Чтение русской народной сказки снегурочка цель. Исследовательская работа "образ снегурочки на страницах фольклора и литературы". Текстовая HTML-версия публикации

Чтение русской народной сказки снегурочка цель. Исследовательская работа "образ снегурочки на страницах фольклора и литературы". Текстовая HTML-версия публикации

Валентина Шибаева

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная, продуктивная.

Цели : Учить понимать образное содержание сказки , характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству .

Планируемые результаты : самостоятельно придумывает продолжение прочитанной сказки ; определяет настроение и характер прослушанного музыкального произведения; эмоционально реагирует на музыкальные и литературные произведения; правильно рисовать фигуру человека, передавая форму тела и соблюдая пропорции.

Материалы и оборудование : репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка » , индивидуальные карточки с изображением Снегурочки ; аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка » ; презентация сказки ; белая бумага формата альбомного листа; краски; кисти.

Организационный момент :

Ребята, скажите пожалуйста,какое сейчас время года?

Покажите, как вы съеживаетесь, когда замерзли; представьте, что вы согрелись, расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика : ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Красивые снеговики у вас получились . Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную сказку . Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Шёл он долго, шёл он тихо,

Иногда кружился лихо.

Землю в белое одел

И мгновенно присмирел. (Снег )

Что за снежный человек,

Нос - морковка, тело - снег ,

Вырос посреди двора,

Где гуляет детвора,

Нарядился в пуховик

Белоснежный. (Снеговик )

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка )

Чтение русской народной сказки «Снегурочка » с показом презентации.

Внимательно послушайте сказку «Снегурочка » .

Образ Снегурочки вдохновлял поэтов , писателей композиторов.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку , а композитор Н. А. Римский – Корсаков создал ее образ в опере «Снегурочка » . Сядьте поудобнее, давайте закроем глаза и послушаем отрывок из оперы.

(Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н . А. Римского – Корсакова.)

Какое настроение вызывает у вас конец сказки «Снегурочка » ?

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой ?

Какая она была (Радостная, приветливая. Веселая, счастливая, улыбающаяся.)

Какой Снегурочка стала летом ? (Грустной. Печальной, задумчивой.)

Как исчезла Снегурочка ? Что с ней произошло? (Растаяла.)

Во что превратилась Снегурочка ? (В облако.)

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка , может ли она опять появиться на земле? (Из облачка зимой может пойти снег , и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку . А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые нежные цветы, похожие на Снегурочку .)

Назовите произведение, с которым мы сегодня познакомились.

Сейчас, ребята, давайте с вами немного отдохнем.

Физминутка

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,

Там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки) .

В Надю кинули снежком (произвольные движения,

В Вову кинули снежком,

В Софу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места!

Продуктивная деятельность.

А сейчас, я вам предлагаю превратиться в маленьких художников и нарисовать свою Снегурочку , так как вы ее себе представляете.

Итог занятия :

Давайте посмотрим на наших Снегурочек и выберем наиболее выразительные рисунки. (Предложить детям объяснить свой выбор.

Книгу о чуде, которое скрасило долгую зиму и исчезло весной, нам читали в раннем детстве. Теперь уже трудно вспомнить, о чём сказка «Снегурочка». Существует три истории с одинаковым названием и похожим сюжетом. Все они рассказывают о чистой и светлой девочке, погибшей и превратившейся в облако или лужицу воды.

О чём написана сказка

В рассказе американского писателя Н. Готорна брат и сестра вышли гулять после снегопада и слепили себе сестричку. Их отец не верит, что малышка – это ожившая снежная фигура. Он хочет согреть её, уводит в жарко натопленный дом, и этим губит.

«Снегурочка» - любимая зимняя сказка для детей

В сборнике А.Н. Афанасьева была напечатана русская сказка. В ней бездетные старики слепили из снега дочку. Весной она затосковала, с каждым днём становилась все печальней. Дед и баба велели ей идти играть с подружками, а те уговорили прыгнуть через костёр.

В пьесе А.Н. Островского дочь Мороза и Весны-Красны является на землю берендеев и должна растаять от солнечных лучей, когда обретёт любовь. Чужая, никем не понятая, она умирает во время праздника. Окружающие быстро забывают про неё, веселятся и поют.

Суть сказки

В основе сказок лежат древние мифы и обычаи. Раньше, чтобы приблизить весну, сжигали чучело Масленицы – символ уходящей зимы. В пьесе Снегурочка становится жертвой, которая должна избавить от непогоды и неурожая.

Прощаться со стужей весело. В народной сказке подруги не слишком грустят, расставаясь со снежной девочкой.

Значение для детей

Сказка – это способ объяснить, что всему своё время. На смену одному сезону всегда приходит другой. Бывает, что поздней весной снег все ещё лежит в тени и в лесных оврагах, случаются летние заморозки. В давние времена парни и девушки жгли костры и прыгали через них. Они верили, что тепло огня окончательно прогонит холод. Снегурочка смогла пережить весну, но все же, растаяла в середине лета.

Чему учит сказка

Сегодня мы находим в волшебной истории другой смысл, объясняем с её помощью явления нашей жизни.

Часто родителям трудно понять непохожесть своего ребёнка, принять его. Они забывают, что его рождение чудесно само по себе. Старик и старуха радовались, обретя дочь, но теперь им нужно, чтобы она стала как все и играла с другими девочками.

Снегурочка – осколок сказочного мира, прекрасная льдинка. Люди хотят объяснить чудо, найти ему применение, приспособить к жизни. Стремятся сделать его близким и понятным, отогреть, расколдовать. Но снимая чары, они уничтожают и само волшебство. В сказке Н. Готорна девочка, созданная тонкими детскими пальчиками для красоты и веселья, погибает в грубых руках практичного и разумного взрослого.

«Снегурочка» — трогательная и печальная история о закономерностях времени и необходимости следовать законам природы. Она рассказывает о хрупкости волшебства, о красоте, которая существует просто так, а не для того, чтобы приносить пользу.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе
по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Федосюк Е.В., учителя начальных классов, МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3»

В процессе моего урока я стремилась к формированию у учащихся читательской компетенции. В основу урока вошёл не только программный материал: учащиеся знакомились с биографией писателя В. Даля, самостоятельно находили его произведения, познавали общекультурные художественные ценности.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

В процессе моего урока я стремилась к формированию у учащихся читательской компетенции. В основу урока вошёл не только программный материал, учащиеся знакомились с биографией писателя В. Даля, самостоятельно находили его произведения, познавали общекультурные художественные ценности.

Я стремилась донести до их понимания духовную сущность произведений. В процессе работы с произведением учащиеся могли осваивать основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, овладевать навыком анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, доступных младшему школьнику на примере жизни простого русского народа, способствовало воспитанию собственного поведения, доброго отношения к окружающим.

Сравнительный анализ произведений помогал отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания, раскрывая замысел и основную мысль текста.

Для развития творческой деятельности учащихся на уроке имели место постановка живых картин, чтение по ролям и драматизация.

Воспитывать интерес к чтению и книге, обогащать нравственный опыт учащихся, формировать представление о добре и зле - такова цель моих уроков в дальнейшем.

Тема: Сравнительный анализ русской народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка».
Цель урока:
1. Продолжить знакомство над сказкой, как видом устного народного творчества, совершенствовать умение различать авторскую сказку от народной.
2. Познакомить с новым произведением - русской народной сказкой «Снегурочка». Сравнить народную сказку со сказкой В.И. Даля.
3. Совершенствовать навыки чтения, умение выделять главную мысль произведения, делить текст на логически законченные части, передавать прочитанное посредством пересказа.
4. Развивать речь, память, мышление, умение работать самостоятельно.
5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к людям.

Оборудование:
1. Компьютер, фильм - презентация урока.
2. Рисунки учащихся по сказкам «Старик - годовик», «Снегурочка».
3. Выставка книг (произведения В.И. Даля, русские народные сказки).

Ход урока:
1. Организационный момент.

- Приготовились к уроку чтения. Все ли учебные принадлежности на парте? (Учебник, тетрадь, дневник, ручка и карандаши).

2. Артикуляционная гимнастика.
- Давайте подготовим наш язычок к работе.
Сказка о весёлом язычке.
Жил - был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайтесь, что это за домик?
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Это домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открываем и закрываем). Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел на крыльцо (язык лежит на нижней губе), решил погреться на солнышке. Подул лёгкий ветерок. Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил дождь (язык стучит по закрытым зубам, произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома. Он решил напоить своего котёнка и налил ему молока. Котёнок лакал молоко вот так (показываем). Потом он облизал свой ротик (показываем) и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: «Тик-так!» (открыть рот и водить языком из угла губ в другой). Котёнок свернулся клубочком (свернуть язык, поднять его к нёбу). «Пора спать», - подумал язычок и уснул.

3. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую сказку вы читали дома? (Старик-годовик)
- Кто написал эту сказку? (В. Даль)
- Что вы знаете об этом писателе? (Ответы ребят)

А) Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в г. Луганске в семье врача. Родители Даля были из Дании, мать - немка. Они дали сыну хорошее домашнее образование. В 17 лет Владимир Даль окончил морской кадетский корпус, а затем и медицинский факультет университета в г. Тарту. Даль стал морским офицером, он был хирургом, но всю свою жизнь посвятил изучению русского языка.
В 1862г. был опубликован сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000пословиц, поговорок и прибауток. И по сей день мы пользуемся этими поговорками в своей речи.
50 лет Даль работал над «Толковым словарём русского народа» (1866г.), который состоит из четырёх томов и содержит 200 000слов. В этом словаре Даль не только показывает правильное написание этих слов, но и объясняет их значение, смысл.
Много сказок у В.И. Даля. Это «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», Привередница», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и много других. Его сказки поучительные и интересные.
Умер В.И. Даль в 1872 г.

Б) - Как вы поняли содержание сказки, мы проверим, проведя сейчас тест - опрос.

Тест:
1. Кто главный герой сказки Даля? … Старик - годовик
2. Кто такой старик - годовик … Год
3. Каких птиц выпускал год? … Месяцы
4. Как вылетали птицы? … Тройками
5. Что это были за тройки? … Времена года
6. В каком порядке вылетали птицы? … Зима, весна, лето, осень
7. Сколько крыльев было у каждой птицы? … 4
8. Что это были за крылья? … Недели
9. Сколько в крыле перьев и какие? … 7, пон., втор., сред, четв., пят., суб., воск.
10. Какого цвета были перья и почему? … День, ночь, черная половина и белая
(Самопроверка)

4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Это тоже сказка, но народная. А какие еще есть сказки? (Авторские)
- В чем их различие?
Наша новая сказка называется «Снегурочка».
- А кто такая Снегурочка?
Ответы: - Это внучка Деда Мороза.
- Это дочка Весны.
- Её вылепили дед с бабой из снега.
Это сказка народная. У многих народов есть сказка, в которой рассказывается о девочке, вылепленной из снега. Такая сказка есть у норвежцев. Снегурочку лепят из снега дети. В библиотеке вы можете спросить норвежскую сказку про Снегурочку и узнать, о чём в ней идёт речь. А у В.И. Даля тоже есть сказка, которая называется «Девочка Снегурочка». Чтобы их сравнить, я попросила прочитать эту сказку нашим ребятам. И сейчас они расскажут нам сказку Даля.

5. Работа над материалом урока.
А) Пересказ сказки В.И. Даля «Девочка Снегурочка».
Б) Опрос по прослушанному произведению:
- Из чего появилась Снегурочка? … из комочка
- Какой росла Снегурочка? … очень хорошей
- Кто приносит беду бабке с дедкой? … лиса
- Кто пострадал за лисьи проделки? … Жучка
- Что случилось со Снегурочкой летом? … заблудилась
- Кто пытался помочь Снегурочке? … медведь, волк, лиса
- Почему им не поверила Снегурочка? … чужие
- Кто выручил Девочку из беды? … Жучка
- Какой у сказки конец? … счастливый
- Как вы думаете, какова главная мысль сказки?
Вывод: Надо помогать тем, кто окажется в беде, не доверять чужим и незнакомым людям, быть добрыми и разумными.
- В конце сказки есть пословица «Нет худа без добра». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Если бы собачку не выгнали, Снегурочка могла бы пропасть. Ей некому было бы помочь. То, что Жучку выгнали - это худо, плохо. Но это худо сделало добро - Снегурочка была спасена.)

В) Знакомство с новым произведением русской народной сказкой «Снегурочка».

1. Чтение учителем.
- Найдите зачин сказки. (Выделение частей произведения.)
- Как Снегурочка появилась на свет у В. Даля?
- Найдите в тексте, как Снегурочка появляется в народной сказке, зачитайте. (Выборочное чтение.)
Вывод: Русский народ очень трудолюбивый. В старые времена труд был очень тяжелым. Даль считал, что сказка должна приносить радость, и решил облегчить даже в сказке труд бабке с дедкой.

2. Чтение учащимися.
- Почему Снегурочка грустила?
- Чему она радовалась?
- Как вы думаете, что произошло со Снегурочкой в лесу?
- Дочитайте конец самостоятельно и попробуйте придумать свой конец к сказке.

3. Сравнительный анализ сказок.
- Откройте свои тетради и давайте построим таблицу, поделим пополам.

Вопросы:
1. Главные герои сказки?
2. Как появилась Снегурочка?
3. Какой росла Снегурочка?
4. О ком или о чем жалела Снегурочка?
5. На какое существо больше похожа?
6. Какой конец у сказки?

В.И. Даль «Девочка Снегурочка» Русская народная сказка «Снегурочка»
Баба, дед, Снегурочка, Жучка Баба, дед, Снегурочка
Из комочка Сделали бабка с дедкой
Умная, ласковая, разумная Умная, ласковая, красивая,
Жалела собачку Что зима прошла
На простую девочку, которая может жить среди людей
На волшебное, сказочное.
Ей трудно жить среди людей
Счастливый
Погибает, тает от костра

Выводы:
Сказка В.И. Даля про добрую девочку, которая появилась сказочным образом у одиноких людей, но ей хорошо с ними. Снегурочку любят и люди, и животные и ей помогают. Как бы хотят, чтобы чудо осталось с ними навсегда.
Русская народная сказка «Снегурочка» про волшебную Снегурочку, красавицу, умницу. Такой на свете не бывает, но люди мечтали о чуде. Снегурочка не остаётся с людьми, как не может быть в нашей жизни чудес. Но народ так этого хотел.

5. Итог урока.
- Что нового и полезного для вас вы услышали на уроке?
- Какие виды сказок вы знаете? Что запомнили о жизни В. Даля?
- Какое настроение у вас после знакомства с этими сказками.

6. Оценивание учащихся. Задание на дом.

Урок литературного чтения

Тема:

Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.

Задачи:

Развивать и совершенствовать умение выразительно читать , анализировать текст.

Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства.

Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.

Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.

Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.

Оборудование:

Компьютер,

Проектор,

Презентация,

Индивидуальные карточки (тест),

Музыка Н. А. Римского-Корсакова к опере «Снегурочка»

Учебник Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», Самара, 2003
Ход урока

Эпиграф: «Сказки – это мудрость народа , душа народа, учебник жизни» Н.М. Ведерникова (записан на доске)
Оргмомент. (слайд 2
)

У. : На улице зима!

Снег кругом искрится.

В сказку добрую поверь, -

Волшебство свершится….

У.: Представьте что вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем - пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, неприятно, но вы не огорчаетесь, а только улыбаетесь. Улыбнитесь. Я надеюсь, вот с таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.
Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3)

У.: Прочитайте следующие выражения и постарайтесь их запомнить.

Жили-были...

Не по дням, а по часам

Запоёт - заслушаешься...

Души не чаяли...

Сказка - ложь, да в ней...

(слайд 4 )

У.: Кто запомнил выражения? (Дети вспоминают и называют выражения. Учитель открвает слайд 5 для проверки ответов)

Какое выражение здесь лишнее? (Они все, кроме последнего, относятся к сказке «Снегурочка». Последнее выражение принадлежит А.С. Пушкину.)
У.: К какой сказке принадлежат все остальные выражения? Вы догадались какая тема нашего сегодняшнего урока?(слайд 6 )

Сегодня мы продолжаем путешествие в сказку. Вслушаемся в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка». И начнём с речевой разминки.
Речевая разминка

Работа над выразительностью речи.

У.: Прочитайте, выделяя логическим ударением выделенные слова: (слайд 7 )

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Чтение сказки по ролям. (слайд 8 )
Постановка проблемы.

У.: О ком сказка? А о чём она?

У.: Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том , чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.

Давайте вернёмся к началу сказки. Кто нам сможет напомнить зачин сказки? (1ученик рассказывает зачин сказки, другие дополняют, если в этом есть необходимость)

Все лепили из снега. Давайте и мы с вами встанем на ноги и тоже полепим снеговиков.
Физминутка

Давай дружок, смелей дружок, Дети изображают, как катят по снегу снежок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком Руками показывают перед собой большой круг

И станет ком снеговиком. Руки вверх

Его улыбка так светла! Улыбаются друг другу

Два глаза, шляпа, нос, метла. Пальцами рук касаются глаз, головы, носа,

показывают, как подметают

Но солнце припечет слегка , Руки вверх

Увы и нет снеговика. Пожимают плечами
Решение прблемы приемом подводящего диалога.

У.: Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) (слайд 9 )Докажите, что лепили её с любовью. Какие уменьшительно-ласкательные слова употребляются в тексте? (Дети находят в тексте и называют слова) Как вы думаете, были ли раньше счастливы Иван да Марья? Почему?(Д.: Они были одиноки)

А когда счастье поселилось в их доме? (Д.: Когда у них появилась снегурочка)
У.: Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают родители? (Д.: об умных, послушных, которые помогают старшим, старательных и.д.) Такая ли Снегурочка? Найдите и прочитайте описание Снегурочки ласково, проникновенно.
У.: Так вот в чём заключается тайна сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни - в воспитании детей. Мечтают родители о детях послушных , ласковых, смышленых, трудолюбивых, жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании.

У.: Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? А что нужно, чтобы не огорчать своих родителей? (Д.: стараться всё делать хорошо , слушать внимательно на уроке.)
У.: Вы хорошо сегодня слушали на уроке, внимательно читали сказку? Давайте это проверим.
Тест с последующей взаимопроверкой на экране.

(слайд 10)

1.Из чего старики сделали Снегурочку?

А) Из теста;

Б)из снега;

В) Из соломы;

2. От чего пряталась снегурочка?

А) От дождя;

Б)От ветра;

В) От солнца;

3. Чему была рада Снегурочка?

А) Дождю

В) Снегу;

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

А) На полянку;

Б)В рощу;

В) На луг;

5. Во что превратилась Снегурочка?

А) В облачко;

Б)В росу;

В) В туман.
(слайд 11 )

У.: Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)

Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему? Какая это сказка? (грустная, печальная) А можно сказать, что это волшебная сказка? Почему она волшебная? Кто придумал это волшебство в сказке? (народ, потому что это народная сказка)
Творческое задание в группах (слайд 12 )

У.: Я сейчас хочу предложить вам тоже придумать что-то интересное. Ребятам сидящем на первом ряду придумать сенквейн к образу Снегурочка, на третьем сенквейн к образу Иван да Марья, а тем, кто сидит на среднем ряду придумать другое, радостное продолжение сказки. (Дети подходят в группах друг к другу, чтобы удобно было работать и выполнят задание. По окончании работы 1 ученик из группы зачитывает то, что у них получилось)
У.: (слайд 13 ) В.И. Даль на основе народной тоже придумал свою сказку о Снегурочке. (Прочитать отрывок) Что потом случилось со Снегурочкой - прочитаете сами.

(слайд 14 ) Александр Николаевич Островский, русский писатель , написал пьесу «Снегурочка». По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор - сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки.(учитель включает музыкальный фрагмент)

(слайд 15 ) Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов

Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Образ Снегурочки - это чистота, доброта, таинственность, красота.

(слайд 16 ) Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Белозёров (учитель читает стихотворение или один из учеников может выучить это стихотворение заранее и прочитать на уроке)).

Тимофей Белозёров «Снегурочка»
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная ,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины
Слезы.
У.: Что роднит это стихотворение и сказку? (образ Снегурочки)

Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника)

В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком?(Иван-да-Марья) (слайд 17 )

Возможно, вы найдёте и другие легенды о цветах, а может придумаете свои.
Итог урока. Рефлексия . (слайд 18 )

У.: Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Легенда о каком цветке встречается в сказке. Как вы думаете, кто на уроке сегодня очень хорошо потрудился? Кому и какие оценки вы считаете можно поставить за урок? Почему вы так считаете?
Домашнее задание. (слайд 19 )

Найти или придумать легенду о каком-либо цветке.

Одношовина Елена

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы

Выполнила ученица 5 класса

Одношовина Елена

Руководитель: Саютина С.В.,

учитель русского языка и литературы,

С. Брылино, 2014 г.

Введение..………………………………………………...…….. 2

Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………. 3

Вывод …………………………………………………………….…7

Список использованной литературы, источники…………..……..8

Приложение……………………………………………………..… 9

Введение.

У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».

С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.

Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.

Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.

Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания

Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки

Задачи:

  1. Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка.
  2. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки.
  3. Определить тематику сказок, выявить тропы, используемые авторами сказок для описания Снегурочки.

Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Методы исследования:

  • биографический
  • исследовательский
  • аналитический
  • анкетирование

Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение – чк - , в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.

Различия обнаружены не только в произношении имени.

Эпизоды для сравнения

В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»

Русская народная сказка «Снегурочка»

А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса».

Рождение Снегурочки

Из комочка снега в горшочке (… я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена)

Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба

Была внучка у старика и старухи Снегурушка

Описание внешности

Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок

Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет

Нет описания

Как растёт

Растёт на радость старикам

Ни по дням, а по часам

Черты характера (отношение к родителям, к труду)

Умная, разумная

Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду.

Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка)

Плачет припеваючи

Когда и где случается несчастье со Снегурочкой

Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась…

Спасает Жучка

Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко (откликнулась эхом)

Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.

Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.

В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, б еленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.

Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька , и никто не назвал её просто внучка . Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:

Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,

В цветное платьице рядить,

Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)

Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять) . Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.

Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег ), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.

Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.

Результаты работы.

В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.

Выводы по работе.

  1. Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка как главная героиня сказки впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
  2. Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются: сравнение, гипербола, эпитет.
  3. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – история жизни Снегурочки
  4. Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка, так и Снегурочка исчезает с приходом весны. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/ А.Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
  2. Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
  3. Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:



просмотров