Определение фуга. Значение слова фуга в словаре музыкальных терминов. Примеры употребления слова фуга в литературе
- полифоническая музыкальная форма
, включающая последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими ами.
- ru (муз.)
- , написанное в такой форме
- специальное?.
- По ширине́ бруско́вые дета́ли нара́щивают путём приклеивания но́вых бруско́в на гла́дкую фу́гу , на ре́йку, пло́ские прямы́е и́ли кру́глые вставны́е шипы́ и други́ми ме́тодами сплачивания бруско́в.
- "Бегство" среди жанров музыки
- (итальянское fuga - бег, бегство, быстрое течение) одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, высшая форма полифонии, построена на принципе имитации - многократном проведении одной и той же темы во всех голосах
- вид органной музыки
- ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страдат. Фугованье, фуговка, действ. по глаг. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка)
- жанр органной музыки
- кратковременное двигательное возбуждение в рамках сумеречного расстройства сознания
- любимый жанр Баха
- музык. произвед
- музыкальная форма
- музыкальное произведение
- музыкальное произведение имитационного склада
- музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами
- музыкальный конек Баха
- название этого музыкального произведения в буквальном переводе с итальянского означает "бег"
- опус для органа
- органная музыка
- повторение музыкальной темы несколькими голосами
- полифоническое музыкальное произведение, в котором одна или несколько тем повторяются во всех голосах
- произведение для органа
- тип полифонии
- форма полифонической музыки
- название этого музыкального произведения в буквальном переводе с итальянского означает «бег»
- «бегство» среди жанров музыки
- музык. произвед.
- высшее достижен. полифонич. музыки
- (ит. и лат. fuga). 1) Музыкальное сочинение двух или многоголосное, в котором тема, как главное содержание фуги, исполняется только одним голосом, без всякого аккомпанемента, остальные же партии следуют одна за другой, повторяя ту же тему. 2) Фуга (нем.). Паз, выемка в доске, сделанная фуганком.
- 1) музыкальное произведение, отличительную особенность которого составляет то, что одна его основная тема повторяется разными голосами, так что кажется иногда, будто они обгоняют друг друга; 2) выстроганная особым рубанком доска.
- 1) сторона доски, остроганная фуганком; 2) многоголосая музык. пьеса с одной основной темой, повторяемой различными голосами.
- итал. fuga, франц. fugues, от немец. Fuge, от fugen, вести. Музыкальное сочинение, в котором один голос выступает после другого, так что они не нарушают единства всего сочинения.
- (итал. fuga - бег, бегство, быстрое течение) одна из основных муз. форм многоголосного стиля, высшая форма полифонии, построена на принципе имитации - многократном проведении одной и той же темы во всех голосах
- музыкальное произведение,основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами
- паз, выемка в доске, выстроганная фуганком
- полифоническое муз. произведение, в котором одна или неск. тем повторяются во всех голосах
- полифоническое произведение, основанное на имитационном проведении одной, двух и более тем последовательно во всех голосах в соответствии с определенным тонально-гармоническим планом
- Кратковременное двигательное возбуждение в рамках сумеречного расстройства сознания.
- Повторение музыкальной темы несколькими голосами.
- Название этого музыкального произведения в буквальном переводе с итальянского означает «бег».
В теории музыки есть множество терминов. Начинающий слушатель может с изумлением спросить: фуга - что такое? И специалисты ответят, что это одна из самых развитых музыкальных полифонических форм.
Происхождение жанра
Если ответить на вопрос, что такое фуга в музыке, определение кратко будет звучать так: это пьеса, построенная на реализации одной темы в нескольких голосах. Термин происходит от итальянского слова, обозначающего «бег». Фуга как жанр зарождается в 15 веке, тогда композиторы ведут поиски в области музыкальной формы и стремятся воплотить тему во всем многообразии оттенков. Это становится возможным в полифонических формах.
Если есть желание дать более развернутый ответ на вопрос, что такое фуга в музыке, определение будет таким: это жанровая форма, характерная в первую очередь для искусства эпохи барокко, когда избыточность формы была главным художественным принципом. Родоначальником жанра является Александр Польетти, который создал форму, называемую сегодня фуга.
В музыке? Это устоявшийся набор формальных признаков, отточенная форма. И именно Польетти обосновал все параметры фуги, ее главным признаком является многоголосие. Эта форма вобрала в себя все лучшее, что было изобретено в имитационно-контрапунктической музыке. В основе фуги лежит какая-либо мысль. Ее называют темой. Она в фуге последовательно развивается и обогащается в разных голосах, это приводит к переосмыслению темы, ее развитию. Диапазон темы при этом укладывается в пределы одной октавы. Завершение темы может быть не ярко выраженным. Существуют три композиционные части, из которых скалывается фуга.
Это гармоничное соединение элементов в определенную форму, выражающую содержание. Фуга включает три таких элемента: экспозицию, развитие и заключение. Экспозиция презентует тему во всех голосах, развитие представляет ее в новых тональностях с использованием тематических преобразований. Заключение представляет тему в ключевой тональности, в заключении все голоса сливаются воедино. Кроме трехчастной фуги можно встретить и двухчастную. В этом случае развитие объединяется с заключением.
Виды многоголосной фуги
В теории музыки композиторы, размышляя над вопросом: "Фуга - что такое?", пришли к выводу, что может быть несколько вариантов этого жанра. Самая распространенная фуга - четырехголосная. В этой форме тема начинается в одном из голосов, его называют вождем, затем имитационно повторяется во втором голосе (спутнике) в более высокой тональности, затем после вариаций вступает третий голос и повторяет вождя, а следом - четвертый, имитирующий спутника.
Более редкими являются двух-, трех- и пятиголосные фуги. Эти формы также строятся на вожде и спутнике, но есть вариации в повторах темы.
Фуга в эпоху барокко
В этот период фуга становится центральным жанром, ее богатая форма отвечает запросам времени. Известный теоретик музыки Иоганн Фукс пишет трактат «Ступени к Парнасу», где он обосновал форму фуги и сформулировал методику обучения ее технике. Он разъясняет роль контрапункта, и этот труд на долгие годы станет основополагающим. Так, Гайдн в свое время изучал контрапункт по этой работе.
Самыми известными фугами, конечно, являются сочинения И. Баха для клавесина, его «Хорошо темперированный клавир» включал 24 прелюдии и фуги во всех возможных тональностях. Эти сочинения стали образцом на длительное время. Влияние Баха на последующее поколение композиторов было так велико, что каждый из них хоть однажды обращался к написанию фуг.
Фуги эпохи классицизма
Эпоха классицизма оттеснила фугу с передовых позиций. Этот жанр становится слишком традиционным. Но даже величайшие композиторы, такие как Бетховен и Моцарт, пишут фуги, включая их в различные свои произведения. Это становится новым этапом. Фуга перестает быть самостоятельным произведением и входит в состав более крупных сочинений. Это приводит к постепенному снижению смысловой силы ее заключительной части. Например, Моцарт в финале «Волшебной флейты» прибегает к форме фуги.
Фуга в 20 веке
Эпоха романтизма в лице Верди, Вагнера и Берлиоза возвращает должную популярность фуге. В 20 веке она вновь становится и самостоятельным произведением, например для органа, и включается в более крупные формы. Барток, Регер, Стравинский, Хиндемит, Шостакович и многие другие композиторы-новаторы дают новую жизнь фуге, подвергая глубокому переосмыслению работы Баха и Бетховена. Свободный и диссонансный контрапункты становятся базой для музыки нового времени.
Современная музыка экспериментирует с традиционными жанрами, и не стала исключением фуга. Что такое в музыке постоянство? Это вариации на вечные темы. Поэтому фуга переживает новые преобразования, но не умирает.
(от лат. fuga - бег, бегство) - форма полифонических произведений, основанная на имитационном проведении одной, реже двух и более тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. фуга - высшая форма полифонии. различают фуги простые (на одну тему) и сложные (на две, три и более тем). тема в фуге - обычно выразительная, запоминающаяся краткая мелодия. в процессе развития фуги первоначальный ее художественный образ обогащается новыми оттенками, хотя лишь в редких случаях это приводит к конкретному переосмыслению. фуга сформировалась в 17 в. на основе предшествовавших ей полифонических форм (канцоны, ричеркара, мотета) и приобрела особенно большое значение в 1-й половине 18 в. у баха и генделя.
Словарь музыкальных терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФУГА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ФУГА в Толковом словаре психиатрических терминов:
(лат. fuga - бегство, бег). Разновидность амбулаторного автоматизма. Проявляется кратковременными эпизодами двигательного возбуждения в форме элементарных стремительных движений и … - ФУГА в Медицинских терминах:
(лат. fuga бег) в психиатрии внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), … - ФУГА в Большом энциклопедическом словаре:
(итал. fuga букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; … - ФУГА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(итал. fuga, от лат. fuga - бег, бегство) (музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных … - ФУГА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
- высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации. В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но … - ФУГА в Современном энциклопедическом словаре:
(латинское, итальянское fuga, буквально - бег, быстрое течение), музыкальное произведение, основанное на контрапункте и имитации высшая полифоническая форма. Имитационные проведения … - ФУГА
[итальянское fuga] в музыке одна из основных форм многоголосного стиля; построена на принципе имитации, то есть на последовательном повторении разными … - ФУГА в Энциклопедическом словарике:
и, ж. муз. 1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком повторении.||Ср. ФУГАТО, … - ФУГА в Энциклопедическом словаре:
, -и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами. II прил. фуговый, -ая, … - ФУГА в Большом российском энциклопедическом словаре:
Ф́УГА (итал. fuga, букв.- бег), муз. произведение имитац.-полифонич. склада, основанное на многократном проведении одной или неск. тем во всех голосах; … - ФУГА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, … - ФУГА в Словаре Кольера:
(лат. fuga, "бегство", "быстрое течение"), контрапунктическая (полифоническая) форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных … - ФУГА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
фу"га, фу"ги, фу"ги, фу"г, фу"ге, фу"гам, фу"гу, фу"ги, фу"гой, фу"гою, фу"гами, фу"ге, … - ФУГА в Новом словаре иностранных слов:
(ит. fuga) одна из основных муз. форм многоголосного стиля, высшая форма полифонии, построена на принципе имитации … - ФУГА в словаре Синонимов русского языка:
кондетта, фугетта, … - ФУГА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2) … - ФУГА в Полном орфографическом словаре русского языка:
фуга, … - ФУГА в Орфографическом словаре:
ф`уга, … - ФУГА в Словаре русского языка Ожегова:
музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими … - ФУГА в Словаре Даля:
жен. , нем. , столярн. вдольный плотный стык двух досок. | муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за … - ФУГА в Современном толковом словаре, БСЭ:
(итал. fuga, букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; … - ФУГА
фуги, ж. (нем. Fuge - скрепа.) (стол.). Паз, выемка в доске, выстроганная … - ФУГА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
фуги, ж. (ит. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих … - ФУГА в Толковом словаре Ефремовой:
фуга ж. 1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. …
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова фуга
фуга в словаре кроссвордиста
фуга
Словарь медицинских терминов
фуга (лат. fuga бег) в психиатрии
внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), которое сопровождается сумеречным помрачением сознания; симптом эпилепсии и органических заболеваний ц. н. с.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
фуга
ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок.
Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страдат. Фугованье, фуговка, действ. по глаг. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка).
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
фуга
фуги, ж. (нем. Fuge - скрепа.) (стол.). Паз, выемка в доске выстроганная фуганком.
фуга
фуги, ж. (ит. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
фуга
И, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.
прил. фуговый, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
фуга
Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
фуга
ФУГА (итал. fuga, букв. - бег) музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация , Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются т.н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги - у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др.
Фуга
(итал. fuga, от лат. fuga ≈ бег, бегство) (музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф. ≈ экспозиции ≈ тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф. ≈ в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие ≈ тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции; здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого характера, зачастую типа репризы. В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы, не возникает производного контраста ≈ она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.
Встречаются Ф. как самостоятельные сочинения; часто Ф. предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф. с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир»; П. Хиндемит, «Ludus tonalis»; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.
Ф. развилась из канцоны, ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля к полифонии свободного стиля. Высшего совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й половине 18 ≈ начале 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф. ≈ область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).
Лит.: Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии... Западноевропейская классика XVIII≈XIX вв., М., 1965; Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975; Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975; Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., .
Википедия
Фуга
Фу́га (бег от бежать, убегать) - композиционная техника и форма полифонической музыки. В классической однотемной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.
Фуга (значения)
Фу́га:
- Фуга - музыкальная форма.
- Фуга - необходимый зазор, для возможности беспрепятственного движения деталей мебели. См. раздел « Минимальная фуга » в статье «Мебельные петли».
Примеры употребления слова фуга в литературе.
С несравненным искусством Бахман скликал и разрешал голоса контрапункта, вызывал диссонирующими аккордами впечатление дивных гармоний и -- в тройной фуге -- преследовал тему.
И рыбу можно любую, даже бесчешуйную, хотя вот тут ниже список исключений из правила: фугу .
В такой манере, близкой к народным истокам, много сочинял Дитрих Букстехуде, но Бах своей Пассакалией и фугой превзошел наставника.
Небольшую, обычно открывающую богослужение органную прелюдию Букстехуде разворачивает в масштабную, насыщенную контрастами музыкальную композицию, обычно пятичастную, включающую в себя последование трех импровизаций и двух фуг .
В токкате, адажио и фуге двадцатичетырехлетнего Себастьяна Баха, как в зернах, как в макромодели, таятся безграничные возможности всего его органного творчества.
Ты не применил темпоральную фугу , -- говорит Анубис, даже не глядя вниз на обломки, минуту назад бывшие Дарготом.
Пока, Анубис, и помни -- против Ангела Дома огня не действует даже фуга .
Монументальность органных комполиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И.
Это наш национальный художник Акэти Мицухидэ, - сказал Кавабата, - тот самый, что отравился недавно рыбой фугу .
Применена техника фуги , набегания и повторения тем - через определенные интервалы и в разных тембрах.
Из всей инструментальной музыки Баха, может быть, только самые величественные органные прелюдии и фуги да Пассакалия сравнимы с Чаконой.
Фуги , пассакальи, техника линеарного многоголосия насыщают сочинения разных жанров.
Так, одно из самых популярных его произведений - Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано - вдохновлено органными звучаниями и жанрами - взволнованное токкатное прелюдирование с охватом всего диапазона, спокойная поступь хорала с ощущением непрерывно тянущегося органного звука, масштабная фуга с баховскими интонациями вздоха-жалобы, да и сам пафос музыки, широта и возвышенность темы как бы привнесли в фортепианное искусство речь истового проповедника, убеждающего человечество в высоте, скорбной жертвенности и этической ценности его предназначения.
Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к форме фуги , наиболее подходящей для воплощения постепенного становления обобщенной философской идеи.
И еще: да не смутит их в дороге обилие сонетных построений: венков, корон, инвенций, фуг -- этих длительных силовых полей, грозящих то и дело выбросить потерявшего ориентир звездоплавателя из накатанной веками траектории.
Перечисленные разновидности полифонического многоголосия (контрапункт, имитационная и контрастная полифония) широко используются в профессиональной музыке европейской традиции, на почве которой они сформировались и получили интенсивное развитие. Все они объединяются в полифонической форме, связанной с высшими достижениями полифонического письма и получившей широчайшее распространение, - форме фуги.
Фуга (итал. fuga - бег, бегство) - наиболее развитая полифоническая форма, основанная на тонико-доминантовом (кварто-квинтовом) имитировании темы в изложении и тонально-контрапунктическом ее развитии. Формирование фуги произошло уже в XVI в., однако, классически завершенный вид она получила в творчестве И. С. Баха. В музыке позднейшего времени интерес к этой форме несколько ослабевает, но никогда не угасает совсем. Она находит применение и в творчестве венских классиков, и в музыке романтиков (Шуберт, Мендельсон, Шуман, Лист, Берлиоз). В постромантический период интерес к полифоническому типу мышления и, соответственно, к форме фуги возрастает (Брамс), а в творчестве композиторов конца XIX - начала XX в. становится повсеместным. В творчестве Регера, Хиндемита, Танеева, Мясковского, Шостаковича, Щедрина, Тищенко, Шнитке полифоническим жанрам и, в частности, фуге уделено почетное место.
Тем не менее, именно фуги И. С. Баха получили статус своеобразного эталона, по отношению к которому рассматриваются сочинения этого типа, как его предшественников, так и последователей. Дальнейшее описание фуги также опирается на этот эталон.
Фуга в ее развитой форме содержит как минимум две части, которые называются «экспозиция» и «свободная часть». Иногда свободная часть, в свою очередь, членится на среднюю и заключительную части. Все фуги классифицируются по следующим параметрам:
2) в зависимости от количества тем фуги могут быть простыми (одна тема) или сложными (две и более тем);
3) в зависимости от характера развития в свободной части фуги могут быть тонально развивающимися и контрапункти-
чески развивающимися; в некоторых свободных частях использованы оба способа развития.
Существуют сокращенные разновидности фуг:
фугетта - в ней свободная часть сведена до минимума либо вовсе отсутствует;
фугато - незавершенная фуга, включенная в более развернутую форму в качестве раздела (например, в Третьей симфонии Бетховена, во II и IV частях; в I части Шестой симфонии Чайковского; Сонате h-moll для фортепиано Листа и др.).
Фуги включают три компонента, из которых складываются и экспозиция, и свободная часть: проведения, противосложения и интермедии.
Проведением называется тот участок фуги, в котором тема проходит полностью хотя бы в одном из голосов. При этом темой (как это уже было отмечено) является та часть фуги, которая в начале звучит, как правило, одноголосно до вступления имитирующего голоса. Противосложением, как и в имитации, называется контрапункт к теме в момент ее проведения, т. е. тот голос или голоса, которые звучат одновременно с темой. Противосложения могут быть удержанными, если они звучат вместе с темой в двух или более проведениях, или свободными (неудержанными), если на протяжении фуги звучат вместе с темой только однажды. Интермедией называется тот участок фуги, на протяжении которого тема либо не звучит вовсе, либо звучат только какие-то ее отдельные элементы.
Экспозиция, таким образом, отличается от свободной части только регламентированным порядком проведений. Этот порядок заключается в следующем: а) тема должна последовательно пройти во всех голосах фуги; б) первое и последующие нечетные проведения темы осуществляются в основной тональности и называются темой, второе (и последующие четные) - в тональности доминанты (т. е. на квинту ниже либо на кварту выше) и называются ответом .
В свободной части количество проведении, как правило, не меньше количества проведении в экспозиции и весьма часто превосходит его; не регламентирован также порядок тональностей в проведениях; соответственно, исчезает дифференциация проведений на тему и ответ.
Свободная часть тонально-развивающейся фуги строится на проведениях в тональностях, не совпадающих с тональностями экспозиции. При этом преимущество отдается, как правило, иноладовым тональностям (т. е. тональностям с любой тоникой, но в ином ладу по сравнению с тем, что представлен
в экспозиции). Заключительное проведение (проведения) проходит в основной тональности. Если в тонально-развивающейся фуге количество проведений в основной тональности равно количеству голосов в фуге, образуется заключительная часть.
Свободная часть контрапунктически-развивающейся фуги может широко использовать тональности экспозиции, иногда появляются всего одно-два проведения в другой тональности. Основной принцип развития здесь заключается в постоянном усложнении контрапунктических и имитационных приемов развития и преобразования темы. Очень характерны для такой части стреттные проведения. Стреттным проведением, стреттой (итал. stretta - сжатая) называется проведение темы в двух или нескольких голосах фуги в виде канона, когда имитирующий голос вступает еще до окончания темы. Если в каноне тема проводится полностью и во всех голосах фуги, такая стретта называется маэстральной (магистральной), т. е. мастерской.
В простых фугах, таким образом, реализуются черты контрапунктической и имитационной полифонии. Черты контрастной полифонии проявляются в сложных фугах, т. е. в фугах на две и более тем. В таких фугах, наряду с экспозицией и свободной частью, обязательно должен быть участок с совместным проведением тем, на пространстве которого и реализуется таким образом контрастная полифония. Сложные фуги называются двойными (на две темы), тройными (на три) и т. д. Одной из самых ярких сложных фуг является финал симфонии Моцарта «Юпитер» - мастерское произведение, сочетающее сонатную форму и форму фуги. Двойная фуга есть в финале бетховенской Девятой симфонии. Несколько сложных фуг есть в баховском «Хорошо темперированном клавире».
Особой разновидностью полифонического многоголосия является Подголосочная полифония. Именно в рамках этого типа полифонической ткани очень ярко проявляются черты равноправия образующих ее голосов.
Подголосочная полифония - явление, возникшее в недрах и принадлежащее по преимуществу фольклорной традиции, т. е. народной песне, в основном восточнославянского ареала (русской, белорусской, украинской). Характерное свойство Подголосочной полифонии - импровизационность самой музыкальной ткани, которая проявляется в следующих чертах:
а) многоголосие образуется путем одновременного сочетания разных вариантов одного и того же напева; эти варианты совершенно равноправны, и, практически, каждый из них может претендовать на роль основного напева;
б) отсутствует общее фиксированное количество голосов; как правило, их столько же, сколько исполнителей, поскольку каждый в какой-то момент вносит свою лепту (свой вариант) в общее многоголосие; соответственно, в одной и той же песне, исполненной разным составом, может быть разное количество вариантов-подголосков;
в) сама музыкальная ткань с точки зрения количества голосов неоднородна: в какой-то момент она одноголосна, но в следующий звучит максимальное их число в данной песне.
Поскольку это многоголосие создается импровизационно (хотя, как правило, коллектив народных певцов бывает «спетым» и функция каждого исполнителя уже проверена и закреплена многократным совместным музицированием), довольно сложно выявить некие закономерности, общие даже для какой-то одной традиции; к тому же традиций могло быть столько же, сколько существовало таких «спетых» коллективов. Это в значительной мере объясняется ареалом бытования песни, в частности проходимостью дорог, позволявшей или, напротив, служившей помехой общению песенных коллективов разных деревень.
Рассмотрим свадебную песню «По лугу вода». Песня записана Е. В. Тюриковой в с. Мариинке Венгеровского района Новосибирской области. Как считает автор публикации, песня была завезена в Сибирь в конце XIX в. жителями Тульской губернии; однако исполнила ее фольклорная группа - потомки харьковчан, также появившихся в Сибири в то же время, сохранившие традиции «мариинской свадьбы» (пример 33).
Совершенно очевидно равноправие каждого голоса - варианта напева: очень трудно, если не невозможно, определить, какой именно из голосов может претендовать на роль ведущего, а какой (какие) украшающего. Даже в последних четырех тактах, в которых два подголоска звучат преимущественно в терцию, невозможно с достаточным основанием аргументировать ведущую роль, скажем, верхнего голоса, хотя бы потому, что при схождении в унисон (т. 10 и 12) ход в нижнем голосе a-e звучит гораздо более активно, чем в верхнем (cis-e ).
Пример 33
К числу характерных свойств Подголосочного полифонического письма можно отнести начало и завершение напева унисонами, и наибольшее расхождение голосов (на три) в центре напева. Напомним, однако, что такое полифоническое многоголосие - фактор импровизационный, и поэтому можно найти немало примеров отступлений от такого распределения звучности (хотя начало одноголосно в подавляющем большинстве случаев: видимо, оно служит, кроме всего прочего, и способом настройки для всего коллектива).
Полифония как наука
Первые труды по полифонии появляются в XV-XVI вв. и посвящены преимущественно проблемам классификации приемов полифонического развития и технологии их освоения. К числу наиболее значимых в этом смысле принадлежат труды Дж. Царлино, в которых им были определены основные нормы строгого стиля (именно в его трудах был зафиксирован запрет на параллельные и скрытые квинты и октавы), классифицированы виды контрапункта, рассмотрены основные виды имитации. Однако важнейшей вехой в развитии полифонии, прежде всего как учебной дисциплины стал труд Иоганна Фукса «Gradus ad Parnassom» («Ступень к совершенству», 1725). Эта книга, в которой была последовательно изложена техника контрапунктирования, стала настольной для большинства европейских композиторов XVIII и даже XIX в., в том числе Гайдна, Моцарта, Шуберта; на основании этого труда было создано большинство позднейших руководств и учебников полифонии.
Однако полифония как отрасль музыковедения, как попытка научно освоить особую область музыкального мышления
получила свое развитие позднее, в конце XIX - начале XX в. Возросший интерес к полифонии строгого стиля привел к появлению крупнейшего труда в этой сфере, принадлежащего русскому композитору С. И. Танееву, - «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909). В этом труде Танеев предсказал бурный расцвет полифонии как основного связующего фактора музыкальной ткани в связи с угасанием роли тонально-гармонических факторов в музыке XX в. «Для современной музыки, гармония которой постепенно утрачивает тональную связь, - писал он, - должна быть особенно ценною связующая сила контрапунктических форм... Современная музыка есть преимущественно контрапунктическая». И далее, руководствуясь постулатом Леонардо да Винчи, вынесенным им в эпиграф:
(«Никакое человеческое исследование не может почитаться истинной наукой, если оно не изложено математическими способами выражения»), Танеев, наверное, впервые в музыковедении использует математический аппарат для формулировки строгих законов подвижного (сложного) контрапункта. И сделано это с максимальной точностью и максимальной же доступностью для читателя.
Появление работы Эрнста Курта «Основы линеарного контрапункта (Мелодическая полифония Баха)» ознаменовало собой кардинальный поворот в учении о полифонии в сторону методологии и логики этого способа музыкального мышления. Труд Курта - не учебник полифонии, не руководство по анализу полифонических произведений. Он представляет собой постановку и решение принципиальных вопросов:
Что такое мелодия - горизонтальная линия - основной участник, основное действующее лицо в полифоническом многоголосии?
Каким образом формируется мелодическая линия как некое целое, которое больше суммы составляющих ее тонов?
Каковы взаимоотношения лада, ритма, гармонического «подтекста» в мелодической линии?
Как строится музыкальная ткань на основе взаимоотношений горизонталей; какова роль в этом процессе образующихся вертикальных взаимодействий голосов?
В первую часть работы включен также исторический экскурс, в котором прослеживается развитие контрапункта от «строгого» стиля к свободному.
Вторая часть книги посвящена проблемам контрапункта в творчестве И. С. Баха и строится по аналогичному принципу: вначале исследуются основные черты его мелодики, затем - самой контрапунктической ткани и, наконец, рассматриваются взаимоотношения в его музыке контрапункта и гармонии, особенности двухголосия и переход к многоголосию.
Книга вышла в свет в 1917 г. в Берне, однако менее чем за десять лет в Берлине появились второе и третье издания (1920, 1925). Еще через пять лет книга была переведена З. В. Эвальд на русский язык и в 1931 г. вышла в свет под редакцией и со вступительной статьей В. В. Асафьева. По словам редактора, книга Курта представляет собой революционный шаг «к полному преодолению теоретических абстракций и воссоединению музыкальной логики и теории... с творчеством, с практикой музыки... Курт исследует динамику не баховских отдельных произведений, а баховской речи как некоего... единства».
Сам Курт указывает, что его работа резко отличается от большинства трудов в сфере полифонии, что «основная ее мысль заключается в том, что проникнуть в искусство контрапункта возможно, лишь исходя из линии как единства и первоосновы»; однако в своем подходе к пониманию мелодии Курт оказывается еще более далек от всех предшественников, поскольку для него мелос - это «не последовательность тонов... а момент перехода от одного тона к другому... Только процесс, совершающийся между тонами, ощущение сил, пронизывающее их цепь, есть мелодия». Этот постулат лежит в основе всех дальнейших рассуждений Курта и приводит его к исключительно плодотворным наблюдениям не только над одноголосием, но и над двух- и многоголосием. В частности, он обращает внимание на самостоятельность (по отношению к гармонии) взаимодействий голосов между собой: «сущность теории контрапункта заключается в том, чтобы две или несколько мелодических линий могли развиваться одновременно, по возможности менее стесняемые в своем мелодическом развитии не благодаря вертикальным созвучиям, а несмотря на них».
Курт также выдвигает ключевое для полифонической ткани представление о комплексе голосов не как о их сумме, но как о единстве: «Основное необходимое требование контрапун-
кта можно выразить так: многоголосие не есть сумма, но единство. Кажущаяся простота внутренне столь сложных полифонических произведений заключается в том, что многоголосный комплекс как единство всегда стоит впереди сплетений отдельных голосов. Тот, кто хочет контрапунктически писать, должен мыслить многоголосно с самого начала». И здесь им вводится принципиальное положение о так называемой «комплементарной ритмике», суть которой состоит в «избегании совпадающих точек отдыха или пауз. Как только один голос достигает разряда, сейчас же является движение в другом, чтобы не произошло остановки в общем движении голосов...».
Рассматривая все стороны полифонической музыкальной ткани в их совокупности, Курт выводит еще целый ряд закономерностей, которым подчиняется полифоническое многоголосие, и в итоге создается исключительно стройная концепция закономерностей линеарного типа мышления, по сути остающаяся в своих принципиальных основах актуальной до сегодняшнего дня.
В отечественном музыковедении, преимущественно во второй половине XX в., появились многие работы, освещающие историю и теорию полифонического стиля. К ним можно отнести монографические труды С. С. Богатырева, А. Н. Дмитриева, А. Н. Должанского, Ю. К. Евдокимовой, Х. С. Кушнарева, А. П. Милки, В. В. Протопопова, А. Г. Чугаева, К. И. Южак и других авторов.
ВОПРОСЫ
2. Проанализируйте структуру и тональный план фуги, которую вы в этот момент разучиваете. Найдите ее основные разделы, компоненты, из которых они состоят. Проанализируйте тип полифонического многоголосия в интермедиях.
5. Проведите наблюдения над комплементарным ритмом в любом (по выбору) полифоническом произведении (желательно современного отечественного композитора).
ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б. О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности // Асафьев Б. О музыке XX века. - Л., 1982. - С. 175-187.
Должанский А. Краткие сведения о полифонии и полифонических формах // Должанский А. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. - Л., 1963. - С. 244-272.
Курт Э. Основы линеарного контрапункта (Мелодическая полифония Баха). - М., 1931.
Кушнарев Х. С. О полифонии. - М., 1971.
Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. - М., 1959.
Г л а в а 8. ГАРМОНИЯ
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15