Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты. Конспект урока по литературе В.Г.Короленко. Слово о писателе."В дурном обществе". Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести

Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты. Конспект урока по литературе В.Г.Короленко. Слово о писателе."В дурном обществе". Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести

Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

Цель работы школьной мастерской – подготовить рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Какое впечатление произвел на вас городок Княжье-Вено?
  • Какое здание было лучшим архитектурным украшением города?
  • Где находился старинный замок, принадлежавший графскому роду?
  • Какие легенды ходили вокруг него?
  • Кто обитал в замке? Почему старыйЯнуш получил право решать, кому жить в нем?
  • Где нашли себе пристанище изгнанники из замка?
  • Чем выделялся среди «дурного общества» ТыбурцийДраб?
  • Почему Вася – сын судьи – оказался в обществе обездоленных?
  • При каких обстоятельствах происходит знакомство Васи с детьми Тыбурция?
  • Что притягивает Васю к новым друзьям?
  • Как Вася относится к тому, что Валек ворует еду для голодной сестры?
  • Почему дети испугались, когда Тыбурций застал их за играми?
  • Как относятся к Васе взрослые члены «дурного общества»?
  • Как Вася пытается помочь заболевшей Марусе?
  • Почему героя не выпускают из дома после пропажи куклы?
  • Как изменились отношения отца и сына после того, как Тыбурций вернул куклу и сообщил о смерти Маруси?
  • Как судья помогает отверженным в опасную для них минуту?
  • Почему Вася и Соня, покидая родной город, произносят свои обеты на могиле Маруси?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

«Повесть Короленко “В дурном обществе” автобиографична. В частности, в ней описывается город Ровно, где учился в гимназии будущий писатель.

Совершенно особая ситуация детских лет жизни В.Г. Короленко, связанная с двойственностью его социального положения (дворянин по происхождению, фактически – разночинец), национальной принадлежности (мать – полька, отец – украинец), способствовала формированию у него редкого человеческого таланта, без которого немыслим и талант писателя, – умения встать на точку зрения другого человека и увидеть мир сквозь призму его понятий, принципов, представлений.

Отсюда же происходит и исключительная чуткость Короленко, необычайная мягкость, доброта и одновременно твердость, непримиримость взглядов и мнений, решительность поступков, когда честь и совесть писателя требовали однозначных оценок и конкретных действий».

(А.Г. Горнфельд )

  • Что такое «автобиография»? Почему повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» называют автобиографической? Обратитесь к словарю!
  • Что способствовало формированию у писателя в детстве редкого человеческого таланта?
  • В чем он проявлялся?

II.Задания для создания эвристической ситуации:

«В повести Короленко затрагивает такие вечные темы, как дружба, любовь, добро, сопереживание. Она раскрывает тяжелую жизнь бедных людей, существующих в условиях бесправия и нищеты, которые, несмотря ни на что, знают и умеют ценить дружбу и отзывчивость, обладая многими качествами, которых зачастую не хватает более успешным людям». (Ю.И. Айхенвальд )

  • Какие, на ваш взгляд, добрые поступки совершил Вася, познакомившись с детьми Тыбурция?
  • Что такое «сопереживание»? Кто из героев повести испытывает это чувство?
  • Как вы думаете, какими качествами обладают бедные люди, и каких – не хватает более успешным людям? Приведите примеры из повести В.Г. Короленко.

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«“В дурном обществе” Короленко рисует колоритные образы бродяг, стремящихся к независимости, воле, он воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества и солидарности». (М.А. Соколова )

  • Назовите имена бродяг, образы которых рисует Короленко в своем произведении. Кто из них произвел на вас большее впечатление?
  • Согласны ли вы с М.А. Соколовой в том, что писатель воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества? Приведите примеры.

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Тыбурций, находящийся на самом дне жизни, – носитель поэзии, гордости, независимости». (Г.А. Вялый )

  • Чем необычен был человек по имени ТыбурцийДраб?
  • Как вы понимаете выражение «дно жизни»?
  • Согласны ли вы с тем, что Тыбурций – «носитель поэзии, гордости, независимости»?
  • В чем проявлялась любовь Тыбурция к своим детям?

2. «Замечательного мастерства достигает писатель в создании портрета. С необычайной глубиной передает он психологию человека, тончайшие оттенки его душевных переживаний». (М.А. Соколова )

  • Как в портретах Валека и Маруси проявляется авторское отношение к героям?
  • Для чего в портретах Маруси и Сони автор использует прием контраста (противопоставления)?
  • Кому из героев «В дурном обществе» принадлежит следующий портрет?

«Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум».

  • Почему мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе Тырбуция?

IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы :

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«В повести Короленко есть такая сцена. Дети играют в жмурки в подземелье. Но вдруг игра прерывается самым неожиданным образом. Внезапно вошедший хозяин и глава этого подземного мира нищий бродяга пан Тыбурций хватает героя рассказа, сына городского судьи, Васю, за ногу: “Сильная рука приподняла меня с полу, и я повис в воздухе вниз головой. Повязка с глаз моих спала”.

Нечто подобное будет происходить с героями Короленко, только не в прямом, а в переносном смысле. В силу тех или иных обстоятельств персонажи рассказов писателя часто попадают в такое положение, когда окружающий их мир, люди, события, привычные взгляды и мнения вдруг открываются для них с совершенно иной точки зрения, освещаются непривычным светом, поворачиваются такой своей стороной, о существовании которой они и не подозревали. И тогда “повязка падает с их глаз”. Но это значит не только то, что они узнали нечто неизвестное им ранее или увидели то, что было скрыто от них. С этого момента начинается самопознание героев Короленко.

Взглянуть на мир и самого себя глазами представителей “дурного общества” и многое увидеть заново, переоценить и переосмыслить Васе удалось благодаря некоторой двойственности своего социального поведения. Он – сын известного в городе судьи, но ведет жизнь уличного мальчишки, почти бродяги.

Усвоенные Васей нравственные принципы и правила поведения, оказывается, совсем не являются бесспорными для его новых друзей. Более того, становясь на точку зрения Маруси и Валека, мальчик и сам инстинктивно понимает, что даже такая бесспорная для него истина, как “нехорошо воровать”, для его друзей не только не обязательна, но имеет прямо противоположный смысл. И когда Вася вспоминал, например, как его голодная подруга ела ворованное мясо, он, вопреки усвоенным им взглядам, “радовался ее радостью и радостью Валека”.

Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного, прежде абсолютно недоступного для него. Например, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Новые друзья, подчеркивает Короленко, кроме того, “указали мне на моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него”, и Вася узнает, что отец – один из самых честных людей в городе. “Теперь я носил в себе целый мир смутных вопросов и ощущений”, – говорит о себе рассказчик, что, по мнению Короленко, является предпосылкой “более сложной точки зрения на мир”, чем та уверенность в справедливости собственных взглядов и мнений, которая была у него до знакомства с “дурным обществом”».

(Б.В. Аверин )

  • Какой глубокий смысл скрывается за выражением «повязка упала с глаз моих»?
  • Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе, «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
  • Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Коллективное выполнения задания:

1.Каким вы представляете Васю? Попробуйте словесно нарисовать его портрет.

2.Сформулируйте обеты (обещания), которые давали Вася и Соня на могиле Маруси.

3. Каким человеком вы видите взрослого Васю? Чему он посвятит свою жизнь?

4. Напишите сочинение на тему «Взрослая жизнь Васи, героя повести В.Г. Короленко “В дурном обществе”».

5. Подготовьте рассказ от лица Васи на тему: «Какие вопросы и ощущения появились у меня, когда я подружился с Валеком и Марусей?»


украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель

Владимир Короленко

Краткая биография

Влади́мир Галактио́нович Короле́нко (27 июля 1853, Житомир - 25 декабря 1921, Полтава) - украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведённом на Украине, и ссылкой в Сибирь.

Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902, с 1918).

Детство и юность

Короленко родился в Житомире в семье уездного судьи. Согласно семейному преданию, дед писателя Афанасий Яковлевич (1781-1860) происходил из казацкого рода, восходившего к миргородскому казачьему полковнику Ивану Королю; сестра деда Екатерина Короленко - бабушка академика Вернадского .

Житомирский дом, в котором прошли детские и ранние юношеские годы В. Короленко, с 1972 года - музей

Отец писателя, суровый и замкнутый и вместе с тем неподкупный и справедливый, Галактион Афанасьевич Короленко (1810-1868), имевший на 1858 г. чин коллежского асессора и служивший житомирским уездным судьёй, оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлён писателем в его знаменитом рассказе «В дурном обществе ». Мать писателя, Эвелина Иосифовна, была полькой, и польский язык был в детстве для Владимира родным.

Могила отца и младшей сестры писателя В. Г. Короленко. г. Ровно, Украина

У Короленко был старший брат Юлиан, младший - Илларион и две младшие сестры - Мария и Эвелина. Третья сестра, Александра Галактионовна Короленко, умерла 7 мая 1867 года в возрасте 1 года и 10 месяцев. Похоронена в г. Ровно.

Владимир Короленко начал учёбу в польском пансионе Рыхлинского, затем учился в Житомирской гимназии, а после того как отец был переведён по службе в Ровно, продолжил среднее образование в Ровенском реальном училище, окончив его уже после смерти отца. В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

Революционная деятельность и ссылка

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции. В Кронштадте молодой человек зарабатывал на жизнь чертёжной работой.

По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В июле 1879 года в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни „искателя“». Этот рассказ Короленко первоначально предназначал для журнала «Отечественные записки», однако первая проба пера оказалась неудачной - редактор журнала М. Е. Салтыков-Щедрин вернул молодому автору рукопись со словами: «Оно бы и ничего… да зелено… зелено очень». Но ещё весной 1879 года по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключён из института и выслан в Глазов Вятской губернии.

Литературный дебют в журнале «Слово», 1879, № 7

3 июня 1879 года вместе с братом Илларионом писатель в сопровождении жандармов был доставлен в этот уездный город. Писатель оставался в Глазове до октября, пока в результате двух жалоб Короленко на действия вятской администрации его наказание не было ужесточено. 25 октября 1879 года Короленко был отправлен в Бисеровскую волость с назначением жительства в Березовских починках, где он пробыл до конца января 1880 года. Оттуда за самовольную отлучку в село Афанасьевское писатель был выслан сначала в вятскую тюрьму, а затем в Вышневолоцкую пересыльную тюрьму.

Из Вышнего Волочка отправлен в Сибирь, но возвращен с дороги. 9 августа 1880 года вместе с очередной партией ссыльных он прибыл в Томск для дальнейшего следования на восток. Находился на ныне ул. Пушкина , 48.

«В Томске нас поместили в пересыльную тюрьму, большой каменный одноэтажный корпус, - вспоминал впоследствии Короленко. - Но на следующий день в тюрьму явился губернаторский чиновник с сообщением, что верховная комиссия Лорис-Меликова, рассмотрев наши дела, постановила освободить несколько человек, а шестерым объявить, что они возвращаются в пределы Европейской России под надзор полиции. В их числе оказался и я…»

С сентября 1880 года по август 1881 года жил в Перми в качестве политического ссыльного, служил табельщиком и письмоводителем на железной дороге. Давал частные уроки пермским учащимся, в том числе дочери местного фотографа Марии Морицовне Гейнрих, ставшей впоследствии женой Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В марте 1881 года Короленко отказался от индивидуальной присяги новому царю Александру ІІІ и 11 августа 1881 года был выслан из Перми в Сибирь. Вторично прибыл в Томск в сопровождении двух жандармов 4 сентября 1881 года и был доставлен в так называемый тюремный замок, или, как его именовали арестанты, «Содержащую» тюрьму (ныне перестроенный 9 корпус ТПУ на улице Аркадия Иванова, 4).

Срок ссылки в Сибири отбывал в Якутии в Амгинской слободе. Суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

Литературная карьера

В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885-1895) - период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нём заговорила читающая публика всей Российской империи.

В январе 1886 года в Нижнем Новгороде Владимир Галактионович женился на Евдокии Семёновне Ивановской, которую давно знал; с ней он проживёт всю оставшуюся жизнь.

В. Г. Короленко. Нижний Новгород, 1890-е годы.

В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы », в которую вошли сибирские новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. В произведении описывается тяжёлое положение кустарей-металлистов села, задавленных нищетой.

Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара » (1885), «В дурном обществе » (1885) и «Слепой музыкант » (1886). В них Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведённом на Украине, обогащённые наблюдениями, философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжёлые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя, полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стала повесть «Без языка » (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

В 1895-1900 годах Короленко живёт в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство » (главный редактор с 1904 года). В этот период публикуются новеллы «Марусина заимка » (1899), «Мгновение » (1900).

В 1900 году писатель поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В 1905 году построил дачу на хуторе Хатки, и до 1919 года проводил здесь с семьёй каждое лето.

В последние годы жизни (1906-1921) Короленко работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника », которое должно было обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Произведение осталось незавершённым. Писатель умер, работая над его четвёртым томом, от воспаления легких.

Похоронен в Полтаве на Старом кладбище. В связи с закрытием этого некрополя 29 августа 1936 года могила В. Г. Короленко была перенесена на территорию Полтавского городского сада (теперь это Парк «Победа»). Надгробный памятник выполнен советским скульптором Надеждой Крандиевской.

Публицистика и общественная деятельность

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности. Он разоблачал голод 1891-1892 годов (цикл эссе «В голодный год »), привлёк внимание к «Мултанскому делу», обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с малороссийскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия », 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление », 1910).

Владимир Короленко. Портрет И. Е. Репина.

В своей литературной общественной деятельности обращал внимание на угнетённое положение евреев в России, был их последовательным и активным защитником.

В 1911-1913 годах Короленко выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев. Именно В. Г. Короленко был автором обращения «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев», которое было опубликовано 30 ноября 1911 года в газете «Речь», и перепечатано другими печатными органами и вышло отдельным изданием в 1912 г.

В 1900 году Короленко наряду с Львом Толстым , Антоном Чеховым, Владимиром Соловьёвым и Петром Боборыкиным был избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, но в 1902 году сложил с себя звание академика в знак протеста против исключения из рядов академиков Максима Горького . После свержения монархии Российская академия наук в 1918 году избрала Короленко почётным академиком повторно.

Отношение к революции и гражданской войне

В 1917 году А. В. Луначарский говорил, что на должность первого президента Российской Республики подходит Короленко. После Октябрьской революции Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко - гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому » (1920) и «Письмах из Полтавы » (1921).

Короленко и Ленин

В. И. Ленин впервые упомянул о Короленко в своей работе «Развитие капитализма в России» (1899). Ленин писал: «сохранение массы мелких заведений и мелких хозяйчиков, сохранение связи с землей и чрезвычайно широкое развитие работы на дому, - всё это ведёт к тому, что весьма многие „кустари“ в мануфактуре тяготеют ещё к крестьянству, к превращению в мелкого хозяйчика, к прошлому, а не к будущему, обольщают ещё себя всяческими иллюзиями о возможности (посредством крайнего напряжения работы, посредством бережливости и изворотливости) превратиться в самостоятельного хозяина»; «для единичных героев самодеятельности (вроде Дужкина в „Павловских очерках“ Короленко) такое превращение в мануфактурный период ещё возможно, но, конечно, не для массы неимущих детальных рабочих». Ленин, таким образом, признавал жизненную правдивость одного из художественных образов Короленко.

Вторично Ленин упомянул о Короленко в 1907 году. С 1906 года в печати стали появляться статьи и заметки Короленко об истязаниях малороссийских крестьян в Сорочинцах действительным статским советником Филоновым. Вскоре после публикации в газете «Полтавщина» открытого письма Короленко с разоблачениями Филонова, Филонов был убит. Началась травля Короленко за «подстрекательство к убийству». 12 марта 1907 года в Государственной думе монархист В. Шульгин назвал Короленко «писателем-убийцей». В апреле того же года в Думе должен был выступать представитель социал-демократов Алексинский. Для этого выступления Ленин написал «Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе». Упомянув в нём сборник статистических материалов департамента земледелия, обработанных неким С. А. Короленко, Ленин предостерёг от смешения этого лица со знаменитым однофамильцем, имя которого недавно было упомянуто на заседании Думы. Ленин отметил: «Обработал эти сведения г. С. А. Короленко - не смешивать с В. Г. Короленко; не прогрессивный писатель, а реакционный чиновник, вот кто этот г. С. А. Короленко».

Есть мнение, что сам псевдоним «Ленин» был выбран под впечатлением от сибирских рассказов В. Г. Короленко. Об этом пишет исследователь П. И. Негретов со ссылкой на воспоминания Д. И. Ульянова.

В 1919 году Ленин в письме к Максиму Горькому подверг резкой критике публицистическую работу Короленко о войне. Ленин писал:

«Интеллектуальные силы» народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов неправильно. За образец возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (д е л а м и, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной горки) и гибели десятков тысяч…

В 1920 году Короленко написал шесть писем Луначарскому, в которых критиковал внесудебные полномочия ЧК по вынесению смертных приговоров, а также призывал отказаться от идеалистической политики военного коммунизма, которая разрушает народное хозяйство, и восстановить естественные экономические отношения. По имеющимся данным, инициатива контакта Луначарского с Короленко исходила от Ленина. Согласно воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича, Ленин надеялся, что Луначарский сумеет изменить негативное отношение Короленко к советскому строю. Встретившись в Полтаве с Короленко, Луначарский предложил, чтобы тот писал ему письма с изложением своих взглядов на происходящее; при этом Луначарский неосторожно пообещал опубликовать эти письма вместе со своими ответами. Однако на письма Луначарский не ответил. Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году они были опубликованы в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. О том, что Ленин читает письма Короленко к Луначарскому, 24 сентября 1922 года сообщалось в «Правде».

Псевдонимы

  • Архивариус;
  • В. К.;
  • Вл. К.;
  • Гм-гм;
  • Журналист;
  • Зритель;
  • Зырянов, Парфён;
  • И. С.;
  • К-енко, В.;
  • К-ко, Вл.;
  • Кор., В.;
  • Кор., Вл.;
  • Кор-о;
  • Кор-о, Вл.;
  • Корол., Вл.;
  • Кор-ский, В. Н.;
  • Король, Вл.;
  • Летописец;
  • Маленький человек;
  • Н. А.;
  • Н. О.;
  • Незваный, Андрей;
  • Не-статистик;
  • Нижегородец;
  • Нижегородский сотрудник «Волжского вестника»;
  • О. Б. А. (с Н. Ф. Анненским);
  • Обыватель;
  • Пассажир;
  • Полтавец;
  • Провинц. наблюдатель;
  • Провинциальный наблюдатель;
  • Простодушный читатель;
  • Прохожий;
  • Старожил;
  • Старый читатель;
  • Тентетников;
  • П. Л.;

Семья

  • Был женат на Евдокии Семёновне Ивановской - революционерке-народнице.
  • Двое детей: Наталья и Софья. Ещё двое умерли во младенчестве.
  • Сёстры жены П. С. Ивановская, А. С. Ивановская и брат жены В. С. Ивановский - были революционерами-народниками.

В. Г. Короленко в кругу своей семьи. Слева направо: Евдокия Семёновна - жена В. Г. Короленко, Владимир Галактионович и его дочери - Наталья и Софья.

Оценки

Современники высоко ценили Короленко не только как писателя, но и как человека и как общественного деятеля. Обычно сдержанный И. Бунин сказал о нём: «Радуешься тому, что он живёт и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь. Когда жил Л. Н. Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко». А. Луначарский после Февральской революции высказал мнение, что именно Короленко следовало бы стать президентом российской республики. У М. Горького Короленко вызывал чувство «непоколебимого доверия». Горький писал: «Я был дружен со многими литераторами, но ни один из них не мог мне внушить того чувства уважения, которое внушил В[ладимир] Г[алактионович] с первой моей встречи с ним. Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день». А. Чехов отзывался о Короленко так: «Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек. Идти не только рядом, но даже за этим парнем - весело».

Библиография

Издание произведений

  • Собрание сочинений в 6-ти переплетах. - СПб., 1907-1912.
  • Полное собрание сочинений в 9-ти томах. - Пг.: Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1914.
  • Полное собрание сочинений, тт. 1-5, 7-8, 13, 15-22, 24, 50-51; Посмертное изда­ние, ГИЗ Украины, Харьков - Полтава, 1922-1928.
  • Сибирские очерки и рассказы, ч. 1-2. М., Гослитиздат, 1946.
  • Собрание сочинений в 10-ти томах. - М., 1953-1956.
  • В. Г. Короленко о литературе. М., Гослит­издат, 1957.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. - М., 1960-1961.
  • Собрание сочинений в 6-ти томах. - М., 1971.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. - Л., Художественная литература, 1989-1991.
  • История моего современника в 4-х томах. - Л., 1976.
  • Владимир Короленко . Дневник. Письма. 1917-1921. - М., Советский писатель, 2001.
  • Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917-1921 гг. - М., 2002.
  • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. 1914-1916. - 2011. - 352 с. - 1000 экз. ;
  • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 2. 1917-1918. - 2012. - 448 с. - 1000 экз. ;
  • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 3. 1919-1921. - 2013. - 464 с. - 1000 экз. ;
  • Неизданный В. Г. Короленко (1914-1921): дневники и записные книжки. - М.: Пашков дом, 2013. - Т. 1. 1914-1918. - 352 с.
  • Неизданный В. Г. Короленко (1914-1921): дневники и записные книжки. - М.: Пашков дом, 2013. - Т. 2. 1919-1921. - 400 с.

Экранизации произведений

  • Долгий путь (СССР, 1956, режиссёр Леонид Гайдай).
  • Полесская легенда (СССР, 1957, режиссёры: Петр Василевский, Николай Фигуровский).
  • Слепой музыкант (СССР, 1960, режиссёр Татьяна Лукашевич).
  • Среди серых камней (СССР, 1983, режиссёр Кира Муратова).

Музеи

Вид на дачу от входа в музей.
Посёлок Джанхот (Краснодарский край)

  • Дом-музей «Дача Короленко» находится в посёлке Джанхот, километрах в 20 юго-восточнее Геленджика. Основное здание было построено в 1902 году по чертежам писателя, а хозяйственные помещения и здания достраивались на протяжении нескольких лет. В этой резиденции писатель жил в 1904, 1908, 1912 и 1915 годах.
  • В Нижнем Новгороде на базе школы № 14 работает музей, в котором собраны материалы по нижегородскому периоду жизни писателя.
  • Музей в городе Ровно на месте Ровенской Мужской гимназии.
  • На родине писателя, в городе Житомире, в 1973 году открыт дом-музей писателя.
  • В Полтаве существует Музей-усадьба В. Г. Короленко - дом, в котором писатель прожил последние 18 лет жизни.
  • Ландшафтный заказник общегосударственного значения «Дача Короленко». Полтавская область, Шишакский район, село Малый Перевоз (бывший хутор Хатки). Здесь писатель отдыхал и работал летом с 1905 года.
  • Виртуальный музей В. Г. Короленко

Память

Библиотеки имени В. Г. Короленко

  • Харьковская государственная научная библиотека имени В. Г. Короленко
  • Черниговская областная универсальная научная библиотека имени В. Г. Короленко
  • Глазовская публичная научная библиотека имени В. Г. Короленко
  • Библиотека № 44 имени В. Г. Короленко в Москве
  • Библиотека в Ижевске
  • Воронежская областная библиотека для слепых имени В. Г. Короленко
  • Курганская областная специальная библиотека имени В. Г. Короленко
  • Районная библиотека № 13 в Перми
  • Центральная библиотека в Геленджике
  • Детская библиотека № 6 в Санкт-Петербурге
  • Библиотека № 26 в Екатеринбурге
  • Библиотека-филиал № 11, г. Запорожье
  • Детская библиотека в Новосибирске
  • Центральная библиотека в Мариуполе
  • Центральная районная библиотека им. В. Г. Короленко Нижегородского района в Нижнем Новгороде
  • Павловская центральная библиотека им. В. Г. Короленко. Павлово, Нижегородская область
  • Полтавский педагогический университет им. В. Г. Короленко.
  • Полтавская школа №10 1-3 ступеней им. В. Г. Короленко

Улица Короленко

Другие учреждения

  • В 1961 году Государственному русскому драматическому театру Удмуртии в Ижевске присвоено имя В. Г. Короленко, выступившего в качестве защитника удмуртских крестьян в Мултанском деле. О событиях дела поставлен спектакль «Русский друг».
  • В 1973 году на родине писателя в Житомире установлен памятник (скульптор В. Винайкин, архитектор Н. Иванчук).
  • Имя Короленко присвоено Полтавскому государственному педагогическому институту, школам в Полтаве и Житомире, Глазовскому государственному педагогическому институту.
  • Средней общеобразовательной школе № 14 в Нижнем Новгороде
  • Учебно-воспитательному комплексу им. В. Г. Короленко в Харькове
  • Школе № 3 в Керчи
  • Школе № 2 в г. Ногинске (Подмосковье)
  • Имя было присвоено пассажирскому теплоходу СССР.
  • В 1977 году малая планета 3835 была названа Короленко.
  • В 1978 году к 125-летию писателя установлен памятник возле дачи в селе Хатки Шишакского района Полтавской области.
  • В 1990 году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.

Тема: В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Цели урока:
– обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
– развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

– воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Тип урока:

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Оборудование : компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

    ( + ) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

    (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

    ( + ) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

    (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

    (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

    ( + ) Маруся очень отличалась от Сони.

    (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

    (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

    (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

    (+) Маруся заболела осенью.

    (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

    (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13) . Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
(О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
(Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

2. Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?
(Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.)
(Слайд 17.)

3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
(Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

3. Каково его выражение?
(Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
(Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
(Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия (Слайд 19) .

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

    Доволен ли ты тем, как прошел урок?

    Сумел ли ты получить новые знания?

    Ты был активен на уроке?

    Ты сумел показать свои знания?

VIII. Домашнее задание (Слайд 20) . Три варианта письменных заданий (по выбору):

    Рассказ старых стен часовни.

    Рассказ старых стен замка.

    Рассказ старого замка.

Владимир Галактионович Короленко, чью краткую биографию мы сегодня рассмотрим — это писатель средины 19 начала 20 вв. Он был замечательным русским автором, работал в журналистике, был публицистом. Его творчество изучают в школе, поэтому Короленко и его краткая будет полезна для детей.

Короленко Биография. Кратко самое главное

Давайте сейчас познакомимся кратко с биографией Короленко, останавливаясь более подробно на его детстве, творчестве и интересных фактах из его жизни.

Владимир Короленко биография: детские годы

Жизненный путь и краткая биография Короленко, которого изучают в 5 классе, начинается в 1853 году в Житомире. Именно там в семье уездного судьи родился в июле будущий писатель. Его мать — полячка, поэтому будущий писатель с рождения знал польский. Начальные знания он получает в местной гимназии, а после переезда в Ровно, поступает в училище. Вообще детство и отрочество Владимира прошли в небольших городках, где окружали его польская, еврейская и украино-русская народности. Они и отразятся в будущем в его творчестве, где переплелись польская романтичность с украино-русским колоритом, поэтичностью и задушевностью.

После училища мальчик поступает в Петербурге в технический институт. На тот момент отец его умер, оставив семью без денег. Мальчику приходится терпеть лишения и голодать. Позже мать добьется переезда сына в Москву, где он станет в 1874 году стипендиатом в земледельческой академии. Но его оттуда исключают из-за участия в студенческих движениях. Его высылают в Кронштадт. По возвращении в Петербург в 1877 году он становится студентом горного института. Позже его и отсюда исключат, выслав в Глазов, а за отказ присягнуть Александру Третьему его вышлют в Сибирь.

Литературное творчество

Если говорить о его творческой биографии, то первая литературная деятельность пришлась, когда он учился в горном институте. Первое его произведение называлось Эпизоды из жизни искателя. Данную новеллу он пишет в 1879 году. Однако основное его творчество пришлось на период с 1885 по 1895 гг. За этот промежуток времени он пишет знаменитое произведение Сон Макара, позже будут и другие не менее замечательные работы, среди которых Без языка, написанный во время путешествия писателя по другим странам.

Его работы переводились на иностранные языки и были признаны по всему миру.

Короленко живет сначала в Петербурге, а потом переезжает в 1900 году в Полтаву. Там он продолжает писать новеллы, а на последних годах жизни пишет автобиографическую работу История моего современника. Умер В.Г. Короленко в 1921 году.

Если останавливаться на интересных фактах в биографии писателя, то стоит сказать, что родился он в Украине, там же и получил начальное образование.

Владимир Галактионович Короленко – русский писатель, общественный деятель, публицист и журналист.

Родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец писателя был суровым уездным судьей и коллежским асессором. Мать была родом из Польши, отчего писатель с детства в совершенстве знал польский язык. Начальное образование Короленко получил в Житомирской гимназии, затем семья переехала в Ровно, где он поступил в местное училище.

После смерти отца Короленко поступил в Технологический институт в Петербурге, который не смог завершить из-за материальных трудностей. В 1874 году он перевелся в землевладельческую академию в Москве, где обучался на основе стипендии. В связи с тем, что писатель в юности участвовал в народнических движениях, он был исключен и выслан в Кронштадт. В 1877 году он вернулся в Петербург и поступил в Горный институт. Примерно в это же время началась его литературная карьера.

Первая новелла В. Г. Короленко, «Эпизоды из жизни “искателя”» появилась в 1879 году. Весной того же года, по подозрению в революционной деятельности, его вновь исключили из учебного заведения и выслали в Глазов. А когда в 1881 году он отказался от присяги Александру III, был выслан на несколько лет в Сибирь. Наиболее плодотворными для писателя стали 1885-1895 годы. Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). .

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стал рассказ «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.



просмотров