Лучше быть гордой чем. Гордость - это хорошо или плохо? Мать-земля Русский Царь – наместник Бога на земле

Лучше быть гордой чем. Гордость - это хорошо или плохо? Мать-земля Русский Царь – наместник Бога на земле

Что же такое гордость? Возможно это слабость? Или сила? Нужна ли человеку эта черта или все же она мешает ему? Очень важно получить для себя ответ на эти вопросы, так она имеет большое влияние на жизнь человека в целом и на его окружение.

Нет никого, кто бы любил высокомерных людей. Тем более, вряд ли у кого-то есть желание смотреть на надменное, напыщенное или уж слишком гордое и снисходительное лицо!

Люди с огромным эго или же те, которые пытаются показать свое превосходство, обижая других, никогда не приходились по душе.

Всегда проще и ближе, да и гораздо приятней общаться с вежливыми, скромными собеседниками, которые проявляют уважение к своему оппоненту.

И казалось бы, все это понимают и могут сделать выводы, но увы, гордыня часто дает о себе знать у многих людей.

Хорошая и плохая гордость

Гордость бывает уместная и неуместная. Уместной гордостью можно назвать то чувство, когда гордишься чем-то светлым и добрым.

Вот к примеру своим хорошим поступком, допустим есть возможность что-то украсть, но жизненный принцип не позволяет - этим можно гордиться.

Или же гордость за правильное воспитание своих детей, за их успехи и признание среди сверстников.

Это добрая гордость, которая стимулирует к совершению хороших и правильных действий.

Неуместная же гордость чаще всего необоснованная и имеющая свои личные причины.

Как пример: кто-то устроился на престижную высокооплачиваемую работу не за свои знания, таланты и способности, а по знакомству или за деньги. В этой ситуации гордость будет необоснована и совсем неуместна.

Именно гордость не позволяет признать свою неправоту и ошибки.

Люди с высоким эго обычно очень надменны и высокомерны, с ними трудно общаться и тем более иметь дружеские или родственные отношения.

Горделивые люди практически всегда еще и тщеславны, эти личности всем своим нутром стремятся к величию, восхищению в их адрес, они часто грубы и с презрением относятся к окружающим, считая их недостойными даже находиться рядом возле своей персоны.

К чему приводит гордость

Этот порок известен очень давно, с самого появления на свет человечества пришла и гордыня.

Мало кто понимает и может признаться себе в том, что он чрезмерно горд и самовлюблен, что нужно учиться смирению, а не ставить себя выше над другими. Именно смирение может помочь в подавлении своей гордости.

В семье нужно всячески избегать этого чувства. Для хороших и гармоничных отношений лучше всего уступать, принимать решения совместно и всегда уважать друг друга, тогда и дети будут учиться правильному поведению от родителей, в противном случае они, подрастая, будут вести себя небрежно и эгоистично по отношению к своим родным.

В тех семьях, в которых неизвестен этот порок, царит счастье и взаимопонимание, такие семьи очень хорошо заметны со стороны.

В обществе гордость довольно часто выступает причиной конфликта и стычек. У таких людей очень мало друзей, с ними тяжело общаться и неприятно.

На работе они с трудом находят общий язык с коллегами, и с начальством могут быть разногласия, так как гордые люди не могут спокойно воспринимать приказы.

Такое непризнание среди людей и постоянные негативные моменты приводят к раздражению и агрессии, что не влечет за собой ничего хорошего для самочувствия, а даже наоборот - расшатывает нервную систему, что в свою очередь ведет к ухудшению физического здоровья.

Стрессы, переживания и негативные эмоции могут ввести в глубокую депрессию.

Как преодолевать гордость

С гордостью нужно бороться, ее спутником несомненно является эгоизм и в паре эти два чувства не приведут ни к чему хорошему.

Их нужно искоренять, спрятать далеко в глубине души, забыв о них навсегда.

Гордые и эгоистичные люди не умеют прислушиваться к другим, не уважают чужое мнение и не видят никого кроме себя самого, но в то же время они требуют, что бы уважали и почитали их.

Поэтому самым оптимальным методом борьбы с гордостью является уважение к другим, уважение к их выбору и к точке зрения.

Но конечно нужно понимать, что бывают такие люди или компании, которые своими действиями преступают черту закона или пытаются подбить на что-то плохое, в таком случае наоборот - не стоит уступать или идти у них на поводу, нужно показать свою уместную гордость и отказать им.

По словам известного христианского апологета К. С. Льюиса, в человеческом обществе есть только один порок, который кажется столь отвратительным в других и в то же время наименее заметен в нас самих.

И порок этот - гордость.

Священное Церковное Предание в лице множества святых отцов называет гордость матерью и корнем всех грехов: именно гордость послужила причиной падения высшего Ангела - Денницы и превратила его в дьявола. Подобным путем вслед за сатаной пошел и человек. Так, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Первый человек впал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу, и за то не удержал и того, что имел». Таким образом, мы видим, что гордость в итоге послужила причиной появления в этом мире зла.

Но вернемся к тем словам, с которых мы начали. Чем больше в нас самих гордости, тем более мы ненавидим ее присутствие и проявление в других. Каждый из нас вместе со святителем Иоанном Златоустом может признать, что гордость - это признак низкого ума и отсутствия душевной благородности. Но никто из нас, наверное, не сможет в первую очередь так сказать о себе, а это и есть первый признак гордости, которую мы замечаем во всех окружающих, но только не в нас самих.

По очень четкому выражению святителя Феофана Затворника, гордый человек подобен древесной стружке, свернутой вокруг своей собственной пустоты. Человек - это некий сосуд, который извне должен быть заполнен либо добром, либо злом. Сами по себе, без Бога, мы ничего не стоим, однако же гордимся своей собственной пустотой. Каждому гордому человеку органически присущ некий дух соперничества, и это понятно - ведь гордость не довольствуется каким-то частичным обладанием, частичной властью. Моя гордость будет довольна лишь тогда, когда у меня будет больше чего-нибудь, например, денег, власти, славы, чем у моих, так сказать, конкурентов. Однако главнейшее ее отличие от жадности в том, что последняя при достижении определенного уровня насыщения пропадает, гордость же ненасытна, она подобна неугасимому огню, который чем больше пожирает вещества, тем сильнее разгорается. Люди не гордятся своим богатством, красотой или умом, они гордятся тем, что ОНИ богаче, красивее или умнее других. Гордости необходимо сравнение, ведь только признание того, что мы лучше других, приносит нам радость и удовлетворение. И поэтому, если существует хотя бы один человек, который обладает бόльшим богатством или бόльшей властью, чем я - он неизбежно будет моим соперником и даже врагом. Но при этом мы не должны путать гордость с тщеславием. Тщеславие - это, так сказать, только поверхность того, что мы называем гордостью. Тщеславный человек зависим от мнения других. Для него важно, чтобы его похвалили, оценили его работу или какое-то умение. Именно положительная оценка со стороны, признание того, что кому-то он принес какую-то пользу, доставляет тщеславному человеку удовольствие. Но если сама оценка окружающих для меня уже ничего не значит, если мнение других для меня уже не важно и я сосредоточен исключительно на самолюбовании - это значит, что я достиг уже того дна гордости, откуда выбраться будет очень трудно.

Христианство всегда утверждало: именно гордость порождала и порождает основные несчастья, как в отдельных людях, так и во всех обществах - семье, государстве, народе - в целом. Некоторые пороки, такие как пьянство или игромания, могут объединять людей, ведь люди сплочены одной страстью в достижении общей цели. И только гордость - исключительно индивидуальная страсть. Она развивает в человеке лишь враждебность: враждебность к окружающим и даже к Самому Богу. И именно наша гордость не дает Богу шанс помочь нам, ведь гордость никогда не позволит человеку сказать Творцу: «Приди и спаси меня от моих грехов». Гордый человек смотрит на все и на всех свысока, и поэтому он никогда не увидит Того, Кто над ним. Оттого и сказано в Послании святого апостола Иакова, что Бог гордым противится и только смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин толкует эти слова следующим образом: не Бог наказывает гордеца, а сам гордец лишает себя Божественной благодати. Гордый человек, даже если он говорит, что верит в Истинного Бога, на самом деле поклоняется некоему созданному им самим воображаемому богу, идолу. Об этом говорил Христос, когда предупреждал Своих учеников: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я НИКОГДА НЕ ЗНАЛ ВАС; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7:21-23). И поэтому, если кому-то из нас кажется, что наша вера, наша молитва или наша добродетель делает нас хоть немножечко, но все же лучше других, то мы должны быть уверены - это ощущение пришло к нам не от Бога, а от диавола.

Как мы уже сказали, самая главная опасность гордости в том, что она не дает нам увидеть Бога, приблизиться к Нему. Спаситель в Своей Нагорной проповеди предупреждал, что только чистые сердцем смогут увидеть Бога (см. Мф. 5:8). Преподобный Исаак Сирин говорил: «Если ты чист, то небо в тебе; тогда внутри себя ты узришь ангелов и Господа Ангелов». Только смирение, желание увидеть свои грехи может помочь нам победить нашу гордость. Господь видит наше сердце, даже если мы всеми силами стараемся спрятаться от Него. И если однажды Он увидит в нас искреннее желание переродиться, стать духовно лучше и чище, то мы должны быть уверены: Он сразу же Сам придет к нам на помощь и сделает все, чтобы нас спасти.

Андрей Музольф

Гордость! Разве это плохо? Гордый человек! Разве это постыдно? Гордый взгляд… Гордая осанка… Гордый поступок! Все эти и подобные им словосочетания раньше, когда я был далек от Церкви и веры, вызывали скорее уважение и даже восхищение, чем осуждение. Да и, уверен, не только у меня.

Если мы начнем спрашивать каждого, с кем встретимся, «гордость – это плохо или хорошо», не думаю, что большинство ответят: «Плохо». Хотя многие, наверное, оговорятся: «Смотря какая гордость», «Смотря чем гордиться». Все понимают, что это не всегда хорошо.

Но одно дело – не всегда, а другое – никогда. Мы же, православные, склонны говорить, что никогда не содержит в себе гордость ничего хорошего, всегда несет оно зло.

У нас, христиан, гордость – мать всех зол и пороков. Это не преувеличение. Нам ведь известно, как вообще появилось во вселенной зло. Самое первое преступление произошло, когда возгордился Денница и противопоставил себя Творцу. Все остальное зло, совершавшееся и совершающееся на свете, – следствие.

Одного этого достаточно, чтобы раз и навсегда вычеркнуть гордость из списка добродетелей и внести в список пороков. Более того – ею и открыть этот список.

Есть и другое основание: знаменитое библейское изречение:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). То есть величайшие ценности – мир с Богом и благодать Божия – недоступны гордому и подаются смиренному.

Поэтому неправильно, говоря о гордости, не говорить о смирении. Гордость и смирение – два полюса. Поэтому одно гораздо лучше понимается в сравнении с другим.

Гордость несет в себе превозношение, надменность, почитание себя лучше других, когда, по словам Пушкина «мы почитаем всех нулями, а единицами себя». А значит, смирение, напротив, – самоуничижение, взгляд на себя, как на худшего из худших.

Если использовать слово «самооценка», то у гордого она сильно завышена, а у смиренного..? Неужели, чем она ниже, тем человек смиреннее? Неужели, чем хуже я о себе думаю, тем лучше? Не предлагает ли в таком случае христианство человеку путь очень безрадостный и унылый?

Один мой знакомый, который пытался воцерковляться, стал читать утренние и вечерние молитвы и через некоторое время сказал мне, что многое его смущает.

«Почему я должен все время говорить о себе, что я «такой-сякой, окаянный», что я такая дрянь, и нет у меня ничего хорошего? Если я действительно такой, то должен презирать себя. Как же это тоскливо – жить и презирать себя. А мне хочется уважать себя. И не думаю, что это плохо». «Уважать себя! – могут возмутиться некоторые. – Так ведь это уже гордость!»

Признаюсь, и я не думаю, что уважать себя плохо.

Возможно, мои слова вызовут шквал протестов, но, по-моему, есть две формы смирения. Первая: «я хуже всех». Вторая: «все лучше меня». Мне гораздо больше по сердцу вторая.

На первый взгляд, разве это не одно и то же? Разве это не та «перемена мест слагаемых, от которой сумма не меняется?» Нет, не совсем. В первом случае можно продолжить: все дрянь, а я еще дряннее. Во втором: и я хорош, но другие – лучше.

Но хорош ли? В некотором смысле, да. Постараюсь объяснить, в каком смысле.

Рядом с гордостью часто упоминают самолюбие. Обычно в мирском лексиконе слово это несет в себе положительную характеристику. В отличие от себялюбия. Себялюбие – эгоизм.

А самолюбие? Чувство собственного достоинства. Но разве не является для христианина нормой наоборот: чувство собственного недостоинства?

Так вот здоровое самолюбие, на мой взгляд, как раз-то и противостоит гордости. Да, не удивляйтесь, чтобы не быть гордым, надо любить себя. Но только любить правильной любовью.

Вообще, о том, что значит любить человека, сказано и написано много. Но мне особенно нравится такое высказывание: «Любить человека – это видеть его таким, каким он может быть и делать все, чтобы он таким стал».

Прекрасные слова! Вот такою же самою любовью надо любить и того человека, которым являюсь я сам.

Видеть себя таким, каким ты можешь и должен стать и все для этого делать. При этом ты, конечно, должен видеть себя и таким, какой теперь есть. И видеть разницу между тем, что есть и тем, что может и должно из тебя получиться.

И если ты эту разницу видишь – ни о какой гордыне и речи не будет. Чего гордиться, когда вон как далеко до цели! Но и унынию места не будет. Ведь ты же веришь, что сможешь-таки с Божией помощью стать тем, кем должен. А вера в это – составная часть веры в Бога. Кто верит в Бога, тот верит в Его любовь и в то, что Он поможет тебе в любом добром деле. А разве стремление к совершенству не доброе дело!

Крайняя степень гордости: «Я хороший, а все плохие». Смиренный же думает: «Может быть, я и хороший, но все остальные – лучше». Конечно, сказать о себе «хороший» – не всегда язык повернется. По сравнению с тем, каким должен стать, – очень даже не хороший.

Но если я все же хочу стать хорошим, если верю, что с Божией помощью стану лучше, значит, есть уже, что уважать в себе, значит, нет места унынию и презрению к себе. И поэтому подлинное смирение не уныло, а радостно. Гордость же радостной не бывает.

Прекрасный пример приводит Плутарх, рассказывая о нравах спартанцев: «Когда его не зачислили в дружину «трехсот», что считалось в спартанском войске самым почетным, Педарет ушел, весело улыбаясь. Эфоры позвали его назад и спросили, чего он смеется. «Радуюсь, – ответил он, – что в государстве есть триста граждан, лучших, чем я».

Что это, гордость или смирение? Конечно, смирение, но какое радостное, светлое, поистине, благородное смирение!

Где гордость – там нет ни любви, ни радости, ни мира. Там, напротив, озлобленность, уныние и враждебность к окружающим.

Как бороться с гордостью? Как развивать в себе смирение? У того, у кого такой вопрос, такое желание появилось, работа уже началась. Увидеть в себе проблему – уже если и не полдела, то все же достаточно много.

Любая борьба состоит из цепи поражений и побед. Главное – не оправдывать себя, быть честным перед собою, то есть уметь дать честную оценку того, что происходит в сердце.

И еще очень важно уметь увидеть в каждом человеке что-то такое доброе, чего у меня нет, то, чему можно поучиться. Не то доброе, что само бросается в глаза и чего нельзя не увидеть. Надо всматриваться, надо искать.

Конфуций говорил, что, когда он путешествует и попадается ему попутчик, он всегда находит в нем что-то, чему можно у него поучиться. Все мы – путешественники и попутчики меняются один за одним. Много чему можно научиться, если смотреть на них не свысока. И еще – не забывать благодарить и Бога, и людей. Гордость и благодарность вместе не уживаются.

В этой связи скажу еще об одной, как мне думается, ошибке. Человек сделал что-то доброе и радуется этому. И принимает эту радость за гордость и корит себя за это и кается в этом на исповеди. «Вот, батюшка, как сделаю что-то хорошее, тут же радостно становится! Вот она, гордыня!»

А мне кажется, что почему бы и не порадоваться! Чему тогда и радоваться, как не тому, что удалось сделать что-то хорошо. Просто должна такая радость обязательно соединяться с благодарностью Тому, без Кого «не можем сотворити ничесо же».

Только не так благодарить, как фарисей из известной притчи, превозносясь и осуждая окружающих. Благодарить, помня, что любое осуждение перечеркивает все доброе. Благодарить и радоваться, что и меня, среди других, Господь иногда делает орудием любви Своей.

Подготовила Оксана Головко

Многие литературные произведения, нравоучения знаменитых людей учат людей быть гордыми. Однако как ни странно, гордость не приносит людям счастья. Этому есть определенные причины.

Почему же гордость плохо отражается на нашей жизни? Дело в том, что мы присваиваем ей все положительные свойства достоинства. Но это совершенно разные понятия. Давайте разберемся, почему.

Почему гордость плохо сказывается на нашей жизни

Гордость подразумевает высокую самооценку, нежелание преступать некоторые рамки, из-за которых мы можем умалить свою значимость в собственных глазах.

Гордец может оскорбиться на что-то, открыто демонстрируя свое нежелание к дальнейшему общению. Часто гордость заставляет его возвышаться над другими. При этом человек испытывает положительные чувства, считая, что он действительно лучше других в чем-то. Если кто-то станет посягать на это убеждение, оспаривать его, подрывать авторитет, то встретит сильное возмущение, противодействие. Что же в этом плохого, скажете вы?

Перечислю основные доводы в пользу того, что гордость (высокомерие, гордыня) - это плохо, потому что она:

  1. Не приемлет компромиссов. Очень трудно прийти к общему решению, когда человек постоянно проверяет, чтобы его права и свободы не ущемлялись (именно так он понимает любые уступки).
  2. Ослепляет. Невозможно доказать неправоту, указать на ошибки. Любая критика понимается как оскорбление, строго пресекается.
  3. Разрушает отношения. Загордившиеся люди становятся неприятными в общении, демонстрируя свою уверенность в собственном превосходстве.
  4. Лишает возможностей. Гордость препятствует полноценному общению, налаживанию связей, установлению полезных контактов, продуктивному сотрудничеству.
  5. Делает человека несчастным. Постоянно защищая свое право гордиться, такие люди невольно втягиваются в конфликты. Оскорбленные, страдают и собирают обиды.
  6. Отсекает пути к примирению. Даже в случае, когда он обидчик, гордец никогда не просит прощения. Ведь это ниже его достоинства.
  7. Как итог, становится причиной одиночества (явного или скрытого).

Есть конечно множество других отрицательных аспектов гордости, однако это самые основные.

Противоположность рассматриваемому качеству - чувство собственного достоинства . Проведу параллели, чем оно отличается от гордости:

  1. Чувство собственной значимости не зависит от стороннего мнения. Самоуважение зиждется на понимании своих достоинств и принятии себя. Человек уверен в себе, ему нет необходимости всем доказывать свою значимость. По сути, его мало волнует, что о нем скажут, если считает себя правым.
  2. Поэтому такие люди спокойно воспринимают критику, выносят из этого положительный опыт.
  3. Люди сами тянутся к тому, кто излучает достоинство. Подсознательно сложно его не уважать. Становится интересно, хочется поближе его узнать.
  4. Умение вести себя с достоинством, проявление уважения к другим помогает налаживать полезные связи, способствует долгосрочному сотрудничеству.
  5. Для того, кто уважает себя и знает себе цену, не составляет труда извиниться, если он не прав. Даже пойти на примирение первым, когда обижен он. От этого нисколько не страдает его самооценка. Так люди избавляются от обид и улаживают конфликты.
  6. Итог: человек гармоничен, счастлив, востребован.

Вспомните красивую библейскую легенду: самый прекрасный ангел возгордился и захотел быть равным Богу. За что был изгнан из рая. Его сущность разрушила зависть, злоба, жажда власти и поклонения. Гордость - начало всех грехов и несчастий.



просмотров