Материал на тему: Родительские позиции и установки при воспитании детей. Родительская позиция

Материал на тему: Родительские позиции и установки при воспитании детей. Родительская позиция

Согласно концепции отношений В.Н.Мясищева, позиция означает «интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. Она определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия» .

Теоретический анализ показал, что термины «родительская позиция, установка, отношение, воспитание» часто в научной литературе употребляются как синонимы

Так, А. С. Спиваковская рассматривает родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок, родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Автор характеризует родительские позиции по следующим параметрам :

  • * Адекватность -- степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ребенка. Таким образом, параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.
  • * Динамичность -- степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Динамичность может проявляться:
    • а) в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка, либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;
    • б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;
    • в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций.

* Прогностичность -- способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способности к построению дальнейшего взаимодействия с ним.

Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, т. е. описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, т. е. поведенческий компонент родительской позиции.

Эмоциональный компонент проявляется по всем трем параметрам (адекватность, динамичность, прогностичность) родительской позиции. Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии: родители -- дети .

С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, т. е. в тех или иных способах воздействий и характере обращения с ребенком. Она выделила три основных фактора, характеризующих родительские позиции: «гиперопека -- отсутствие родительской опеки», «отсутствие демократичности в отношениях с ребенком -- демократичность», «диктат в воспитании -- отказ от авторитарности .

А. А. Чекалина указывает, что родительские позиции -- система родительских установок, определяющих стратегию и тактику родительского поведения. В свою очередь родительские установки определяются автором как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации .

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда есть отношения и взаимодействие с ребенком, отрефлексированные родителем, и неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинены влиянию неосознаваемой мотивации родителя .

Резюмируя содержание составляющих родительских позиций, М. О. Ермихина отмечает следующее. Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позициях и относительно взаимодействия родители -- дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком .

Типичная родительская позиция - это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. В противоположность ему ребенок -- физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которому должны стремиться супруги - это равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.В большинстве случаев внимание исследователей направлено на изучение неблагоприятных родительских позиций, складывающихся в функционально несостоятельных семьях и имеющих негативные последствия для формирования личности подростков

Р. В. Овчарова рассматривает родительскую позицию как целостную систему отношений родителя: отношение к родительству, отношение к родительской роли, отношение к себе как родителю, отношение к ребенку и отношение к воспитательной практике.

Так, по мнению исследовательницы, отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации.

Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении, как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери). При этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие родительской роли отцом приводит к изменению родительской позиции матери, и наоборот.

Отношение к себе как родителю проявляется в дихотомиях уверенный - неуверенный, уступчивый - доминантный, добросердечный - требовательный, доверчивый - недоверчивый.

Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным, либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, отстраненно равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей к своему ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и многими другими факторами.

Отношение к воспитательной практике проявляется в ответственности или безответственности родителей; последовательности или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка; в их воспитательной уверенности или неуверенности .

По результатам исследований О.А. Карабановой были выделены следующие наиболее характерные особенности представлений родителей о себе как родителе.

«Я-реальное. 1. Родители в подавляющем большинстве случаев высоко оценивают уровень своего эмоционального принятия ребенка, однако оно достаточно часто реализуется лишь на уровне переживания и осознания и не находит адекватного выражения в общении и совместной деятельности родителей с ребенком. Несогласованность аффективного и предметно- действенного (поведенческого) уровней эмоционального принятия ребенка обусловлена различными причинами. В случае проблемного характера родительско-детских отношений они таковы:

  • - ориентация родителей на социально-желательные образцы родительской роли в силу гиперсоциализированности родителя и его стремления к перфекционизму при отсут- ствии/дефицитарности глубокого родительского чувства к ребенку;
  • - низкая коммуникативная компетентность в отношении освоения операционно- техническими средствами коммуникации (вербальными и невербальными), неумение выразить в действенной форме любовь и принятие ребенка;
  • - ориентация родителей на авторитарные стереотипы воспитания, структурирующие детско-родительские отношения по типу доминирования - подчинения, где открытое выражение родителем любви и принятия ребенка рассматривается как нежелательное проявление «слабости» системы родительской дисциплины. Такой тип ориентации типичен для традиционного понимания отцовской, а не материнской любви.
  • 2. Низкая критичность родителей в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Как правило, признаются лишь низкая эффективность системы семейного воспитания и существование трудностей понимания, взаимодействия и сотрудничества в детско- родительских отношениях.

Я-идеальное. Характеризует особенности представлений родителей об эталоне качеств и ролевого поведения родителя. Большое значение родители придают блоку характеристик эмоционального принятия и взаимодействия с ребенком и блоку коммуникативных качеств. При построении отношений с ребенком, по мнению родителей, необходимо исходить из принципов равноправия и уважения его личности, признавать его право на свободу выбора собственного пути развития. В то же время большинство родителей считают, что декларируемые ими принципы могут быть реализованы лишь при достижении определенного уровня «самостоятельности и ответственности» ребенка, а до этого момента за ними должна быть сохранена функция безоговорочного руководства, опеки и контроля» .

«Отличительной особенностью соотношения образов Я-реального и Я-идеального родителей, испытывающих трудности в процессе воспитания детей, стала дисгармоничность их оценки реальных своих родительских качеств и представлений о желаемых «идеальных» качествах. Исходя из работ К. Роджерса, К. Хорни и Р. Бернса, было выделено три вида дисгармоничности соотношения Я-реального и Я-идеального. Во-первых, замещение Я-реального Я-идеальным - родитель оценивает себя совершенным и безупречным в выполнении своей родительской роли, образ «Я как родитель» искажает реальность. Во-вторых, замещение Я-идеального Я-реальным - родитель некритичен к выполнению своей отцовской или материнской роли, полностью удовлетворен своим поведением как воспитателя, слабо выражена его ориентация на саморазвитие и самосовершенствование, нет психологической готовности к работе над собой. И, в-третьих, значительный разрыв между Я-идеальным и Я-реальным, не оставляющий возможности для постановки конкретных реалистических задач совершенствования родительской позиции. Описанные виды дисгармоничности соотношения образов «Я как родитель» (Я-реальное и Я-идеальное) обусловливают неконгруэнтность (К. Роджерс) родителя в общении с ребенком и значительно осложняют процесс коммуникации.

В процессе социальной интеграции инвалидов в современное общество необходимо учитывать гендерные различия людей с ограниченными возможностями, что в целом способствует более успешному осуществлению этого процесса, Перспективой и практическим приложением данного исследования может стать разработка спецкурса «Гендерная социальная работа с инвалидами» для студентов университетов и колледжей отделения «Социальная работа», а также гендерной программы социальной реабилитации по развитию личности человека с ограниченными возможностями, которая будет направлена на решение таких задач, как: содействие в осознании гендерной роли человеком с ограниченными возможностями, коррекция сложившихся гендерных схем, формирование мотива достижения в профессиональной деятельности и эффективной гендерной модели поведения человека с инвалидностью.

Библиографический список

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. - СПб: Питер, 2005. -С. 403-411.

2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. - СПб., 2001.

3, Короленко Ц. П. Мифология пола. - Канн, 1994.

4, Макснмчикова, Е. И. Изменение подхода к определению понятию «инвалидность» / Е. И. М а коим чикова //Медицина и социальная работа / Отв.ред.и сост. А.В.Мартыненко, - М,: Институт социальной работы, 1998. - 58-64 с.

5. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология / Р. Г. Петрова. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2006.

6, Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002, - С Л 50

Е. В. Козлова

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК»

Понятие “позиция” достаточно часто используется в психолого-педагоги чес кой литературе, употребляется в различных исследованиях деятельности человека.

“Позиция” (от латинского розіїіо) - 1) установление системы отношения человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующих поступках и поведении; 2) интегрированная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре .

В узком смысле “позиция” понимается как точка зрения в каком-либо вопросе; определённая оценка какого-либо факта, явления, события, действия, поведения .

Профессор Т. И. Мальковская обращает внимание на то, что в современной философской, психолого-педагогической литературе выявляется два основных подхода к пониманию социо-психологической сущности позиции: социологическая, при которой “позиция” воспринимается как условие для проявления личности (И. С. Кон, В. И. Селиванов, В. Фридрих и др.) и социально-психологическая (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Н. А. Диветовская и др.), где под “позицией” понимается установочный компонент, относящийся к структуре образования личности .

В отечественной науке можно выделить два основных направления в изучении позиции личности. Первое это - “внешняя позиция”, т. е. положение личности в пространстве (А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, П. Ю. Базаров, А, Л. Свенцинский и др.). Исследователи рассматривают “позицию” как своеобразное объективное условие жизнедеятельности человека и раскрывают его, в основном, через понятие “роль”. Второе направление связано с изучением “внутренней позиции” - некоторого внутриличностного образования, под которым понимается построение развивающейся системы отношений человека к социальному окружению и к самому себе (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Д. Парыгин, Н. А. Дивитовская, Р. С. Немов и др.).

Хотя понятие “позиция" является достаточно употребляемым, рабочим, единого определения этого понятия нет. В различных исследованиях деятельности человека существуют разные подходы к его пониманию. В частности, по мнению Б. Г. Ананьева, “позиция” являясь субъективной, деятельной стороной “статуса” личности, представляет собой “сложную систему отношений личности, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности; целей и ценностей, на которые направлена” .

В. Н. Маркин, рассматривая позицию как интегральную характеристику жизнедеятельности личности, определяет её как “способ включения в жизнедеятельность общества: совокупность взглядов, убеждений, социальнозначимых, прежде всего, профессиональных умений и реализующихся в отношении к окружающему миру” .

Г. М. Андреева приводит следующую формулировку: "понятие “статус” или “позиция” обозначают место индивида в системе групповой жизни” .

Б. Д. Парыгин определяет позицию как “отношение” человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его среде” .

В. Г. Крысько выделяет “три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчерк-

нуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее)” .

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция “Хочу!”, позиция Родителя как “Надо!”, позиция взрослого - объединение “Хочу” и “Надо”) . Аналогичный подход предложен П. Н. Ершовым, а затем Ю. С. Кри-жанской, В. П. Третьяковым которые, обозначая позиции, говорили о возможной “пристройке сверху” и “пристройке снизу” .

Таким образом, можно отметить многосторонность, многоплановость трактовок понятия “позиции”. Во-первых, "позиция” рассматривается как положение в обществе, группе (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Т. Ю. Мари-лова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.).

Во-вторых, “позиция” исследуется как отношение человека к деятельности в целом и к различным её областям (Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Л. А. Кон-цевская, Т. А. Загрузина, Л. В. Занина, С. А. Капустин, Б. Д. Парыгин,

О. Л. Романова, А. С. Спиваковская, В. А. Яров и др.).

В-третьих, “позиция” - это место человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации (Э. Берн, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, И, Д. Добрович, П. Н. Ершов, Ю. М. Жуков, А. И. Красило, Ю. С. Крижан-ская, В. Я. Ляудис, Л. А. Петровская, В. П. Третьяков, Л. П. Федорова и др.).

Термин “позиция” в контексте определения совмещенной психологической системы “мать-ребенок” рассматривается с двух сторон: позиция ребенка в системе внутрисемейных отношений, родительская позиция.

Родительская позиция определяется как пусковой механизм, лежащий в основе становления и развития не только родительского отношения, определенных типов (стилей) воспитания детей, но и особенностей эмоциональных контактов ребенка с членами семьи, а также динамике отношений ребенка со взрослыми в семье на протяжении всего раннего онтогенеза.

Замечено, что родительская позиция определяет характер взаимной связи родителя и ребенка. Она включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Е. Г. Сидяевой выделены позиции-шаблоны, лежащие в основе непродуктивного взаимодействия в системе “мать-ребенок”: заискивающий “миротворец”, “обвинитель”, расчетливый “компьютер”, сбитый с толку, “отвлекающийся”.

Родительская позиция имеет связь с особенностями семейной среды. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости .

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку" речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Выделяют также три спектра материнской позиции, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренеб-режеиие, близость-дальность.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа материнской позиции используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родительского отношения к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Так, в классификации типов воспитания Г.Крайга отчетливо прослеживается наличие четырех вариантов материнской позиции:

Либеральная (“Он душечка, все, что он делает прекрасно”, в поведении проявляется через теплые отношения, низкий уровень контроля);

Индифферентная (“Зачем я его родила, из-за него моя жизнь не сложилась”, в поведении проявляется через холодные отношения, низкий уровень контроля) .

Родительская позиция определяется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода явление, однако специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объек-

тивное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

В исследовании была выдвинута цель - определение видов родительской позиции в совмещенной психологической системе "мать-ребенок ".

В связи с чем. были определены исследовательские задачи:

1. Установить особенности проявления родительской позиции.

2. Определить наличие групп.

3. Выделить виды родительской позиции.

Для выявления особенностей проявления родительской позиции были использованы: сочинения на тему “Мой ребенок” и метод анкетирования, включающий в себя вопросы, утверждения, понятия, раскрывающие представления о ребенке и рефлексию по поводу взаимодействия в системе “мать-ребенок”.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери.

Оценка и интерпретация анкет проводилась по тем же параметрам., но с учетом понятий, утверждений вопросов которые были непосредственно включены в содержание опросника.

Уважаемые родители! Данный опрос проводится с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации,

1. Охарактеризуйте понятия:

Ответственные дети, безответственные дети.(1)

Любовь, защита, забота,(2)

2. Обоснуйте утверждения:

Любовь к детям не должна быть ничем обусловлена.(1)

Если дети создают нам проблему, ее нужно быстро переложить на их плечи. (2)

Настоящая, искренняя любовь должна проявляться независимо от достоинств и достижений наших детей.(3)

У ребенка свои трудности, у взрослого свои.(4)

То, что мы говорим, не всегда совпадает с тем, что слышат наши дети.(5)

Необходимо давать возможность ребенку понять, что у него достаточно знаний и умений для достижения успеха.(б)

3. Ответьте на вопросы:

Как можно выразить свою любовь? Какие фразы и действия в выражении своей любви вы используете? (1)

Влияет ли и как поведение ребенка на изменение вашего поведения, настроения (его поведение - ваша реакция),(2)

Какие вопросы задает ребенок в течение дня.(З)

Почему взрослые вмешиваются в проблемы детей?(4)

Необходимо ли устанавливать детям ограничения и в чем это может проявляться?(5)

Что вы будете делать, если на улице холодно, а ваш ребенок собирается идти без куртки?(6)

В каких случаях ребенок имеет положительный результат. Данная ситуация положительна и для Вас? Почему?(7)

4. Выполните задание: напишите фразы, провоцирующие неадекватное поведение ребенка, и фразы, заставляющие ребенка задуматься.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери,

Параметры оценки и интерпретации ОПРОСНИКА:

1. Уровень принятия ребенка: характеристика понятий - (1), (2); обоснование утверждений (1), (3); ответы на вопросы (1), (2).

2. Осознание психологических особенностей ребенка: обоснование утверждений (5), (6).

3. Готовность и способность в оказании помощи ребенку: обоснование утверждений (2), (4); ответы на вопросы (3), (4).

4. Гибкость и вариативность в поведении матери: ответы на вопросы (5), (6), (7); задание.

В результате анализа и интерпретации результатов исследования было обнаружено наличие четырех групп респондентов, каждая из которых характеризовалась ярко выраженными позицией матери по вопросам развития и воспитания ребенка.

Так, в первой группе респондентов по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их достоинствами и недостатками, открыты в выражении своих чувств к ним: “Ответственные дети - это дети, которые способны отвечать за свои поступки, действия”; “Нужно просто любить, и чтобы ребенок чувствовал эту любовь”; “Любовь можно выразить прикосновением, поглаживанием, вниманием, поступками, а иногда словами”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают наличие изменений происходящих с ребенком по мере взросления: “Дети на уровне своего возраста и мировоззрения все понимают по-своему”; .. потому что ребенок мир воспринимает по-своему, по другому”; “Следует чаще говорить: .. .ты знаешь, ты умеешь, подумай хорошо и у тебя все получится” и ребенок будет уверен в себе”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что дети должны пытаться сами решать свои проблемы, а взрослые всегда готовы им в этом помочь: “Все зависит от того, какая это проблема: может ребенок в состоянии решить ее сам, а может ему требуется чья-то

помощь”; “Нужно помочь ему решить ее самому”; “Если дети самостоятельно проблему решить не смогут, нужно попытаться вместе найти решение”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми жесткие ограничения и запреты используют лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для жизни ребенка, в остальных случаях считают, что они, конечно, должны быть, но дети должны осознанно им следовать: “...ограничения только те, что опасны для жизни ребенка или мешают окружающим”; ‘Ограничения устанавливать нужно, но не в приказном порядке, а убедить, переключить внимание.в младшем возрасте либо заставить надеть курт-

ку либо ни куда не пойдет, постараюсь объяснить, почему необходимо ее надеть. А в старшем возрасте пусть идет, замерзнет - вернется и наденет”.

Вторая группа респондентов, по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей, сравнивая их с социально-желательными образцами. В своих ответах придерживаются общеупотребительных формулировок: “Прежде всего, в ребенке надо видеть человека, личность и его положительные стороны”; “Ответственные дети - это дети, которые выполняют любые задания и поручения в точные сроки”; “Любовь - это чувство, которому не нужны мотивы”; “Любовь можно выразить словами, делом, помощью в решении трудных вопросов”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают психологические особенности своих детей. Большое внимание уделяют формированию их самооценки: . .так как мнения у разных людей раз-

ные и поступают они в соответствии с ними”; “.. .это формирует самооценку, требовательность к себе и уверенность”; “.. .на первых порах ему нужно помочь в деле, тогда у него будет хорошая самооценка”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что взрослые должны решать проблемы детей вместе с ними: “Если у ребенка появилась проблема, то ее нужно решать вместе с ним”; . .нужно повернуть так, чтобы ребенок сам увидел созданную им проблему и постараться вместе с ним ее ликвидировать”; “Лучше решить проблему вместе, объяснив при этом ребенку, почему лучше сделать так, а не иначе”; “Ребенок не может решить свою проблему е силу многих обстоятельств, а взрослый со своим жизненным опытом может помочь решить возникшую проблему”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми требования и запреты отождествляют с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать ребенка в этом: “Ребенок должен соблюдать нормы поведения, этические нормы”; “Требования и запреты могут проявляться в правилах поведения”; “Постараюсь убедить ребенка, что в куртке гораздо теплее”.

Респонденты третьей группы по критерию “Уровень принятия ребенка”

обвиняют себя в том, что недостаточно внимания уделяют своим детям: “...так как истинная любовь только та, которая жертвенна”; “...можно целый день провести вместе, занимаясь только тем, что ребенок хочет”; . .уделять ему больше внимания, играть с ним в игры”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” оправдывают поступки своих детей, объясняя их некомпетентными действиями взрослых: “Некоторые выражения, которые используют взрослые, не понятны детям, поэтому они поступают по-своему”; “Иногда дети просто “закрыты” и не хотят слышать взрослых из-за несовпадения взглядов на ситуацию, иногда проявляется просто нежелание, хотя, я думаю, это проблема взрослых, что они не воспитаны в истине, т. е. в послушании”; “Дети делают все наоборот, наверное, им нравиться перечить, чтобы взрослые повторяли множество раз и, тем самым, почаще обращали на них внимание”

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что проблемы детей должны решать взрослые: . .нужно взросло-

му находить выход из этой проблемы, ребенок не должен чувствовать, что проблема заключается в нем”; “Проблема детей - это проблема взрослых”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка: . .это проявляется в запре-

тах, отказах ребенку в чем-либо”; “Если не наденет куртку по-хорошему, то сказать ему, что останется дома, никуда не пойдет”; “Не пущу его на улицу, пока не наденет куртку”.

В результате проведения анализа сочинений “Мой ребенок” было установлено.

Первая группа респондентов честно и открыто описывали качества и поступки своих детей. В построении “образа своего ребенка” не прослеживается стремление к социально-желательному образу, респонденты принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их преимуществами и недостатками, адекватно их оценивают. .Посещает спортивную секцию, но с неохотой,это скорее мое желание, чтобы научился постоять за себя...”; “...Я надеюсь, что он будет доставлять больше радости, чем горести....Навязывать что-то или заставлять делать что-то так, а не иначе, я не буду. Человек должен сам выбирать свою дорогу..

В сочинениях второй группы респондентов прослеживается стремление в описании “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, отмечены только их позитивные стороны. . .Она добрая, энергичная. Думаю, что в классе является лидером...”; “...Стремится всегда быть первой во всем..“.. .Мне хочется, чтобы мои дети учились в лицее или какой-нибудь гимназииМой ребенок добрый, послушный всегда в хорошем настроении..

Образу своего ребенка в сочинениях респондентов третьей группы присуща выраженная открытость, нежелание скрывать о нем негативную ин-

формацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства. ",. .Воспитатель у нее только один любимый, второго она терпеть не может, наверное, сам виноват...”; “...Так как у нас нет интимных отношений, она мне ничего не говорит. На мой взгляд, появилась очень большая проблема - отсутствие взаимопонимания..Со сверстниками проблем нет, только однажды проявился конфликт (дошло до родителей), что она обидела девочку публичным прочтением ее личного письма...”.

В отличие от трех рассмотренных групп, в четвертой группе респондентов построение “образа своего ребенка” связано не с психологическими характеристиками, а с описанием биографии детей. . .Мою дочь зовут Алина. Она родилась в год Обезьяны и сейчас ходит в шестой класс., .Закончил школу в 2004 г., с хорошим аттестатом, сдал экзамены на “отлично” и поступил в политехнический институт.

В результате полученных данных было выделено четыре вида родительской позиции; принимающая, нормативная, обвиняющая, отстраненная. Данные виды родительской позиции связаны с особенностями осознания, принятия ребенка родителями, а также с особенностями построения образа ребенка и способности родителей к прогностическому анализу поведения и развития детей.

Принимающая позиция характеризуется принятием ребенка таким, “какой он есть”, с его достоинствами и недостатками, открытостью в выражении своих чувств к нему, осознанием изменений, происходящих с ребенком по мере его взросления, адекватностью в оценке его поведения и личностных качеств. Жесткие ограничения и запреты во взаимоотношениях с детьми используются лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для их жизни, и дети должны осознанно следовать им. В построении “образа своего ребенка” не стремятся к социально-желательному образцу.

Нормативная позиция характеризуется "оценочным” принятием своего ребенка, сравниванием его с социально-желательными образцами, стремлением в построении “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, норме. К ребенку предъявляются завышенные требования. Ограничения и запреты отождествляются с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать его в этом.

Для обвиняющей позиции характерна выраженная открытость, нежелание скрывать о своем ребенке негативную информацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства; самообвинение в недостаточном внимании к своим детям; оправдывание поступков детей и объяснение их некомпетентными действиями самих взрослых. Эта категория родителей считают, что проблемы детей должны решать взрослые, устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка.

Отстраненная позиция характеризуется непонимением матерью вооб-

ще смысла вопросов связанных с развитием ребенка и ролью в этом процессе взрослого. Вся связь матери и ребенка респондентов с данной позицией заключается в удовлетворении фозиологических потребностей.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г, Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с,

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер, с англ, - М., 1992.

4. Земская, М, Семья и личность, - М., 1986.

5. Психологический словарь Под общ. Ред, В. Г. Щур. 2-е изд. - М.: Изд-во полит. Лит., 1990. -420 с.

6. Козлова, Е. В., Тарабрина, Т. В. Влияние стратегии межличностного взаимодействия в семье на представление ребенка о том, как относятся к нему родители, Материалы региональной научно-практической конференции “Наука и образование: проблемы и перспективы”. - Бийск, 2001. - С, 108-111.

7. Козлова, Е. В. Семья как фактор становления личности в раннем онтогенезе. Психолого-иедагогические проблемы современного образования. Сборник научных статей. - Барнаул, 2001. - С. 187-197.

8. Крайг, Г. Психология развития. - СПб.; Питер, 2000, - 742 с.

9. Крижаиская, Ю. С., Третьяков, В. П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990. - 204 с.

10. Крысько, В. Г, Социальная психология: курс лекций. - М., 2003. - 365 с.

11. Лисина, М, И- Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс...докт. наук, - М., 1974.-29 с.

12. Мал ьковская, Т. Н. Воспитание социальной активности личности старшего школьника: Автореф. дисс...докт. наук.-Л., 1974.-51 с.

13. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 3971.- 351 с.

14. Сидяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.; Академия, 2002. - 192с.

15. Социологический энцоклопедический словарь. - М.: Норма, 1990. - 433 с.

16. Спнваковская, А. С. Как быть родителями. - М., 1986, - 256 с.

Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Все знают, что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен...; Я не понимаю, как это допускают... Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно Вероятно... Я сержусь на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонации Обвиняющие, Снисходительные критические, пресекающие Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, очень правильное, сверхприличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетенность, удивление
Позы Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди Наклонен вперед, к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, ходит, дергает пуговицу)

Глубинные пласты взаимодействия людей попытался раскрыть в своем учении основатель трансактного анализа Э. Берн. Основная идея его теории заключается в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей и каждый из них в тот или иной момент управляет поведением человека. Эти три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д):

  • «Родитель» является источником социальной преемственности, он включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой - вместилище предрассудков и предубеждений.
  • «Взрослый» - источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.
  • «Дитя» - эмотивное начало в человеке; это состояние «Я» включает все импульсы, естественно присущие ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т. д. Сюда также входят ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я - хороший, другие ко мне придираются» и т. д.). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой - как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и т. п.).

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я - милый мальчик, все должны мной восхищаться», «Я - слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»).


В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:

· общение – процесс передачи информации от одного объекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А. Г. Ковалев);

· общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А. А. Леонтьев);

· общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы (К. К. Платонов);

· общение – это и обмен информацией, и взаимодействие, и их взаимоотношения (В. Д. Парыгин).

Такое внимание к общению свидетельствует о важности оценки психологами его роли. Противоречия в точках зрения указывают на сложную взаимосвязь общения с другими, неразрывно связанными психологическими явлениями – взаимоотношениями, взаимодействием и с самой деятельностью.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многообразен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания, параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения; предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Многие ученые труды, которые были проанализированы, дают достаточно близкую трактовку данной проблеме (Е. Г. Силяева, Р. В. Овчарова, В. Н. Дружинин, Е. А. Савина, Е. О. Смирнова).

Отношение в широком смысле – отношение между многими видами сущего, имеющими субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Оно означает материальное или смысловое единство, взаимозависимость, взаимоопределяемость этих существований. При этом имеют место объективно, точно описываемые отношения, в естествознании отличаемые от субъективных, присущих сфере переживаний коммуникационных отношений между Я и Ты. ..

Силяева Е. Г утверждает, понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно – оценочное, сознательно – избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского воспитания, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный, и поведенческий компоненты. Р. В. Овчарова раскрывает данные понятия следующим образом. .

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями путем определения дистанции общения.

А. Я. Варга представляет четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:

- отвергающее с явлениями инфантилизации , характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально – личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его младшим по возрасту;

- симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;

Одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений являются родительские установки (позиции).

Родительская позиция . А. С. Спиваковская вводит понятие «родительская позиция», понимая под этим совокупность родительских установок. Автор дает такое определение этого термина: «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми». Родительские позиции как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном, поведенческом.

Е. Г. Силяева также как и А. С. Спиваковская обращает внимание на то, что оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости (динамичности) и прогностичности. Рассмотрим данные требования подробнее.

Адекватность – степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Е. Г. Силяева добавляет: родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития. При неадекватной позиции родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств. Иногда неадекватное родительское поведение приобретает характер тотального неприятия личности ребенка. Неадекватное представление о ребенке, приписывание ему незрелости, слабости, роли «маленького», «младшенького», навязывание представления о беспомощности, зависимости, невозможности существования без матери определяется как «инфантилизация». Другой вид искаженного видения ребенка – инвалидизация – состоит в недооценке психофизических данных ребенка, приписывания ему болезненности. Социальная инвалидизация заключается в обесценивании точки зрения ребенка, его планов, намерений, интересов, приписывание ему социальной несостоятельности, дурных наклонностей, социальной малоуспешности .

Параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.

Гибкость (динамичность) родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменение стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Динамичность отражает степень подвижности родительских позиций, способность изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Динамичность может проявляться:

В восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;

В степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;

В степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Ригидная позиция - это выработанные в семье способы воздействия, которые годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Форма взаимодействия с ребенком в этом случае не зависит от ситуации и его возраста. Это относится к формам наказания, контроля за поведением, использованию речевых штампов.

Параметр динамичности (ригидности) описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций.

Под прогностичностью позиции понимается способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению взаимодействия с ним с учетом такого поведения. Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, то есть описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, то есть поведенческий компонент родительской позиции.

Эмоциональный компонент появляется по всем трем параметрам родительской позиции (адекватность, динамичность, прогностичность). Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии родители – дети.

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда отношения и взаимодействие с ребенком отрефлексированы родителем, или неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинено влиянию неосознаваемой мотивации родителя.

В. Н. Дружинин дает следующую характеристику основным видам отношений, реализующихся в семье: доминирование – подчинение . Семья - это, в первую очередь структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование – подчинение. Отношения доминирования – подчинения в группе людей имеет социокультурную специфику. Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующей отношения между ребенком и взрослыми в семье.

    Власть вознаграждения. Ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально – одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание – за социально-порицаемым.

    Власть принуждения. В ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному – угроза, либо физическому).

    Власть эксперта. Основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

    Власть закона. Единственная форма внеличностной власти, однако, носителем и истолкователем закона, правил поведения для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.

Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.

Родительская ответственность является следующим компонентом родительского отношения. Ответственность относится к числу наиболее сложных понятий в психологии личности и социальной психологии.

Особое внимание проблеме ответственности было уделено в педагогической литературе, в частности, в работах А. С. Макаренко, который рассматривал возникновение и формирование «естественной ответственности» в условиях коллектива.

Как правило, авторы, говоря об ответственности, рассматривают ее социальный аспект, определяя социальную ответственность как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет в своих действиях.

В структуре социальной ответственности выделяют единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого . Когнитивный компонент – система усвоенных личностью знаний о сущности социальной ответственности, нормах поведения, через которые реализуется это качество. Мотивационный компонент включает в себя иерархию мотивов социально ответственного поведения. Важной сферой проявления ответственности является область семейно – бытовых отношений. Это ответственность в отношениях между супругами, ответственность родителей за воспитание детей, ответственность детей за судьбы престарелых родителей.

Поведенческий компонент касается контроля своего поведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ролью в семье.

Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль родительского отношения, или стиль воспитания . Как социально- психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения. Следует сказать, что стиль семейного воспитания в силу своей очевидности является очень важным, прежде всего для самого ребенка, так как он детерминирует родительскую роль и в целом оказывает влияние на его личностное становление и развитие.

Е. Г. Силяеева дает такое определение: родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением.

Д. В. Винникотт полагает, что содержание, наполненность родительских чувств, как и родительского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Помимо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и пр.

Исследователи стиля семейного взаимодействия придерживаются разных подходов к анализу этого вопроса. Выделяют следующие стили воспитания:

Изоляция : совместные решения в семье не принимаются; ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями.

Соперничество : общение характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

Псевдосотрудничество: партнеры проявляют эгоцентризм, мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Овчарова Р. В. рассматривая различные подходы к анализу стилей взаимодействия с ребенком, также прослеживает наличие трех составляющих: эмоциональной, когнитивной и поведенческой.

Когнитивная составляющая основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении образ ребенка и роли в воспитании супруга. Эта составляющая включает также общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме того, фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности родителей, которые детерминируют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, то есть проявление родительских позиций, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье, оценка себя как родителя в целом.

Наконец, в поведенческой составляющей в той или иной мере реализуются все компоненты родительства: родительское отношение, установки и ожидания, родительские чувства, позиции, реализация семейных ценностей и позиция ответственности. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «бэби», «примиритель». Л. Б. Шнейдер разъясняет данные роли следующим образом.

«Козел отпущения» - это объект для проявления взаимного недовольства супругов – родителей. Детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

«Любимчик» заполняет вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Данная роль возникает в семье тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств.

«Бэби» в этой роли ребенок очень ограничен в своих правах, отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

«Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, включаться в сложности семейной жизни.

Н.В. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок – обуза», «ребенок – раб», «ребенок – любовник» (исполняется любое желание ребенка, прихоть); ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он делился своей личной жизнью и был рядом).

ВЫВОД: Родительство является динамической структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Семейные ценности являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации, касающиеся репродуктивных установок, установок и ожиданий в детско-родительских отношениях, установок и ожиданий в отношении образа собственного ребенка (детей) и реализуются в репродуктивном поведении, взаимоотношениях с супругом в области воспитания детей, в родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее амбивалентные элементы эмоционально – ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах. Реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями.

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться супруги, - равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Родительская ответственность имеет дульную природу: это ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью).

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявление и влияние на развитие ребенка наиболее очевидно. Стиль взаимоотношений с ребенком является своеобразным методом воспитания – воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.

Становясь воспитателем, родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершенного «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.



просмотров