Биография. Вячеслав Полунин: биография, личная жизнь, интересные факты, фото Полунин биография

Биография. Вячеслав Полунин: биография, личная жизнь, интересные факты, фото Полунин биография

    Актер, клоун, мим; родился 12 июня 1950 г. в г. Новосиль Орловской области; окончил Ленинградский институт культуры; в 1968 г. создал в Ленинграде студию пантомимы, ставшей в дальнейшем Клоун мим театром "Лицедеи", по 1988 г. являлся… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 12.06.1950, г.Новосил, Курская обл.), клоун, актер. Лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); Лауреат премии «Триумф» (2000). Окончил эстрадное отделение ГИТИСа. Актер мим, клоун, автор и постановщик клоунских… … Энциклопедия кино

    - (р. 1950), российский режиссёр, мим. Основатель и руководитель клоун мим театра «Лицедеи» (1979 92). Герой Полунина Асисяй трогательно наивный мечтатель, фантазёр. Под руководством Полунина созданы спектакли «Фантазёры», «Лицедеи» (оба 1979),… … Энциклопедический словарь

    Вячеслав Иванович Полунин (12 июня 1950, Новосиль, Орловская область) актёр, режиссёр, клоун, народный артист России (2001). Содержание 1 Биография 2 Фильмография 3 Ссылки … Википедия

    Вячеслав Иванович Полунин - Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы Вячеслав работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. С третьего курса ушел … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - … Википедия

    Вячеслав Жолобов Имя при рождении: Жолобов Вячеслав Иванович Дата рождения: 3 июня 1947(1947 06 03) (65 лет) Место рождения: Москва, РСФСР … Википедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 А 1.2 В 1.3 И … Википедия

    - «ПРИВЕТ, ДУРАЛЕИ!», Россия, Госкино/Луч/Мосфильм, 1996, цв., 116 мин. Городская сказка, мелодрама. Юрий Каблуков, добросовестный мойщик московских памятников, а в недавнем прошлом филолог, проводя очередную ночь под окном бывшей жены, крепко… … Энциклопедия кино

    Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания … Википедия

12/06/2010

Актер, режиссер, клоун, народный артист России Вячеслав Иванович Полунин родился 12 июня 1950 г. в городке Новосиль Орловской области в семье работников торговли.

Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы Вячеслав работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета. С третьего курса ушел в Ленинградский институт культуры, где одновременно преподавал искусство пантомимы.

В 1968 г. во Дворце культуры им. Ленсовета Полунин создал студию пантомимы, из которой со временем вырос Клоун-мим-театр "Лицедеи". К началу 1971 г. сформировалось ядро будущего театра. В 1974 г. вышел первый спектакль, в 1975 г. – спектакль "Лицедеи". С 1981 г. театр работал на сцене Дворца молодежи в Ленинграде. За время своего существования было созданы спектакли: "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю", "Катастрофа", музыкальная миниатюра "Блю-Блю-Блю-Канари", выпущено 15 программ.

Среди программ, созданных Полуниным: "Карнавал", "Баден-Баден", "Ночь на Лысой горе", "Фантазеры", "Катастрофа", "Дьяболо", "Снежное действо".

Этапным для Полунина стал 1981 г., когда на телевизионном "Новогоднем огоньке" он выступил с новым номером "Асисяй", изображая маленького, наивного и трепетного человечка в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Его визитной карточкой стал номер "Нельзя".

В 1982 г. Полунин собрал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на "Мим-парад", а в 1985 г. – организовал в Москве Мастерскую пантомимы и клоунады, приуроченную к XII Международному фестивалю молодежи и студентов, на открытие которой по приглашению Полунина прибыли самые известные в мире клоуны, в числе которых – Джанго Эдвардс из Голландии и Франц Йозеф Богнер из Германии.

В 1987 г. Вячеслав Полунин организовал в Ленинграде Всесоюзный фестиваль уличных театров, на который съехались свыше двухсот актёров пластических и клоунских театров.

В 1988 г., отпраздновав свое двадцатилетие собственными похоронами, по случаю которых был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", театр "Лицедеи" прекратил свое существование.

В 1989 г. по инициативе Полунина был запущен уникальный проект "Караван мира" – театр на колесах, шесть месяцев устраивавший цирковые представления в городах Европы.

В 1990 г. был создан объединенный театр европейских стран "Стена".

Полунин основал "Академию дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России. В 1993 г. организовал первый фестиваль женщин-клоунесс мира с типично русским названием "Бабы-дуры".

В 1993 г. он уехал из России в цирк "Дю солей" в Канаду. С 1994 г. живет в Англии, где работает в лондонском театре "Хакни", хотя, по собственному признанию, английского языка не знает. Он ведет жизнь бродячего клоуна, побывал в странах, которые имеют очень глубокую традицию культуры, связанную с клоунадой, с комедией, с ярмарочным, народным театром. Общение со всем миром обогатило творчество Полунина.

Вячеслав Полунин снимался также в кино, в том числе и без клоунского грима: "Только в мюзикле" (1980), "Небывальщина" (1983), "И вот пришёл Бумбо" (1984), "Четыре клоуна под одной крышей" (1985), "Как стать "звездой" (1986), "Убить дракона" (1988), в лирической комедии Эльдара Рязанова "Привет, дуралеи"(1996), "Гофманиада" (2009).

В 2001 г. он организовал в России фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады – "Корабль дураков".

В 2003 г. Вячеслав Полунин привез в Москву свой спектакль "Сноу шоу" (Snow show/"сНежное шоу"), собирающий полные залы в любом городе и на любом континенте.

В январе 2010 г. в Детском музыкальном театре им. Натальи Сац состоялся юбилейный спектакль "сНежное шоу".

Вячеслав Полунин – Народный артист России (2001), лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат театральных премий: эдинбургской "Золотой Ангел" (1997), испанской "Золотой нос", премии Лоуренса Оливье, национальной независимой премии "Триумф" (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2000), лауреат премии имени К.С.Станиславского и многих других самых высоких театральных наград.

За свое шоу "Живая радуга" королевой Великобритании Вячеслав Полунин был удостоен звания "Почетный житель Лондона".

Полунин живет в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом – в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер.

Вячеслав Полунин женат, имеет троих сыновей.

В 2010 г. издательство Paulsen выпустило в Москве фотоальбом известного фотохудожника Владимира Мишукова "Полнополуние", посвященный Вячеславу Полунину.

Когда Асисяй появлялся на сцене, публика стонала от смеха. А потом наступала звенящая тишина. Каждый понимал: только что перед глазами развернулась трогательная история одинокого человека. Все выступления знаменитых «Лицедеев» были одновременно смешными и глубоко философскими. Казалось, клоун играет сам себя, но на самом деле он уже встретил свою Фудзи, готовую делить с ним смех и слезы, победы и поражения.

Рука об руку


Тоненькая и хрупкая Леночка появилась в театре, когда «Лицедеи» уже отпраздновали свое десятилетие. Ей тут же дали имя Фудзи за внешнюю похожесть на жителей Страны восходящего солнца.

Вячеслав Полунин в это время еще был женат, Галина работала с ним вместе. Со временем брак дал трещину, супруга Вячеслава ушла из театра, позже оформили развод. Теперь рядом с клоуном была Елена. Она постепенно из простой клоунессы превратилась в главного помощника и музу трогательного Асисяя.


"Лицедеи". / Фото: www.kinoword.ru

Они так много работали, что времени на официальную роспись им все время не хватало. Тогда Вячеслав и Елена приняли радикальное решение: пойти в ЗАГС и уговорить сотрудников расписать их в течение получала, без долгих ожиданий.

Они явились в ЗАГС с рюкзаками на плечах и направились сразу к администратору. Поначалу администратор решила: парочка просто шутит. Но смешной мужчина с растрепанными волосами и очаровательная девушка с ним рядом смогли ее растрогать.


Вячеслав и Елена действительно были очень убедительны, у них просто не было выбора. Если их не распишут прямо сейчас, у них может больше просто не найтись времени на все эти бюрократические церемонии. Администратор в результате сдалась, а Вячеслав и Елена теперь имели официальный статус мужа и жены.

Правда, свадьбу они отпраздновали лишь через 20 лет - только тогда у них появилось время. Во время гастролей на Гавайях Вячеслав собрал всех участников труппы на берегу океана и устроил настоящую свадьбу. Невеста была в белом платье, а жених в первом в жизни костюме. Веселье, как и положено, продолжалось до самого утра.

«Не может человек устать, когда он счастлив»


Он всегда живет в соответствии со своей мечтой. При этом мечты меняются в каждом периоде жизни. Когда он решил построить дом для своей семьи, то у него с этим понятием ассоциировались мельница, шапито и корабль. Он построил корабль в Москве, где находится их театральный центр, шапито в Петербурге - там у них квартира, и мельницу в Париже, где размещается настоящая лаборатория идей.

В Париже получился не просто дом, а место, где каждый может стать счастливым. Все комнаты Мельницы тематические. Например, комната Ностальгия украшена старыми фотографиями, а почти все предметы в ней украшены настоящими кружевами, сплетенными Еленой.


Туалет - это настоящая комната путешествий, в ней на стенах висят карты и нарисованы чемоданы, а стрелочки указывают на те места, где бывала семья. При входе в комнату путешествий гостя приветствует самый настоящий паровозный гудок.

Для внучки Мии устроена специальная волшебная комната, где есть дверь для взрослых и маленькая дверь, запирающаяся на крохотный ключик - специально для малышки. В этой комнате живут игрушки, привезенные Вячеславом Полуниным из разных городов и стран.


Приглашая гостей, семья включает их в процесс сотворчества. Если гостя поселили в тематической комнате, то он тут же становится персонажем этого пространства. Ему вручают вспомогательный реквизит и ждут приглашения на чай.

Лишь в первый вечер в удивительном доме гость просто отдыхает, затем включается в дежурства на кухне, по четвергам приглашает к себе всех домочадцев, принимая их в полном соответствии с образом своего персонажа.


Даже обеды в этом доме необычные, они цветные. Если сегодня обед зеленый, то вся еда должна быть исключительно зеленого цвета: от компота до основного блюда. Или желтого цвета на следующий день.

Законы существования на Мельнице незыблемы и созданы для того, чтоб было нескучно жить и всегда творить. По глубокому убеждению Вячеслава Полунина, в процессе творчества человек становится счастливым, а от счастья устать невозможно.

Рецепт счастья


Когда семья Полуниных бывает в разных странах, им часто приходится кочевать с квартиры на квартиру. Далеко не все соседи готовы мириться с чудачествами этой семьи. Они могут весь день пускать из окна самолетики, а потом дружно их убирать. В подростковом возрасте сын мог кататься на роликах по крыше, а Борис Гребенщиков петь песни до самого утра в их квартире. Правда, случается так, что после переезда им звонят бывшие соседи и просят вернуться, потому что без них - скучно.

Даже на работу Полунин принимает людей, ориентируясь не только на их профессиональные качества, а еще и по тому, хочется ли ему с этим человеком обниматься.


Елена Ушакова целиком поддерживает все идеи мужа, с энтузиазмом включается в их реализацию. А еще следит за тем, чтобы муж не терял телефоны, карточки, деньги.

Один из самых трогательных и известных номеров Вячеслава Полунина - миниатюра об одиночестве.


Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, работник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это теперь, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, потому что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может пойти прямо к зрителю. Или вдруг повиснет над залом невероятная огромная пауза. О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он - мим - умеет сказать все то, что нельзя сказать ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Поступить в театральный институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось учиться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену часто слишком определенному, а потому почти бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое слово должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, включая неудачу на вступительных экзаменах в театральный институт, спровоцировало интерес Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин - это целый ритуал.

Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новый, ни на кого не похожий персонаж. Так родился Асисяй - маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому, что возникла непреодолимая потребность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой весьма сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сейчас легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующе серьезный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

В.Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, включая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, который говорил, что театр через 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли великий реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: сначала речи у гроба, точнее - гробов; затем траурное шествие по улицам и, наконец, - торжественный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось чудо, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный театральный город на колесах, который бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни после...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже более семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой маленький телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, который может быть развернут где угодно.

Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина много новых задумок и планов. Это и работа совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда организовать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автомобиль - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная жизнь, импровизации бесконечные..."

В последнее время Вячеслав Полунин зачастил из Лондона в Москву. Дело в том, что давняя мечта Вячеслава Ивановича о создании в России собственного культурного центра под эгидой "Академии дураков" близка к осуществлению. Московское правительство приняло решение выделить для этого средства. Видимо, не за горами время, когда молодые дарования смогут обучаться премудростям клоунады по специальной системе Полунина. Конечно, здесь будут регулярно выступать любимый всеми Асисяй и другие известные клоуны.

Полунин очень много работает и не умеет отдыхать. Но умеет жить в удовольствие - и на сцене, и вне ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому, что по сути он, как всякий настоящий художник, и уязвим, и не очень приспособлен, и трепетен. Он - человек, создающий праздник.

Лето 1987 года. На гастролях в Анапе за несколько часов до выступления «Лицедеи» вышли на пляж прямо в клоунских нарядах и гриме.


Ошалевшие от счастья поклонники бросились к кумирам за автографами, но те, не обращая ни на кого внимания, молча промаршировали к морю. В руках палки, поддерживающие над головами голубое шелковое полотно — собственное «небо» размером 40 кв. м. Они входили в воду стройным рядом, прямо как пушкинские 33 богатыря, только вместо дядьки Черномора - Вячеслав Полунин. На пляже переполох. Но клоуны, не останавливаясь, продолжают уходить в море: вот вода им уже по грудь, по подбородок… Еще несколько секунд - и на воде остается только голубой шелк. Проходит минута, другая, пять - «Лицедеев» нет!

Как потом рассказывал Полунин, для подготовки трюка на дно моря были уложены акваланги. Погрузившись в воду, артисты надели маски и остались на дне. А загорающие, оправившись от первого шока, начали действовать: одни побежали искать спасателей, другие принялись нырять сами. Прошло, наверное, минут десять, прежде чем клоуны начали обратное движение: сначала приподнялось «небо» на палках, потом появились головы… «Лицедеи» выходили на сушу. Раздались аплодисменты.

Родился из хлама

За окном метель. Декабрь 1980 года в Ленинграде выдался холодным и снежным. Вячеслав сидит дома и сосредоточенно всматривается в зеркало. На его лице то злая усмешка, то вселенская печаль, то страшная маска. Путешествуя по зазеркалью, Полунин ищет новый образ. Накануне он позвонил на Центральное телевидение и заявил, что у него есть потрясающая миниатюра, которую обязательно нужно включить в «Новогодний огонек». Редакторы тут же пригласили его на съемки.


Полунин приврал: нового номера у него не было - он просто очень хотел участвовать в «Огоньке». До сих пор, выступая на ТВ, например в передаче «Вокруг смеха», он показывал лишь пантомимы, которые вызывали улыбку, но быстро забывались. И он искал образ, который зрителям забыть не удастся.

Он вспомнил, как в 10 лет был изум­лен, увидев немой фильм «Малыш» с . Сидел как завороженный перед телевизором и только с третьего раза услышал мамино строгое: «Пора спать». Щелчок - и вместе со светом с экрана исчез человечек в больших ботинках. Его хотелось схватить и оставить с собой, но на мальчика уже смотрела чернота, отражающая его самого, застывшего перед телевизором, и половину стоящей рядом мамы. Мальчишка ушел в свою комнату, лег на кровать, но долго не мог уснуть.

Когда вырос, пересмотрел все филь­­­мы с участием великого артиста не по одному разу. И теперь Полунину хотелось придумать что-нибудь в том же духе: смешное и грустное.

Взгляд Вячеслава привлекло яркое пятно. В зеркале он увидел висящий за спиной на вешалке желтый комбинезон - свободный, прямой, без особых прикрас. Талию должен был подчеркивать широкий черный пояс. Вспомнил: жена принесла от знакомых дизайнеров, повесила и, любуясь, пошутила:

Подруги увидят - от зависти лопнут!

Полунин поднялся и примерил его на себя… Фантазия заработала дальше: нужен белый грим. Овалы над глазами создадут эффект удивленно поднятых бровей. Чего-то еще не хватает. На туалетном столике стоит импортный дезодорант с красной крышкой. Приложил ее к носу и улыбнулся, глядя в зеркало: вот он, долгожданный новый герой.

На следующий день «желтый человечек» Славы Полунина вышел на сцену театра «Лицедеи». И из зала какой-то ребенок крикнул: «Асисяй!» Словечко понравилось. Пригодится, решил клоун. Он уже начал обдумывать будущую интермедию.

Я люблю, чтобы по дому валялись разные вещи, этакий хлам, - признавался Вячеслав. - еще Эйзенштейн говорил, что в каждой вещи хранится смысл. Как раз в те дни попался мне на глаза старый телефон, валявшийся в углу. И я вдруг подумал, что это средство связи на самом деле разъединяет людей. А потом в голову пришла идея о человеке, который звонит сам себе, делая вид, что оживленно разговаривает. Это могли быть и его воспоминания о прошлом, и несбывшиеся мечты…

Миниатюру «Телефонный разговор» Полунин и повез в Москву на «Огонек».

С тех пор мы с Асисяем неразлучны, - признается Полунин. - Он - это тот я, которым хотел бы стать.

В ЗАГС с рюкзаками

Вы можете расписать нас прямо сейчас? - спросил парень с огромным рюкзаком на плечах, заглянув в кабинет администратора ЗАГСа.


Женщина изумленно посмотрела на него, на стеснительно улыбающуюся девушку рядом и на остальных туристов, стоявших чуть дальше, у окна. - Мы давно уже вместе, но теперь хотим оформить отношения официально, - сказал Слава Полунин. - Правда, времени маловато, полчаса примерно. У нас концерт сегодня вечером.

Вы артисты?

Да, мы клоуны, - ответил он.

Администратор улыбнулась:

Так это вы просто так шутите?

Но девушка серьезно ответила:

Нет. Если мы не сделаем это сейчас, у нас так и не найдется времени…

Из ЗАГСа Слава и Лена вышли мужем и женой.

…Лену Ушакову коллеги сразу прозвали Фудзи - за то, что похожа на японку. Клоунесса-балерина - хрупкая, изящная. В нее невозможно было не влюбиться. Вот и Полунин не смог.

Он тогда уже был женат. С Галиной они прожили несколько лет, не разлучаясь ни на день, ведь она тоже работала в «Лицедеях». Но когда брак затрещал, Галина из коллектива ушла. А Лена осталась, став для Полунина со временем, как он сам говорит, «и левой, и правой рукой».

Лена лет двадцать подшучивала, говорила, что не простит мне нашу «свадь­­бу за полчаса», - смеется Вячеслав. - А я все обещал, что однажды мы отпразднуем ее как следует. И вот в канун

Нового, 2005 года «Лицедеи» отправились на Гавайские острова. Давали по два концерта в день. Но ночи-то были нашими! Там-то я и устроил свадебное торжество. Всем театром, человек 15, собрались на бесконечном пляже и веселились до утра. Лена нарядилась в белое платье, как положено невесте. А я купил костюм. Первый в жизни.

За «Блю канари» платит до сих пор

Папа, как ты придумал этот номер? Как?! - восхищенный Полунин ходит по пятам за одним из своих артистов Робертом Городецким, снова и снова спрашивая: - Нет, ну как тебе это в голову пришло?!

Папой Городецкого прозвали в коллективе как раз за возраст. Ему исполнилось уже 43, он старше Полунина на 10 лет и многие вещи видит по-другому. Перебирая дома пластинки, Роберт наткнулся на старый диск. Надпись гласила: «Мария Косева и Никола Томов, «Blue Canary» (в переводе с англ. - «грустная канарейка»).

Старую песню, написанную в начале 1950-х музыкантом Винсентом Фьорино, болгарcкий дуэт пел на плохом италь­янском, вставляя в припев английские слова.

О чем они поют, Городецкий узнал позже, когда знатоки попытались сделать перевод:

Грустная канарейка ждет напрасно,

Что вернется в гнездо тот, кто ушел далеко…

А в тот момент его зацепила музыка. Когда же зазвучал припев - «Блю, блю, блю канари», перед глазами сама собой возникла картинка: два клоуна поют, подыгрывая себе на маленьких гармошках. Третий стоит между ними с сачком - почему бы и нет? - и изум­ленно смотрит по сторонам… Присев за стол, Роберт быстро зарисовывает возникшую в воображении картинку, набрасывает эскизы костюмов. «Городецкий, а ты гений!» - сказал ему на следующий день Полунин. Номер был включен в программу, потом его показали по ТВ. Шел 1983 год.

Слава до сих пор платит мне очень хорошие авторские, - рассказывал как-то Городецкий.

Всю одежду немедленно сжечь!


25 апреля 1986 года «Лицедеи» отправились в Киев. Всю ночь они обсуждали сюжет короткометражного фильма «При пожаре звонить 01», снять который решили между концертами.

А 26-го утром помятые, невыспавшиеся ступили на перрон. Артисты проехали по городу, устроились в гостинице, а потом отправились в театр и до самого вечера репетировали. Никто понятия не имел, что в каких-то ста километрах на Чернобыльской АЭС случилась авария.

На следующее утро, облачившись в пожарную амуницию, они вышли на улицу снимать первую сцену фильма. На улице людей было удивительно мало. А какая-то женщина, не обратив внимания на грим, серьезно спросила:

А что, сынки, у нас тоже что-то взорвалось?

Услышав об аварии на какой-то станции, артисты особо не заволновались - всякое бывает. О том, что ситуация действительно серьезная, поняли, лишь когда вернулись в гостиницу и организатор гастролей начал умолять не отменять концерт. «Да, многие жители уже уехали, - говорил он, - но ведь другие-то остались. А билеты на представления раскуплены давным-давно!» Полных масштабов трагедии тогда еще не мог представить себе никто. «Лицедеи» остались в Киеве.

У нас в первый же вечер был аншлаг, - рассказывает «ТН» артист «Лицедеев» Леонид Лейкин. - На сцене театра, где мы выступали, были устроены «карманы» для декораций, от них на улицу вели запертые двери. Публика, которая не смогла достать билеты, взломала эти выходы и оказалась на сцене. Полунин решил никого не выгонять - рассадил по краю. Так мы и выступали каждый вечер. Проверяли одежду и обувь на радиацию - приборы пищали и трещали. Нам рекомендовали пить красное вино. Так и спасались. Вернувшись в Ленинград, пришли в больницу провериться. И нам сказали: всю одежду, в которой вы были там, надо немедленно сжечь.


Вместо юбилея - похороны

1987-й. Санкт-Петербург. Каждый вечер он приходит на спектакли «Лицедеев». А после, поджидая Полунина у служебного входа, крадется за ним, как какой-нибудь шпион. Выпускник ветеринарного института, лысый, несуразный, однажды он все-таки решится. Придет в студию «Лицедеев» и покажет отрывки из их же спектаклей: он их все знал наизусть. Полунин не только возьмет его в театр, но даже пустит к себе жить.

Чудная его супруга Леночка выделила в прихожей их тесной квартирки местечко, - вспоминал Анвар Либабов. - Я спал на сундуке.

1 апреля 1987 года Либабова торжественно приняли в штат клоунской труппы. А ровно через год, 1 апреля 1988-го, вместе с другими артистами Анвар принял участие в похоронах.

…Играл духовой оркестр Ленинградского военного округа. На сцене вертикально стояли три гроба. Из каждого выходили артисты, играли свои роли - лучшие номера «Лицедеев»! - и «ложились» обратно.

Так нетрадиционно отметил клоун-мим-театр собственное 20-летие. Незадолго до юбилея Полунин процитировал коллегам слова Станиславского о том, что каждый театр умирает через 20 лет существования. И объявил подготовку к похоронам.

После представления мы пронесли гробы по улице, в них были разные газетные публикации о нас, афиши, объявления, всякая макулатура, - продолжает рассказывать Либабов «ТН». - Все это подожгли и пустили по Неве. Зрелищно получилось!


Главный учитель - внучка Миа


- Миа, иди сюда! - таинственным шепотом зовет Полунин пятилетнюю внучку. - Смотри! Он дергает за веревочку, комната погружается в полумрак, а к потолку, в звездное небо, поднимается луна. Потом трогает другую веревочку - и восходит солнце. Миа хлопает в ладошки: ее дед волшебник!

Общаясь с детьми, многое можно для себя открыть, убежден Полунин. Так, например, сценку «Нельзя» («Низ-зя!») он когда-то подсмотрел у сына, когда тот разговаривал со своими игрушками. И первый спектакль «Лицедеев» - «Фантазеры» - поставил после того, как целый год наблюдал за ребятишками, игравшими на детской площадке. Когда его дети Дима, Паша и Ваня были маленькими, он с женой сначала на время представления привязывал их за кулисами. Но ни одному из его сыновей это не нравилось. И тогда Полунин решил: а пусть ползают по сцене! И дети стали частью спектакля. Зрители приходили в восторг, когда маленькие человечки гонялись за воздушными шарами, влезали на руки взрослых клоунов или… засыпали.

Для единственной обожаемой внучки Полунин устроил в своей четырехэтажной мастерской под Парижем волшебную комнату. Сюда ведут две двери: одна большая, для взрослых, вторая - маленькая, она врезана в большую, но открывается собственным ключиком. Клоун привозит в эту комнату игрушки со всех концов планеты. Здесь можно играть часами!

В мастерскую он несколько лет назад превратил старую мельницу. Есть здесь и комната «Ностальгия». На стенах висят старые фотографии. И все - каждая чашка, каждая дверная ручка - в кружевах, которые связала Елена. А туалет в мастерской - комната путешествий. На стенах нарисованы чемоданы, висят карты, на которых стрелочками отмечены страны, где побывала семья Полуниных. Когда открываешь дверь туалета, звучит паровозный гудок.


До 50 лет Полунин успел объездить весь мир. Потом сказал жене, что пора остепениться и выбрать город, в котором они хотят жить. Но у них ничего не вышло. В Санкт-Петербурге у них квартира, в Москве - театральный центр, в Лондоне - официальный офис, в Нью-Йорке - квартира. А во Франции - мастерская и… Миа.

Я ни разу не видел, чтобы она плакала, все время хохочет. Она думает, что все люди так и живут на свете, - рассказывает Вячеслав. - В этом Миа - мой учитель.

Дед и внучка часто гуляют только вдвоем. Вот и теперь они идут по Люксембургскому саду в Париже, и он рассказывает:

А ты знаешь, что я сплю только на волшебной подушке? У нее есть ручка, как у чемодана, и, засыпая, я всегда крепко за нее держусь. Вдруг мне приснится, что я лечу? И тогда я точно не упаду и не ударюсь!

Миа хохочет:

Дед, а мне ты такую подушку подаришь?

Он отвечает:

Конечно, у меня же таких четыре­!..

Фото: Геннадий Усоев, ИТАР ТАСС, РИА «Новости»

Вячеслав Полунин

Знак зодиака: Близнецы

Семья: жена - Елена, актриса; дети - Дмитрий (29 лет), технический директор театра Полунина, Павел (28 лет), музыкант, Иван (23 года), артист театра Полунина; внучка - Миа (5 лет)

Образование: окончил Ленинградский институт культуры им. Крупской, эстрадное отделение ГИТИСа

Карьера: в 1968 году организовал мим-театр «Лицедеи». В 1991 году стал артистом канадского Cirque du Soleil. В 1993 году собрал новую труппу. Организатор «Мим-парада» (1982), Всесоюзного фестиваля уличных театров (1987), Первого всесоюзного фестиваля «Конгресс дураков» (1988), европейского фестиваля уличных театров «Караван мира» (1989). Поставил 30 шоу-спектаклей: «Фантазеры» (1969), «Чурдаки» (1982), «Дьябло» (1999), «сНЕЖНОЕ шоу» (2000), «Воздушные замки» (2007) и др. Снялся в фильмах: «Только в мюзик-холле» (1980), «Небывальщина» (1983), «Как стать звездой» (1986), «Привет, дуралеи!» (1996) и др.

Народный артист России. За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила его звания «Почетный житель Лондона»



просмотров