Что такое дадаизм. Дадаизм - красивая составляющая модернизма ▲

Что такое дадаизм. Дадаизм - красивая составляющая модернизма ▲

ДАДАИЗМ (Dadaïsme) – модернистское художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х. Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. Основатель – румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток; 1896–1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Термин «дадаизм» идет от французского слова dada («бессмысленный детский лепет»); так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920). Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии; дадаистские группы возникли в Берлине (Р.Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х.Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей); во Франции появились близкие им по духу журналы «Сик» («Sic») П.А.Биро (1916) и «Северо-Юг» («Nord-Sud») П.Реверди (1917–1918).

В своем антимилитаристском бунте дадаисты апеллировали к Военным письмам Жака Ваше (1896–1919), рассказавшего об отвратительном лике войны; они ходили в рукописях и были опубликованы только в 1920, после самоубийства их автора. Среди всех подвергнутых остракизму ценностей буржуазного общества главной мишенью оказалось искусство. Дадаисты отрицали все его законы, утверждали безусловный примат иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм, вошедший в плоть и кровь европейской культуры. Корни художественного бунтарства они находили в символистском фарсе Альфреда Жарри Юбю-король (1896). Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая ее фундаментальные структуры – структуры мысли и языка. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т.е. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «симультанно-шумовой» поэзии (poesie simultannée bruitiste): ?е заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы; этой «креативный акт» включал также крики, игру на фортепиано, свист и удары литавр. Практиковалось и индивидуальное экспериментирование; в 1916 Т.Тцара представил результаты своих дадаистских опытов в Первом небесном путешествии господина Антипирина (La Première Aventure céleste de M. Antipyrine ), а в 1919 – в сборнике Двадцать пять стихотворений (Vingt-cinq poèmes ).

Творя лингвистический хаос, дадаисты обрекали литературу на самоуничтожение; естественно, что от них не осталось практически никаких произведений. Это вписывалось в их понимание дадаизма: они видели в нем не столько художественное течение, сколько определенный образ жизни.

Теоретическое оформление дадаизма произошло в 1918, когда Т.Тцара опубликовал первый Манифест Дада (Manifeste Dada 1918 ); за ним последовало еще шесть. В 1919 вместе со своими единомышленниками он перебрался во Францию; таким образом центр дадаистского движения переместился в Париж. Нигилистический пафос дадаистов, граничивший с анархизмом, привлек к себе большое количество молодых французских поэтов и художников, особенно тех, кто прошел через войну. Началось тесное сотрудничество Т.Тцара с редакторами журнала «Литература» Андре Бретоном , Луи Арагоном и Филипом Супо, уже закладывавшими основы новой, сюрреалистической, школы. К их союзу примкнули Поль Элюар , Пьер Реверди, Пабло Пикассо , Амедео Модильяни , Василий Кандинский и многие другие.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, как, например, Газовое сердце (Coeur à gaz ) и Бородатое сердце (Coeur à barbe ) Т.Тцара, проводили провокационные «фестивали», часто сопровождавшиеся потасовками. Особенно скандальной оказалась «манифестация Дада» в парижском Доме Творчества в марте 1920.

Ведущее положение дадаистов в кругах бунтарствующей интеллигенции сохранялось недолго. Постепенно лидерство перешло от Т.Тцара к А.Бретону, и к 1922 дадаисты растворились в новом течении – сюрреализме. Актом прощания с дадаизмом стал сборник Семь манифестов Дада (Sept manifestes Dada ), изданный Т.Тцара в 1924.

Дадаизм не оставил последователей, если не считать возникшего после Второй мировой войны недолговечного движения леттристов (1946), покусившихся в своем новаторском порыве не только на слова, но и на слоги и буквы (фр. lettre). Тем не менее дадаизм сыграл важную роль в истории художественных идей. Он явился одним из моментов кризиса европейской культуры первой четверти ХХ в., времени глобальной переоценки ценностей и интенсивного поиска новых путей в искусстве.

Евгения Кривушина

Основатель течения "Dada", в дальнейшем один из его активннейших участников, поэт Тристан Тцара (Tristan Tzara) нашел в словаре слово, или даже термин - "dada". "На языке одного из негритянских племен, оно обозначает хвост священной коровы, а в некоторых районах Италии так называют мать, это может быть означать детскую деревянную лошадку, кормилицу, вдвое усиленным утверждением в русском языке. Это может быть воспроизведением бессвязного детского лепета. Во всяком случае - что-то абсолютно бессмысленное, что с этого момента стало самым удачным названием для всего течения" - написал Тцара в своем манифесте 1918 года.

Так появилось одно из самых известных направлений в истории коллажа , имеющие ярко выраженную антивоенную и антибуржуазную направленность. Дадаизм поддерживал идеи лево-радикальных политических течений анархического и коммунистического толка.

Причины появления Дадаизма

Дадаизм появился как ожидаемая реакция на ужасные последствия мировой войны, бессмысленность и жестокость которой, по общему мнению участников течения дадаистов, ярко высветила бессмысленность «разумного» существования. Логика и рационализм были объявлены главными виновниками военных конфликтов. Основной идеей дадаизма было последовательное уничтожение любой эстетики. Лозунг Дадаистов гласил: "Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего".

Основополагающими принципами дадаистов считались отрицание канонов и стандартов в искусстве, абсолютная иррациональность, разочарованность в мире и цинизм. Считается, что дадаисты являются предшественниками сюрреалистов, предлагавших абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. К основателям дадаизма обычно относят поэтов Тристана Тцару, Рихарда Хюльзенбека, Хуго Балля, а так же художников Макса Эрнста, Ханса Арпа, Марселя Янко.

Течение Дада в изобразительном искусстве

Одной из самых распространенных формой творчества дадаистов в изобразительном искусстве был коллаж, - способ построения произведений из любых естественных или специально обработанных элементов (бумаги, вырезок из газет и журналов, кусочков кожи, дерева, холста, керамики, .. чего угодно) и закрепленных в определенном порядке, чаще всего, на плоской поверхности (холсте, бумаге, доске). В дадаизме выделяют три основных направления коллажа: "цюрихский" - случайный коллаж, "берлинский" - манифестационный коллаж и "кёльнско-ганноверский"- коллаж поэтический.

Коллаж в Цюрихе

В Цюрихе дадаисты делали основной акцент на случайный порядок элементов, отсутствие логики в создании коллажей. К примеру, Ханс Арп создавал свои работы просто высыпав на лист картона кусочки разноцветной бумаги, а за тем приклеивая их на места, которые они заняли при падении. Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение (то есть, принцип построения коллажа из разрозненных элементов подобранных случайным образом, является не только изобразительной техникой, но так же стал использоваться в поэзии). О случайности в поэтических экспериментах Арпа, Клаус Шуман (известный литературовед) писал: "Она высвобождает силы, сознательно использующие анти художественность и которые должны свести к абсурду все, что обычно ассоциируется с искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер". "Созданные вопреки какой либо закономерности" коллажи Арпа в формальном отношении достаточно скупы и абстрактны, обращены во внутрь, на собственно процесс своего создания.

Берлинский коллаж

Коллаж берлинских дадаистов состоит из множества элементов, обычно несет в себе, ярко выраженный, политический, протестующий смысл. Художник Георг Гросс утверждал: - коллаж позволяет обойти запреты цензуры, передав в изобразительной форме, то что нельзя выразить словами. Берлинский коллаж часто применяет части фотографий и вырезки из журналов, газет. Художники работающие в стиле "берлинского коллажа", что бы выделить свои работы относительно "изобразительного", кубистского коллажа, называют свои работы "фотомонтаж", а себя они называют «фотомонтажники», снижая пафосность звания творца и проводя прямую параллель с обычными, промышленными рабочими. Принципиальное отличие берлинской группы дада от цюрихской было сформулировано художником Раулем Хаусманом: "В Швейцарии дадаизм был скорее "артистической игрой", а Берлин вынужден был выражать свое отрицательное мнение против конфликтов, вызванных Первой мировой войной, а за тем распространением большевистской теории". Первая мировая война, прошедшая мимо благополучной Швейцарии, не обошла Берлин ипринесла в город голод и смуту. Отречение от прав на престол Вильгельма II, Ноябрьская революция, убийство видных немецких коммунистов Розы Люксембург и Карла Либкнехта, установление Веймарской республики - это события всго двух лет, на фоне которых работали и творили участники берлинского Клуба Дада: Георг Гросс, Виланд Херцфельде, его брат Джон Хартфилд, Хюльзенбек, Иоганнес Баадер, Хаусман, Ханна Хёх.

Все участники группы выступали за радикально левые взгляды, были яростныим противниками буржуазной республики Эберта и Шейдермана, но открыто вступили в ряды Коммунистической партии Германии, только Георг Гросс и Хартфилд. Поддерживая радикальные перемены в политическом курсе, группа настоятельно требовала радикальных перемен в искусстве: на смену индивидуалистическому искусству, должно было прийти искусство открытое окружающей действительности, отображающее перемены в настроениях и требованиях масс. Была оглашена необходимость отказаться ото лжи в пользу настоящей объективности, озвучить саму реальность, с этой целью идеально подходила техника коллажа. Результатом применения техники коллажа к фотографическим снимкам, признаваемым дадаистами за их беспристрастную достоверность "оправданной образной формой передачи фактов", родился фотомонтаж - искусство, перерождения фотоматериалов, показывающее, как одновременно с разрушением, действительность чудесным образом превращается в совершенно новое. Фотомонтаж считается более сложной, но одновременно и более точной формой подачи информации, так как в отличие от единичного фотоснимка, выхватившего из действительности одно событие, точнее всего лишь его короткий момент, коллаж совмещает множество событий, сопоставляя или наоборот противопоставляя их. При этом, воздействует моментально и точно, не оставляя времени на раздумье. Техника, коллажа, как писал Рауль Хаусман, «обладала значительной пропагандистской силой, использовать которую у их современников не хватало смелости".

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция - придание коллажу свойств поэтического произведения - используется в кёльнских работах Макса Эрнста, а также в ассамбляжах Курта Швиттерса, работавшего в немецком Ганновере. Не смотря на то, что стиль работ этих художников не совпадает, их объединяет понимание коллажа как явление, достаточно родственное поэзии. Курт Швиттерс писал: "В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же элемент противопоставляется элементу, материал - материалу". В свою очередь Макс Эрнст дал следующее определение коллажу: "…техника коллажа есть систематическая эксплуатация искусственно спровоцированного или случайного совпадения нескольких разнородных реальностей в мало подходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при сближении этих реальностей".

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada - «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - авангардистское направление в искусстве и литературе Западной Европы, сложившееся первоначально в Цюрихе, в Швейцарии, и развивавшееся с 1916 по 1922 гг. Основатель направления - швейцарский поэт, румын по происхождению Тристан Тцара (Тзара, Tristan Tzara, настоящее имя - Сами Розеншток, 1896-1963). Истоки дада восходят к «Кабаре Вольтер» (кафе «Вольтер»), открытом в Цюрихе в 1916 г. В этом кафе где дадаисты устраивали театральные и музыкальные вечера. Также назывался журнал дадаистов - «Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916-17). 14 июля 1916 г. в Цюрихе был оглашен «Манифест господина Антипирина» - первый манифест дадаизма. Его автор - Тристан Тцара.

Т. Тцара: «Всякое производное отвращения, способное стать отрицанием семьи, есть Дада; протест с полным употреблением кулаков ради pазpушительного дела - Дада; познание всех сpедств, до сих поp отвеpгавшихся скpомнолицым сексом ради комфоpтабельных компромиссов и хороших манер, - Дада; отмена логики, этой пляски импотентов, неспособных творить, - Дада; отмена всякой социальной иерархии и равенство, провозглашенное во имя ценностей наших слуг, - Дада; каждая вещь и все вещи в целом, чувства, неизвестности, видения, несомненное столкновение параллельных линий есть орудие борьбы и - Дада; отмена памяти - Дада; отмена археологии - Дада; устранение пророков - Дада; отмена будущего - Дада; полная и безоглядная веpа в любого бога, являющегося непосредственным порождением спонтанности, - Дада. (“Манифест”, 1918)

Сформировавшись в Цюрихе, дадаизм затем получил распространение в Германии: группы в Берлине (Dada Berlin, 1917-20), Кельне (1918-20) и Ганновере (1919); в других городах Европы и в Нью-Йорке; к «странам дада» также причисляются Голландия, Россия, Италия, Япония. Однако наиболее активным и значительным дадаизм был в Цюрихе и в Берлине (берлинскую группу называют «политическими дадаистами» из-за характера анархического протеста против милитаризма и буржуазного строя).

Слово «дада» - бессмысленное или имеющее сразу несколько разных несвязанных между собой значений - это и хвост священной коровы, и детская деревянная лошадка, и детский лепет, и еще что-либо другое. Согласно одной из версий, название направления было позаимствовано в раскрытом наугад словаре. По другой версии - слово «дада» было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы «Bergmann & Co». Скорее всего, «дада» - это слово, которое или вообще ничего не обозначает («пустота», отсутствие смысла), или имитирует несвязный «детский лепет».

Основатели движения: Гуго Балль, Тристан Тцара, Рихард Хюльзенбек, Э. Хеннингс, Х. Арп, М. Янко и др. Берлинский дадаизм: Р. Хюльзенбек, Ф. Юнг, Р. Хаусман, Йоганнес Баадер, В. Херцфельде, Дж. Хартфильд, Г. Гросс и др. После войны группа дадаистов разделилась. В 1919 г. Тцара переехал во Францию и возглавил группу т.н. абсолютных дадаистов (Андре Бретон, ранние Луи Арагон и Поль Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др.), выпускавшую альманах «Дада» и журналы «Литтератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др.; группа отстаивала «абсолютное», лишённое социальной функции, искусство.

«Дадаистским вирусом» было заражено все искусство того времени: кино, музыка, театр. Это был настоящий «террор ума».

Смысл деятельности дадаизма - отрицание, разрушение, уничтожение, бунт, в дадаизме все - протест и анархия, у дадаистов даже не было четко продуманной программы. Дадаисты больше прославились бытовым и художественным хулиганством, скандальными и экстравагантными выходками, лозунгами и эпатажным поведением и только затем художественными текстами. Напр., на своих выставках дадаисты предлагали зрителю топор, с помощью которого тот мог выражать свои пристрастия. Дадаисты стремились полностью порвать с любой идеологией и действительностью как таковой, доведя ее до абсурда, причем с обществом они боролись с помощью революции в языке. Т.е., разрушая язык, они разрушали общество. Т. Тцара: «Я разрушаю ячейки мозга и ячейки социальной организации». Произведения дадаистов рассчитаны на эпатаж и представляют собой иррациональное и анархичное сочетание слов и звуков, которое на первый взгляд кажется бессмысленным. Один из приемов: слово вырывается из своего привычного контекста и вступает в новые контексты. «Рецепты» изготовления дадаистских текстов примерно таковы: ирония, эротика, «черный юмор», примесь бессознательного и социологическая установка (как правило, у немецких дадаистов, которых называют «политическими дадаистами»). Для дадаизма «парижского периода» характерно всеобщее отрицание и осмеяние.

Марсель Дюшан говорил, что то, что он создает, - не искусство, ничего общего с художественной деятельностью не имеет, но это нечто, их заменяющее и исполняющее их функции: «То, что фактически реди-мейд рассматривается с таким же благоговением, как и произведение искусства, вероятно, означает, что я потерпел неудачу, решая проблему полного отхода от искусства».

Дадаисты соединили в едином акте, жесте (в дадаистском “суаре”) живопись -- музыку -- декламацию стихов. Позже к этой триаде добавляется танец; сами дадаисты признавали здесь влияние синтетической концепции “комплексного произведения” Василия Кандинского. В результате воедино сплетаются тщательно рассчитанная художественная провокация, политический нигилизм, достойный боевой группы (деятельность берлинских дадаистов), и внешне милое, но от того лишь более губительное дуракаваляние, отрицание всех общепринятых смыслов.

Дадаизм - это прежде всего образ жизни и только затем художественная практика (“Дада невозможно изучить, его нужно почувствовать… Если ты жив, ты -- дадаист”). Дадаисты попытались создать свой особый параллельный мир, построенный по совершенно иным законам логики, предусматривающий не только необычные формы художественной практики, но также политическую ангажированность и эстетизированное повседневное поведение. Они стремились заменить все существующие системы мысли (“Мировоззрения сочатся из кончиков пальцев Дада, Дада -- танцующий дух над моралями мира”), отвергали «продажный» окружающий мир и «продажное» современное искусство (“Бюргер, сытый карп и торговец скотом, который по воскресным дням покупает искусство по 20 марок, а по будням с успехом продолжает свой преступный промысел, должен быть убит, укокошен, навеки обезврежен Дада”). Дада отвергает все возможные амбиции, кроме одной -- вселенской: полного переустройства мира, создания тотального Дадаленда (“Один дададень равен семи оборотам земного шара”; “Дада ничего не хочет, Дада растет”).

Дадаизм заложил основы, характерные принципы модернистской художественной техники:

1. дезинтеграция: расчленение на части и фрагменты реальности, в результате чего действительность теряет свой цельный образ и смысл;

2. монтаж Монтаж, врезка. (англ. ) В истории литературы -- способ создания текста, основанный на спонтанном и произвольном соединении друг с другом газетных (а затем и любых текстовых) вырезок, изобретенный Тристаном Тцара и продолженный сюрреалистами. В 1950-е годы к технике “cut-up” обращается Уильям Берроуз -- “патриарх” битнической литературы, в 1960-е распространяя этот принцип и на работу с электронными (магнитофонными) текстами. по «логике случайности» - вероятностное, произвольное сочленение разрозненных фрагментов. Случайность как следствие разрыва привычных пространственно-временных связей, нарушения мирового порядка.

Так, Тристан Тцара, создавая свои «поэмы», разрезал на части куски газетных статей, которые затем перемешивал и склеивал в произвольном порядке. С этой техникой «монтажа», «коллажа» связаны «вещи» (выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи) дадаистов и сюрреалистов и «ready-made» Марселя Дюшана. «Ready-made» - это обычные предметы массового производства, произвольно (случайно) скомпонованные и снабженные подписью. Для Дюшана в реди-мейд может превратиться все, что угодно - предметы, фразы, собственное имя. Напр., «Велосипедное колесо на табуретке», придуманное Дюшаном в 1913 г., или «Фонтан» (1917) - поставленный вертикально писсуар. Подпись под реди-мейдом Дюшана - «G.L. Mutt» (Матт) - указывает на фамилию владельца магазина сантехники, где был куплен этот писсуар. Этот скандальный экспонат был послан на выставку скульптур в Нью-Йорке как произведение некоего (на самом деле несуществующего) художника Ричаpда Матта и был отклонен устpоителями выставки. Известно, что Дюшан пpинципиально не писал никаких манифестов и не давал интеpвью. Достоверно Дюшану пpинадлежит только один пpогpаммный текст: открытое письмо к американской общественности, посвященное «Фонтану» - «Дело Ричаpда Матта» (1917):

«Говорили, что любой художник, заплативший шесть долларов, будет показан на выставке. М-p Ричаpд Матт прислал на выставку фонтан. Без всякого обсуждения этот пpедмет исчез и никогда не был показан. Какие были причины для того, чтобы отклонить фонтан м-pа Матта? 1. Некоторые говорят, что этот пpедмет был аморален и вульгаpен. 2. Дpугие считают, что налицо плагиат - пpосто сантехническое устройство. Вообще это нелепость: аморального ничего нет в фонтане м-pа Матта, то есть не более чем в ванне для купания. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники. Своими ли pуками м-p Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет. Он ВЫБРАЛ его. Он взял обычный обиходный пpедмет, и поставил его на такое место, где его обычный смысл исчез за новым обозначением и возникла новая точка зрения - возникла новая идея этого предмета. Что касается сантехники, то это вообще чушь. Единственное, что придумала Америка в области искусства, так это ее сантехника и ее мосты».

Произведения дадаистов-художников представляют собой странные на первый взгляд бессмысленные коллажи или просто выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи. В картинах Макса Эрнста, одного из основателей немецкой группы “Дада”, изображено алогичное сочетание людей и вещей (“Изничтожение невинных”, ”Император Убю”). Для Франсиса Пикабия характерны картины напоминающие технические чертежи: “Дитя карбюратор”, “Любовный парад”. Дадаисты активизировали экспрессивную функцию искусства. Они полагали, что автор и зритель равны, т.е. поле интерпретаций текста принципиально не замкнуто. По мнению Дюшана, только зритель обладает воображением художника. В авангарде важна концепция , идея , а не воплощение. Важно, что тиражируемый объект - велосипедное колесо, лопата, писсуар, сушилка для бутылки и др. - приобретает уникальность только тогда, когда выделяется волей автора из обыденного, традиционно присущего этому объекту контекста и становится экспонатом выставки. Массовое производство ХХ в. - вещь становится безличной, взаимозаменяемой; уникальное произведение искусства - бесконечно тиражируемой репродукцией. Стандартная вещь, включенная в поле произведения искусства, порождает ряд проблем: соотношения личного и безличного, индивидуального и массового, органического и механического, неповторимого и серийного, красоты и пользы. В результате дадаистских опытов все менялось местами - массовое становилось уникальным, а уникальное - массовым. Метод дадаистов - это приведение к абсурду любого утверждения, положения или факта, нарушение любых норм.

Дадаистские методы комбинации «готовых» предметов в середине ХХ в. стали одним из источников «поп-арта».

В 20-е гг. время дадаизма подходит к концу. Во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а позже - сливается с сюрреализмом. В Германии некоторые «политические дадаисты» сближаются с экспрессионизмом и уже в новых целях применили приёмы уличного рисунка в сатирической графике и монтажа в политическом плакате. Существует тенденция считать дадаизм и сюрреализм двумя последовательными этапами одного потока мысли. Так, Бретон писал о дада и сюрреализме: «Два этих течения могут быть поняты лишь в соотнесении друг с другом, подобно двум волнам, каждая из которых поочередно накрывает другую».

Происхождение термина

Характеристика

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» .

Основными принципами дада были иррациональность , отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм , разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару , и художников Ханса Арпа , Макса Эрнста и Марселя Янко.

Дадаизм в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

Коллаж в Цюрихе

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция - наделение коллажа свойствами поэтического произведения - реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста , а также в мерц-картинах Курта Швиттерса , работавшего в Ганновере . Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу» . В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

Представители дадаизма

  • Эвола, Юлиус (1898 - 1974), Италия
  • Марсель Янко (1895 - 1984), Румыния, Израиль
  • Хуго Баль (1886 - 1927), Германия, Швейцария
  • Георг Гросс , Германия, Франция и США
  • Отто Дикс , Германия
  • Марсель Дюшан (1887 - 1968), Франция
  • Вальтер Зернер (1889 - 1942), Австрия
  • Кацуо Оно (р.1906), Япония
  • Ёсиюки Эйсуке (1906 - 1940), Япония
  • Франсис Пикабиа (1879 - 1953), Франция
  • Ман Рэй (Man Ray, 1890 - 1976), Франция, США
  • Филипп Супо (1897 - 1990), Франция
  • Татцуми Хиджиката (1928 - 1985), Япония
  • Софи Тойбер-Арп , Швейцария и Франция
  • Тристан Тцара (1896 - 1963), Румыния, Франция
  • Отто Фрейндлих (1878 - 1943), Германия, Франция
  • Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен , Германия и США
  • Джон Хартфилд , Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
  • Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann) (1886 - 1971), Германия
  • Ханна Хёх , Германия
  • Курт Швиттерс (1887 - 1948), Германия
  • Поль Элюар (1895 - 1952), Франция
  • Макс Эрнст (1891 - 1976), Германия и США

Библиография

  • Седельник В. Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН , 2010. - 552 с.

Примечания

Ссылки

  • Д. Хопкинс. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение»
  • Петер Слотердайк. Дадаистская хаотология. Семантические цинизмы
  • Луков Вл. А. Дадаизм . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 16 ноября 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дадаизм" в других словарях:

    Сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в … Литературная энциклопедия

    - (франц. dadaisme, от dada деревянная лошадка; в переносном смысле бессвязный детский лепет), модернистское литературно художественное течение, существовавшее в 1916 22. Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции,… … Художественная энциклопедия

    Дадаизм - ДАДАИЗМ литературная группа, написавшая на своем знамении ничего не означающее звукосочетание «Дада», впервые выступила на третьем году мировой войны в Швейцарии, откуда лозунги дадаизма перебросились в Берлин и Париж. Последний и стал… … Словарь литературных терминов

    - (французское dadaisme, от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение (1916 22), зародившееся в Швейцарии в среде анархистствующей интеллигенции. Дадаизм (А. Бретон, М. Дюшан, Ф. Пикабия, Т.… … Современная энциклопедия

    - (франц. dadaisme от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение в 1916 22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп) … Большой Энциклопедический словарь

Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию. Оставшись без родины и потеряв жизненные ориентиры, художники-дадаисты начали проповедовать антиискусство в котором нет ни морали, ни логики, ни традиций. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Ощущая собственную беспомощность, они советовали жить только сегодняшним днем, отрицая завтра. В техническом плане самым распространенным художественном приемом стал коллаж и его разновидности.

— авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Стиль существовал с 1916 по 1922 г. Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.

Первыми деятелями дадаизма были Тристан Цара (поэт, румын), Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Ганс Арп (художник, немец), Марсель Янко (художник, румын). Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран. Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.

Термин дадаизм придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: Случайный коллаж (Цюрих), Манифестационный коллаж (Берлин) и Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер).

В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).

Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий. Художники именуют себя «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий.

Третье направление — наделение коллажа свойствами поэтического произведения — реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии, как соединение двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде с появлением творческой искры от их соединения.

Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария).



просмотров