам ко спасению, обязательно подаст Божья Матерь, обнимающая своей любовью и попечением весь человеческий род.

Особое почитание у христиан имеют иконы, на которых изображается Богородица . Их существует довольно большое количество, по словам религиоведов, более пятисот. Поэтому верующим следует внимательно знакомиться с историей чудотворных святынь, изучать православное наследие. имеет очень узнаваемую композицию и совершенно уникальную историю.

Загадочное появление

Богородицу чтут в разных странах и культурах. Это хорошо видно на примере данного образа.

Существует несколько версий появления Богородицы Остробрамской в г. Вильнюсе.

  • Западная (распространенная у католиков) — образ возник чудесным путем, в апреле 1431 г., явился на вершине ворот Острая Брама, откуда и получил название.
  • Корсунская — один из литовских князей привез икону из Корсуни, в качестве подарка для своей жены. Затем святыня была подарена Церкви, так и оказалась в часовне.
  • Греческая — греческий правитель И. Палеолог, узнав о том, что в Литве приняли христианство, прислал чудотворную икону в подарок.

Конечно, церковное почитание не зависит от того, какая именно версия является исторически правильной, а какая — благочестивой легендой. Пусть точно неизвестно, при каких обстоятельствах и в какое время был написан святой лик. Ведь на любом образе взгляду верующих предстает одна и та же Царица Небесная — прекрасная, любящая, кроткая .

Историческая справка

Автор образа неизвестен, предположительно он принадлежал итальянской школе. Время написания относят ко второй половине 16 в. На оригинале фигура Девы Марии почти полностью скрыта окладом — виднеются только кисти рук и лицо, склоненное в молитве. Широко известный полумесяц, находящийся внизу композиции, появился лишь в 19 в., это дар от верующих.

Когда риза была снята для реставрации, под ней нашли надпись — стихи из величальной песни («Честнейшую»). Икону украшают не одна, а целых две короны. Одна выполнена в стиле барокко и символизирует власть над небесными силами, другая — рококо, ее принесли в дар жители Польши.

Коронация производилась по благословению Папы Римского в 1927 г.

О святыне сохранились архивные письменные свидетельства, например, в летописи кармелитского монастыря. Во второй половине 17 в. с большими почестями изображение Девы Марии было перенесено во вновь освященную часовню. К сожалению, здание было полностью уничтожено огнем, но образ уцелел. До окончания восстановительных работ, икона находилась в костеле. В 1715 г. она была перемещена в возрожденную часовню.

Примерно в это же время зародился религиозный культ, чтущий Остробрамскую Божию Матерь . Вскоре он стал известен далеко за пределами Вильнюса. На праздник Девы Марии стали съезжаться верующие с других городов. В часовне, где находилась святая икона пресвятой Богородицы, проводились мессы как по западному, так и по восточному обряду.

В конце 18 в. стены Вильно (старое название города) были демонтированы. Но Острая Брама сохранилась благодаря тому, что жители очень почитали свою небесную покровительницу.

Святыня

В прошедшие века частым явлением были войны, поэтому люди всячески старались оградить себя от нападений. Священные предметы наделялись защитными свойствами. Именно поэтому иконы часто ставились над городскими воротами. Так поступили и жители Вильнюса — первое, что видели путники, въезжая в город, это Остробрамская икона Божьей Матери . От чего защищает она верующих, помимо вражеских набегов?

Многие верят, что молитва перед этим изображением способна помочь в самых разных ситуациях:

  • снять проклятие;
  • развеять , овладевшее душой;
  • облегчает состояние депрессии;
  • стабилизирует психику у тех, кто подвержен перепадам настроения;
  • сделает более спокойными младенцев.

И летописи свидетельствуют о многих свершившихся чудесах. О силе почитания говорит тот факт, что до сегодняшнего дня святыня находится на прежнем месте. Не иссякает поток паломников, которые могут подолгу смотреть на небесный лик и молиться о своих горестях небесной заступнице.

Икона Остробрамской Пресвятой Богородицы




Поскольку в сознании многих верующих данный образ является частью Благовещенского, то молиться перед ним можно и небесным силам (ангелам). Считается, что они способны уберечь квартиру от пожара и прочих напастей, уменьшить конфликты в семье. Также ангелы являются прекрасными наставниками в вере, поэтому к ним надо обращаться в те моменты, когда пошатнулась вера.

Иконография

Солнечные лучи озаряют склоненную голову, между лучами светила виднеются звезды и месяц. Композиция напоминает библейские строки о «жене, облеченной в солнце». Ее голову украшает венец с 12 звездами (намек на количество апостолов).

Богородица смиренно сложила руки, как бы в ожидании благой вести. Подобным образом православные держат их перед тем, как подойти к Святой Чаше, чтобы принять в себя Христа.

Лицо выражает кротость, согласие с волей Божией. Считается, что данная композиция раньше содержала еще фигуру Ангела, который принес Деве благую весть. Будущая Мать Господа смиренно слушает, что говорит ей Божий посланник. Но сохранилась лишь часть первоначального замысла древнего мастера.

С этого образа взята основная композиция «Умиления» — перед своей келейной иконой возносил молитвы хорошо известный Серафим Саровский. В Москве и других городах России часто отождествляют данные , но они разные.

Представители разных религиозных учений находят в лике Пресвятой собственное значение символов:

  • Круг — обозначает жизнь, которая является бесконечной.
  • Полумесяц — символ духовного свободного человека.

Однако, от православной традиции эти трактовки стоят очень далеко. Они рассматривают Богородицу лишь как продолжательницу древних культов, которые практиковали поклонение женщинам-богиням. В православии же существует один Господь, единый в трех лицах, а Богородица не является богиней, а земной Матерью Иисуса Христа.

Богословское значение

Достаточно редкий тип изображения, в котором Пречистая предстает одна, без Младенца Христа. Тем не менее Он присутствует здесь незримо, как идея (особенно если помнить о том, что это часть композиции Благовещения).

Среди всего человечества была найдена лишь одна непорочная Дева, способная полностью и без остатка подчинить свое существо Божией воле. Она знала из Священного Писания, что однажды явится на землю Спаситель.

Юная Мария очень хорошо понимала и знала святые тексты. В душе она прославляла ту девушку, которая сможет стать Матерью Христа. Скромность никогда не дала бы ей подумать, что именно ей выпадет эта честь. Именно такой видит православное церковное предание Богородицу.

Поскольку центром композиции тут является Царица Небесная, иконописцы постарались доступными средствами донести до верующих все величие ее души. Ни один другой образ не может похвастаться красотой одеяний. Жемчуга, золото, серебро, драгоценные камни — все это по праву может носить та, которая оказалась достойна принять в себя самого Иисуса. Платье очень пышное, сделанное из темной ткани — такого не встретишь на других изображениях. Там оно, как правило, очень скромное, темно-красного оттенка (в знак страданий, которые Мария разделила со своим Сыном).

Божия Мать здесь предстает во всем величии, о чем говорит корона, которая венчает ее голову.

В чем помогает

Во многих домах имеется изображение Остробрамской иконы Божией Матери. От чего она защищает верующих, их семьи? К святой Деве многие приносят самые сокровенные свои просьбы:

  • О защите детей . Согласно церковному преданию, несколько похищенных чад были возвращены невредимыми. Так через молитву действует Божий промысел.
  • О поиске без вести пропавших родственников . Царица Небесная не только может наставить душу на путь истинный, но и направить к дому тех, кто долгое время находится в отъезде, не присылает о себе известий.
  • О продолжении рода — случается, что самые достойные люди не могут зачать ребенка. В таких случаях надо иметь веру и совершать молитвы.

Как правильно молиться

Православные отмечают праздник Остробрамской иконы в зимнее время, на другой день после Рождества — 8 января (по старому стилю это 26 декабря).

В этот день из алтаря износится образ, ставится посередине храма. Перед ним служится лития, присутствующих помазывают освященным маслом, дают приложиться к святыне. В храм надо прийти к началу службы, в подобающей одежде. Желательно отстоять всю службу полностью, внимательно слушать, не отвлекаться на посторонние мысли.

Но праздник случается нечасто, поэтому молиться необходимо и дома. В часовне, где находится икона, каждый день произносится специальное славословие. Перевод молитвы можно найти в интернете.

Традиционно верующие используют готовые тексты, составленные по благословению Церкви. Но если на душе тяжело, можно обратиться к своими словами — ведь она считается небесной покровительницей всех христиан , даже тех, кто совершает много греховных поступков. Дева Мария своей чистотой превосходит ангелов , она постоянно молится за обездоленных, обиженных, сирот. Поэтому столько велико почитание Божией Матери, в том числе Остробрамской иконы.

В православном мире существует много различных святынь важных и значимых для православного христианина, в католическом - не меньше святынь, почитаемых католиками. Однако, немного существует в мире и таких, которым поклоняются как православные христиане, так и последователи католического вероисповедания. Одной из самых известных и благословенных общих святынь является Остробрамская икона Божьей Матери, лицезреть её можно в Вильнюсской часовне над Острыми воротами.

Древняя святыня Вильны

Икона Божьей Матери «Остробрамская»являет миру чудеса веры в уютной старой части города Вильнюс. Святыня считается достаточно древней, по некоторым источникам, верующие впервые смогли лицезреть её в первой половине 15 века. Другие источники склоняются к версии, что уже в 14 веке икона прибыла на территорию современной Прибалтики. Икона является одним из редких типов изображения Богородицы: без превечного младенца. Традиционным вариантом изображения лика Пресвятой Девы есть Богородица с младенцем Иисусом, икона Остробрамской Божьей Матери относится к особенному типу святого изображения. Святая Дева изображена на ней со склоненной головой и скрещенными руками, с короной на голове и нимбом из сияющих лучей со звёздами. Древняя святыня считается одной из главных достопримечательностей современного Вильнюса, встречает паломников святым ликом, выставленным в часовне над воротами в город.

И католики, и православные…

Приверженцы католического вероисповедания уверены, что икона имеет европейское происхождение. Католики видят в чудесном списке образ Богородицы, характерный западноевропейским изображениям. Некоторые специалисты в области старины и иконописи полагают, что образ писался приблизительно в 17 столетии и является списком с образа нидерландского художника-иконописца. Православный мир, со своей стороны, считает, что икона Божьей Матери «Остробрамская» - византийский образ, уходящий историей в глубокую древность. По некоторым версиям, икона изначально была частью православной композиции. В связи с этим сам образ имел название Корсунской Благовещенской. Как бы там ни было, но святыню миролюбиво делят между собой и католики, и православные, стекаясь и совместно поклоняясь образу Пречистой Девы.

Предания о появлении иконы на Острой Браме

Версий о появлении православной святыни в Вильнюсе существует несколько. По одной из них, икона была привезена из Корсуни литовским князем и подарена им своей супруге Марии, затем уже вторая супруга князя Иулания передала икону в церковь Троицкой обители. После закладки в городе новых каменных стен, защищающих от нашествия врагов, лик Богородицы был выставлен над воротами. С той поры образ стал именоваться Остробрамским от местонахождения: над острыми воротами. По существующим другим версиям, икона не была привезена князем, а прислана ему в подарок греческим императором после принятия христианства. Некоторые православные придерживаются той версии, что чудесный образ сам собой появился над городскими воротами, явив тем самым христианам чудеса веры.

Православное значение уникальной святыни

Православные полагают, что икона является частью Благовещенской иконы, что делает её незаменимой для тех, кто ищет защиту от напрасной клеветы. Считается, что уникальный образ помогает от всякой беды и внезапной смерти. Верующие утверждают, что благодать Господня снизойдёт на тот дом, в котором есть Остробрамская икона Божьей Матери. Значение образа для верующего христианина в том, что по искренним молитвам этой иконе снимаются проклятья и всё плохое всего рода до седьмого поколения. Святое изображение обладает уникальной способностью умиротворять и успокаивать атмосферу в доме по молитвам живущих в нём. Незаменимым образ будет и для тех, кто молится о душевнобольных родственниках, склонных к депрессивным состояниям, унынию. Икона Остробрамской Божьей Матери особо почитается православными, которые не любят нежелательных гостей в доме, по их молитвам чудесный образ охраняет дом от непрошенных гостей.

Остробрамская помощница верующих

Кроме основного значения иконы для верующих, существует ещё немало чудесных исцелений по молитвам и просьбам. Зафиксировано исцеление маленького мальчика от задержки речевого развития по молитвам его матери перед образом "Остробрамская икона Божьей Матери". От чего защищает такой лик, мать ребёнка знала, однако, решила просить также о том, чтоб малыш исцелился от немоты. Искренняя просьба матери была услышана, и ребёнок заговорил сразу сложными фразами. Успех верующей женщины вдохновил вторую мать больного ребёнка, находящегося между жизнью и смертью, на молитвы перед чудесным образом. Неустанные мольбы матери помогли исцелиться больному малышу от тяжёлого заболевания лейкемией. Родители пропавших или похищенных детей, наслышанные о чудесах, исходящих от образа, также обратили свои молитвы к Остробрамской иконе. По их усердным мольбам зафиксированы случаи возвращения детей к родителям целыми и невредимыми. Тем самым Икона Божьей Матери Остробрамская показала свою действенную помощь отчаявшимся родителям в спасении их чад.

Остробрамская защитница верующих

Святая защитница верующих не устаёт демонстрировать чудеса заступничества по молитвам её просящих. Считается, что заступничество Божьей Матери Остробрамской от нежелательного вмешательства в семью защищает супругов от вмешательства и влияния на семейные дела недоброжелателей. Нет такой семьи, в которой не было бы таких гостей и посетителей, которых хозяева не хотят видеть в силу ряда причин. Сказать людям о том, что они в доме персоны «нон грата» часто не позволяет врождённая тактичность, в этом случае за хозяев это сможет сделать икона Остробрамской Божьей Матери. В чём помогает этот образ, так это в том, что отвращает от порога дома нежелательных посетителей. Хозяевам вовсе не надо вывешивать список людей, которых они не хотят видеть у порога - Пресвятая Богородица сама сделает это за них и не допустит в дом недоброжелателей. Немаловажный вопрос при этом возникает у многих: раз обладает такой силой Остробрамская икона Божьей Матери, где вешать в доме этот образ?

Место святого образа в жилище

Каждая икона в доме имеет своё место, то, где её влияние и защита будут наиболее действенными. Икона Божьей Матери «Остробрамская» традиционно вешается в доме над входной дверью, учитывая её значение для верующих христиан. Так как историческое место иконы над входными воротами в город, то и в доме правильным будет поместить образ при входе. Молитвенное обращение к Пречистому образу следует сделать регулярным для того, чтоб икона стала частью дома, в который её поместили. Естественно, без веры в чудесную защиту иконы, в её благотворное влияние на микроклимат семьи и дома, надеяться на Пречистую бессмысленно, ибо истинно сказано: «По вере вашей да будет вам…». Веру в милость Господа и его заступничество несёт человеку Остробрамская икона Божьей Матери. Где дома хранить образ понять несложно, достаточно лишь ориентироваться на историю святыни и её значение для верующего христианина.

«По молитвам вашим дано будет вам…»

Многих интересует закономерный вопрос о том, как правильно обратиться к Пресвятой Деве Остробрамской с мольбами и просьбами. Первое непреложное правило - слова, обращённые к Высшим Силам, должны быть искренними и идти, что называется, «от души». От многих бед и напастей по мольбам людским защитит Остробрамская икона Божьей Матери. Молитва этой иконе отражает суть самой святыни: « О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти…» Правильно произносимый текст молитвы гарантирует прочную защиту и покровительство Богородицы.

Покровительство Святой Девы будущим матерям

Незаменимой для помощи будущим матерям в вынашивании и благополучном родоразрешении будет также Остробрамская икона Божьей Матери. Значение образа для беременных женщин в его защите и покровительстве в этот ответственный период для семьи. Особенно ценен образ для тех пар, которые отчаялись иметь малыша из-за проблем с вынашиванием, благополучным родоразрешением. Молитвенное правило обращения к иконе Остробрамской Божьей Матери содержит в себе просьбу о сохранении ребёнка и особой защиты для матери и малыша во время беременности: «Пресвятая Богородице, не отврати лица Твоего от меня, грешной рабы Божьей, и прими молитву сию к Тебе, от всего сердца возносимую, сохрани плод чрева моего и благополучно разродитеся (родить) во время благопотребное (положенное) благоволи Твоею великою и неизреченною милостью…»

Православный оберег от ссор и уныния

Большинство православных, побывавших в Вильнюсе, отмечают сильную позитивную энергию, которую несёт Остробрамская икона Божьей Матери. От чего защищает образ, в момент нахождения с ним рядом многие даже не думают: просто обнажают голову и становятся перед иконой на колени. Мощный заряд святой энергии, исходящей от иконы, воцаряет в душах верующих покой и умиротворение, что особенно важно для современного человека. Древняя святыня как будто специально поставлена над городскими вратами для того, чтоб нести в мир радость, покой, искоренять уныние во славу Господа. И в подтверждение милости Всевышнего сияет на вратами икона Остробрамской Божьей Матери. В чём помогает христианину святой образ в первую очередь - это в том, что вносит в души покой, рассудительность, радость. А в таком состоянии намного проще самому решать проблемы, расставлять приоритеты.



просмотров