Cочинение «Булгаков и Мастер одна общая трагедия. Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций? Что сломило Мастера? Как повлияли на героя бесчеловечные о Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»

Cочинение «Булгаков и Мастер одна общая трагедия. Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций? Что сломило Мастера? Как повлияли на героя бесчеловечные о Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»

Разделы: Литература

Цели урока:

Попытка постижения понятий “истинная свобода” и “истинная любовь”;

Исследование темы творчества и судьбы художника в романе;

Рассмотрение раскрытия в романе темы бессмертия;

Обучение учащихся использованию данного материала при написании эссе.

Методы обучения:

Эвристическая беседа с элементами последовательного анализа.

Оборудование:

Фрагменты видеофильма “Мастер и Маргарита”.

Предварительное домашнее задание учащимся:

  • 1 вариант готовил историю жизни Мастера в цитатах.
  • 2 вариант – аналогичное задание с историей жизни Маргариты.

Ход урока

1. Из словаря литературоведческих терминов в тетрадях делаем запись определения эссе.

Эссе (попытка, проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью, установкой на разговорную интонацию и лексику. На первом плане – личность автора, его мысли и чувства.

Вот какую работу вам предстоит выполнить после сегодняшней беседы о финале романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

2. Слово учителя.

Переплетение темы любви и темы искусства для Булгакова необычайно важно: они, проводя человека через испытания жизнью, через все радости и беды, обрекают его на бессмертие. “Как я угадал”,- шепчет Мастер, услышав от Ивана Бездомного рассказ Воланда о суде Понтия Пилата. А что угадал? Наверное, первую фразу, лейтмотив: “Все люди добры”,- то, что повергло прокуратора в изумление. Ведь с этой фразы всё и началось. Слово Христа и слово истинного искусства – об одном и том же: о неизбывности доброго начала в человеке. Что же явилось итогом страданий, исканий, потерь главных героев романа – Мастера и Маргариты?

3. Один из учеников рассказывает историю жизни Мастера, опираясь на выписанные дома цитаты, например, из главы 13:

Я – мастер…

Я знаю пять языков, кроме родного…

- …однажды выиграл сто тысяч рублей.

Ах, это был золотой век, совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой…

Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.

Любовь выскочила перед нами, как выскакивает из-под земли убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих… и т.д.

4. А теперь послушаем историю Маргариты, также опираясь на выписанные цитаты, например:

Меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. (гл.13)

Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)

Невидима и свободна!

Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая… (гл.21) и т.д.

5. Вы выслушали истории жизни двух главных героев романа. Что их объединяет, почему их встреча была неизбежна и трагична одновременно?

Они оба одиноки. Оба стремились стать свободными в своих мыслях, чувствах. В том мире, в котором они жили, это было невозможно.

6. Какой смысл вкладывает Булгаков в слово “мастер”? Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?

Слово “мастер”, противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделённого творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни, а также содержит такие значения, как “наставник, образец для подражания”, “художник милостью божьей”. Исследователи даже полагают, что в имени героя зашифрованы инициалы автора. Иешуа и Мастер не могут воспринимать окружающий их мир как должное. Но, в отличие от Иешуа, Мастер разуверился в силе добра. Трёхмесячное отсутствие и возвращение с оторванными пуговицами породили в герое страх, покорность судьбе, ненависть к своему роману и даже привели к утрате имени.

7. А что поразило вас в образе Маргариты?

Необычайное чувство свободы и независимости, которое особенно проявилось в сцене полёта. Способность самоотверженно любить, пусть даже ценой собственной жизни. Тем не менее она способна сочувствовать, сострадать – она жалеет маленького мальчика, просит за Фриду. Даже тот факт, что она продала душу дьяволу, не умаляет её бесспорных достоинств. Особенно сильно в образе Маргариты звучит тема бессмертия. Любовь, как и творчество,- высшее проявление человеческого духа, потому-то она бессмертна.

8. Итак, почему же при всей жестокости решения проблемы ответственности человека автор не наказывает героя тьмой? Почему продавшей душу дьяволу Маргарите тоже дарован покой, а не тьма? И что такое покой? (Беседа с записью основных выводов).

С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом продолжал оставаться земным. Он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь – Маргариту, он хотел бы делить с нею свою будущую неземную жизнь. Критики вполне справедливо упрекают Мастера в унынии, в капитуляции. Мастер отказывается от открывшейся ему в его романе истины, он признаётся: “У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме неё… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал, он мне ненавистен, этот роман. Я слишком много испытал из-за него”. Сожжение романа – своего рода самоубийство. Не случайно вслед за этим событием появился Воланд. В булгаковском романе Воланд оказывается даже значимее, чем Иешуа, по крайней мере в художественном отношении, на что критики уже не раз обращали внимание. Устроить судьбу Мастера и Маргариты просит Иешуа, но об этом же “догадался” и Воланд. Их примиряет творческий подвиг Мастера, пусть даже непоследовательный, а также примиряет человеческая земная любовь, “настоящая, верная, вечная”.

Разумеется, высшей ценностью для автора романа является творчество. При решении судьбы Мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры – не перевешивали ни Рай, ни Ад. Пришло компромиссное решение: наградить-наказать Мастера “покоем”. Необходимо отметить, что финал булгаковского романа определён не только внутренней логикой самого произведения, но и логикой развития творчества писателя в целом. Ведь талант Булгакова – это талант преимущественно сатирический, земной. Поэтому в решении посмертной судьбы его главного героя, заслужившего “покой”, но не “свет”, чувствуются усмешка и скептицизм Булгакова. Однако “покой” в романе ставит новые проблемы. Ведь память Мастера, идущего с Маргаритой к своему вечному дому, “стала потухать”. А ведь память о романе, о земной любви – это единственное, что у Мастера оставалось. Значит, творчество, творческий покой становится невозможным – а это то, во что хочется верить, чего жаждет душа художника, но что достоверного характера не имеет. И поскольку “покой” в романе оказывается мнимым, постольку возможным стал ещё один финал – лунный, обманный, “не истинный” свет. Это финал-загадка. И мы с вами сделаем попытку разрешить эту загадку. Ведь итогом нашей беседы, наших размышлений должно стать написание эссе – как раз на тему “Как вы поняли финал романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

9. В заключение урока – просмотр финальных сцен видеофильма “Мастер и Маргарита”.

Мастер . В ранней редакции романа, когда образ был еще не ясен самому М. Булгакову, заглавный герой был назван Фаустом. Это имя было условным, вызвано аналогией с героем гетевской трагедии, и лишь постепенно прояснялась концепция образа спутника Маргариты — Мастера.

Мастер является трагическим героем, во многом повторяющим путь Иешуа, в современных главах романа. Тринадцатая (!) глава романа, где Мастер впервые появляется перед читателем, названа "Явление героя":

Иван [Бездомный. — В.К.] спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темно-волосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми… Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.

— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер.

Подобно Иешуа, Мастер пришел в мир со своей истиной: это истина о тех событиях, что произошли в древности. М. Булгаков как бы экспериментирует: что произошло бы, если бы в наши дни в мир вновь пришел Богочеловек? Какой была бы его земная судьба? Художественное исследование нравственного состояния современного человечества не позволяет М. Булгакову быть оптимистически настроенным: судьба Иешуа осталась бы прежней. Подтверждение тому — судьба романа Мастера о Богочеловеке.

Мастер, как и в свое время Иешуа, также оказался в конфликтной, драматичной ситуации: власть и господствующая идеология активно противостоят его истине — роману. И Мастер также проходит свой трагический путь в романе.

В имени своего героя — Мастера 1 — М. Булгаков подчеркивает главное для него — способность к творчеству, способность быть профессионалом своего писательского дела и не изменять своему таланту. Мастер означает творец, создатель, демиург, художник, а не ремесленник 2 . Булгаковский герой — Мастер, и это сближает его с Творцом — создателем, художником-архитектором, автором целесообразного и гармоничного устройства мира.

Но Мастер, в отличие от Иешуа, оказывается несостоятельным как трагический герой: в нем недостает той духовной, нравственной силы, которую проявил Иешуа и на допросе у Пилата, и в свой смертный час. В самом названии главы ("Явление героя") заключена трагическая ирония (а не только высокая трагедия), так как герой является в больничном халате, в качестве пациента психиатрической лечебницы, и сам объявляет Ивану Бездомному о своем сумасшествии.

Воланд говорит о Мастере: "Его хорошо отделали" . Истерзанный Мастер отказывается от своего романа, от своей истины: "У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… Ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты. — В.К.]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него".

Мастер, как и Иешуа, имеет своего антагониста в романе — это М.А. Берлиоз, редактор толстого московского журнала, председатель МАССОЛИТа, духовный пастырь пишущей и читающей паствы. Для Иешуа в античных главах романа антагонистом является Иосиф Каифа, "исполняющий обязанности президента синедриона первосвященник иудейский". Каифа выступает от имени иудейского духовенства как духовный пастырь народа.

Каждый из главных героев — и Иешуа, и Мастер — имеет своего предателя, стимулом для которых является материальная выгода: Иуда из Кириафа получил свои 30 тетрадрахм; Алоизий Могарыч — квартирку Мастера в подвале.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":

  • 3.1. Образ Иешуа Га-Ноцри. Сравнение с евангельским Иисусом Христом
  • 3.2. Этическая проблематика христианского учения и образа Христа в романе
  • 3.4. Иешуа Га-Ноцри и Мастер

1) Мастера с Булгаковым роднят некоторые неприятные эпизоды из жизни самого писателя, которые он перенес в роман. Например травля критиками (роман Белая гвардия и основанная на его базе пьеса Дни Турбиных), и в более общем случае, противостояние с государством, которое регулирует в том числе и культурную жизнь. Как например написание произведений "в стол", произведения написанные, но не опубликованные при жизни (Собачье сердце).
2) Общим для Мастера и Иешуа можно назвать жизненный путь, который ведет их к страданиям. Творчество Мастера навлекает на него разгромную критику и травлю, учение Иешуа ведет его к казни. Так же общим моментом двух героев является то, что оба были преданы людьми, которые были рядом с ними. Мастера оговорил Алоизий Магарыч, которого Мастер после не считал плохим даже оставшись бездомным и попав в клинику Стравинского. Он просто не видел в нем присутствия зла. Что сопоставимо с тем, что Иешуа предлагал называть абсолютно всех людей добрыми. А Иешуа был предан Иудой, о котором так же отзывался положительно.
3) Различие между героями в решимости пройти путь страданий до конца. Сломавшись под градом разгромных отзывов, пытаясь его остановить, Мастер сжег свой роман, а Иешуа не отрекшись от своих слов обрек себя на смерть.
4) У Мастера планомерная травля вызвала сначала непонимание, потом уныние и в конце концов состояние близкое к психическому расстройству. Его страхи обрели в голове даже некое образное выражение. Он описывал это, как присутствие какого-то страшного спрута поблизости. Единственным источником сил для него оставалось присутствие рядом Маргариты. Но ей необходимо было уходить. И ей пришлось уйти, когда состояние Мастера было особенно тяжелым. И после, с его слов, он лег спать заболевшим, а проснулся больным. И практически одновременно с заболеванием Мастера настигла еще одна беда, по вине Алоизия, которого он считал другом, Мастер лишился жилья.
5) Мастер осознавая свое состояние, как болезненное, дело дошло до того что его пугали даже самые обычные трамваи, и где-то услышав про клинику Стравинского просто пошел в нее пешком. Он мог бы замерзнуть, потому как зимой не имел теплой одежды кроме пальто, но по счастливой случайности его подобрал шофер задержавшийся в пути из-за поломки машины.
6) Клиника предстает символическим местом перерождения нескольких персонажей, которые по вине Воланда в нее попали, об этом рассказывается в эпилоге. Но в первую очередь - поэта Ивана Бездомного, который став первым свидетелем присутствия в городе Воланда, вошел в клинику плохим поэтом (...хороши ваши стихи? -ужасны.), а вышел совсем другим человеком, который станет профессором-историком. И откажется от кричащего псевдонима Бездомный, ради своей обычной фамилии Понырев. В своем роде это так же можно рассматривать, как не полный уход образа Мастера из романа после смерти. Потому как Мастер рассказывая Ивану в палате о своей жизни, говорит, что еще пару лет назад он был историком.

Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.
В реальном плане повествования изобразил жизнь советских людей в 20–30-х годах ХХ века, показал Москву, литературную среду, представителей разных сословий. Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, – взаимоотношения художника и власти, личности и общества.
Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя. Мастер – бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни», «не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве». Он живет, погруженный в творчество, в осмысление идей своего романа. Его как писателя волнуют вечные, общечеловеческие проблемы, вопросы смысла жизни, роли художника в обществе.
Само слово «мастер» приобретает символическое значение. Судьба его трагична. Он серьезный, глубокий, талантливый человек, существующий в условиях тоталитарного режима. Мастер, как и Фауст И. , одержим жаждой познания и поиском истины. Свободно ориентируясь в древних пластах истории, он ищет в них вечные законы, по которым строится общество людей. Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, а Мастер у Булгакова знакомится с Воландом и уходит с ним из этого несовершенного мира.
У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены. Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь. Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.
Мастер исповедует не религиозную истину, а правду факта. Иешуа – трагический герой, созданный Мастером, гибель которого мыслится им как неизбежная. С горькой иронией автор представляет Мастера, который появляется в больничном халате и сам говорит Ивану, что он сумасшедший. Для писателя жить и не творить равнозначно смерти. Отчаявшись, Мастер сжег свой роман, вот почему «он не заслужил света, он заслужил покой». Роднит героев еще одна общая черта: они не чувствуют, кто их предаст. Иешуа не догадывается, что Иуда предал его, но предчувствует, что с этим человеком случится несчастье.
Странно, что замкнутый, недоверчивый по характеру Мастер сходится с Алоизием Могарычом. Более того, уже находясь в сумасшедшем доме, Мастер «до сих пор» «скучает» по Алоизию. Алоизий «покорил» его «своею страстью к литературе». «Он не успокоился до тех пор, пока не упросил» Мастера прочесть ему «роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно…». Позже Алоизий, «прочитав статью Латунского о романе», «написал на Мастера жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу». Целью предательства для Иуды были деньги, для Алоизия – квартира Мастера. Не случайно Воланд утверждает, что страсть к наживе определяет поведение людей.
Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри – Левия Матвея, Мастер – Ивана Николаевича Понырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев – малоодаренным поэтом. Левий поверил, что Иешуа – воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.
Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.

И Воланд - два противоположных образа Булгакова «Мастер и Маргарита» их характеристика и сравнения приведены в этой статье.

В Иешуа и Воланда много общего. Это свидетельствует о том, что добро и зло переплетаются. Дьявол в романе Булгакова борется с человеческими пороками и становится заядлым адвокатом людей.

Характеристика Иешуа «Мастер и Маргарита»

Хотя Булгаковском Иешуа и присущи некоторые черты Мессии, и он больше похож на Сына Человеческого, а не Сына Божьего. Человеческие его черты рельефно проявляются, в частности, в сцене допроса. Этот странствующий философ проповедует моральный закон Добра. Он ни на йоту не отступает от своих убеждений и пренебрегает ложью, чтобы спастись: не понимает или не хочет понимать намеков прокуратора. И даже за мгновение до казни, когда ему, жаждущему, преподнесли в рот мокрую губку, он исповедует этот закон: отказывается от этой милости в пользу осужденного соседа, который так же страдал от жажды.

Характеристика Воланда «Мастер и Маргарита»

Противоположностью Иешуа является Воланд. Если Мефистофель с «Фауста» Гете является воплощением зла, всесильным, как Бог, то Воланд имеет целью восстановление справедливости, хочет доказать, что зло и добро тесно переплетаются, вот только зло неизбежно наказуемо.

Булгаковский Воланд сеет зло, а разоблачает его. Жестокими, но одновременно справедливыми приказами и поступками он восстанавливает равновесие между добром и злом. Зло в романе - не проделки Сатаны. Ответственность за несправедливость автор возлагает на человека. Карательная сила, которую воплощают Воланд и его свита, действует избирательно и осмысленно. «Воланд - это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа», - пишет В. Соколов в «Булгаковский энциклопедии».

Кстати, в Ветхом Завете Библии Сатана также не враг Бога, как в Новом Завете, а земное божественное правосудие. В жизни часто Сатана кроется в нас самих, и от нас зависит, какой выбор сделать, каким путем пойти.

Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»

критерий Иешуа Воланд
имя Иешуа, Га-Ноцри с Гамаль «Воланд, Мефистофель, Сатана, Асмодей, Вельзевул, Дьявол - впрочем, как вам угодно»
портрет «Под левым глазом синяк. В углу рта - ссадина с закипевшей кровью » «Рот какой-либо кривой... Правый глаз черный, левый почему-то зеленый»
возраст 27 лет «На вид лет сорок с лишним». «А вообще - я вечный»
Национальность «Мне говорили, что мой отец был сириец» "Я? Пожалуй, немец... Или англичанин? Поляк? Француз? »
Место жительства «Я не имею постоянной дома» "Я? нигде »
родня «Не имею никого. Я один на свете » «Один, один, я всегда один»
критерий Иешуа Воланд
Какими языками владеет Арамейском, греческом, латыни «Я вообще полиглот и знаю множество языков»
занятия «Я путешествую из города в город» «Мне, как путешественнику, все очень интересно»

Мысли о главном зло человеческой личности сказал Пилату : «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудное, игемон »« Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих игр, вина, очаровательных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих »

Писатель творит свой миф, трансформируя, переосмысливая библейские легенды, литературные источники и собственное понимание вечных истин.



просмотров