Джоанна келлог расшифровка мандалы 12 стадий. Мандалотерапия. С точки зрения строгой психотерапии

Джоанна келлог расшифровка мандалы 12 стадий. Мандалотерапия. С точки зрения строгой психотерапии

12 модуль можно присоединиться!

12 модулей.

На русском языке практически отсутствует литература по этой теме. Восполнить данный пробел предлагает специально разработанная программа обучения, основанная на исследованиях зарубежных специалистов таких как J.Kellog, J.Cornell, S.F.Finchеr, G.Tucci, W.Kustenmacher, M.Gauding, K.Holitzka, R.Dane, J.Arguelles, M.Maier, A.Huyser, W.Hund M. Bartfeld. В качестве раздаточного материала участники семинара получат в электронном виде более 500 уникальных мандальных праформ, которые можно использовать в психотерапевтических целях.

Джоан Келлог (1922-2004) – создатель проективного теста - MARI card test (Большой Круг Мандал Джоан Келлог) и метода арт-терапии, описывающего последовательность стадий различных процессов жизни (возрастных периодов, стадий становления Эго, стадий развития различных ситуаций в течение жизни).

Эти методы были исследованы, протестированы ею совместно со Станиславом Грофом в исследовательском проекте Мэрилендского Психиатрического центра в течение 8 лет и применялись для лечения пациентов с невротическими расстройствами, алкоголизмом, онкологическими заболеваниями и др. В основе метода – работа с циркулярными образами – мандалами. С помощью анализа десятков тысяч клиентских мандал Джоанне Келлогг удалось найти универсальный ключ к пониманию их символики и глубинного смысла, который получил название «Большой Круг Мандал».

«Большой Круг Мандал» представляет собой уникальный инструмент диагностики и коррекции психологического состояния человека, а также самопознания и саморазвития.

Создавая мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Рисование мандал несет позитивное воздействие, поскольку форма круга помогает обращаться к глубинным областям сознания, способствуя как раскрытию внутренней энергии, так и высвобождению подавленных, но не прожитых переживаний. Знание и понимание этой концепции открывают перед практикующим специалистом огромные диагностические и терапевтические возможности.

В программе:

Диагностические возможности мандал;

Показания и противопоказания использования мандал;

Особенности применения мандал с разными типами клиентов;

Разные типы ресурсов и возможность их активизации с помощью мандал;

Возможности работы с телом при помощи мандал.

1 модуль

Ключевая идея Большого Круга Мандал.

Терапевтические стратегии концепции БКМ.

0 стадия – Доперсональная , служащая матрицей для дальнейшего развития. Во взрослой жизни служит как «перезагрузка», обнуление опыта. Источник истинного света, используемый в прикладных целях (ресурс, исцеление от ран в отношениях и пр).

1 стадия – «День зимнего солнцестояния» . В онтогенезе - зачатие. Во взрослой жизни – начало нового. В теневом аспекте – депрессия.

Методы и техники работы с клиентами по этим стадиям. Теория.

2 модуль

2 стадия – «Блаженство», «Купание в свете».

В онтогенезе – пренатальное развитие. Во взрослой жизни – ощущение безграничных возможностей, свобода, творческие процессы, вынашивание идей.

В негативном аспекте – затопленность негативными переживаниями, аутодеструкция, весь спектр зависимостей с целью уйти от негативных переживаний.

Теория по 2 стадии. Стратегия и методы работы.

3 модуль

3 стадия – «Лабиринт- спираль-вихрь», «Подготовка к путешествию».

В онтогенезе – процесс родов. Во взрослой жизни мы соприкасаемся с этой стадией тогда, когда помимо нашей воли в нашей жизни происходят качественные изменения.

Теневой аспект: Родовые травмы и их последствия, проявления во взрослой жизни. Сюда же относятся формы зависимости, требующие адреналинового допинга (склонность к экстремальным видам спорта, зависимость от клубов, зависимость от групп).

Интеграция материала по 3 стадии. Теория по 3 стадии.

4 модуль

4 стадия – «Начало». «Принятие нового».

В онтогенезе – ранний контакт с матерью. Темы запросов: контакт с внутренним ребёнком, восприятие мира, восприятие себя во взрослом возрасте.

На трансперсональном уровне – это начало качественно нового, соприкосновение с тем, чего ещё не было, шаг в неизвестное. Открытость и обращённость к миру.

Теневой аспект: стремление к симбиозу, бессознательная потребность слиться, раствориться в партнёре.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии.

5 модуль

5 стадия – «Мишень», «Отстаивание себя».

В онтогенезе – кризис 3 лет. Во взрослом возрасте «Мишень» актуальна в подростковом возрасте и для тех, кто переосмысливает свою жизнь на предмет дальнейшего самоопределения.

В теневом аспекте – бесконечные пробы, зацикливание на поиске, переборе разных вариантов, либо застревание на одном варианте.

Клинический аспект: Навязчивые абсессивно-компульсивные расстройства. Ритуалы.

Запросы клиентов: Тема уверенности в себе. Тема перехода от слов к делу. Тема самовыражения и проявление себя. Тема зависимости или независимости от оценок окружающих. Тема таймменеджмента: планирование своего времени и распределение своих сил. Тема отношений с отцом конкретным и родительской фигурой вообще. Очень часто это будет выходить на тему отношений с противоположным полом привычных стратегий, сценариев. Когда мы задумываемся о построении новых отношений.

6 модуль

6 стадия – «Битва с драконом», «Парадоксальное расщепление».

В онтогенезе – период 5 – 7 лет, когда наживаются родительские комплексы. Драконом является родитель своего пола, с которым мы боремся для того, чтобы завоевать внимание родителя противоположного пола.

Затем, во второй раз - процесс сепарации от родителей.

И в третий раз - когда вырастают дети и покидают дом. Тогда мы проживаем эту стадию с другой стороны. Тогда мы имеем дело с нашими внутренними драконами, острая реакция на синдром опустевшего гнезда.

Во взрослом возрасте: Любые формы конфликтного взаимодействия, когда нужно либо наступать, либо отбиваться, активизирует в жизни силу этой стадии.

На психологическом плане во внутреннем мире – это тема взаимодействия с полярностями. Любой конфликт полярности: сознательного-бессознательного, человеческого-животного. Тема противостояния конструктивного и деструктивного. Тема головы и чувств.

Трансперсональный аспект. Борьба добра и зла: то, какое место занимаю я между добром и злом, тьмой и светом. И через самоопределение, что для меня добро, а что для меня зло, какова моя позиция, рождается самостная идентичность. В очередной раз происходит выход на тему: Кто Я и в чём моё предназначение?

Теневой аспект. Истероидность, диссоциативность.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

7 модуль

7 стадия – «Оквадрачивание круга».

В онтогенетическом развитии: Кризис 3-х лет – первый опыт соприкосновения с этой стадией. Затем в подростковом опыте как потребность в независимости, затем в ранней молодости, когда есть новые начинания. Любой шаг к чему-то новому в жизни – это соприкосновение с этой стадией.

Психологические темы: Реализация своей свободы. Тема самостоятельности. Ошибки и защитные стратегии в связи с этими ошибками.

Негативный аспект переживания этой стадии: Переоценка своих возможностей.

Клинические проявления: МДП – маниакальный полюс.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

8 модуль

8 стадия - «Функционирующее Эго», «Действия в мире».

На ней происходит конструктивное взаимодействие того, что внутри с тем, что снаружи. Задача этой стадии достичь баланса внутреннего и внешнего в действии. Именно на этой стадии речь идёт о достижении зрелости.

На психологическом уровне: Проживание этой стадии связано с самодостаточностью, с ощущением своей самоидентичности. Критерий этой стадии – Удовлетворённость своей жизнью.

Трансперсональный уровень. Синхронизация с миром: есть контакт с собой, зрелое Эго, возможность чувствовать происходящее во внешнем мире, гармония с динамикой внешнего мира.

Теневой аспект: Зацикленность и замкнутость на себе.

Клинические проявления: Маниакально-эйфорические состояния «Я всё могу!».

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

Интеграция по 8 стадии. Основные методы и техники на активизацию Эго. Теория.

9 модуль

9 стадия – «Кристаллизация», «Пожинание плодов».

Во взрослой жизни мы соприкасаемся с этой стадией, когда получаем результат своих действий. Любое завершение длительного процесса.

На психологическом плане: Ощущение стабильности. Предполагает созерцательное отношение к жизни, довольствование тем, что имеешь. Стабильность связана с ощущением внутренней гармонии, принятием жизни такой, какая есть. Стабильность является базой для творческого самовыражения.

Негативный полюс. Страх перемен, принципиальное нежелание меняться, улучшать старое до бесконечности, стремление удержать нажитое непосильным трудом и не допустить трансформацию. Очень сильная психологическая ригидность: то, что не вписывается в картину мира, не принимается. Сюда же жизнь прошлым, уход в воспоминания.

Клинические проявления : Обсессивно-компульсивные расстройства.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

10 модуль

10 стадия – «Ворота смерти», «Освобождение».

Кризисы личностные и экзистенциальные. На этой стадии происходит освобождение от багажа накопленного опыта. Для того, чтобы получить доступ к чему-то качественно новому, нужно обнулиться. Отпускание, ведущее к освобождению.

На психологическом уровне происходит переключение от внешнего, к внутреннему. Становится безразличным, что обо мне подумают, как к этому отнесутся, но внезапно обретает повышенную значимость то, что я чувствую в глубине. Перестаёт иметь значение внешняя стимуляция интеллектуальная и эмоциональная, приобретает большее значение контакт с собой настоящим. В результате этого переключения начинают переживаться разные уровни потери, разные уровни отпускания и разные уровни смерти. На биологическом уровне – когда нас подводит тело.

В теневом аспекте: чувство беспомощности, нерешительности. Тревога, носящая диффузный характер ни к чему конкретно не привязанная. Теряется определённость в своих желаниях, эмоциональный и физический дискомфорт, не имеющий рационального объяснения.

В клинических проявлениях случаях разного рода мазохистские тенденции, а так же деструкция и аутодеструкция, которая воспринимается как нечто упоительное. Эта стадия связана с высоким уровнем суицидальных импульсов.

Ворота смерти - это контакт с энергией жизни и с энергией смерти, есть риск перепутать эти энергии.

На позитивном полюсе: чувство освобождения, переживание качественных изменений, которые приятны и радуют, осознавание мира бесконечных возможностей, контакт со свободой, соприкосновение с коллективной мудростью.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

11 модуль

11 стадия – «Фрагментаризация», «Распад на части».

Стадия проживания кризиса, когда рушится устойчивая сложившаяся структура ЭГО.

На биологическом уровне – радикальный процесс телесного изменения. Первый раз мы сталкиваемся в подростковом возрасте.

При переходе от юности к зрелости, так же происходит гормональная перестройка и ощущение своих физических пределов.

Далее кризис середины жизни, где есть переживания связанные с ощущением себя, своего тела, когда мы понимаем, что уже не молодеем, а тело начинает нас подводить всё сильнее и сильнее. Процесс старения – это тоже процесс фрагментаризации не самый приятный, но неизбежный.

На психологическом плане дезориентация: частности могут быть понятны, но эти частности не складываются в общую картину.

Теневой аспект: Спонтанно активизируется аутоагрессия и социальная дезадаптация. Очень большой риск психосоматики и психотических состояний, шизофренические симптомы.

Плюсы только на интеллектуальном уровне: Понимание, что это процесс очищения и обновления.

12 модуль

12 стадия – «Трансцедентальный экстаз».

Это завершающая часть трансформации, когда феникс возрождается из пепла. Это собирание, восстановление происходит за счёт контакта с самостью. Дефрагментация была нужна, чтобы осознать, что внутри нас есть часть, которую невозможно уничтожить. Благодаря контакту с самостью у Эго появляется возможность обрести новую конфигурацию. Проявится в новом качестве, которого не было до сих пор. Это восстановление происходит на фоне кромешной тьмы, тотального «НИЧТО». Сама по себе это стадия комфортна.

На биологическом, соматическом уровне эта стадия переживается как возрождение и обновление. Метафора пробуждающейся Кундалини. Если до этого мы ищем ресурс во взаимодействии с внешним миром, здесь получается, что внешний мир нас фрустрирует. Мы обращаемся внутрь себя и там находим силу, которая не зависит от внешних источников и превосходит все типы энергии, с которыми мы сталкивались при взаимодействии с внешним миром. Эта энергия даёт силы для реализации того, что мы хотим.

На психологическом уровне Не обесценивая прошлый опыт, открываются те перспективы, которые до этого не виделись. Соприкосновение с коллективным опытом, с мудростью. Ощущение жизни как потока и включённости в этот поток. Естественно, есть риск оторваться от реальности, сильной идеализации происходящего, когда не замечаются тени.

Теневой аспект: маниакальное состояние.

Интеграция 12 стадии. Теория по 12 стадии.

Психологические методы и техники работы с мандалами:комплексный подход. Большой круг мандал. Символика цвета в мандалах.

Расписание

Запись на мероприятие закрыта

Мандала - это эффективный методов психодиагностики. Это картина внутреннего мира человека, в котором отражаются его сознательные и бессознательные аспекты. Рисуя и раскрашивая мандал у человек опирается исключительно на свою интуицию и текущее психическое состояние. Рисунок мандалы дает представление об актуальном состоянии человека, об особенностях его взаимодействия с окружающим миром, о личных текущих проблемах, которые могут и не осознаваться и о возможных причинах этих проблем.

Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.

Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. Мандалы могут содержать геометрические и органические формы. Они могут содержать узнаваемые изображения, которые имеют значение для человека, рисующего мандалу.

Инструкция

Возьмите лист бумаги с уже готовым понравившемся Вам шаблоном мандалы или чистый лист, на котором Вы будете создавать свою мандалу.

Для создания мандалы на чистом листе можно воспользоваться одним из двух подходов:

1) Возьмите лист бумаги, циркуль и нарисуйте круг. А затем внутри круга, с помощью простого карандаша, нарисуйте все что угодно. Пусть рука сама выводит узоры. Для начала найдите, где у Вас будет центр мандалы (он может быть в любом месте, как подсказывает интуиция) и нарисуйте там любой символ. Рисовать нужно то, что рисуется, спонтанно. А затем продолжайте заполнять круг всем, чем хотите, любыми изображениями, символами, узорами, деталями, если, конечно, хотите его заполнять дальше. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что рисунок готов.

2) Найдите центр листа и с помощью циркуля нарисуйте большой круг. Затем повторите действие и нарисуйте внутри первого круга еще несколько концентрических кругов из этого же центра. С помощью карандаша и линейки разделите круги на несколько секторов, как если бы это был торт (от 4 до 24 секторов). Сектора можно сделать произвольно, а можно и с помощью перпендикулярных линий. Для этого проведите через центр две прямые - горизонтальную и вертикальную - под углом 90 градусов (получится 4 сектора). Можно провести в каждом секторе еще линии под углом 45 градусов к перпендикулярным линиям (получится 8 секторов), и т.д. Получившиеся линии и окружности используйте при рисовании мандалы в качестве руководящих принципов построения. В каждом секторе нарисуйте символы (сердца, звезды, цветы, фигуры, линии и пр.). Начинайте рисовать с центра. Для красивой симметричной мандалы важно повторить Ваш рисунок. Например, если Вы рисуете круг на одной из линий, не забудьте сделать это в том же месте на другой линии.

Положите перед собой цветные карандаши (не менее 24 цветов). Сосредоточьтесь на своих мыслях, вопросах или проблеме. Возьмите любые понравившиеся Вам цвета, можно это сделать закрытыми глазами - это будут именно те цвета, которые Вам необходимы на данный момент времени для решения именно этой ситуации.

Начните раскрашивать мандалу из центра, двигаясь по кругу или по спирали к внешним краям. Отдайтесь полностью процессу рисования, тому, что делает Ваша рука на бумаге, движимая внутренними импульсами. Раскрашивайте те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично.

Закончить рисовать мандалу можно в любой момент, когда Вам этого захочется, или Вы почувствовали усталость. Подпишите на оборотной стороне цель или намерение рисования этой мандалы. Отметьте верх и низ мандалы.

После окончания процесса оцените степень волнующей Вас проблемы. Она осталась такой же или изменилась, стала проще, легче, понятнее, утратила свою остроту или перестала Вас пугать. Проговорите или запишите все свои осознания, которые Вы получили в процессе раскрашивания. Рисунок можно сжечь или оставить себе на память. Рисуйте мандалу столько раз, сколько Вам это требуется.

Интерпретация результата

При проведении диагностики учитываются размеры круга, толщина соединительных линий, нарисованные формы, символы и применяемые цвета.

При диагностике мандалы внимание, в первую очередь, следует обращать на расположение ее центра, а затем уже на символы, формы, знаки, линии и цвет.

Центр мандалы символизирует самое важное в данный момент. Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер отражают разные аспекты «Я».

Наличие двух центров может быть связано с переживанием «Я» глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно также рассматривать как признак противоречивого, амбивалентного «Я».

Следует учитывать и то, что центр в некоторых случаях может отражать духовный центр личности. Активные проявления в центре рисунка могут говорить о измененном состоянии сознания, «мистических» переживаниях, которые могут наблюдаться в связи с процессом психического и духовного совершенствования, а также при некоторых психических расстройствах. Проявления духовных аспектов личности в центре мандалы, как правило, связаны с особыми символическими и цветовыми признаками (визуализация и изображение света, белая краска, изображение глаза и т.п.).

Отсутствие центра характерно для глубоких измененных состояний сознания, в том числе патологического характера (развивающихся, например, вследствие слабоумия). В некоторых случаях, если отсутствие центра наблюдается лишь на протяжении определенного отрезка времени, это может быть связано с особыми обстоятельствами или фазами в жизни человека (так, например, временное отсутствие центра может отмечаться на определенных этапах беременности и после родов).

Внешние границы мандалы, как и центр, тесно связаны с осознаваемым «Я» и его функциями, в особенности, такой важной функцией, как способность осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также характеризуют степень открытости автора к контактам с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите. Если внешняя линия еле угадывается и при этом сама мандала внутри слабо заполнена рисунками (много белого фона) то при сочетании этих двух элементов мы видим перед собой человека готового к общению, жадно впитывающего любую информацию извне, легко идущего на контакт и завязывающего знакомства. Границы мандалы также могут быть связаны со способностью аккумулировать психическую энергию.

Хорошая связь, как правило, может говорить о высокой психологической интеграции, способности «Я» ставить цели и достигать их, хорошем развитии воли и сознания. Однако значение может иметь и способ связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы. В одних случаях интеграция изображения достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи более характерен для взрослых, хорошо функционирующих в социуме. В других случаях, связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счет изображения спирали. Этот способ является более регрессивным.

Упорядоченный характер мандал связан с наличием изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию (это можно выяснить благодаря обсуждению рисунка, уточнению ассоциаций). Такие изображения свойственны более зрелым состояниям.

Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдение за процессом рисования часто позволяет подтвердить хаотичный характер мандалы. Автор рисует импульсивно, контроль над изобразительной деятельностью низкий. Нередко изобразительные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях, а также характерны для органического поражения мозга со слабоумием. В некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана со спонтанностью либо переживанием сильного аффекта.

Симметричные мандалы, то есть такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений.

Асимметричные же более свойственны людям, переживающим процесс психологических изменений, а также тем, кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных и психических нарушений. Более «здоровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых виден хорошо оформленный центр – он говорит о сохранении «Я», несмотря на изменения и внутренние противоречия, а также об активной стабилизирующей функции духовного центра личности (если, однако, имеются соответствующие дополнительные признаки проявления духовности в рисунке).

Движение в мандале часто отражает восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации (представления). Иногда восприятие движения подтверждается лишь благодаря обсуждению рисунка и того, что человек представлял перед рисованием или в процессе создания рисунка. Движение может иметь разный характер и направленность.

Вращательное движение по часовой стрелке (которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики, разворачивающихся во внешний мир) нередко говорит о процессе осознавания (переживании инсайта), энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного материала из сознания.

Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии. Движение, направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов.

Восходящее движение может быть одним из признаков «мистических» переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.

Проблема может находиться на одном из трех уровней:

1) уровень сознания, когда проблема решается разумными доводами и логичными планами, человеку достаточно все объяснить; человеку нужны конкретные советы, план действий, четкое руководство;

2) уровень бессознательного, когда проблему невозможно решить, используя опыт сознательной деятельности, нужно выяснять, что именно вытиснилось из сознательного в бессознательное;

3) проблема лежит в пограничной сфере сознательного и бессознательного, когда ее нужно решать сразу на двух уровнях, и это говорит о высокой важности проблемы.

Уровень бессознательного - мандалы: Чистый свет, Пустота, Блаженство, Лабиринт, Спираль, Вихрь, Начало. Цветовая палитра - все темные оттенки.

Уровень сознания - мандалы: Мишень, Единоборство с драконом, Оквадрачивание круга, Функционирующее Эго. Цветовая палитра - средние оттенки.

Сознательный и бессознательный уровень - мандалы: Кристаллизация, Ворота Смерти, Фрагментация, Трансцендентный экстаз. Цветовая палитра - светлые оттенки.

Если тип мандалы и цветовая палитра совпали по уровню - это говорит о статичности мандалы, о «сильном» и «ясном» случае. О стабильном, ригидном долгом прохождении через состояние. О нескорой смене. Так, например, мандала Пустота нарисована темно-синим цветом, то проблема точно лежит на уровне бессознательного и решать ее нужно именно там.

Если же тип мандалы и цветовая палитра не совпадают, значит человек находится в динамике.

Мандала отражает сиюминутный рисунок. Любой символ или цвет в мандале имеет как положительное, так и отрицательное значение в зависимости от окружающего контекста.

Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит: мандалы как таковой – нет. Вместо рисунка мандалы – кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Впрочем, любого цвета, на любом фоне. У рисунка отсутствует «тело круга», видна только окружность.

Расшифровка: В данный момент Вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующие рождению», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чёрнозём. Зерна, которое очень скоро «взорвётся» зелёным ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит: появляется «тело круга», но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной круг на цветном фоне. Белый круг на чёрном фоне. Чёрный круг на белом фоне. Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся также мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка: возвращение «на землю», ощущение единения с материей, с землёй, с матерью. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземлённости. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит: любые рисунки типа «американский флаг», то есть – обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный геральдическими линиями, снежинки, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой – россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блёстки. В то же время, главное ощущение от такой мандалы – текучесть или лёгкость, мерцание и переливы.

Расшифровка: ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство. (Регресс может быть, как «хорошим», так и «плохим»). Вы готовы к полному принятию мира, Вы готовы доверять. Мироощущение: «Всё связано со всем и отражается во всём». Тяга к мифологическому мышлению, отказ от рациональности, бытие в противоположность «деянию».

Третья Стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»

Как выглядит: очень простая мандала. Выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница. Пуповина.

Расшифровка: лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта - к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости. Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого ещё не видно света.

Четвёртая стадия «Начало»

Как выглядит: любой рисунок с чётким символом, расположенным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг; любой символ в центре, треугольник, точка, «запятая», «человечек», глаз, сердце, цветок. Эмбрион в чреве. Готическая «розетка», роза.

Расшифровка: картина, отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако – в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто «никогда не имел своего Я».

Пятая Стадия «Мишень»

Как выглядит: мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали – мандала часто выглядит «объёмной». Серии концентрических кругов.

Расшифровка: высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим - чёткими ритуальными действиями оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос, искусственно упорядоченной структурой. Поиск сильного покровителя. «Магическое мышление», невроз навязчивых состояний, попытка вести упорядоченный образ жизни, закрытость. Внешний мир воспринимается как угроза. Стремление «всё объяснять», сводить к простым формулам.

Шестая стадия «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит: круг мандалы разделён пополам – вертикально или горизонтально. Чёткая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделённые линией горизонта, разделённые морем.

Расшифровка: настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут». Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит: рисунки, на которых изображён либо вертикально стоящий крест, либо квадрат, вписанный в круг. В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка: мандалы с крестами: Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка - высокая и не завышенная. Поза «раскинув руки, стою на вершине горы». Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса. Мандалы с квадратом, вписанным в круг: архетип закрытого от посторонних глаз зачарованного сада или внутреннего двора -патио, где растут чудесные плоды и бьют струи волшебного фонтана. Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности, даже - своего дома, даже - покупка «клочка земли», «заземление» вообще, иногда желание и отличная возможность переселиться жить в деревню, в свою комнату, в свою квартиру. Ощущение себя «Хозяином», землевладельцем, позитивное домоседство.

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит: пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности - прямостояние). Человек Леонардо. Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику. Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка: «Открытие тела». Человек с удивлением узнаёт, что у него есть... тело. Период «телесности». Радость от обладания телом, радость от способности двигаться, ходить, давать телу физическую нагрузку - даже колоть дрова. Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение Действием и любой двигательной активностью. Показано начать учиться танцевать, бегать, рискнуть отправиться в турпоход.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит: красивые, симметричные рисунки (или явно стремящиеся к симметрии и красоте – не все умеют рисовать). Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом, Солнце, многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звёзды, многолепестковые цветы, «правильные» буддийские мандалы.

Расшифровка: Вы находитесь в данный момент – в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение - устойчиво. Однако, стереотипное «зацикливание» на такой мандале – нехорошо. Если эта «супер»-мандала явно не кажется «позитивной», то она может означать следующее. Эта мандала вообще-то открывает тему «Я и Мир», «Я и социум», как Вы ощущаете это в данный момент. Вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять. Либо вы находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чуждой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота Смерти»

Как выглядит: «поверженныйй» Икс-образный (или - диагональный) крест, перекрёсток дорог, круг, разделённый на четыре (не связанных воедино центром) фрагмента, треугольник вершиной вниз.

Расшифровка: необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради...», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нём силы для нового роста, возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-Персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней Логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит: месиво, отсутствует ощущение «целостности рисунка». Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов. Капкан, зубастая пасть, яма с острыми краями – в качестве центра (такой центр - исключение).

Расшифровка: сейчас Вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие – накипело. Вы – шут, юродивый. Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации. Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?». Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который Вы, возможно, даже не осознаёте. Фрустрация подлинных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит: струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты; зелёные ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся» из-под земли к свету. Очень часто изображение выплёскивается за границы круга. В отличие от «звёздочек» и «блёсток» стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка: Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюблённости, влюблённости в жизнь. Стремление к «естественной красоте», неприятие всего «искусственного», «цивилизованного», «ограничивающего», обретение своего Пути, стиля, понимание и обретение смысла жизни, торжество.

При интерпретации символов важно обращать внимание на контекст, общий фон рисунка. От этого зависит положительное или отрицательное значение некоторых символов.

Бабочка. Смерть и воскрешение, самообновление души, перевоплощение.

Глаз. Глаз в центре мандалы или в центре какой-нибудь фигуры в рисунке мандалы символизирует проницательность, иногда ясновидение. Функция защиты, порядка, испуга, успокоения, заботы, опеки. Потребность в охране, защите, внимании, безопасности или строгости и наказании.

Дерево. Жизнь, рост, укоренение, связь небо-земля, развитие, смерть и возвращение на землю (листья), защита, бессмертие (хвойные вечнозеленые деревья); с другой стороны, невозможность изменить свое положение.

Животные. Различные изображения животных в рисунке мандалы – это Ваше отражение зрительного представления бессознательного. Аспекты непредвиденного, импульсивного, иррационального: признаки Вашего поведения в отношении бессознательного через формы животных, готовых помочь или угрожающих; у каждого животного различные характеристики.

Звезда. Вдохновение, небесное провидение, изобретательность, энтузиазм. Падающая звезда: надежда, благосклонность звезд. Четырехконечная звезда: «оно», целостность души. Пятиконечная звезда говорит об уверенности в себе, высокой самооценке, способности реализовывать идеи. Шестиконечная звезда (два взаимосвязанных треугольника): взаимопроникновение видимого и невидимого миров: равновесие, соединение противоположностей; завершение важной работы; осуществление, гармония. Многолучевые звезды, крылья: на Вашем пути всегда есть помощь высших сил, удачи, и судьбы; путеводная звезда всегда светит Вам. Много звезд: множество возможностей, разнообразие целей.

Капли. Капельки – это живительная влага, возрождающая жизнь, жизнь капает и сливается в ручьи долгожданной, целительной энергии. Плодородие, чистота, очищение, слезы, разочарование, грусть, гнев, огорчение, ярость, горе, рана, но также радость, утешение, прощение. Капельки идут в центр – поток энергии стекается из окружения в центр мандалы. Капельки направлены вовне – из мандалы или из Вашей жизни растекается поток к людям.

Круг. Круг означает целостность и защищенность, круг – это гармония, совершенство, бесконечность, озарение.

Крест. Крест указывает на нерешительность. Человек не знает, какую ему выбрать дорогу. Крест - взаимопроникновение двух противоположных сфер, таких как небо и земля, дух и материя, пространство и время; пересечение дорог, соединение противоположностей, внутреннее равновесие совершенного человека. Х-образный крест: особое обозначение какого-либо места. А также исходя из контекста: утрата, отречение.

Квадрат. Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости. Квадраты, многоугольники, ромбы – символ фундамента, прочного, основательного, статичного, зафиксированного, надежного, стабильного.

Если квадрат открыт (если у него предусмотрены символические «двери», «окна»), то такой человек - здоров, более того, в своей жизни он нередко видит вещие сны, получает знаки.

Закрытый квадрат («без окон, без дверей») означает сильный стресс, хроническое чувство небезопасности, отсутствие «своего» места - в квартире, на работе, в жизни вообще.

Лабиринт. Посвящение, вознесение из мрака к свету; жизнь человека со всеми ее трудностями, испытаниями и поворотами; паломничество: поиск своего собственного центра, поиск выхода, желание действовать.

Линии. Волнистые линии означают неограниченные возможности и необузданную энергетику человека. В таком человеке преобладают чувства над разумом. Преобладание прямых линий в рисунке говорит о рациональном человеке, который контролирует свои чувства. Одинаковое количество прямых и волнистых линий означает, что человек находится в гармонии, его чувства и разум гармоничны.

Чаще всего женщины рисуют в центре мандалы - цветок - воплощение волнистых линий, что свидетельствует о женственности. Мужчины помещают в центр - звезду- воплощение прямых линий.

Луна. Женственность, плодородие, становление и угасание, восприимчивость, неосознанные силы, необходимость опоры (на силы, идеи).

Молния. Разрушительная или созидательная Божественная сила, озарение, свет, излечивание энергией души, новая фаза роста.

Море. Неисчерпаемая сила жизни, но также всепоглощающая пучина; давать и получать, бессознательность, символ скрытых сокровищ.

Остров. Замкнутость в самом себе, труднодоступность; место, где, как мы надеемся, нет забот, куда мы стремимся; бегство от мира.

Птица. Человеческая душа, перевоплощение, воображение, интуиция, духовность. Орел: мощь, гордость, посланец Бога. Сова: несчастье, мудрость, взгляд, пронзающий тьму. Голубь: мир, чистота, святой дух. Стая птиц: опасность; концентрация сил, поиск осознание себя на высшем уровне.

Радуга. Мост между небом и землей, рождение заново, богатство, возвращение солнца, целостность, выздоровление, найти клад.

Ракушки. Ракушки – символ втягивания в себя, закупоривания, закрытия, укрытия тайны, хранилище.

Спираль. Спираль указывает на развитие и динамику внутреннего процесса. Спираль, уходящая в центр, – движение втягивающее, впитывающее, подобно водовороту, - несет энергию разрушения. Спираль, разворачивающаяся во внешний мир, – движение из центра в стороны, - что-то раскрывается, освобождается, набирает обороты. Знак постоянно движущейся энергии, приход-уход и снова приход.

Сердце. Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, просветление, интуицию, блаженство, храбрость, средоточие эмоций. В зависимости от контекста, обуздание чувства, печаль, страдание, расставание.

Свет/Солнце. Дух, божество, жизнь, счастье, вдохновение, духовное созерцание, озарение, тепло, огонь, космический разум, пища, возрождение, возобновление, разум, проницательная мысль.

Стрелы. Стрела - движение за грань, сознание. Стрела любви: чувственность и наслаждение. Стрелы, шипы, треугольники, любые острые углы, зигзаги, молнии – мужские символы, энергия ян, активная, агрессивная, защитная и нападающая. Разрубает, указывает цель, протыкает, пугает, возбуждает, раздражает, прокладывает путь.

Треугольник. Треугольник также означает движение. Если вершина треугольника направлена вверх, это означает стремление к созиданию, если вниз – к разрушению.

Узел. Связь, единение, завязывать – распутывать, решение, сложности, препятствие, энергия, решение проблем.

Цветок. Цветок символ сущего, вечное обновление, весна, красота, покорность, самопожертвование, любовь. Увядающий цветок: ненадежность, мимолетность, непостоянство. Цветы, узоры, плавные линии – иньская энергия. Символ покоя, плавности, текучести, нежности, медлительности, красоты, тяги к прекрасному.

Особое психологическое значение имеют основные цвета, то есть желтый, красный, синий, которые всегда будут присутствовать в рисунке мандалы у здорового человека. Поэтому при диагностике придается большое значение преобладанию или отсутствию того или иного цвета. Цвета в рисунке мандалы могут отражать все переживания как прошлого времени, так и настоящего момента. Именно поэтому рисунок мандалы не следует рассматривать как нечто неизменное. Спустя какое-то время он может быть уже другим, отражая произошедшие изменения.

При интерпретации рисунка мандалы важно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он применяется, от общего фона рисунка.

В первую очередь, посмотрите, какой цвет расположен в центре. Затем определите доминирующий цвет в мандале. Эти цвета символизируют самое важное, самое главное, самое актуальное. Ровное распределение цвета означает, что энергия ровно распределена между сферами жизни.

Обратите внимание на цвет, которым раскрашена граница мандалы - внешний круг. При этом красный цвет показывает миру гнев или энергию. Зеленый - способность воспитывать других. Описание остальных цветов смотрите ниже.

Цвета, расположенные в верхней части мандалы, относятся к осознаваемым процессам. В нижней части - указывает на то, что происходит в бессознательном. Посередине - порог между осознаваемым и неосознаваемым содержанием.

Те области мандалы, где цвет используется очень интенсивно, сильное приложение цвета, является выражением сильной эмоции, связанной с этим цветом.

Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия и очищения, а также любовь, страсть, силу, радость жизни. Красный добавляет уверенности в себе и активизирует сексуальную энергию. Однако если красный цвет в избытке, то это свидетельствует об агрессии, готовой вылиться в разрушительные действия. Если красный цвет отсутствует в рисунке (в том числе и отсутствие красного в сложных цветах - лиловый, фиолетовый, оранжевый, розовый и пр.), то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.

Отрицательное значение: гнев, агрессивность, импульсивность.

Когда красный цвет смешивается с черным (такое сочетание можно назвать грязно-красным цветом), это указывает на наличие проблем, связанных с различными жизненными ситуациями. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и расположением в мандале.

Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе. Это может указывать и на мягкость, женственность, самоотверженность и альтруизм. Если рисует женщина, то розовый в большей степени указывает на женственность. Если мужчина - болезненное состояние уязвимости, сентиментальности.

Отрицательное значение: необходимость в опеке, сентиментальность, потеря чувства реальности, обидчивость, робость.

Розовый цвет часто используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие. Женщины могут использовать розовый цвет в период менструаций.

Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и, особенно если на рисунке они расположены рядом, то в таком случае будет высока вероятность проявления у клиента саморазрушительных тенденций, склонности к суициду, девиантному поведению. Чёрный и розовый - всегда говорят о сильном психологическом неблагополучии.

Персиковый цвет (желтый - сознание + розовый - тело) выражает чувственность, однако это не чувственность младенца, это скорее отзывчивость, ответственность зрелого взрослого человека, сексуальность. Этот цвет - символ женского начала, женских органов. Это отражение женского созревания, высвобождение творческого потенциала внутри души, готовность к богатому сексуальному опыту.

Отрицательное значение: абсолютно романтическое представление о сексуальности и её месте в Вашей жизни. Скрытая женская энергия.

Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.

Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа, тщеславие, беспечность, рассеянность.

Иногда оранжевый цвет в мандале указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться в чувстве ненависти и чувстве любви. В мандалах женщин этот цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчинами.

Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам и отцу. В некоторых случаях оранжевый цвет отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку.

Когда в рисунке женщины оранжевый цвет сочетается с темно-зеленым и черными цветами, это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности. У мужчин оранжевый цвет в сочетании с темно-синим может говорить о проявлении Эдипова комплекса.

Желтый цвет – энергия, солнце, тепло, интуиция. Появление в рисунке желтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения, начало новой жизни. Преобладание желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, ещё не приобретшего какую-либо форму. Желтый также символизирует сообразительность, любознательность. Приподнятость, энергичность, способность видеть вещи ясно, устанавливать, намечать цели и выполнять поставленные задачи. Этот цвет означает, что Вы готовы к назначению чего-то нового, готовы отправляться в мир полным энергии и задора, чтобы исполнить какой-то новый проект. Отрицательное значение: зависть, переоценка своих сил, поверхностность.

Затемнённо-желтый - негативная привязанность к отцу. Трудности с властями, начальником, трудности в совпадении сроков, проблемы. Трудности во взаимоотношениях с мужчинами и нестабильная, часто заниженная самооценка.

Зеленый цвет – обновление, чувствительность и внутренняя гармония. Символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им. Появление его в рисунке мандалы указывает на стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе.

Отрицательное значение: недостаток искренности, нечестность, чрезмерная амбициозность, жажда власти.

Густой тёмно-зелёный цвет - говорит о том, что человек ориентирован на оказание поддержки другим людям и всему окружающему миру. Если такой цвет преобладает - человек склонен к гиперопеке, не дает ступить шагу своим близким и отдает свою жизнь для решения чужих повседневных дел и проблем.

Светло-зелёный цвет или бледно-зелёный говорит о прекращении роста и ослабленном энергетическом потенциале.

Вообще же зелёный цвет - цвет зрелости. Он также показывает то, что человек готов стать или стал родителем и испытывает от этого только положительные эмоции.

Синий цвет – цвет покоя и мира в душе.

Отрицательное значение: бездействие, скука, грусть.

В рисунке мандалы темно-синий цвет может отражать переживания, связанные с угрозой для жизни, а также может указывать на неблагоприятные психологические условия в детстве (возможно, не проработанный конфликт с матерью).

Однако же, тёмно-синий цвет иногда выдаёт способности к эмпатии и очень хорошо развитую интуицию, вплоть до мистических озарений.

Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным можно говорить о борьбе за независимость и преодоление симбиотической зависимости от матери.

Светло-синий – облегчающий цвет, излучает благоговение и покой и оздоравливает нервную систему. Цвет служения, неприхотливости, материнства.

Голубой цвет в рисунке мандалы символизирует сострадание, чувство материнства и беззаветной любви.

Светлые оттенки голубого - это выражение безусловной любви; темные оттенки - относятся к материнскому архетипу. Голубой цвет предшествует, возвещает о психологическом возрождении.

Светло-голубой цвет в мандале (небесный (лазоревый) цвет) символизирует Чистые Воды как источник жизни. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется мужчиной, это может указывать на некоторую пассивность.

Бирюзовый излучает дружелюбие, отзывчивость и свободную от религиозных ограничений духовность; стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению.

Бирюзовый цвет появляется в мандале часто тогда, когда человеку необходимо исцеление, надо дистанцироваться от событий, приносящих боль, унять боль потери.

Сиреневый цвет (цвет лаванды, бледно лиловый) в рисунках мандалы указывает на духовное обновление. Когда он присутствует в мандале, высока вероятность того, что автор рисунка является, религиозным человеком, и тогда сиреневый цвет является знаком духовного опыта. Цвет ассоциируется с добродетелью, трудолюбием, усердием, признательностью, а также предосторожностью и суеверием.

Отрицательное значение: бегство от реальности, зависимость от фантазий (особенно если мало красного).

Фиолетовый цвет отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности, склонность к мистике и магии, склонность к творческому мышлению. Используется для удаления препятствий.

Отрицательное значение: меланхолия, беспомощность, сожаление и отречение.

Присутствие темно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. Последнее более вероятно, если речь идет о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу эмоциональной зависимости от матери. Если фиолетовый меняется на красный - это отделение психологической зависимости от матери.

Фуксия. Яркий фиолетово-красный цвет выражает жизненность, возбуждение, неприкаянность, отсутствие покоя. Появляется в мандалах женщин, борющихся за свою автономию, начинающих сознавать свое место в жизни, когда они начинают расширять свое мировоззрение. Эти женщины действуют, оставаясь укоренными в своей подлинной женской природе. Этот цвет связан с эмансипацией. В мандале этот цвет говорит о нашей готовности предпринять какое-то исследование, начать творческий проект или начать выражать свое творческое суждение.

Белый – духовность, чистота, свет, невинность, совершенство. Защитный цвет, помогающий мыслям и чувствам оставаться чистыми от негатива.

Отрицательное значение: чрезмерное стремление к совершенству, холодность, замкнутость, пустота, равнодушие.

Когда белого слишком много накладывают на лист, это означает, что мы что-то скрываем, подавляем. Это бегство от сильных чувств, потока либидо или нежелание принять инстинктивную природу. Но если не закрашенная область в мандалле оставлена в центре, это говорит о нашей готовности к большим неотложным изменениям.

Перламутровый оттенок (когда белый накладывается на другие цвета) говорит о громадной ценности, скрытой в темноте, неведении. Перламутровый цвет говорит о готовности или приближении шокового переживания. Это особое использование белого цвета в мандале говорит о повысившейся чувствительности к духовным изменениям. Как бы все меняется внутри нас новым образом, меняется восприятие мира.

Серый – нейтральный цвет, умение объединять противоположности.

Отрицательное значение: говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции.

Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию.

Иногда серый цвет может указывать на чувство вины, а также может свидетельствовать об апатии и усталости от жизни.

Обилие серого цвета в рисунке мандалы может указывать на утрату способности испытывать от нее радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.

Коричневый цвет – спокойствие, любовь к простым вещам, материнство, скромность. Коричневый указывает на важность корней, очага, дома, компании себе подобных и чувства безопасности.

Отрицательное значение: равнодушие, грусть, бедность, отражение потребности в эмоциональной безопасности.

Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы, может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений. Появление коричневого цвета чаще всего означает послание бессознательного проанализировать старые раны, которые все еще требуют внимания, еще не исцелились и надо их пересмотреть.

Черный – цвет тьмы, интуиции и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты. Черное ассоциируется с самоотречением, уничтожением эгоцентризма через самобичевание и различные обеты. Черный может также означать и концентрацию на чем-то конкретном, агрессию, разрушительный импульс.

Отрицательное значение: смерть, пустота, разрушение, мрачность, угроза, отчаяние, потеря, страх, разочарование, пессимизм.

Обилие черного цвета в рисунке мандалы может являться признаком депрессии.

Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии. Психолог Онлайн поможет грамотно использовать результаты теста, поможет сориентироваться в структуре акцентов и произвести коррекцию психологического состояния.

Хотите получить более точную интерпретацию теста? Сохраните свои записи и задайте вопрос психологу.

Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна

Диагностика по цветам мандалы

Диагностика по цветам мандалы

Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.

Бывают нарисованные мандалы, используемые для сосредоточения и исцеления, мандалы, сделанные из цветного песка, мандалы обусловленного просветления ума (бодхичитта), мандалы абсолютного ума просветления и т. д.

В настоящее время существует множество методов диагностики своего психологического состояния и познания себя. Одним из таких методов является диагностика по рисунку и цветам мандалы. Если нарисовать ее и раскрасить в разные цвета, то можно пополнить свои знания о себе как о цветовой личности.

Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. При проведении диагностики учитываются размеры круга, толщина соединительных линий, нарисованные формы, символы и применяемые цвета.

Символы в рисунке мандалы имеют следующее значение:

Круг означает целостность и защищенность;

Крест указывает на вашу нерешительность;

Пятиконечная звезда говорит об уверенности в себе;

Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости;

Треугольник также означает движение. Если вершина треугольника направлена вверх, это означает стремление к созиданию, если вниз – к разрушению;

Спираль указывает на развитие и динамику внутреннего процесса;

Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, просветление;

Глаз в центре мандалы или в центре какой-нибудь фигуры в рисунке мандалы символизирует солнце, иногда ясновидение;

Различные изображения животных в рисунке мандалы – это ваше отражение зрительного представления нашего бессознательного.

Выбор цветов в мандале дает много информации о личности и душевном состоянии автора рисунка, поэтому при ее рисовании не следует думать о значении цветов, а стараться быть предельно искренним в отражении своего душевного состояния. При рисовании мандалы часто прибегают к своим любимым цветам, дети же почти всегда используют все цвета радуги. Особое психологическое значение имеют основные цвета, то есть желтый, красный, синий, которые всегда будут присутствовать в рисунке мандалы у здорового человека. Поэтому при диагностике придается большое значение преобладанию или отсутствию того или иного цвета. Цвета в рисунке мандалы могут отражать все переживания как прошлого времени, так и настоящего момента. Именно поэтому рисунок мандалы не следует рассматривать как нечто неизменное. Спустя какое-то время он может быть уже другим, отражая произошедшие изменения. Наглядно это можно увидеть из рисунков мандал одной моей клиентки на следующем примере.

Пример. Перед вами два рисунка мандал, выполненные цветными фломастерами пятидесятилетней женщиной в разный промежуток времени (см. цветную вкладку, рис. 1, 2). Первый рисунок мандалы она нарисовала до увлечения танцами, а второй – три месяца спустя, в фазе активных занятий. Сравнивая два рисунка, можно заметить, как поменялись символы, формы и цвета во втором рисунке. Так, в первом случае мандала состоит из разных мелких геометрических фигур с острыми краями. Кроме того, есть изображения за ее пределами, что свидетельствует о неблагоприятном психологическом состоянии и тревожности женщины. Да и цвета первого рисунка выглядят более мрачными по сравнению со вторым.

На втором рисунке (см. цветную вкладку, рис. 2) можно увидеть уже совсем другую картину: появились новые символы больших размеров, например, глаз и символ скрипичного ключа, который отражает тесную связь женщины с миром музыки и танцев, яркие и насыщенные цвета. Так, желтый и синий цвета в рисунке мандалы говорят о ее хорошем самочувствии и настроении. Как рассказывает сама женщина, у нее повысилась интуиция после того, как она стала заниматься танцами. Она стала более активна и подвижна.

Д. Келлог, изучая воздействие мандалы на человека, выделила два основных вида мандал в диагностике: симметричные и композиционно сложные. Первый вид мандал отражает текущий момент времени и ситуацию, а второй – осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности. Левая половина мандалы отражает бессознательные процессы. Правая – сознательные. При диагностике мандалы внимание в первую очередь следует обращать на расположение ее центра, а затем уже на символы, формы, знаки, линии и цвет.

Рисовать мандалу можно под расслабляющую музыку акварельными красками, цветными и восковыми карандашами, фломастерами, пастельными мелками. Выбор цветов абсолютно свободный.

Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия и очищения. Если красный цвет отсутствует в рисунке, то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.

Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе.

Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.

Желтый цвет – энергия, солнце и тепло. Появление в рисунке желтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения. Преобладание или отсутствие желтого цвета указывает на большую силу воли и высокий интеллект автора рисунка.

Зеленый цвет – обновление, чувствительность и внутренняя гармония. Появление его в рисунке мандалы указывает на стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе.

Голубой цвет в рисунке мандалы символизирует сострадание, чувство материнства и беззаветной любви.

Синий цвет – цвет покоя и мира в душе. В рисунке мандалы темно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни, а также указывает на неблагоприятные психологические условия в детстве.

Сиреневый цвет в рисунках мандалы указывает на духовное обновление, но в то же время свидетельствует о бегстве от реальности.

Фиолетовый цвет отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности.

Белый – духовность, чистота, свет.

Серый – нейтральный цвет, говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции. Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию.

Коричневый цвет – отражение потребности в эмоциональной безопасности. Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы, может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений.

Черный – цвет тьмы, пустоты, интуиции и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты.

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Диагностика Когда человек приходит на лечение с низкой уверенностью в себе и очевидно высокой потребностью в поддержке, должен рассматриваться диагноз ЗРЛ. Например, Карен, 45-летняя замужняя женщина, была направлена на лечение ее врачом в связи с приступами паники. В

Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл Арнольд

Глава 16. Алмазный центр мандалы Сущность - это Пустота Все остальное несущественно…. В этом мире обмана пустота - это то Чего желает твоя душа «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики - что «существует универсальная пустота, все сущее

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Диагностика Будучи верным своим убеждениям, согласно которым для того, чтобы считаться достойной внимания, теория должна быть полезной, Келли называл диагностику «стадией планирования психотерапевтического лечения» (1955, р. 14) и рассматривал ее как принципиально важный

Из книги Введение в психологическую теорию аутизма автора Аппе Франческа

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

18. Динамическая природа фрактальной мандалы Итак, «…эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Понятно, что в этом «…вечно бодром круге жизни»251 бессмысленны такие понятия классической физики, как «материальная субстанция» и

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

22. Беременность фрактальной мандалы Многим нравится метафорическое сравнение Фрактальной Мандалы с «женским лоном», «маткой» (matrix), или с «мисс яйцеклеткой»287, или, в языческом, древнерусском, бесстыдном стиле, - с похотливой и агрессивно ненасытной Богиней ПИЗИ288, или

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Диагностика Тест. Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан) Этот тест позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет ваше поведение: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предпочтением одного из этих двух вариантов во многом и определяется

Из книги Сновидения в бодрствовании. Методы 24-часового осознаваемого сновидения автора Минделл Арнольд

Диагностика Опросник. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (Дж. Холланд) Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный),

Из книги автора

Диагностика Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс) Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по

Из книги автора

Диагностика Опросник для оценки импульсивности Вам предлагается 15 вопросов. При утвердительном ответе ставьте рядом с вопросом знак «+», при отрицательном – знак «–».1. Отмечаете ли вы за собой некоторую поспешность в принятии решений?2. Свойственно ли вам в

Из книги автора

Диагностика Тест: Способность к эмпатии Оцените каждое из утверждений следующим образом: ответ «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, «да, всегда» – 5. Убедитесь, что вы дали ответ во всех пунктах.1. Мне больше нравятся книги о

Из книги автора

Отражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.Рисуя, ребенок уже в 3–4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психическое и эмоциональное состояние.

Из книги автора

Мандалы черного цвета Мандалы выполнены в технике граттаж. Мандалы способствуют раскрытию экстрасенсорного потенциала, стимулируют основные источники подсознания, включают механизмы саморегуляции. На рисунок мандалы можно смотреть в течение пяти минут в любое время

Из книги автора

5. Рисование мандалы: выразительная сила искусства Мандала – это санскритское слово. Буквально означающее «круг» или «завершение». В наиболее общем смысле этот термин можно использовать для любого узора, обладающего сложной геометрической симметрией, например,

Из книги автора

16 Алмазный центр мандалы Сущность – это Пустота, Все остальное несущественно… В этом мире обмана пустота – это то Чего желает твоя душа. «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики – что «существует универсальная пустота, все сущее

Информация, с которой вы ознакомитесь ниже, будет интересна специалистам, которые хотят исследовать метод создания мандал, людям, которые занимаются саморазвитием, и всем, кто что-то слышал о мандалах, но не знает, что они из себя представляют и зачем они нужны. Вы ознакомитесь с основными техниками работы с мандалами, с исследователями этого метода и с идеями, почему же они все-таки работают.

Итак, приступим…

Что такое мандала?

В переводе с санскрита слово «мандала» обозначает круг, диск . Ма́ндала - сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Ритуалы и религиозный смысл мандалы – это отдельная тема. В психологии ритуальный смысл мандалы не используется. По словам Юнга «…мандала это всегда внутренний образ, который постепенно строится (активным) воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или, когда необходимо разобраться в каком-либо положении…»

Мандала (в психологии) – это один из методов арт-терапии. По своей сути, мандала – это рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов), который заключен сначала в круг, а затем в квадрат. Размер круга так же имеет значение, он должен быть примерно 28-29 см в диаметре.

Как работает метод мандалы?

Мандала работает за счет реализации нескольких эффектов

Эффект зеркала

Мандала отображает состояние человека, который ее создал. Это своеобразное зеркало, и понять смыл отражения помогает контакт с готовым рисунком. После рисования важно дистанцироваться от мандалы и посмотреть на нее как бы со стороны. В процессе контакта важно погрузиться во внутренний мир и проговаривать все ассоциации и чувства, фантазии и истории, которые спонтанно возникают. В дальнейшем этот психический материал можно связать с реальной ситуацией или запросом, с которым пришел клиент.

Эффект структурных элементов мандалы

Круг символизирует собой духовную сферу, божественное. «В мистических системах Бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, Абсолют. Круг соответствует богу и небу» Символизм круга помогает ощутить глубокую связь со Сверх Я, со своей глубинной сущностью. Круг с его границами символически помогает ощутить безопасность и способствует самораскрытию и проявлению скрываемых тенденций.

Квадрат символизирует рациональность, четкость и все земное и реальное. «Квадратура приносит с собой принцип, который, по-видимому, прирожден человеку и в духе дуалистической системы противостоит кругу, предназначенному для небесных сил. Легендарная «квадратура круга» символизирует желание привести к идеальному согласованию оба элемента «небесное» и «земное»»

Центр внутри круга символизирует Эго или центр самости. Центр – это символическая сущность всей мандалы. В центр всегда помещают самое важное и ценное. Это точка отсчета, точка начала, ведущего к развитию всех событий и смыслов. Центр в мандале структурирует и «собирает» рисунок.

Эффект смысла

Для каждой мандалы можно создать специфический смысл. Можно создавать тематические мандалы, исследуя понятия «любовь», «отношения», «счастье», «мир». Используя этот метод, можно «поднять» определенную тему и исследовать ее состояние. Также интерпретируя мандалу, человек позволяет быть специфическому внутреннему глубокому смыслу ее создания. Этот смысл индивидуален и уникален.

Эффект контакта с художественными материалами

Этот эффект идентичен для всех методов и техник арт-терапии. Контакт с формами, символами, цветами. С эффектом влияния на психику человека различных цветов, форм и символов можно отдельно ознакомиться в авторитетных источниках по арт-терапии.

Каких целей в консультировании можно достичь с помощью мандал?

Мандалы можно использовать в тех случаях, когда человеку необходимо погрузиться в свой внутренний мир в поисках ответов на вопросы, которые ставят перед необходимостьтю осознать множество путей решения проблемы. В мандалу можно погружаться в поисках психических ресурсов и новых открытий. Из-за своей способности «собирать» Эго, мандалу можно использовать в периоды кризисов и сложных жизненных ситуаций. Можно корректировать инструкцию создания мандал, адаптируя их под конкретный запрос клиента для того, чтобы актуализировать необходимый смысл. Так же можно создавать большие групповые мандалы для изучения групповой динамики. Можно использовать в семейном консультировании для решения вопросов взаимоотношений.

Техники работы с мандалами:

Техника свободного создания мандал

Для создания мандалы необходимо взять лист бумаги формата А3 и вписать в него круг, диаметром примерно 28см. После этого описать вокруг круга квадрат и обрезать бумагу по контуру квадрата. В центр мандалы поставить точку и можно начинать ее создание. Для того, чтобы погрузиться в создание целиком, окружите себя спокойной атмосферой, можно включить спокойную музыку и зажечь ароматические свечи. Рисовать можно гуашью, акварелью и пастельными мелками. Важно расслабиться и позволить себе рисовать не критикуя и не оценивая результат. Рядом с собой можно положить лист бумаги, на котором можно записывать свои идеи, ассоциации и инсайты. После рисования можно отдохнуть несколько минут и посмотреть на мандалу со стороны для того, чтобы глубже ее понять и осознать смысл.

Круг мандал Джоан Келлог

Эта техника была разработана Джоан Келлог, в ее основе лежит созданный ею круг, состоящий из основных состояний, которые переживает человек в процессе развития и деятельности. Всего этих состояний или, вернее, стадий – 13. С помощью этой техники можно узнать на какой из стадий развития своего жизненного витка находится человек. Для выполнения этой техники вам понадобится руководство и специальные карточки с графическим изображением этих стадий.

Тематические мандалы

Эта техника отличается от свободного создания мандал лишь предварительной настройкой на конкретную тему рисования. С помощью этой техники можно исследовать самые разные понятия, чувства, отношения, погрузиться в определенную тему и исследовать ее индивидуальное значение.

Источники:

  1. Материалы из Википедии
  2. Карл Густав Юнг «Психология и алхимия» М АСТ 2008
  3. Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», М «Республика» 1996


просмотров